Структура производственной практики
7.2.Обязанности и права руководителей производственной практики Руководители практики из числа профессорско-преподавательского состава института, организующие проведение практики (далее – руководитель практики от института), с учетом целей и задач производственной практикиобязаны: подготовить и утвердить у начальника кафедры план-задание на производственную практику (Приложение 1); обеспечить проведение необходимых организационных мероприятий перед началом практики; информировать руководителя принимающей организации о пройденной обучающимися программе обучения и уровне их подготовки; – согласовать время, тематику и объем работы обучающегося в период прохождения практики; – оказывать методическую помощь руководителю практики от принимающей организации по вопросам организации работы обучающегося;
– оказывать обучающемуся методическую помощь в составлении индивидуального плана (задания) прохождения практики; – контролировать вместе с руководителем практики от принимающей организации осуществление обучающимся запланированных мероприятий; – изучать профессиональные и другие личные качества обучающегося, уровень его подготовки и отношение к работе; – совместно с руководителем практики от принимающей организации подводить итоги и оценку работы обучающегося; – информировать руководителя принимающей организации о прохождении практики, об имеющихся недостатках в ее организации и проведении и о своих предложениях по их устранению; – участвовать вместе с руководителем практики от принимающей организации в обсуждении отчетов обучающихся и окончательных итогов практики; – предоставлять на факультет в течение 15 дней после проведения аттестации по итогам защиты отчетов практики отчет о результатах. имеют право: ставить перед руководством факультета вопросы об устранении недостатков в организации и прохождении практики; вносить предложения о поощрении руководителей практики от учреждения (организации) и обучающихся. Руководители учреждений (организаций): назначают непосредственного руководителя практики от принимающей организации из числа опытных практических работников, либо возглавляют руководство лично. проводят инструктаж обучающихся, ознакомление их с оперативной обстановкой, задачами и функциями учреждения (организации), их структурой, внутренним распорядком, требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности; утверждают индивидуальный план-задание прохождения практики, составленный непосредственным руководителем практики от принимающей организации; создают для обучающихся надлежащие условия, необходимые для эффективной отработки программы практики; обеспечивают организацию изучения обучающимся действующих в подразделении нормативных правовых актов по режиму работы, делопроизводству, задачам и компетенции органа; предоставляют обучающимся в пределах программы и полученного задания на производственную практику возможность знакомиться с необходимыми документами и материалами;
рассматривают и утверждают (подписывают) составленные непосредственным руководителям практики отзывы (характеристики) на обучающихся за период прохождения ими практики; обеспечивают безопасные условия прохождения практики, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда; осуществляют общее руководство и контроль за ходом и качеством проведения практики; обобщают результаты практики и подводят ее итоги; утверждают характеристику обучающегося, подготовленную непосредственным руководителем практики, и отчет обучающегося, согласованный с непосредственным руководителем практики. Непосредственные руководители практики от учреждения (организации): составляют индивидуальный план-задание прохождения практики знакомят обучающихся с оперативной обстановкой, характером осуществляют повседневное руководство работой обучающихся; контролируют выполнение обучающимися индивидуальных планов практики и ведение дневников; проводят воспитательную работу с обучающимися; анализируют работу обучающихся и оказывают им помощь не позднее, чем за три дня до окончания практики, составляют согласовывают отчеты обучающихся по результатам прохождения практики; организуют подведение итогов практики и обеспечивают участие вносят предложения руководителю учреждения (организации) и представителю учебного заведения о совершенствовании организации и прохождения практики. изучают уровень теоретической и практической подготовки, деловые и психологические качества обучающихся. Способствуют развитию у них чувства уважения к выбранной специальности, ответственности за порученное дело, самостоятельности, инициативы, повышению его правовой культуры.
Руководитель практики должен проверить у обучающегося дневник, отчет, подготовленные копии документов и иные материалы, прежде чем выдать ему характеристику о прохождении практики.
