Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Организация церкви на Руси после крещения




1. 3 Организация церкви на Руси после крещения

 

Уже в Х веке для совершения регулярных богослужений были построены и обеспечены всем необходимым сотни деревянных, каменных храмов. Одновременно было создано единое церковное устройство, охватившее всю территорию Древнерусского государства. Во главе его стоял поставляемый (т. е назначаемый) патриархом Константинопольским митрополит Киевский. Он в свою очередь утверждал епископов Древней Руси и совершал над ними особый обряд «рукоположения», т. е передачи божественной, идущей еще от апостолов [2] мистической силы- «благодати». Епископы [3] (а в некоторых землях – архиепископы) руководили обширными церковно-административными округами – епархиями - и совершали обряд проставления в сан священников и дьяконов. Как общее устройство церкви, так и почти вся обрядовая терминология были заимствованы русскими из Византии. Тесная связь с константинопольской епархией и формальное подчинение ее юрисдикции (управлению и суду) на четыре с половиной века- до 1448 года- стали отличительной особенностью русской церкви.

Признав христианство государственной религией Руси, светская власть позаботилась о материальном обеспечении церковной организации. Помимо платы верующих за совершение священнослужителями тех или иных таинств и обрядов по распоряжению князя Владимира в церковную казну стала ежегодно передаваться десятая часть всех княжеских доходов (десятина). Со временем взамен десятины, исчисление которой было достаточно сложным делом, государство предоставило церкви ряд постоянных источников доходов. Среди них важнейшим было право собственности на обширные территории («вотчины»), которое позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян, живших на этих землях. В конце Х века церкви было пожаловано право суда и сборы судебных пошлин по целому ряду дел, в основном семейно-бытового характера. Для укреплении материального положения церкви государство освободило священнослужителей и их имущество от налогов и повинностей

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.

 


II. Периоды становления христианства на Руси

 

2. 1 Церковь и государство в XI-XVI веках

 

Структура Русской Православной церкви с течением времени неоднократно и сильно изменялось. По мере утверждения христианства, его проникновения в сельскую местность и окраинные районы Руси увеличивалось число епархий, (в Русской православной церкви церковно-административная территориальная единица. )

Если в ХI веке их было не более десятка, то ко времени нашествия монголо - татар(1237 года) - уже 15. В ХIV – начале ХVвв. значительная часть земель, входивших в состав Древнерусского государства, перешла под власть Великого княжества Литовского и Польши. Под давлением местных светских властей православные иерархи этих земель время от времени выходили - из-под юрисдикции митрополита Киевского, образовав собственную, Литовскую митрополию (церковно-административный округ, находящийся под управлением митрополита). Вопрос о «двоении» митрополии вызывал затяжные и ожесточенные конфликты церковно-политического характера. Положение осложнялось, тем, что еще 1299 году из-за сильного разорения Киева татарами глава русской церкви перенес свою резиденцию на северо-восток Руси, во Владимир - на - Клязьме. Однако и там было скудно и неспокойно. Примерно с середины ХIV века постоянным местопребыванием митрополита стала Москва - новая столица северо-восточной Руси. Это вызывало недовольство Литовских князей.

В начале ХIV века, жилая подчеркнуть свою власть над всеми православными епархиями, митрополит Киевский добавил к своему титулу – многочисленную формулу «и всея Руси». Позднее это словосочетание равно как и связанные с ним претензии на власть, ввели в свой титул и великие князья московские.

В отличие от своих ближайших предшественников, Петра (1308-1326 гг. – здесь и далее указанны годы правления) и Феогноста (1328-1353 гг. ) митрополит Алексий (1354- 1378 гг. ), сын любимого боярина Ивана Калиты, решительно использовал политическое влияние и духовный авторитет церкви в интересах московских князей. Эта деятельность Алексия, а также явное стремление Московских князей превратились митрополичью кафедру в послушное орудие для достижения своих политических целей, вызывали глубокий внутрицерковный кризис, продолжавшийся 12 лет с 1378 по 1398 год. Великий князь московский Дмитрий Иванович и его наследник Василий I не смогли в полной мере осуществить свои планы относительно церкви. Выходцы из Византии, митрополиты Киприян (1381-1382 гг. и 1390-1406 гг. ) и Фотий (1408 -1431гг. ) вели себя достаточно независимо по отношению к великому князю. Однако быстрый рост военно-политического могущества Москвы. Упадок Византийской империи, а также общий ход событий в Восточной Европе неуклонно ввели к ликвидации политической самостоятельности церкви.

В 1437 году в Москву прибыл присланным патриархом Константинопольским новый митрополит Исидор(1437-1441 гг. ). Вместе с другими византийскими иерархами, он в 1439 году подписал акт Флорентийской унии (объединение)с папским престолом. Однако в Москве не признали унию, усмотрев в ней измену православию. По приказу великого князя московского Василия II митрополит Исидор был арестован и брошен в темницу. Несколько лет спустя, в 1448 году в собор русских епископов избрал первого автокефального (самостоятельного) митрополита- Иона, эпископа Рязанского. После захвата Константинополя турками в 1453 году связи русской церкви с патриархией почти полностью прекратились.

После целого ряда острых конфликтов с высшими чинами церкви великий князь московский Иван III(1462-1505 гг. ) добился окончательного подчинения митрополичьей кафедры своей власти. С конца XV века назначение на высшие ступени церковной иерархи зависит исключительно от воли «державного», как называли великого князя придворные льстецы. Одновременно, уступая воли самодержца, церковь постепенно санкционирует обожествления личности – «помазанника Божьего». Эта тенденция отчетливо проявилась в 1498 году в обряде коронации митрополитом Симоном (1495- 1511 гг. ) внука Ивана III-Дмитрия, а также в «венчание на царство» Ивана IV митрополитом Макарием (1542-1563 гг. ) в 1547 года.

Следуя примеру своих отца и деда, Василий III (1505-1533гг. ) и Иван IV (1547-1584гг. ) жестко контролировали лояльность церкви по отношению к крепнувшему российскому самодержавию. Однако они хорошо понимали роль церкви как одного из устоев социальной стабильности и законопослушания. Сурово карая строптивых иерархов, не желавших примириться с проявлениями жестокости российских государей, они тем не менее сохраняли за церковью монополию в вопросах вероисповедания и всячески демонстрировали свое личное благочестие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...