Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные психологические теории.




Наибольшее влияние на развитие психологии в ХХ столетии в основном оказали две теории: “бихевиоризм” и “фрейдизм”. Пер­вая возникла в Америке, вторая - в западной Европе. Не видя даль­нейших перспектив для развития психологии в рамках интроспек­тивного исследования явлений сознания, некоторые американские психологи переключили свое внимание на исследование поведения животных и человека. Этому также способствовало то обстоя­тельство, что к этому времени оформилась рефлекторная тео­рия нервной деятельности, в рамках которой ученые пытались объяснить поведение животных и человека.

Основателем нового направления в психологии считается Д. Уотсон, книга которого под названием “Психология с точки зре­ния бихевиориста” вышла в 1913 г. Название новой теории “би­хевиоризм” происходит от английского слова “бихевиор”, что в переводе на русский язык означает “поведение”.

Уотсон считал, что психология должна стать естественно­научной дисциплиной, что ее предметом должно стать только то, что непосредственно воспринимается, т. е. поведение, что сознание не может быть предметом науки, так как оно недоступ­но для объективного изучения.

Он писал: “...психология должна... отказаться от субъектив­ного предмета изучения, интроспективного метода исследова­ния и прежней терминологии. Сознание с его структурными эле­ментами, неразложимыми ощущениями и чувственными тона­ми, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением -все это только фразы, не поддающиеся определению”1.


Цель науки - выявить причины появления и функционирования по­ведения человека и животных. Основной причиной поведения, полагал Уотсон, являются внешние стимулы, при действии которых организм отвечает определенными двигательными реакциями. Связь между сти­мулом и реакцией может быть как врожденной, так и приобретенной. Осо­бенно большое значение бихевиористы придавали изучению законов об­разования новых связей между стимулом и реакцией, так как это давало бы возможность объяснить усвоение новых форм поведения.

В основном бихевиористы проводили эксперименты на животных, используя методику “проблемного ящика”. Животное, посаженное в “проблемный ящик”, могло выйти из него, только нажав на запираю­щее устройство. Появление новых форм поведения происходило путем проб и ошибок. Сначала животное случайно нажимало на рычаг, зак­рывающий дверцу, затем, при многократном повторении движения, при­водящего к успеху, закреплялось, в результате чего между стимулом и реакцией устанавливалась прочная связь. Так упрощенно объясняли бихевиористы процесс научения новым формам поведения как живот­ных, так и человека, не видя между ними никакой принципиальной раз­ницы. Все отличия между животным и человеком они усматривали только в том, что количество стимулов и реакций у человека значи­тельно больше, чем у животных, так как наряду с природными сти­мулами человек подвергается воздействию социальных, в том чис­ле и речевых стимулов.

Главная задача ученого, считали бихевиористы, научиться по стимулу определять реакцию, а по реакции - действующий стимул. В действительности это оказалось невозможным, так как один и тот же стимул может вызвать разные реакции, а одну и ту же реакцию - разные стимулы. Это происходит потому, что связь между стимулом и реакцией устанавливается посредством психики. Стимул вызывает ту или иную реакцию, только отра­жаясь в психике.

Это обстоятельство должны были признать впоследствии “необихевиористы”. Так Э. Толмен писал, что связи между сти­мулами и реакциями являются не прямыми, а опосредствуются “промежуточными переменными”, под которыми он понимал пси­хологические факторы, такие как цели, ожидания, намерения, гипоте-1 Утсон Дж. Психология как наука о поведении. Госиздат Украины, 1926, с. 3.


ты (образы). О их наличии в поведении свидетельствуют такие при­знаки как: возникновение поведения без внешних стимулов, длитель­ное поведение без новых стимулов, изменение поведения до того как стимулы начинают действовать или продолжают действовать, улучшение результатов поведения в процессе повторения.

Появление кибернетики, информатики, компьютеров привело к возникновению так называемой когнитивной психологии. Стало ясно, что объяснение поведения посредством только стимулов и реакций является недостаточным. Результаты, полученные при действии вы­числительной машины, зависят не только от исходных данных, введен­ных в машину, но и от того, какая программа была заложена в нее. То же самое и по отношению к человеку. Его поведение зависит не только от того, какие стимулы действуют на него, но и от того, как они обра­батываются посредством когнитивных (познавательных) процессов, на базе которых функционирует сознание человека.