7.3. Обязанности и права обучающихся при прохождении производственной практики Перед прохождением практики обучающийся должен изучить программу практики и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики. Как при подготовке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникающим вопросам обращаться к действующему законодательству, производственной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати, особенно к судебной и арбитражной практике. Перед началом практики обучающиеся должны: получить у методиста направление в организацию, где планируется прохождение практики, с указанием всех реквизитов этой организации и Ф.И.О. руководителя практики со стороны принимающей организации; явиться в назначенные день и время на общее организационное собрание, которое проводится перед началом практики; получить от преподавателя индивидуальное задание по практике и необходимые инструкции и консультации. Обучающиеся, самостоятельно определившие места прохождения практики, в том числе и в других населенных пунктах, обязаны перед выездом получить консультацию от руководителя практики от института по выполнению индивидуального задания, разъяснения по всем вопросам практики. Во время прохождения практики поддерживают в установленные дни контакты с руководителем практики от института, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или неясностей сообщают о них незамедлительно; изучают действующие в подразделении нормативно-правовые акты по функциональному предназначению, режиму работы, делопроизводству, структуре данного органа, организации деятельности и взаимодействию с другими государственными органами; изучают порядок прохождения служебных документов в подразделении; реализуют плановые мероприятия, предусмотренные программой практики; обобщают вопросы правового регулирования по направлениям работы органа исполнительной власти, тем самым закрепляют полученные теоретические знания, приобретают навыки практической работы юриста; собирают и обобщают материалы, необходимые для подготовки курсовой, выпускной квалификационной или иной научной работы;
ведут ежедневный учет выполнения программы практики в дневнике и накапливают материал для составления отчета. В дневнике могут быть приведены выдержки из проектов нормативных правовых актов, заключений по результатам проведенных юридических действий, ответов и разъяснений на жалобы и заявления граждан, обращений и запросов депутатов и должностных лиц; на основе данных, отраженных в дневнике, составляют отчет о проделанной работе и представляют его руководителю практики от института для подведения итогов практики. Обучающиеся, не выполнившие программу практики и получившие отрицательный отзыв или оценку «неудовлетворительно» при защите отчета, направляются повторно на практику в период каникул. Обучающиеся, не выполнившие программу практики повторно, подлежит отчислению из института. Обучающиеся имеют право: обращаться за помощью к руководителям практики от института, от принимающей организации, непосредственного руководителя практики от принимающей организации по вопросам, составляющим содержание программы практики, по вопросам о недостатках в организации и проведении производственной практики; знакомиться с нормативными актами, служебными и иными документами, находящимися в производстве учреждений, а также архивными делами и другими материалами в объеме заданий, определяемых программой производственной практики и индивидуальными планами; вносить предложения руководителям практики о совершенствовании присутствовать с разрешения руководства учреждений на служебных совещаниях; изучать и обобщать положительный опыт работы учреждения (организации); информировать руководителей практики о случаях использования обучающихся для выполнения обязанностей, не предусмотренных программой и индивидуальным планом прохождения практики. Обучающиеся обязаны: добросовестно выполнять намеченные индивидуальным планом-заданием мероприятия и указания руководителей практики, вести дневник практики (Приложение 3); перед окончанием практики составить отчет о проделанной работе (Приложение 4); представить в установленные сроки на кафедру ГрПД планирующую и отчетную документацию по практике (план, дневник, отчет), а также характеристику, оформленные надлежащим образом; пройти процедуру защиты результатов практики на кафедре ГрПД; соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, организации, в которых он проходит практику; строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; выполнять отдельные поручения руководителя практики (практического работника), если это соответствует целям и задачам практики; не разглашать сведения, содержащие государственную, служебную, личную, семейную, коммерческую тайну, ставшие ему известными при прохождении практики; выполнять программу производственной практики.
