Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4 Старообрядчество на Руси. 2.5 Церковные реформы Петра I и Екатерины II. III. Русские монастыри и храмы




2. 4 Старообрядчество на Руси

 

Старообрядчество стало крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.

 

2. 5 Церковные реформы Петра I и Екатерины II

 

Преобразователь России царь Петр Великий с помощью крутых мер стремился превратить церковь в одну из деталей чиновничье-бюрократической машины империи. После кончины Патриарха Андриана (1690-1700 гг. ) он запретил избирать нового главу церкви, а в 1721 г. учредил особую «духовную коллегию» - Святейший правительствующий синод, во главе которого стоял назначаемый царем гражданский чиновник - обер-прокурор. Таким образом, на 2 века в России было ликвидировано патриаршество.

Запрещая начатую еще Иваном III борьбу за возвращение государству монастырских земельных владений, правительство Екатерины II в 1764г. провело секуляризацию церковных земель, в результате которой около 2 млн. крестьянских душ, прежде принадлежавших церкви, перешли в ведение особого государственного учреждения- Коллегии экономии. Кроме того, в ходе этой реформы были упразднены сотни мелких монастырей, а более крупные разделены на 3 класса. Содержание монахов, а также епископских кафедр отныне осуществлялось за счет казны. Приходские священники по-прежнему жили за счет своих прихожан, а также обработкой небольшого клочка земли, принадлежавшего данной церкви.

Петровские и Екатерининские реформы достигли своей цели: отныне Русская православная церковь не могла проявить ни малейшей самостоятельности в общественно-политических вопросах. Это стало одной из причин быстрого падения ее авторитета не только среди образованной знати общества, но и в народе. Тысячи и тысячи людей тайно и явно порывали с официальным православием и обращались в приверженцев различного рода религиозных движений, не принадлежащих к господствующей церкви, в первую очередь - старообрядчества.

Но крестьянство оставалось глубоко религиозным.

     Христианство и язычество разделяет духовная пропасть, сравнимая, пожалуй, с различием между идолом и иконой. Грубо высеченный идол с человекоподобными чертами – это Бог сам по себе, властвующий над какой-либо стихией. Напротив, икона – это и священный, почитаемый предмет, и образ, каноническое изображение Христа, Богоматери или святого. Христианство возвысило человека над его повседневным бытием, придало земной жизни смысл, вселило надежду на вечную жизнь души. Под воздействием православия русский характер психологически трансформировался, изменился менталитет народа и в том числе – представления о человеке, его месте в обществе, воззрения о природе и Боге как творце всего сущего. Христианство выделило человека из окружающей среды как высшее творение Бога, созданное по его образу и подобию.

Приняв христианство, Русь перешла в новую стадию своего развития, став цивилизованным государством. Но, изучив тему христианизации Руси, мы сталкиваемся с проблемой: чем больше узнаём, тем больше загадок. Кроме того, изучая литературу, мы видим совершенно противоположные точки зрения, существуют расхождения и в датах. Справедливости ради необходимо учитывать как точку зрения научных исследователей, так и служителей церкви.

 


III. Русские монастыри и храмы

 

Уже в ХI веке неотъемлемой частью структуры Русской Православной церкви стали монастыри. Они имелись во всех крупных городах. По мнению некоторых исследователей, общее количество, существовавших на Руси в ХI-ХШ вв., достигало трехсот. К началу ХХ века их число уже приближалось к тысяче, а количество монахов и монахинь в 1913г. составляло около 92 тыс. человек при общей численности населения Российской империи 170 млн. человек.

Согласно самой идеи христианского монашества, монастыри служили примером истинного благочестия, наглядным свидетельством жизненности нравственных заветов Иисуса Христа. Молитвы «земных ангелов» - монахов-должны были смягчать « гнев Божий», причина которого крылась в постоянном нарушение людьми Божьих заповедей. Таким образом, существование монастыря и праведная жизнь его обитателей рассматривались как определенная гарантия, защита данной области или города от всевозможных проявлений «гнева Божьего» - стихийных бедствий, эпидемий, нашествий чужеземцев.

Наибольшую известность в Древней Руси получил основанный в середине ХI века монахами Антонием и Феодосием Киевский пещерный (Печерский) монастырь, главная церковь которого была просвещенна Успению Богоматери. Со временем в каждой исторически сложившейся области России появился свой особо чтимый монастырь. Для средней полосы, окско-волжского междуречья, им была Троице-Сергиева лавра, для Вологодско-Белозерского края - Кирилло-Белозерский монастырь, для поморского Севера-соловки, для Среднего Поволжья - Макарьев Желтоводский монастырь.

Важным источником доходов монастыря были добровольные пожертвования (имущество, деньги, земельные владения, предметы церковного обихода) состоятельных светских лиц. Приняв дар («вклад»), монахи обязаны были молиться «за здравие» или «за упокой души» своего благодетеля и членов его семьи, предоставлять им место для захоронения на особо почитаемом среди православных верующих монастырском кладбище. Богатство и экономическое могущество некоторых монастырей со временем приобрели колоссальные размеры.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т. е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним»[7. ], — говорится в одной церковной молитве (т. е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Человеку в храме легко почувствовать, как веровали в Бога его предки, и соединить их молитву со своей. Но чувство это будет куда сильнее, если человек знает историю храма и его святынь, жития его подвижников и благотворителей, местные предания об иконах, колоколах, о настоятелях и прихожанах, передающиеся из уст в уста.

Храм — это не только училище благочестия, здесь перед пытливым взором проходит тысячелетняя история нашего Отечества.

Величественные монастыри, златоглавые соборы, старинные приходские церкви — у каждого свое личное, неподражаемое обаяние. Оно складывается из своеобразия русского зодчества, из рассказов об окрестных землях, славных ныне если и не числом жителей, то множеством старинных преданий, во многом перекликающихся с архивными документами, упоминаниями о подвижнической жизни святых, возводившись в бывших здесь когда-то пустынных чащобах первые деревянные кельи.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...