Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы исследования психических явлений.




Методы, применяемые в психологии, - это приемы и спосо­бы, которые дают возможность получить новые факты для на­учного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений. Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.

Наблюдение представляет собой такой способ изучения пси­хики, когда исследователь непосредственно воспринимает пове­дение и деятельность личности, не вмешиваясь в их протекание. Наблюдение может быть внешним и внутренним.

Внешние наблюдение проводится за другими людьми, ког­да исследователь может без особых затруднений собрать дан­ные о психической деятельности человека, следя за его пове­дением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является мало­эффективным и нерезультативным.

Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое вклю­ченное наблюдение. С этой целью исследователь, осуществляю­щий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны пове­дения и психики людей которые имеют сугубо интимный харак­тер. Так, например, известный американский писатель Джек Лондон направился в Англию для того, чтобы изучить жизнь людей в наиболее бедных кварталах Лондона. Там он снял у одной женщины комнату, переоделся в платье малообеспечен­ного человека и исчез на несколько месяцев. В течение этого времени он жил среди людей, опустившихся на дно общества.


Наблюдение может быть свободным и специально организован­ным. Свободное наблюдение имеет место в обычной обстановке и имеет чаще всего житейский характер. Это необходимо делать для того, чтобы осуществлять совместную деятельность, правильно стро­ить поведение в сложившейся ситуации и, в конечном итоге, достичь нужных результатов. Такое наблюдение дает возможность в общем плане понять желания и стремления людей, их мысли, взгляды и пси­хические особенности личности. Однако неорганизованное наблюде­ние является бессистемным, поверхностным, а отсюда и малорезуль­тативным.

Специально организованное наблюдение является всегда це­ленаправленным и заранее спланированным. В процессе наблюде­ния ведутся подробные протокольные записи, которые потом об­рабатываются и интерпретируются. На основе полученных посред­ством наблюдения данных у исследователя возникает гипотеза о психологических особенностях личности человека. Для того, что­бы избежать субъективизма, наблюдение может вестись несколь­кими исследователями в различных жизненных ситуациях, при осу­ществлении личностью разнообразных видов деятельности. Полу­ченный таким образом материал дает возможность составить обоб­щенную независимую характеристику.

Наряду с внешним наблюдением за другими людьми возмож­но наблюдение и за собственной личностью. Такого рода само­наблюдение не следует смешивать с интроспекцией, так как че­ловек, в данном случае, не заглядывает внутрь себя, а лишь кон­статирует те психические явления, которые у него возникают. Причем, он может дать о них отчет только после того, как они проявятся. Если же он попытается наблюдать их в момент воз­никновения, то они исчезают, так как появляется новая цель - не проявлять психическую деятельность, а наблюдать за ней. Са­монаблюдение дает лишь первичный, сырой материал для ана­лиза присущих личности психических явлений, дает лишь пищу для размышления по поводу своеобразия их протекания в дан­ный момент. Эту способность человека размышлять о своей соб­ственной психической деятельности в современной психологии называют - рефлексией.

Благодаря рефлексии человек получает возможность более рационально организовывать и осуществлять как практическую, так и познавательную теоретическую деятельность. Особенно большое значение это имеет при обучении и воспитании учащихся. На


лексии ученик способен не только понять самого себя, оценить свои положительные и отрицательные качества, но и осуществлять саморе­гулирование и самовоспитание своей личности. Одним из своеобраз­ных методов психологического исследования является опрос. Он при­меняется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседова­ния. Прежде всего он должен уметь создать атмосферу непринужден­ности и вызвать доверие у собеседников. Большое значение имеет так­же умение поддержать беседу, варьируя вопросы, но не отклоняясь от основной темы. На ход беседы оказывают большое влияние не только содержание ответов, но и их подтекст, а также интонация, мимика и пантомимика участвующих в беседе. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помога­ющие понять психическое состояние собеседника.

Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психичес­кие явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, на­сколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставлен­ные вопросы.

В современной психологии широкое применение находит ме­тод - тестов. Тесты имеют преимущество диагностический ха­рактер. Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику. Тесты при­меняются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт харак­тера и свойств темперамента.

Тесты представляют собой набор стандартизированных, вы­веренных испытаний, результаты которых определенным обра­зом интерпретируются. В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор те­стов. Для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания, по результатам выполнения кото­рых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллек­туальных и других качеств личности и о степени ее готовности выпол-


При изучении психических свойств личности используются тесты-оп­росники, отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера. С целью определения отрица­тельных психических свойств, которые по мнению испытуемых им не присущи, применятся проективные тесты. Посредством этих тестов создается неопределенная ситуация, в которой может оказаться чело­век, и для выхода из которой он должен проявить определенные поло­жительные или отрицательные качества. Решая за этого человека за­дачу, испытуемый наделяет его такими качествами, которые присущи ему самому, т. е. проецирует свои качества на другого человека и тем самым обнаруживает их у себя.

Наиболее важное значение в психологических исследованиях име­ет эксперимент. Применяя этот метод, исследовать сам создает усло­вия, при которых начинает проявляться интересующее его психичес­кое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных. Изменяя условия эксперимента, исследовать получает возможность установить причины, вызвавшие функционирование изучаемого яв­ления.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент дает воз­можность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Экс­перимент этого типа применяется при изучении психических про­цессов, состояний и свойств для определения их интенсивности, устойчивости и скорости их возникновения. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он про­водится в искусственных лабораторных условиях и вызыва­ет неестественное поведение испытуемых.

В естественном эксперименте этот недостаток устраняет­ся, так как здесь исследование проводится в привычной обста­новке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой зани­мается обычно испытуемый.

Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии. Впервые этот вид эксперимента был предложен А.Ф. Лазурским, который использовал его для


школьника. Если такой эксперимент проводится в условиях педаго­гического процесса и решает задачи психологического исследова­ния, то он тогда называется психолого-педагогическим эксперимен­том. Такой эксперимент не только констатирует наличие у учащих­ся определенных психологических особенностей, но и является ус­ловием формирования новых психических свойств и качеств, необ­ходимых для осуществления более сложных видов учебных дей­ствий. Каждый учитель должен уметь проводить психолого-педа­гогический эксперимент как с отдельными учащимися, так и со всем классом, особенно в тех случаях, когда он применяет новые мето­ды обучения и воспитания.

Наиболее результативным является комплексное исследо­вание, проведенное не одним, а несколькими методами. Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначаль­ной предварительной информации, на основе которой выдвига­ется гипотеза о возможном наличии интересующего исследова­теля психического явления. Затем, чтобы убедиться в правиль­ности гипотезы, применяется тестирование, которое дает возмож­ность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику. При слабой выраженности психического явления, необходимого для осуществления какой-либо деятельности, проводится формиру­ющий эксперимент. Поскольку формирование нужного качества является сложным и длительным процессом, то для этого приме­няется многосерийный всеусложняющийся эксперимент. Успех эксперимента зависит от эффективности применяемой методи­ки, которая должна моделировать основные параметры деятель­ности и те качества, которые должны проявляться при ее выпол­нении. Когда результаты эксперимента удовлетворяют исследо­вателя, делается новый срез при помощи тестирования.

Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки де­лаются выводы теоретического и практического характера. Достовер­ность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.


Литература Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. М., 1982. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. М., 1988. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...