В Западной Европе развитие психологии в ХХ веке пошло по иному пути. В Германии возникло новое направление в психологии, получившее название “гештальтизм”. Сторонники этого направления М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка и др. подошли критически как к ассоциативной, так и к поведенческой психологии. Они доказывали, основываясь на своих исследованиях, что невозможно объяснить психику и поведение, расчле­нив их на простейшие элементы: ощущения и реакции.

Психика и поведение, утверждали они, не могут быть сведены к изолированным элементам, так как они имеют целостный характер. Целостные структуры в психике и в поведении существуют изначаль­но и они не разложимы на отдельные элементы. Психические явления (образы, мысли, чувства) и акты поведения (действия и поступки) не могут быть сведены к отдельным впечатлениям и механическим дви­жениям типа проб и ошибок, а характеризуются целостностью и охва­том всей ситуации, в которой находится животное или человек.

Исследования гештальтпсихологов внесли много ценного в разра­ботку проблем восприятия, памяти, мышления, личности и межлично­стных отношений. Но гештальтистов критиковали за то, что они непра­вомерно свели психику и поведение только к целостным структурам, отбросив отдельные элементы, несмотря на то, что они существуют в действительности.


Одновременно с этими направлениями в Западной Европе возник­ла еще одна теория, которая получила название “фрейдизм” или “пси­хоанализ”. Создатель этой теории З. Фрейд выделил в структуре пси­хики человека три сферы: сознание, предсознание и бессознательную психику. Основное внимание он уделил последней сфере, создав тео­рию и практику использования бессознательных психических явлений в целях психотерапии. Так как Фрейд назвал свой метод лечения не­врозов психоаналитическим, то его учение получило второе название -“психоанализ”.

В основе его теории лежит аналитический подход к структуре психики и к возникновению и взаимодействию психических явлений разного уровня. Содержание всех сфер зависит от той информации, ко­торая идет из внешнего мира и внутренних состояний организма. Сна­чала вся информация поступает в древнюю бессознательную психику, которая отражает и регулирует врожденные реакции организма. Ин­формация, отражающая и регулирующая более сложные акты поведе­ния, поступает в более позднюю - предсознательную психику. И, нако­нец, информация, имеющая социальный характер, поступает в самое позднее образование психики - сознание.

Каждая сфера характеризуется своими особенностями. Основ­ным свойством бессознательной психики является ее большой энерге­тический заряд, определяющий действенный характер ее влияния на поведение человека. Второй особенностью этой сферы является то, что информация, накапливаемая в ней, с трудом поступает в сферу со­знания, в связи с работой двух механизмов: сопротивления и вытесне­ния. Это объясняется тем, что между сознанием и бессознательной психикой существуют бескомпромиссные противоречия. Содержани­ем бессознательной психики, по Фрейду, являются желания и влече­ния, главными из которых являются сексуальные влечения, содержа­нием же сознания являются моральные принципы и другие социальные установки, с точки зрения которых инстинктивные влечения являются постыдными и не должны пропускаться в сознание. Но они, обладая большой энергетической силой, все же прорываются в сознание, кото­рое хотя и старается вытеснить их в сферу бессознательного, но они остаются там, принимая искаженную форму. Они-то и являются, по Фрейду, причиной невротических симптомов, которые должны быть под­вергнуты анализу и устранены посредством специальных терапевти-


ческих приемов: свободных ассоциаций, анализа сновидений, создания мифов, путем отстранения и т. д.

Методы психоанализа широко используются в психотерапии, но теоретические положения Фрейдизма подвергаются критике за биоло-гизацию психики человека, за недооценку роли сознания, которое, по меткому замечанию критиков, стало полем битвы, где в смертельной схватке сошлись старая дева и сексуально помешенная обезьяна.

Последователи Фрейда “неофрейдисты” Адлер, Фромм и др., со­хранив веру в особую роль бессознательного в психике человека и в наличие у него отрицательных комплексов, все же должны были при­знать решающее влияние социальных факторов на психику и поведе­ние человека. Так Фромм считал, что там, где подавляется личность, возникают патологические явления в психике: мазохизм, некрофилия (стремление к разрушению), садизм, конформизм и др.

Особое место в психотерапии занимает система Р. Хаббарда1, создавшего “Дианетику” - современную науку, как он пишет, душевно­го здоровья. Хотя сам Хаббард нигде не упоминает, что его теорети­ческие положения и методы восстановления душевного здоровья свя­заны с Фрейдом, но вся теория и практика воздействия на психику по­строена на приоритете бессознательного.

