Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие субъектов в процессе общения




Вступая в контакт в процессе общения люди не только об­мениваются информацией, но и взаимодействуют между собой, стремясь оказать влияние друг на друга, добиться от партнера желаемого ответа, выполнить просьбу, пообещать совершить


поступок. Формы влияния партнеров по общению могут быть самыми разнообразными.

Прямой формой влияния является принуждение, высказан­ное в форме приказа, распоряжения, требования и угрозы нака­зания, если они не будут выполнены. В то же время известно, что педагоги и разного рода руководители предъявляют к учащимся и к своим подчиненным массу требований, но их влияние являет­ся незначительным и педагогический эффект нулевым. Это объяс­няется тем, что директивные требования вызывают протест и нежелание выполнить их неукоснительно, а если они и выполня­ются то формально и кое как.

Между тем существует много более эффективных спосо­бов влияния, чем прямое принуждение. Чаще всего применяется воздействие в форме убеждения, под влиянием которого у инди­вида формируется аргументированная установка совершать оп­ределенные действия и поступки как наиболее целесообразные для достижения поставленной цели. Иногда применяют для воз­действия на личность такой способ как внушение, посредством которого стараются вызвать или изменить у партнера по обще­нию желаемые для внушающего взгляды, убеждения, верования, установки. Возможно и такое воздействие как заражение, когда состояние одной личности передается другой, что и побуждает её подражать действиям этой личности. Применяется и такой способ воздействия на личность, когда партнер по общению под­вергает справедливой критике своего оппонента за некомпетен­тность и за необдуманные действия и поступки. В некоторых случаях убедившись, что личность не реагирует на справедли­вую критику её подвергают бойкоту, игнорируя все её попытки нала­дить прежние отношения с окружающими. Можно применять и такую меру как просьбу удовлетворить желание её инициатора, так как это не составляет труда для адресата. Иногда стремясь воздействовать на личность её партнер начинает проявлять благосклонность по поводу её желаний и стремлений, которые будут реализованы в русле планов, задуманных субъектом по общению.

Форма применения взаимовлияния зависит во многих случаях от дистанции между общающимися и от тех официальных и межличност­ных отношений, которые существуют между ними. Дистанция в обще­нии может быть большой и малой. Большая дистанция имеет место в


официальных структурах, где вышестоящие начальники общаются с основной массой подчиненных через нижестоящих, отдавая им прика­зы и распоряжения в устной и письменной форме. Малая дистанция существует между непосредственными начальниками и подчиненны­ми, а также между рядовыми членами в любых групповых объедине­ниях.

Начальники оказывают влияние на подчиненных, применяя принуждение, убеждение, внушение, критику, а также проявляя благосклонное отношение к ним. Подчиненные тоже могут вли­ять на начальников, высказывая просьбы и пожелания, упраши­вая их отпустить пораньше с работы, дать внеочередной отпуск, оказать денежную помощь и т.д.

В процессе общения часто возникают межличностные кон­фликты. Конфликт - это напряженная ситуация, возникшая в ре­зультате столкновения личностей, находящихся в аффективном состоянии, вызвавшая кризис в их отношениях. В основе кризиса лежат противоречия и разногласия, возникшие в процессе обще­ния. Почвой для кризиса являются разногласия в области мораль­ных, нравственных ценностей, личных интересов, желаний, стрем­лений, целей и способов их достижения.

Межличностный конфликт - это напряженное состояние лич­ностей, возникшее в результате наступления кризиса в их отно­шениях, обусловленных разногласиями в области духовных цен­ностей, личных интересов и способов их достижения.

Конфликты могут возникнуть в связи с нарушением правил и норм общения и взаимодействия между людьми. Часто причи­ной конфликта может являться нечестное, несправедливое, непорядоч­ное и нетактичное поведение одной личности по отношению к другой. Поэтому одним из основных условий нормального общения является соблюдение такта общающимися.

Такт - это способность человека соблюдать правила и нор­мы поведения, которые соответствуют ожиданиям партнеров по общению. Бестактность - это нарушение личностью ожидаемых от неё норм поведения в процессе общения, которое приводит к прекращению нормального взаимодействия между общающими­ся и является причиной возникновения конфликтной ситуации.

Острота конфликта зависит как от эмоционального со­стояния, так и от психических свойств личности, присущих


Есть люди, не склонные к конфликтам, а есть “задиры” или “нон­конформисты”, которые конфликтует со всеми по любому поводу. Нонконформисты - это личности, открыто не подчиняющиеся дав­лению группы и не желающие следовать принятым в ней правилам поведения.