В характеристике обучающегося рекомендуется отразить: 1. Где (учреждение, правоохранительный орган) и в какие сроки студент проходил практику, количество часов, отработанных студентом во время практики. 2. Степень выполнения программы и индивидуального плана прохождения практики. 3. Знание практикантом законов и других нормативно-правовых актов, умение применять их в практической деятельности. 4. Отношение практиканта к выполнению своих обязанностей, краткий перечень и оценка выполненных заданий. 5. Дисциплинированность, исполнительность, умение общаться в коллективе. 6. Уровень интеллектуального и культурного развития, творческая активность, эрудированность. 7. Общий вывод об итогах практики и оценка деятельности практиканта по пятибалльной системе. Дневник, отчет и характеристика заверяются гербовой или приравненной к ней печатью учреждения, в котором студент проходил практику. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике При прохождении производственной практики используются следующие технологии: установочные лекции руководителя практики в институте; ознакомительные беседы с руководителем практики по месту ее прохождения об организации работы учреждения (организации), руководстве данного учреждения, а также ознакомление с порядком делопроизводства; наблюдение за работой сотрудников учреждения (организации) в области оформления различных юридических документов; анализ нормативных правовых актов: обучающемуся рекомендуется изучить нормативные акты, определяющие организацию деятельности учреждения (организации), организацию и содержание работы; анализ конкретных ситуаций при выполнении заданий программы практики; мастер-класс руководителя практики по месту ее прохождения (или другого практического работника) по решению сложных вопросов, возникающих в ходе прохождения производственной практики. В зависимости от характера выполняемой работы, обучающиеся должны использовать научно-исследовательские и научно-производственные технологии, связанные с поиском и обработкой правовых источников: наблюдение, беседа, сбор, первичная обработка, систематизация и анализ материалов, описание полученного на практике опыта в отчете, а также специальные методики проведения научных и практических исследований Содержание производственной практики у мирового судьи Руководство производственной практикой у мирового судьи осуществляется мировым судьей, помощником мирового судьи. При прохождении производственной практики у мирового судьи обучающийся: - изучает нормативно-правовые основы деятельности мирового судьи – действующее федеральное законодательство о деятельности мировых судей, законодательство субъекта РФ в области деятельности мирового судьи, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ; - знакомится с функциями мирового судьи, помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания; - знакомится с организацией работы аппарата мирового судьи; - знакомится с порядком делопроизводства на судебном участке мирового судьи; - присутствует при приеме от граждан заявлений, исковых заявлений, ходатайств, жалоб; - изучает гражданские, административные, уголовные дела, находящиеся в производстве мирового судьи, а также дела, сданные в архив; - знакомится с судебной статистикой; - изучает материалы дел, назначенных к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам; - присутствует при рассмотрении мировым судьей гражданских, административных, уголовных дел, обращая при этом внимание на категории (виды) рассматриваемых дел и особенности их рассмотрения (сколько дел было рассмотрено за время прохождения практики, какие категории дел, круг лиц, участвующих в судебном разбирательстве, виды изученных процессуальных документов (приговор, решение, определение и др.); - анализирует выступления прокурора, представителя/защитника (адвоката, юрисконсульта), других участников процесса в судебных заседаниях; - анализирует правовые вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дел, докладывает судье свое мнение относительно того, как надлежит разрешить дело по существу; - анализирует справедливость и обоснованность принятого судебного акта, устанавливает правильность правовой оценки совершенного деяния (по административным и уголовным делам), соблюдение принципа равенства сторон и состязательности; - по возможности, старается выделить спорные, проблемные моменты, возникающие в судебной практике, найти пробелы в праве, установить нарушения действующего законодательства, допущенные судьей и другими участниками процесса; - параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания, по желанию может составлять проекты иных процессуальных документов (копия протокола по одному из дел, проект жалобы и решения по ней, проекты иных процессуальных документов приобщаются к отчету о прохождении производственной практики); - выполняет любые иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков. По результатам прохождения производственной практики на судебном участке мирового судьи обучающийся должен знать правовые основы деятельности мировых судей; знать и уметь определять положение мировых судей в судебной системе России; знать иные судоустройственные основы деятельности мировых судей (порядок создания и упразднения участков мировых судей; требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи; порядок назначения (избрания) мировых судей на должность; срок их полномочий; порядок приостановления и прекращения полномочий, временной