Новые виды экологически чистых транспортных средств.
Кроме вышеперечисленных факторов потенциальной травмоопасности, туристский автобус является источником экологического загрязнения, в виде: · вредных выхлопных газов от сгораемого топлива (окись углерода, окислы азота, свинца и т.д.); · неприятных бензопереновых запахов; · шума и вибраций; · дорожной и резиносодержащей (от шин) пыли, дыма. Наиболее опасными являются выхлопные газы от сгорания бензина или дизельного топлива. В этой связи весьма актуальной проблемой в мире является создание экологически чистого подвижного состава, в том числе для туристских путешествий. В настоящее время наиболее перспективными разработками являются: · перевод существующих транспортных средств на газообразное топливо (сжиженный и сжатый газ); · внедрение электрической тяги (электромобиль, электробус); · внедрение водородного двигателя; · внедрение энергии маховика (гиробус); · внедрение солнечной энергии и др. Перевод существующих транспортных средств на газообразное топливо уже интенсивно внедряется во многих странах, в том числе в России. Как правило, это недорогая модернизация, позволяющая работать в двух режимах: на жидком (нефтяном) топливе и газе или в одном - только на газообразном топливе. Основное преимущество газокарбюраторных, газодизельных и газотурбинных двигателей - это резкое (до 70 %) снижение уровня токсичности выхлопных газов, снижение уровня шума, а также экономия дорогостоящего жидкого топлива. Газовое топливо отличается высокой однородностью и хорошими антидетонационными свойствами. Эксплуатационные затраты при этом снижаются на 30-50 %. Широкое распространение получили газобалонные автомобили и автобусы в Италии (400 тыс. ед.), США-350 тыс., в Голландии - 50 % всего автомобильного парка.
В 80-90 годы в системе ЦСТЭ была переоборудована часть туристских автобусов типа ЛАЗ, ИКАРУС, РАФ, ЛИАЗ на газообразное топливо. Широкому внедрению газификации автотранспорта в России препятствует медленное строительство газозаправочных станций, отсутствие дефицита нефтяного топлива, неудовлетворительное состояния контроля загрязнения окружающей среды и другие факторы. По расчетам фирмы "Greyhound lines" (США) - эксплуатация 5300 газотурбинных городских автобусов может ежегодно давать экономию 3,25 млн. долларов. С точки зрения безопасности специалисты считают, что газотурбинный автобус имеет более высокие динамические показатели (пуск, разгон, торможение). При использовании сжатого газа баллоны, как правило, размещаются на крыше автобуса. При этом любая разгерметизация баллона не является опасной, так как будучи легче воздуха, он мгновенно улетучивается вверх. При использовании сжиженного газа, его баллоны размещаются внизу, что позволяет этому газу, который в несколько раз тяжелее воздуха, опускаться вниз. В ряде случаев используется природный бытовой газ или газоконденсатное топливо. Более экологически чистым является привод на электрической тяге (электромобиль, электробус). Его внедрение осуществляется повсеместно, а в ряде стран Европы стимулируется на государственном уровне (налогами, снижением стоимости электромобиля и др.). Источником электрической энергии служат различные аккумуляторы, топливные электрические элементы, воздушно-цинковые генераторы и др. Их общим недостатком является низкая энергоемкость (около 30 Вт/час на 1кг. массы). Высокая энергоемкость литиевых, серебряно-цинковых элементов пока неконкурентна по цене. Аккумуляторы на электробусах размещаются либо в подпольной его части, либо на отдельном прицепе-тележке.
