Технология подготовки и проведения экскурсий.
Подготовка экскурсий реализуется в несколько этапов: · выбор темы экскурсии; · создание новой экскурсии под выбранную тему; · подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии. Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания "банка" (портфеля) экскурсий. Тема экскурсии должна объединить все объекты посещения в единое целое. Подготовка экскурсии ведется творческой группой, состав которой зависит от темы экскурсии. Здесь могут быть привлечены работники музеев, галерей, научных учреждений, специализированных туристско-экскурсионных организаций и т.д. Работа начинается с подбора материала по теме и его изучение, отбора объектов, используемых в данной экскурсии, а также накопление знаний по всем разделам темы. При сборе материалов по данной теме целесообразно составить библиографию литературных и иных источников, а также использовать различные архивные материалы, воспоминания участников событий и очевидцев, кино-видеохронику. Значительную помощь в облегчении поиска и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (CD-ROM). Одним из важных этапов создания экскурсии является правильный подбор объектов показа. В России на государственном учете находится более 100 тысяч памятников архитектуры, истории, археологии, культуры, а в музеях страны хранится около 40 миллионов экспонатов. В качестве объектов экскурсий могут быть: · места, связанные с историческими событиями; · природные объекты и заповедники; · здания и сооружения; · мемориальные памятники и комплексы;
· произведения архитектуры и градостроительства; · оригинальные инженерные сооружения; · объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей; · технические экспонаты; · памятники искусства; · экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; · археологические памятники.
Рис. 15. Обобщённая классификация экскурсий.
При обилии таких объектов, связанных с темой, следует особое внимание уделить их правильному отбору с учетом их аттрактивное, познавательной ценности, содержания, функционального назначения, степени сохранности, доступности и безопасности. Если по данной теме таких объектов мало или вообще отсутствует, то следует это восполнить дополнительными возможностями, используя иллюстративный материал, макеты, воспоминания очевидцев, киновидеоматериалы и др. Целесообразно, чтобы у каждой экскурсии были свои объекты, присущие выбранной теме, в ряде случаев и экзотические. Экскурсия не должна быть перегружена большим числом посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность. Длительные экскурсии утомительны и внимание и интерес туристов при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-3 часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов. При подготовке экскурсии целесообразно составить паспорта (карточки) объектов, включающие в себя: · наименование объекта; · события, связанные с этим объектом; · даты совершения данных событий; · местонахождение объекта; · данные об авторах объекта (если таковые имеются); · источники сведений о данном объекте; · сохранность объекта; · безопасность при его посещении; · фотографии или видеосъемка объекта;
· другие сведения. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий. Процесс создания экскурсий также включает в себя: · разработку экскурсионного маршрута; · разработку текста экскурсии; · создание методики проведения экскурсии; · разработку и изготовление наглядного демонстрационного материала (фото, видео, плакат); · определение перечня привлеченных средств на проведение экскурсии (транспорта, технических средств); · калькуляция затрат на проведение экскурсии; · определение нормы прибыли и расчет цены на данную экскурсионную услугу; · контрольная обкатка экскурсионного маршрута путем его объезда или обхода; · утверждение экскурсии в установленном порядке; · рекламу экскурсионного маршрута. Разработка туристского маршрута для автобусных путешествий подробно рассмотрена в разделе 7. Создание городских экскурсионных маршрутов, в том числе пешеходных, имеет свои особенности. Такой маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов. При этом следует учитывать: · доступность объекта; · наличие площадки для его осмотра; · наличие парковки транспортного средства; · безопасность осмотра объекта; · ограничения посещения объекта по времени суток, дням, месяцам, сезонам; · наличие по пути следования пунктов продажи туристских сувениров, связанных с данным объектом, пунктов питания, водоснабжения, туалетов и пр. Для городских экскурсий наиболее важным является показ объектов в логической последовательности за сравнительно короткое время. Такие экскурсии строятся по тематическому, хронологическому или тематико-хронологическому принципу. Многоплановые (обзорные) экскурсии базируются как на современном, так и на историческом материале. В данных экскурсиях материал подается в виде обзора крупным планом. Если это обзорная экскурсия по городу, то материал излагается последовательно в хронологических рамках времени от первого упоминания о городе до сегодняшнего дня, включая перспективы его развития. Аналогично проводятся обзорные экскурсии по предприятиям, музеям, заповедникам. Построение обзорных экскурсий при передвижении между городами (по стране) строится по принципу аттрактивности и значимости объектов, к которым привлекается внимание туристов.