замены судьи). Помимо указанного, обучающийся должен знать и уметь разграничивать функции мирового судьи, помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания; хорошо представлять организацию работы и основы делопроизводства на судебном участке мирового судьи. Кроме того, должен иметь общее представление о порядке и основных принципах рассмотрения мировым судьей гражданских, административных, уголовных дел, о нормативно-правовых актах, на основе которых осуществляется такое рассмотрение. Обучающийся должен иметь четкое представление о территориальном принципе распределения дел между судебными участками мировых судей; знать и уметь определять категории дел, рассмотрение которых входит в компетенцию мирового судьи, владеть статистическими данными по ним; знать (применительно к определенному виду судопроизводства) особенности рассмотрения дела в закрытом судебном заседании, порядок отвода судьи, состав участников процесса, принимаемые процессуальные документы (приговор, решение, определение и др.). Кроме того, обучающийся должен овладеть навыками работы с законодательством, судебной практикой и статистикой, процессуальными документами, локальными актами, договорами, иными официальными документами, навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов. Содержание производственной практики в районном суде Для прохождения производственной практики обучающийся вправе выбрать суд общей юрисдикции любого уровня. Рекомендуется начинать прохождение практики в судах общей юрисдикции с судов первой инстанции (районных, городских). Обучающийся вправе по своему выбору пройти практику в районном суде в целом, что позволит сравнить порядок отправления правосудия по гражданским, административным и уголовным делам либо только в одном из составов районного суда. Руководство производственной практикой в районном суде осуществляется судьей районного суда, помощником судьи. При прохождении практики в гражданском составе районного суда, обучающемуся должна быть предоставлена возможность пройти часть практики в канцелярии и архиве районного суда. При прохождении производственной практики в районном суде обучающийся: - изучает нормативно-правовые основы организации и деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации, основы статуса судей – действующее Федеральное конституционное законодательство «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ГПК РФ, КоАП, УПК РФ; - знакомится со структурой районного суда, изучает полномочия и основы деятельности структурных подразделений; - знакомится с функциями председателя районного суда, его заместителя, судей районного суда, их помощников, секретарей судебного заседания, работников аппарата суда; - знакомится с работой канцелярии и порядком делопроизводства в районном суде, порядком приема и учета гражданских, административных и уголовных дел; - присутствует при приеме от граждан заявлений, исковых заявлений, ходатайств, жалоб; - изучает гражданские, административные, уголовные дела, находящиеся в производстве судьи районного суда (в зависимости от состава, в котором проходит практика), а также дела, сданные в архив; - знакомится с судебной статистикой; - по возможности, принимает участие в обобщении судебной практики, в составлении статистических отчетов; - в рамках подготовки дел к рассмотрению, изучает материалы дел, назначенных судьей к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам; - присутствует при рассмотрении в первой инстанции дел судьей, обращая внимание на порядок единоличного и коллегиального рассмотрения дел, а также на отдельные категории рассматриваемых дел; особенности их рассмотрения (сколько дел было рассмотрено за время прохождения практики, какие категории дел, в каком составе суда, круг лиц, участвующих в качестве участников судебного разбирательства, виды изученных процессуальных документов (приговор, решение, определение и др.); - параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания, по желанию может составлять проекты иных процессуальных документов (копия протокола по одному из дел, проекты иных процессуальных документов приобщаются к отчету о прохождении производственной практики); - присутствует при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, обращает внимание на особенности апелляционного производства (в сравнении с производством в суде первой инстанции); - анализирует выступления прокурора, представителя (адвоката, юрисконсульта), других участников процесса в судебных заседаниях; - анализирует правовые вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дел, докладывает судье свое мнение относительно того, как надлежит разрешить дело по существу, какой приговор вынести; - по возможности, старается выделить спорные, проблемные моменты, возникающие в судебной практике, найти пробелы в праве, установить нарушения действующего законодательства, допущенные судьей и другими участниками процесса, что обязательно отражается в отчете; - выполняет любые иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков. По результатам прохождения производственной практики в районном суде обучающийся должен хорошо представлять судебную систему РФ и место в ней районных судов, знать правовые основы функционирования судебной системы и правовые основы статуса судей. Обучающийся должен знать и уметь разграничивать функции судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания; хорошо представлять организацию работы в отдельных структурных