Книга Хаббарда “Дианетика” была опубликована в 1950 г. и сразу завоевала широкую известность в мире, за исключением нашей стра­ны. У нас она появилась только в 1993 г. Очевидно, по идеологическим причинам, его книга раньше не только не издавалась, но и нигде не упоминалась и не рецензировалась. Характерной особенностью “Ди­анетики” является широкий охват проблем, связанных с психикой человека, стремление связать теоретические вопросы с практикой восстановления душевного здоровья без физического вмешатель­ства, исключительно только средствами психотерапии.

Главная цель психотерапии Хаббарда, как он пишет, - это клир. Клир - это человек в его оптимальном душевном состоянии. Клир об­ладает в полном объеме всеми теми психическими свойствами и ка­чествами, которые обеспечивают ему наиболее благоприятное суще­ствование в обществе. Не - клир - это аберрированный человек с иска­женной психикой. Он может стать клиром посредством дианетической терапии. В основе аберрации, искажающей психику, лежат инграммы -записи в клетке всех тех воздействий, которые пагубно влияют на пси-


хическое развитие человека. Инграммы возникают, начиная с прена-тального периода, в течение всей последующей жизни. Они вводят в ум человека искаженную информацию, которая вызывает расстрой­ство нормальной психической деятельности. Для того, чтобы вернуть душевное здоровье человеку, необходимо стереть инграмму посред­ством специальных терапевтических воздействий. К ним относятся: ревери - готовность пациента воспроизвести травмирующие события прошлого с закрытыми глазами, релиз - отключение человека от труд -ностей и болезненных эмоций, рестимуляция - восстановление в памя­ти событий прошлого, напоминающих настоящее, рикол - повторное вос­крешение ощущений из прошлого, драматизация - дублирование содер­жания информации в инграмме в настоящее время, метод репитера -возвращение пациента назад по траку времени для повторного контак­та с инграммой и др.

В теоретическом плане Хаббард считал, что главной целью жизни человека является выживание. Он описал четыре динами­ки выживания. Первая динамика - это стремление к выживанию ради самого себя. Вторая динамика связана с сексуальной дея­тельностью, рождением и воспитанием детей. Третья динамика направлена на выживание больших групп людей, народов, на­ций. Четвертая динамика связана с выживанием всего челове­ческого рода. Абсолютная цель выживания - это стремление к бессмертию или к бесконечному выживанию человека как орга­низма, его духа, продолжение себя в своих детях и во всем человече­стве.

Хотя Хаббард считает, что “Дианетика” - это наука, од­нако в ней имеет место много неясных и спорных положений. Так, например, Хаббард утверждает, что человек подверга­ется аберрации с момента зачатия и пациент может восстано­вить травмирующие события с этого момента. Как же это возможно? Ведь он был тогда клеткой. На это Хаббард отве­чает, что “человеческая душа вселяется в сперматозоид и яй­цеклетку в момент зачатия” и клетка является разумной. Как же “разумная” клетка может воспринимать травмирующие воздействия? Ведь у нее нет органов чувств и она не обладает экстрасенсорными ощущениями! Не найдя ответа на эти воп-1 Хаббард Л. РОН. Дианетика. М., 1993.


результат работы “фабрики лжи”, которым подсказывали окружа­ющие о тех событиях, которые имели место в то время. Таким об­разом, научная достоверность показаний пациентов является сомни­тельной.

Проблема бессмертия человека стала привлекать в после­днее время внимание ученых как в Америке, так и в других стра­нах. Изучением вопроса о возможности жизни после смерти на­чали заниматься в 70-х годах такие ученые как: Р.А. Муди, Э.Кублер-Росс, и К. Гроф, Л. Уотсон, К. Ринг, Р.В. Аманьян, Р. Альмедер, Ч. Фиоре, А. Ландсберг. В 1990 г. в нашей стране была напечатана книга “Жизнь после смерти”, где были опубли­кованы фрагменты из работ этих авторов.

Возможность существования души человека после смерти сторонники этой теории доказывают на основе многочисленных фактов. О бессмертии души существуют верования с древних времен у всех народов. В некоторых странах, как, например, в Индии, существует вера в переселение душ после смерти. При­водятся множество свидетельств о фактах такого переселения. Описано много фактов о перемещении людей из того места, где они находятся в данный момент, в другое. Существует много фактов об отделении души от тела во время реанимации в кли­нике и возвращение ее назад. Удалось сфотографировать при помощи высокочувствительного аппарата прозрачное тело шаровид­ной формы, отделившееся от тела человека. Были записаны на магни­тофоне голоса людей после их смерти.