Здесь большое значение имеет умение экскурсовода в краткой фрагментарной форме рассказать об объекте за минимальное время и успеть ответить на вопросы, ибо впереди по ходу движения появляется также новый объект. Здесь важную роль имеет глубокое знание маршрута, общая подготовка темы, элементы импровизации. Интервал показа объектов при городских экскурсиях не должен быть менее 15 минут. Целесообразно один объект осматривать за один переход или переезд, не возвращаясь к нему еще раз. Следует выбрать время посещения объекта таким образом, чтобы по возможности, не ожидать доступа к нему, а если это неизбежно - данное время используется как введение в тематику, связанную с данным объектом. У экскурсовода должно быть несколько запасных вариантов маршрута, если основной перекрыт по причине дорожно-транспортного происшествия, ремонтных работ, загруженности трассы и т.д. При пробном обходе или объезде маршрута экскурсовод обязан: · ознакомиться с планировкой трассы и расположением улиц и площадей; · выяснить места разрешенных стоянок транспортных средств; · определить местонахождение объекта и различные способы пешеходной и транспортной доступности к нему; · выбрать площадки для наилучшего показа объекта; · провести хронометраж маршрута; · выявить потенциально-опасные места для передвижения по маршруту и обеспечить безопасность туристов; · выбрать оптимальную методику ознакомления с объектом. После пробного обхода (объезда) создается контрольный текст. Контрольный текст экскурсии желательно смоделировать в лингафонном кабинете в режиме реального времени. Текст должен содержать вступление, основную часть, заключение и логические переходы. На основании контрольного текста экскурсовод готовит индивидуальный текст, а также различные варианты данной экскурсии. По содержанию контрольный и индивидуальный тексты должны быть одинаковы.
При проведении экскурсии любые факты следует сопровождать датами и ссылками на источники информации. Наряду с индивидуальным текстом экскурсий экскурсовод должен иметь свой "портфель" с комплектом наглядных пособий: фотографий, макетов, муляжей, проектов, эскизов, копий подлинных документов, записи голоса и др. Методические приемы экскурсовода зависят от его квалификации, темы экскурсии, состава экскурсантов, содержания "портфеля". На основании контрольного текста, "портфеля" экскурсовода", контрольного обхода (объезда), хронометража маршрута составляется паспорт (карточка) экскурсионного маршрута. Методическая комиссия принимает данную экскурсию, которая утверждается в установленном порядке. На основании приказа (или договора) проведение данной экскурсии поручается экскурсоводу, который, как правило, принимал участие в ее разработке и "защитил" ее на методическом совете. Ниже приведены примеры разработанных и действующих в 1996 году в Москве городских и пригородных экскурсионных маршрутов различной направленности. 1. Москва-столица нашей родины (обзорная экскурсия). 2. "Недаром помнит вся Россия" - Москва 1812 года. 3. Из истории монастырей Москвы. 4. Мировые религии в архитектурных памятниках Москвы. 5. Каменная летопись Москвы (архитектурный обзор). 6. 50-летию Победы посвящается (с посещением мемориала на Поклонной горе). 7. Москва-спортивная. 8. "Рюриковичи и Романовы в Москве" - с посещением музея восковых фигур. 9. "В гости к космическим братьям и сестрам" - с посещением музея ВВС или Звездного городка. 10. "Дворянские гнезда Москвы" - усадьба Кусково, Кузьминки. 11. "Литературные адреса Москвы" - Пушкины в Москве. 12. "Играй, театр, играй" - Москва театральная. 13. "Тайны имен Москвы" - топонимика Москвы. 14. "На семи холмах" - москвоведение. 15. Зарядье, Новодевичий монастырь, Московский Сити, Китай-город, Ваганьковское кладбище – пешеходная экскурсия по Москве. 16. Москва-река до Крылатского, Москва-река до Коломенского, Канал им. Москвы - водные экскурсии. 17. Калуга - Оптина Пустынь. 18. "Край древних озер" - оз. Киево, Долгое, Круглое. 19. "Щедрый лес" - поход за грибами. 20. "Восьмое чудо света" - Коломенское. 21. "Город сей пречист и пригож" - экскурсия в Суздаль. 22. "Виват, Петрофлот!" - экскурсия в Переславль-Залесский. 23. "Страницы летописи Российской" - экскурсия в Ростов Великий и др.
12. САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОХОДНЫЙ И СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ* Самодеятельный туризм - это походы и путешествия по маршрутам, разработанным самими туристами или рекомендованным туристскими клубами.
Как правило, самодеятельный туризм характеризуется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристской группы, снаряжение, обеспечение продуктами питания, способ передвижения и финансирование организуются самостоятельно, так называемыми, самодеятельными туристами. Такие маршруты могут быть и плановыми и готовятся туристскими клубами, бюро путешествий и экскурсий или туристско-спортивными организациями. Особенностью такого туризма является его спортивный характер и участие в нем молодежной возрастной категории. Деятельность данного вида туризма регламентируется "Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий", а также ведомственными инструкциями Министерства образования, Государственного комитета по физкультуре и туризму и рекомендациями Туристско-спортивного союза России, Центра детско-юношеского туризма и др. В бывшем СССР в 96 тысячах туристских секций и 927 клубах регулярно занималось около 9 млн. самодеятельных туристов.
12.1 Классификация походов и путешествий по самодеятельным Туристским маршрутам.
Классификация самодеятельного туризма (рис. 16) носит условный характер и определяется основными формами туристских мероприятий с активными способами передвижения, к числу которых относятся: · походы и экспедиции; · туристские слеты; · туристско-спортивные соревнования; · учебные туристские семинары и др.
Рис. 16. Классификация самодеятельного туризма. Туристский поход - это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения. Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности. Туристские походы можно также подразделить по признаку цели на: · оздоровительные; · спортивные (туриады); · учебно-тренировочные; · научно-познавательные; · приключенческие (экзотические). Экспедиция - путешествие в малоизученный район с конкретно выбранной целью: исследование района, испытание снаряжения, выполнение научной или методической задачи. Туристский слет - это сбор туристов в определенном месте на природе для выполнения предварительно намеченной программы. Обычно слеты проводятся по видам самодеятельного туризма (слет туристов-водников, велосипедистов, горных туристов и т.д.). Туристско-спортивные соревнования - это комплексное мероприятие по технике определенного туризма (по технике лыжного, горного, водного туризма, туристско-спортивного ориентирования на местности и др). Кроме вышеперечисленных видов мероприятий самодеятельный туризм классифицируется по видам туризма: · пешеходный; · лыжный; · водный; · горный; · велосипедный; · автомототуризм; · спелеологический и др. Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видом преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.
12.2 Организация походного и спортивного туризма.