Причиной конфликтов являются часто не столько разногла­сия, сколько стремление одного навязать свою волю другим, за­ставить их действовать вопреки присущим им взглядам, жела­ниям и стремлениям. Длительность конфликта зависит от степе­ни противостояния друг другу, от настроенности на “победу”, от степени нежелания понять друг друга и от стремления пойти навстречу друг другу.

Межличностный конфликт имеет не только отрицательное, но и положительное значение в процессе общения между людь­ми. Отрицательную роль играет, так называемый, тупиковый конфликт, в основе которого лежат непримиримые противоре­чия, возникшие между личностями в результате оскорбительных действий одного из партнеров по общению. Примером этому яв­ляется конфликт между Ленским и Онегиным. Инициатором кон­фликта был Ленский, который усмотрел в действиях Онегина злой умысел, направленный против него и близких ему лю­дей. Поэтому никакие доводы Онегина и окружающих людей не могли убедить его в обратном.

Положительную роль играет конфликт в связи с тем, что он является сигналом неблагополучия в межличностных отношени­ях, которые следует изменить разрешая конфликтную ситуацию в интересах всех людей, вовлеченных в него. Кроме того, ситуативный конфликт играет роль стимулятора развития процесса общения. Он вно­сит оживление в процесс общения, который приобретает дискуссион­ный характер, и в связи с этим может продолжаться длительное вре­мя, вовлекая многих людей.

Возникшие в процессе общения межличностные конфликты могут в определенной степени регулироваться, управляться и сво­евременно разрешаться. Существует много способов регуляции и разрешения конфликтов между субъектами. Трудность в регу­лировании и разрешении конфликтов заключается в том, что они связаны с повышенным эмоциональным состоянием субъектов, которые часто не в состоянии ими управлять. Каждому из конф-


его не понимают, что его правота очевидна и что его оппонент не со­глашается с ним из чувства враждебности и недоброжелательства к нему. Такое взаимное предубеждение не только не разрешит конфликт, но еще больше усугубит его.

Возможность разрешения межличностного конфликта заключа­ется в том, что каждый из оппонентов должен отделить эмоции от сво­его “Я” и обратить внимание на внешние и внутренние причины, выз­вавшие конфликт. Но это будет возможно только в том случае, если субъект может критически подойти к своей личности и в дальнейшем сознательно осуществлять самоконтроль и регуляцию своего поведе­ния. Для того, чтобы прийти к согласию оппоненты должны настроить себя не на конфронтацию, а на сотрудничество. Только в этом случае они могут прийти к взаимопониманию и устранить разногласия.

Но это не всегда сразу удается. Иногда проходит достаточно много времени пока противники не успокоятся и не поймут, что нужно пойти навстречу друг другу, проявить готовность к пониманию своего оппоне­нта и продемонстрировать ее. Необходимо помнить, что человек сам создает те правила, которым следуют другие, осуществляя поведение по отношению к нему. Если конфликтующие субъекты сами не могут прийти к взаимопониманию и согласию, то в этом им может помочь посредник, человек, который пользуется их доверием и уважением. Он может дать объективную оценку поведения противников, настроить их на примирение и убедить их в необходимости прийти к согласию. Толь­ко в результате достижения согласия можно считать, что возникшие разногласия устранены, а межличностный конфликт исчерпан.

При отсутствии согласия конфликт может быть разрешен на не­которое время. Это может иметь место, например, в том случае, если один из конфликтующих является сильной личностью и может приме­нить к своему более слабому противнику жесткие меры: предъявить ультиматум, оказать эмоциональное давление, заставить угрозами пойти на примирение. В другом случае более хитрый противник может обма­нуть своего простодушного оппонента и заставить его примириться, пообещав ему никогда не конфликтовать с ним в будущем, быть ему верным другом и т.п.

Возможен и такой выход из конфликта, когда один из конфликтую­щих вместо решения проблемы и устранения разногласий стремится уйти от реальной действительности, сделать вид, что никакой пробле­мы не существует. Это происходит в том случае, когда проблема для


субъекта не представляет большого значения, а возможное решение её потребует больших усилий.

Противоположным конфликтному является дружеское об­щение, которое характеризуется взаимной привязанностью ин­дивидов, основанной на чувстве доверия, взаимного уважения и доброжелательного отношений друг к другу. Конфликтные си­туации при дружеском общении возникают крайне редко, а их разрешение происходит часто безболезненно для субъектов.

Таким образом, взаимодействие субъектов в процессе об­щения имеет сложный динамический характер. Оно может быть кратковременным и длительным, спокойным и оживлен­ным, свободным и дискуссионным, деловым и интимным, кон­фликтным и дружеским.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...