Таким образом, представления древних философов о бессмер­тной душе снова появились в научных исследованиях.

Психология в России.

В дореволюционной России существовали психологические теории как идеалистического, так и материалистического направ­ления. В государственных учебных учреждениях господствова­ла субъективная идеалистическая психология. В то же время силь­ными были и материалистические традиции в психологии, зало­женные в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтере­ва. Этими учёными были открыты новые механизмы нервной


ведения животных и человека. В своих работах они отстаивали объективный принцип изучения психической деятельности, отвер­гая субъективный подход как не научный.

В послереволюционной период возникли новые психологические теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной теории. Так, К.Н. Корнилов разрабатывал “реактологию”, М.Я. Басов - теорию поведе­ния, В.М. Бехтерев - “рефлексологию”. В работах других ученых ис­пользовались элементы бихевиоризма, гештальтизма и психоанализа.

В 1936 г. после постановления ЦК ВКПБ “О педологических из­вращениях в системе Наркомпроса” все существовавшие психологи­ческие теории были объявлены ненаучными, буржуазными.

С этого времени советская психология стала развиваться исключи­тельно тольк о на основе Марксизма-Ленинизма и философии диалекти­ческого материализма. Это обстоятельство оказало как положительное, так и отрицательное влияние на развитие советской психологии. Это по­влияло на разработку тех теоретических положений, которые легли в ос­нову всех психологических исследований в последующее время.

Первое основополагающее теоретическое положение заключалось в том, что психика рассматривалась как свойство высокоорганизован­ной материи - мозга, заключающееся в отражении окружающей дей­ствительности. Такое понимание сущности психики, с одной стороны, давало возможность правильно объяснять назначение психики, а с другой стороны, исключало даже возможность постановки вопроса о суще­ствовании психики независимо от человека.

Второе положение заключалось в том, что формы проявления пси­хической деятельности причинно обусловлены. Принцип детерминиз­ма, который был провозглашен философами-материалистами, давал возможность научно объяснить психику и поведение человека и жи­вотных в зависимости от условий существования: у животных - биоло­гическими условиями, у человека - социальными. Однако при конкрет­ном объяснении психики человека, в соответствии с идеологическими установками, приоритет отдавался не общечеловеческим, а классовым условиям существования, в связи с чем считалось, что психология гос­подствующих классов не совместима с психологией угнетенных, и что между ними существуют непримиримые противоречия.

Третье положение гласило, что развитие психики происходит не спонтанно (самопроизвольно), а в результате деятельности человека.


В соответствии с этим положением считалось, что психика человека не может быть врожденной, она целиком и полностью зависит от обу­чения и воспитания. Отсюда доказывалась необходимость воспитания человека с новыми психическими свойствами и качествами, кото­рые должны формироваться в процессе построения коммунистичес­кого общества. Но жизнь не подтвердила этих прогнозов.

Благодаря работам многих психологов, психология в нашей стра­не достигла немалых успехов и заняла достойное место в мировой пси­хологической науке. Л.С. Выготский создал теорию культурно-истори­ческого развития высших психических функций, получившую призна­ние в мировой психологии. С.Л. Рубинштейн создал капитальный труд “ Основы общей психологии”, обобщивший достижения отечественной и мировой психологии. В.Г. Ананьев внес существенный вклад в иссле­дование чувственных познавательных процессов и в разработку воп­росов психологии человекознания. А.Н. Леонтьев является автором теории развития психики в фило- и онтогенезе. А.Р. Лурия известен как нейропсихолог, исследовавший многие анатомо-физиологические ме­ханизмы высших психических функций. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин внесли большой вклад в разработку детской психоло­гии. А.А. Смирнов и П. И. Зинченко являются авторами трудов по проблемам памяти. Б.Ф. Ломов впервые в отечественной пси­хологии стал известен как автор работ по инженерной психоло­гии. Можно было бы назвать еще много психологов, внесших большой вклад в развитие отечественной психологии.

В настоящее время в отечественной психологии происходит критическая переоценка методологических и теоретических ус­тановок, идет поиск новых способов организации исследований по психологии, создания условий для сближения теоретической и практической психологии, уделяется большое внимание органи­зации психологической службы на производстве, в учебных за­ведениях и в клинических учреждениях.

Литература Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.


Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зару­бежной психологии. М., 1974.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...