Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетирование на предприятиях сферы услуг: назначение, методы обоснования бюджетов по структурным подразделениям.




Бюджетирование – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Бюджетирование – представляет собой процесс разработки финансовых планов и смет по структурным подразделениям предприятий и по основным видам деятельности.

Целью бюджетирования является повышение эффективности работы предприятия за счет:

Ø целевой ориентации и координации всех событий на предприятии

Ø выявления рисков и снижения их уровня

Ø повышения гибкости, приспособляемости к изменениям

Ø планирования и принятия управленческих решений на основе оценки и сопоставления конечных финансовых результатов;

Ø оценки финансовой состоятельности предприятия, как в настоящем, так и будущем;

Ø укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия и собственникам капитала;

Ø оценки экономической целесообразности осуществления того или иного вида бизнеса не только в настоящем, но и будущем, что позволяет своевременно реструктурировать бизнес.

 

Бюджетирование базируется на управленческом учёте и носит конфиденциальный характер.

Принципы бюджетирования: непрерывность, конфиденциальность, унифицированность форматов, процедур и регламентов; бездефицитность бюджета, контролируемость, распределение ответственности за формирование бюджетов между структурными подразделениями.

Основная категория – бюджет. Бюджет – план, охватывающий все стороны деятельности предприятия, позволяет сопоставлять планируемые и фактические показатели деятельности предприятия сферы услуг на предстоящий период времени как в целом, так и с разбивкой на минимальные бюджетные периоды.

Бюджеты разрабатываются с целью:

- прогнозирования финансовых результатов и установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности как для отдельных структурных единиц, так и по видам бизнеса и в целом по предприятию;

- установления лимитов наиболее важных расходов;

- обоснования экономической целесообразности того или иного бизнеса, вида деятельности;

- установления границ финансирования различных видов бизнеса по источникам;

- обеспечения постоянного контроля (мониторинга) за финансовым состоянием предприятия за счёт оперативного обеспечения информацией руководителя об эффективности предпринимаемых решений в структурных подразделениях;

- создания возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных видов бизнеса;

- роста эффективности использования ресурсного потенциала, находящегося в распоряжении предприятия или его отдельных структурных единиц, повышения ответственности руководителей различного уровня за их рациональное использование;

- укрепления финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации;

- оптимизации структуры вложения капитала (активов).

Бюджеты на предприятии классифицируются на следующие категории:

Виды бюджетов:

Ø Сводный бюджет предприятия (мастер-бюджет) – генеральный бюджет организации, представляющий собой развернутый прогноз будущих финансовых операций.

Ø Основные – предоставляют финансовое состояние предприятия на определенную дату. Содержат информацию о существенных событиях, которые могут повлиять на принятие экономических и управленческих решений менеджмента предприятия. Включают в себя: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств; бюджет прибылей и убытков; расчетный баланс. Традиционно период времени – 1 год, минимум – 1 квартал.

Ø Операционные – детализируют информацию основных бюджетов, с целью повышения точности прогнозных данных. На предприятии выделяются следующие оперативные бюджеты: производства, продаж, расходов, привлеченных средств, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов. Традиционно период времени – 1 год, минимум – 1 месяц.

Ø Вспомогательные: бюджет налогов, бюджет инвестиций, бюджет товарных запасов.

Ø Специальные: бюджет распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов, прогрессии.

Формат бюджетов должен быть унифицирован, но отражать специфику того или иного бюджета или бизнеса.

Организация внутрифирменного бюджетироивания на предприятии предполагает выполнение следующих мероприятий:

1. Определение технологии бюджетирования, в которую входит порядок расчётов бюджетов по различным направлениям деятельности, а также инструментарий бюджетирования, включая виды и форматы бюджеты, принципы бюджетирования; система целевых показателей и нормативов; порядок консолидации бюджетов различных структурных единиц и функционального назначения;

2. Организация бюджетирования, предполагающая формирование центров учёта и бюджетирования; создание регламента разработки бюджета; организация его исполнения и механизма контроля; определение временного интервала бюджета; распределение функций и ответственности между уровнями управления по разработке и исполнению бюджета; график документооборота; система внутренних нормативных и распорядительных документов (положений и т.д.).

3. Информационно – методическое обеспечение бюджетирования, предусматривающее постановку сплошного управленческого учёта, в рамках которого в любое время можно получить оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов в разрезе видов бизнеса и по структурным подразделениям; выработку требований к исходной информации и методами её сбора и обработки.

 

Применение бюджетирования в организации возможно при следующих условиях:

- финансовая отчётность по структурным подразделениям и видам бизнеса может быть структурирована и выделена в самостоятельный объект управления;

- бюджеты структурных единиц консолидируются по форматам, методике, организации в сводный бюджет организации;

- управленческий учёт позволяет получать достоверную информацию о состоянии дел на предприятии по бюджетам различных уровней и видам деятельности.

Для организации реализации бюджетов целесообразно определить центры финансовой ответственности, где концентрируется информация о планах, факте, отклонениях и принимаются решения о корректировке или стимулировании реализации бюджетов.

На основе разработки и реализации бюджетов возможно провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений или видов бизнеса. В соответствии с этим принимается решение об уровнях финансирования различных видов бизнеса, а также осуществляется постоянный контроль за исполнением бюджетов и эффективности бизнеса. При этом вся система планирования строится на сопоставлении затрат и результатов в денежном выражении по каждому виду бизнеса или территориальной структурной единице. Поэтому система бюджетов позволяет заблаговременно оценить последствия реализуемой стратегии по развитию того или иного виду бизнеса, т.е. финансовую состоятельность вида бизнеса. На основе разработки бюджетов по видам бизнеса и структурами можно установить лимиты ресурсов и нормативы рентабельности по отдельным видам товаров или услуг. Такое бюджетирование создаёт возможность оценить инвестиционную привлекательность того или иного вида бизнеса. Создание системы лимитов и нормативов позволяет осуществить постоянный мониторинг направлений и эффективности использования финансовых средств, что повышает финансовую дисциплину и формирует условия стимулирования более эффективную работу структурных подразделений.

 

Продуктовый баланс, его содержание, назначении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...