Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Церковь в период смутного времени




 

В тяжкое лихолетие смутного времени (1604-1613 гг. ), когда Россия горела в огне внутренней войны и подвергалась нашествиям внешних врагов, церковь православная особенно в лице подвижников Троице-Сергиевой Лавры и знаменитого Московского патриарха Гермогена (Ермогена), снова оказала отечеству великие услуги. Патриарх Гермоген (1606-1612) в смутное время, по выражению одного из современных сказаний, «яко столп, непоколебимо стоит посреди нашея великия земли». Прямой, решительный и непреклонный, он обличает русских «воров» и призывает русских людей к защите от натиска католического польско-литовского Запада; укоряя русских людей за их «шатость» и междоусобие, патриарх взывает к ним: «Видите бо отечество свое чюждими расхищаемо и разоряемо, и святые иконы и церкви обругаемы, и неповинных кровь проливаема, еже вопиет к Богу, яко праведного Авеля, прося отмщения; вспомяните, на кого воздвизаете оружие,... не на своих ли единоплеменных братию?, не свое ли отечество разоряете?... » [4. ]Патриарх враждебно относится к полякам, впущенным в Москву после избрания в московские цари королевича Владислава, и отказывается дать свою подпись на боярской грамоте с приказанием русским воеводам сдать польскому королю Сигизмунду осаждаемый им Смоленск. Из Москвы он рассылал по городам грамоты с увещаниями стоять за православную веру; когда к Москве приближалось Ляпуновское ополчение, поляки и державшие их сторону бояре потребовали от патриарха, под угрозой смерти, чтобы он приказал ополчению разойтись; он решительно отказался и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре; когда до Москвы дошли вести о подготовке нового ополчения (Минина и Пожарского), поляки и бояре потребовали, чтобы патриарх призвал нижегородцев к подчинению Владиславу, на что святитель ответил: «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем» [5. ]Тогда его, по рассказу современников, уморили голодной смертью; доблестный страдалец за Русскую землю скончался 17 февраля 1612 года, за восемь месяцев до освобождения Москвы патриотическим ополчением...

Обитель св. Сергия в смутное время оказалась великой духовной и военной крепостью, о стены которой разбились и прямые нападения и льстивые соблазны врагов. С сентября 1608 года до января 1610 года Троицкий монастырь, отказавшийся признать власть «Тушинского вора», подвергался осаде многочисленной армии, навербованной Сапегою и Лисовским из поляков и литовцев, к которым примкнуло много русских «воров»; силы осаждавших во много раз превышали малочисленный гарнизон крепости, которому усердно помогало все мирное население, укрывшееся в монастыре; ни длительная осада, ни предложения сдаться на льготных условиях (с угрозой поголовного истребления в случае дальнейшего сопротивления), ни отчаянные приступы, — ничто не могло сломить мужества защитников дома св. Троицы и св. Сергия; в борьбе участвовали не только монашествующие, но даже женщины, укрывшиеся в монастыре вместе со своими мужьями; во время ожесточенных неприятельских приступов «Троицкое же воинство и вси православнии христиане, мужи и жены, бьющеся со враги через всю нощь и беспрестанно, яко и на прежних приступех», [6. ] — повествует сказание об осаде Лавры. После 16-ти месячной осады, посрамленный неприятель снял осаду и отступил от стен крепкой духом обители.

Но доблестной защитой монастырской крепости не была исчерпана служба Троицкой обители русской земле в тяжелую годину смутного времени. Обитель оказывала огромную хозяйственную и благотворительную помощь пострадавшему от смуты и разоренному населению, а вскоре снова выступила на поприще национально-патриотической борьбы. В тяжелый 1611 год, когда захватившие Москву поляки и их русские приспешники (правившие государством от имени польского королевича Владислава) стали угрожать национальному и церковному бытию Руси, Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын начали рассылать из монастыря по всем городам пламенные грамоты с призывами к русским православным людям подняться на защиту веры и отечества и освободить от врагов Московское государство (такие же грамоты рассылал и славный Кириллов-Белозерский монастырь). Однако собравшееся в 1611 году так называемое первое земское ополчение, как известно, распалось вследствие несогласия дворянского и казачьего войска, после убийства казаками воеводы Прокопия Ляпунова. Тогда из обители св. Сергия снова зазвучал призывный голос, снова пошли во все города Троицкие грамоты с призывом к русским людям постоять за благочестие и за отечество. Когда составилось так называемое второе земское ополчение (во главе с кн. Д. М. Пожарским и Кузьмою Мининым), тогда Троицкая обитель снова всеми своими силами, материальными и духовными, пришла на помощь русскому христолюбивому воинству.

Вместе с войском Пожарского пошел к Москве и Троицкий келарь Авраамий Палицын, на долю которого под Москвой выпала важная дипломатическая задача — установить согласие между земским ополчением кн. Пожарского и казацким войском кн. Трубецкого. В результате совместных действий обоих ополчений, осаждавшими был взят приступом Китай-город (22 окт. 1612 г. ), затем пал Кремль; Москва была освобождена от поляков и Россия была спасена.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...