Организация походов и путешествий в рамках самодеятельного туризма проводится специально подготовленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифицированными специалистами, к числу которых относятся: · туристский организатор; · руководитель туристского похода; · инструктор по туризму; · судьи по туризму; · методисты; · работники контрольно-спасательных служб (КСС). Данные специалисты являются как штатными работниками туристских учреждений, так и внештатными (общественный актив самодеятельного туризма). Организация и проведение туристских походов регламентированы перечисленными выше документами, а также "Правилами проведения туристских спортивных походов", "Инструкциями по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися", "Разрядными требованиями по спортивному туризму" и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России. В соответствии с данными требованиями туристские походы проводятся группами под руководством руководителя группы. Из состава группы назначаются завхоз по снабжению и питанию, ответственный по снаряжению. В составе группы должен быть врач или фельдшер. В зависимости от цели похода рекомендуется вести его дневник и делать фотографии, видеосъемку. Численность группы определяется категорией и сложностью маршрута и требованиями по безопасности. Оптимальной считается группа в количестве 10-12 человек. Участник похода должен хорошо знать правила проведения спортивных и туристских походов, быть достаточно подготовленным и тренированным, дисциплинированным и выполнять указания руководителя. Руководителем группы может быть как штатный инструктор туристского клуба, так и опытный, авторитетный участник похода, уже проведший несколько сложных походов. Существует несколько званий инструктора: · инструктор по туризму; · старший инструктор; · инструктор-методист; · инструктор-тренер. Правила проведения туристских походов должны неукоснительно выполнять все его участники, а также люди, причастные к его организации. Походы могут быть целевыми: · для выполнения норм на значки "Юный турист" или "Турист"; · для получения спортивных разрядов в соответствии с "Единой спортивной классификацией". Требования к походам различных категорий сложности определяются в соответствии с таблицей нормативов - табл. 9. Нормативы для выполнения соответствующих юношеских разрядов по туризму имеют показатели на 50 % ниже, как по протяженности, так и по длительности - табл.10. Минимальный состав группы в походах низшей категории сложности для взрослых - 4 человека, для туристов школьников - 8 (кроме лыжных и горных). Максимальное число участников похода зависит от его сложности: · прогулки, одно-двухдневные походы, экспедиции, экскурсии - до 30 человек; · походы 1, 2, 3 степени сложности(юношеские нормативы) - до 20 человек; · походы 1 категории сложности - до 15 чел; · походы 2-3 категории сложности - до 12 человек.
Таблица 9.
Таблица 10.
Если в категорийном и степенном походах участвуют более 3-х групп с количеством участников не менее 35 человек, а их графики и маршруты совпадают, то назначается для общего руководства дополнительно старший инструктор. К руководителю туристской группы предъявляются требования, изложенные в табл.11. Таблица 11.
Руководитель группы должен иметь достаточный туристский и специальный (по видам туризма), опыт. Для походов второй степени сложности - в объеме 26 часового семинара, третьей степени сложности - в объеме семинара начальной туристской подготовки. Для 1 категории сложности необходима подготовка в объеме семинара инструкторов школьного туризма, 2 категории - в объеме средней туристской подготовки. В числе дополнительных требований к руководителю группы следует отнести: · знание основ психологии, педагогики и возрастной физиологии; · способность оказать доврачебную медицинскую помощь. Руководитель группы отвечает за безопасность, здоровье и жизнь ее участников, а также за проведение похода в соответствии с намеченным планом. Подготовка похода требует выполнения следующих этапов: · изучение трассы и ее особенностей; · определение цели, вида и категории (степени) сложности; · определение суммы расходов и возможные источники финансирования; · расчет продолжительности похода в днях; · разработка мероприятий по безопасности; · комплектация и испытание необходимого снаряжения; · заготовка продуктов питания; · разработка плана графика по срокам и мероприятиям; · подбор состава участников и распределение обязанностей; · оформление туристской документации; · медицинское освидетельствование