подразделениях аппарата суда, основы делопроизводства в районном суде. Обучающийся должен иметь общее представление о порядке и основных принципах рассмотрения в районном суде гражданских, административных, уголовных дел, о нормативно-правовых актах, на основе которых осуществляется такое рассмотрение. Должен знать и уметь определять категории дел, рассмотрение которых входит в компетенцию районного суда, владеть статистическими данными по ним; знать особенности рассмотрения дел и принятия судебного акта в коллегиальном составе суда, в закрытом судебном заседании, порядок отвода судей, состав участников процесса, основные процессуальные документы (приговор, решение, определение и др.), этапы рассмотрения дела в суде первой инстанции и систему обжалования судебных актов. Все вышеперечисленное – применительно к определенной категории дел – (гражданским, административным, уголовным) в зависимости от того, в каком составе районного суда практикуется обучающийся. Должен овладеть навыками работы с законодательством, судебной практикой и статистикой, процессуальными документами, локальными актами, договорами, иными официальными документами, навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов. Содержание производственной практики в уголовном составе суда общей юрисдикции В период прохождения производственной практики в уголовном составе суда общей юрисдикции, обучающийся присутствует при рассмотрении судом уголовных дел, знакомится с материалами дел, находящихся в производстве судьи. Знакомится с полномочиями судьи в стадии назначения судебного заседания. Обращает внимание на порядок подготовки дела к судебному заседанию и проведения предварительного слушания. Изучает подлежащие рассмотрению уголовные дела, подбирает нормативный материал, необходимый для судебного разбирательства этих дел и докладывает судье свои соображения о возможности назначения судебного заседания по уголовному делу. При рассмотрении уголовных дел обучающийся параллельно с секретарем ведет протокол судебного заседания, анализирует выступления прокурора, адвоката и других участников процесса, обращает внимание на тактику, используемую сторонами защиты и обвинения и ее результативность. Знакомится с принятым по делу судебным актом, знакомится с порядком обращения к исполнению приговоров, вступивших в законную силу. Обучающийся знакомится с практикой судебного рассмотрения жалоб, особенностями производства по отдельным категориям дел и в особом порядке принятия судебного решения. Знакомится с обобщением судебной практики по уголовным делам, со статистическими отчетами; изучает порядок направления дел в суд вышестоящей инстанции. По возможности, присутствует при рассмотрении жалоб и представлений на приговоры и определения по уголовным делам судом вышестоящей инстанции, выделяет применительно к ней особенности уголовного судопроизводства. По результатам прохождения практики в уголовном составе районного суда обучающийся должен уметь самостоятельно устанавливать возможность применения нормы о малозначительности деяния, проверять правильность ее применения; правильно определять категорию преступления и разъяснить последствия, с этим связанные; должен уметь оценивать справедливость и обоснованность принятого решения, правильность уголовно-правовой оценки совершенного деяния, данной как на стадии предварительного расследования, так и на стадии судебного разбирательства. Должен уметь применять (проверять правильность применения) общие начала назначения наказания, правила назначения наказания при смягчающих обстоятельства, за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии, при рецидиве преступлений, по совокупности преступлений и приговоров; правила назначения более мягкого наказания, нежели предусмотрено законом; правила исчисления сроков наказания и их зачета. По всем перечисленным выше вопросам студент должен уметь юридически грамотно и корректно обосновывать свою позицию. При прохождении производственной практики обучающийся: - анализирует поступившие в суд уголовные дела и докладывает судье свои соображения о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований УК РФ и УПК РФ, параллельно с судьей решает вопрос о необходимости проведения предварительного слушания, назначения судебного заседания, готовит проекты соответствующих процессуальных документов; - изучает материалы дел, назначенных судьей к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, обобщения судебной практики, относящиеся к этим делам, докладывает судье свое мнение относительно того, что необходимо сделать в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, каких лиц вызвать, готовит проекты необходимых процессуальных документов; - делает собственные выводы о перспективах разрешения дела, о чем докладывает руководителю практики; - составляет проекты судебного акта, которым оканчивается рассмотрение дела по существу (приговора суда) (по 2-3 делам); - выявляет нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судьей и другими участниками процесса, работниками аппарата суда, старается установить их причины, что также отражается в отчете; - обнаружив пробелы и недостатки действующего законодательства, студент формулирует предложения по внесению изменений в действующее законодательство, что обязательно отражается в отчете; - принимает участие в обобщении судебной практики, в формировании судебной статистики; - выполняет иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|