Расположение в подпольной части повышает устойчивость автобуса к опрокидыванию. В целом, внедрение электрической тяги полностью решает вопрос токсичности, кроме того электробусы более просты в управлении, обеспечивают плавное изменение крутящего момента, запуск при любой температуре, эффективное торможение, снижение уровня шума. Электромобили и электробусы широко используются в Германии, США, Японии, Великобритании. В России электромобили используются, в основном, в крупных городах для грузовых перевозок. Экологически чистым (практически стерильным) является водородное топливо. В настоящее время технология получения чистого водорода позволяет использовать его в качестве дешевого автомобильного топлива в так называемых топливных реакторах. При этом практически не изменяется конструкция Двигателя: вводятся дополнительные емкости со специальным порошком и водой, при реакции которых образуется чистый водород, который направляется в топливную систему. Ведутся поиски дешевой технологии получения водорода из воды. Водородный двигатель в настоящее время используется на легковых автомобилях; проводятся эксперименты по его использованию на автобусах. В США, Германии и Японии созданы опытные образцы экологически чистых автобусов, работающих на паре. В Швейцарии и США созданы автобусы, работающие на энергии раскрученного маховика (гиробуса), запас хода с одной зарядки (раскрутки) которых составляет около 50 км. Это удобно для экскурсионных путешествий по городу. В России более 20 инерционных двигателей и их узлов защищены авторскими изобретениями и патентами. Опытное внедрение их реализовано на автобусе ЛАЗ. В 1971 году в Голландии на городской автобус был установлен двигатель внешнего сгорания (двигатель Стирлинга). "Топливом" для данного двигателя может служить любая жидкость или газ. Так как здесь отсутствует взрыв газовой смеси, то эти двигатели малошумны, нетоксичны и имеют высокие ходовые качества. Специалисты утверждают, что к 2000 году многие страны приступят к их серийному производству. Развитие туризма и транспортных путешествий стимулирует разработку и внедрение новых экологически чистых транспортных средств.
ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ Классификация экскурсий. Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги. Экскурсия - это форма познания действительности и расширения кругозора путем посещения достопримечательных объектов. Экскурсия, как форма туристской услуги, обладает рядом признаков: · наличием доступных экскурсионных аттрактивных ресурсов; · наличием экскурсантов и экскурсовода; · передвижением во время экскурсии по выбранному маршруту; · целенаправленностью; · тематикой. Требования, предъявляемые к экскурсии: · достоверность информации; · культурно-познавательная значимость; · полнота изложения; · точность построения и законченность исполнения; · удовлетворение интересов экскурсантов. Экскурсии классифицируют по ряду признаков: · содержанию; · тематике; · составу участников; · месту проведения; · способу передвижения; · продолжительности; · форме проведения. Каждому признаку отвечают присущие ему компоненты, специфика и особенности. По содержанию экскурсии бывают многоплановые (обзорные) и тематические. Тематические экскурсии, как правило, посвящены одной теме (или событию) или группе событий, объединенных одной темой. Такие экскурсии подразделяются на несколько групп: · природоведческие; · экологические; · исторические; · искусствоведческие; · литературные; · производственные и др. Каждая из этих групп классифицируется на подгруппы. Так, исторические экскурсии могут быть: · краеведческими; · военно-историческими; · этнографическими; · археологическими. В свою очередь, данные подгруппы можно подразделить на классы. Например, подгруппа археологических экскурсий может быть подразделена на: · наземно-археологические; · подводно-археологические. Экологические экскурсии также классифицируются по подгруппам и классам: · экология города; · экология и человек; · экология, животный и растительный мир;
· экология водного и воздушного бассейна и т.д. Искусствоведческие экскурсии подразделяются на несколько подгрупп: · картинные галереи и выставочные залы; · народные художественные промыслы; · театральные; · историко-музыкальные и др. Производственные экскурсии можно подразделить на следующие подгруппы: · производственно-экологические; · производственно-исторические; · производственно-технические. Производственно-экономические экскурсии могут быть узконаправленными: · банковская деятельность; · биржевая деятельность; · рынок недвижимости и др. Следует отметить, что такая классификация экскурсий является условной, ибо в одной выбранной тематике, как правило, переплетаются несколько близких. По составу участников экскурсии подразделяются на: · индивидуальные; · групповые; · экскурсии для местного населения; · экскурсии для приезжих туристов; · экскурсии для школьников, студентов; · экскурсии для инвалидов и др. По месту проведения экскурсии можно классифицировать на: · городские; · загородные; · путевая информация на междугородных маршрутах. По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные, с использованием транспортных средств и комбинированные. В ряде городов России и мира функционируют специальные экскурсионные пешеходные зоны (кварталы), где запрещено движение всех видов транспорта. За рубежом в экскурсионных зонах, в ряде случаев, используется экологически чистый и бесшумный наземный транспорт (движущийся тротуар, фуникулер, электробус и др.). Продолжительность экскурсий составляет от нескольких часов до суток. В маршрутах выходного дня может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности. По форме проведения экскурсии классифицируются на обычные, учебные, рекламные, экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт и др. Вышеприведенная классификация экскурсий облегчает работу туроператора при формировании тура, а также работу экскурсовода при разработке методики ее проведения. Обобщенная классификация экскурсий приведена на рис. 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|