участников; · практическая и теоретическая подготовка участников к походу; · упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и пр. Перед походом 2 и 3 степени сложности и 1 -2 категории за 10 дней до выхода группы следует направить сообщение контрольно-спасательной службе (КСС), в зоне действия которой проходит маршрут. Во время похода следует предпринять все усилия, чтобы пройти маршрут в соответствии с планом-графиком. Сложные и опасные участки маршрута следует проходить маленькими группами под контролем руководителя и его заместителя. При прибытии группы на начальный пункт маршрута руководитель производит ее регистрацию на КСС, а также извещает свою организацию о выходе на маршрут. Участки маршрута преодолеваются в определенном порядке с выделением направляющего и замыкающего; руководитель группы корректирует их действия. Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуют специальные условия безопасности. Особое внимание следует уделять движению во время плохой погоды, недостаточной видимости, сильного ветра и т.д. Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке. Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства, близости к источнику воды. Лагерь разбивается по установленным правилам с учетом пожарной и экологической безопасности, если на маршруте нет оборудованных стоянок. Руководитель группы должен иметь подробную карту маршрута, компас, средства связи, а также регулярно получать от КСС прогноз погоды. В конце маршрута производится регистрация в КСС и сообщение в организацию информации об окончании маршрута и возвращении. После завершения похода руководитель оформляет требуемую документацию, сдает снаряжение и готовит справки участникам о прохождении маршрута, а выполнившим нормативы - представление на получение удостоверений и значков (типовая форма отчета утверждена туристско-спортивным союзом России). Желательно организовать итоговый вечер для просмотра фотографий, слайдов, видео-кинофильмов.
БИЗНЕС-ПЛАН ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ Одним из важнейших этапов создания туристской фирмы является ее бизнес-план (бизнес-программа) будущей деятельности. Он является основой финансового менеджмента как для вновь создаваемой, так и уже функционирующей фирмы. Разработка бизнес-плана новой фирмы производится поэтапным (итеративным) методом, а конечной целью данной разработки является обоснование целесообразности создания данного предприятия или реализация его инвестиционных программ. Первой составляющей бизнес-плана для нового предприятия является выбор основного вида уставной деятельности. Если предприниматель в силу вышеизложенных причин (см. тема 2) выбрал туристскую деятельность как основной вид, то следует при этом решить еще две проблемы. 1. Выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу своего бизнеса для снижения финансовых рисков ввиду того, что туристский бизнес весьма чувствителен к целому ряду объективных или 2. Желательно выбрать такие виды основной или дополнительной деятельности, которые бы были приоритетными на длительный период, имели бы определенные налоговые льготы на федеральном или местном уровне, Пример. В связи с резким падением доходов от туристской деятельности в одной из крупных туристских фирм г. Москвы была разработана и реализована программа диверсификации. Она включала в себя разработку бизнес-программ организации малых мобильных производств с приоритетными видами деятельности (производство продуктов питания: мясных продуктов и полуфабрикатов, пива, минеральной воды и других безалкогольных напитков, кондитерских изделий и пр.). Для этого были построены комплексы мясоперерабатывающего и пивоваренного производства и организованы новые точки реализации продукции: рестораны, кафе, бары, магазины. Производство данной продукции мало зависит от вышеперечисленных факторов риска. Тем самым были решены одновременно четыре основные задачи: · сохранены объемы доходов фирмы на прежнем уровне за счет дополнительной деятельности; · значительно снижены факторы риска за счет внедрения программы диверсификации; · созданные производства входят в перечень приоритетных и льготируются по налогу на прибыль в рамках малых предприятий (100 %-ная льгота на первые два года деятельности, 50 % и 25 % в последующие третий и четвертый годы); · обеспечена своей более дешевой, качественной и экологически чистой продукцией собственная туристская инфраструктура (гостиницы, рестораны, кафе, бары и т.д.), что положительно повлияло на фактор Следующим этапом бизнес-плана является выбор дислокации бизнеса (его географии). Если будущая основная деятельность фирмы связана только с реализацией внутренних туров, то следует определить район (регион) приема-отправки туристов. Если фирма будет заниматься также международным туризмом, то следует выбрать те страны и регионы, куда будет реализовываться туристский продукт. Это связано с маркетингом рынка туристских услуг в выбранных регионах, изучением специфики их макро- и микроэкономики, налоговой политики, нормативно-правовой базы, инфраструктуры, коммуникаций и туристско-рекреационных ресурсов. После этого необходимо приступить к следующему этапу бизнес-плана: исследованию рынка туристских услуг. Данный этап имеет своей целью: · доказать конкурентноспособность выбранных регионов; · выбрать в данных регионах свой сегмент (сегменты) туристского бизнеса. Доказательство конкурентноспособности региона требуется не только самому предпринимателю, но и его будущим инвесторам. Здесь требуется предельная объективность анализа и учет всех потенциально возможных факторов, ибо на этом этапе начинается формирование прогноза будущих источников дохода. Определив регион рынка сбыта туристских услуг, следует провести расчет максимально возможной емкости данного рынка на перспективу по годам, месяцам, сезонам, дням недели. Зная емкость данного рынка, приступают к анализу конкурентной среды. При этом изучается статистика числа фирм, зарегистрированных в данном регионе, их объемы реализации туристских услуг, ценовые факторы, наличие монополистов, отличий собственной туристской продукции от аналогичного продукта конкурентов. Если объем рынка и уровень конкуренции позволяют "вписаться" в туристский бизнес в данном регионе, то принимается решение по сегментации рынка услуг и разработке последующих этапов бизнес-плана. Если объем рынка недостаточен и на перспективу его расширение не прогнозируется, то следует отказаться от данного региона или компенсировать дефицит сбыта туристских услуг другими видами деятельности. Однако, такое решение можно принимать при наличии достаточного стартового капитала или при наличии инвестора. Если решение по выбору региона рынка сбыта туристских услуг определяется только условиями конкуренции, то принимается (после анализа конкурентной среды) одно из трех решений: · уход из данного региона рынка; · выработка стратегии конкурентноспособности и работа на данном рынке путем "завоевания" своего сегмента; · разработка внеконкурентного набора туристских услуг и работа в этом заново созданном сегменте рынка. Одним из важнейших рычагов выживаемости туристской фирмы в условиях конкуренции является ценовой фактор. Однако, для вновь создаваемой фирмы маневрировать ценой услуги можно в ограниченных пределах (не считая случая создания нового внеконкурентного туристского продукта). Создать такой продукт можно при наличии: · высококвалифицированной кадровой команды; · достаточных туристско-рекреационных ресурсов; · достаточного размера капитала. В ряде случаев создание такого продукта связано с реализацией целевого инвестиционного проекта. Следующим этапом бизнес-плана является маркетинг-план. Он должен состоять из следующих составляющих: · технология реализации туристского продукта; · способы стимулирования продаж; · ценообразование; · стратегия рекламной компании; · работа по послепродажному обслуживанию клиентов; · формирование общественного мнения о фирме. Способ реализации туристского продукта включает в себя: · реализацию продукта самостоятельно; · реализацию через другие фирмы; · комиссионную продажу через посредников; · создание разветвленной дилерской сети по продаже и др. Важным рычагом в конкурентной борьбе за клиента является разработка системы стимулирования продажи. Сюда относятся: конкурсы, аукционы, туристские лотереи, ярмарки, выставки, а также система льготирования (сезонные льготы, льготы для родителей с детьми, для постоянных клиентов, рекламные бесплатные туры и др.). Стратегия рекламной кампании в рамках бизнес-плана фирмы будет представлена в последующих темах. Работа с клиентами, которые уже воспользовались туристской услугой, ведется по основному принципу маркетинга: "Вы для нас - единственный!". При этом фирма информирует своих клиентов о новом туристском продукте, напоминает о себе рекламными проспектами, поздравлениями, приглашениями в специально созданный клуб на конкурсы, встречи, просмотр рекламных видеофильмов и др. В ряде случаев такие клиенты становятся дилерами фирмы и ее эффективными рекламистами. Работа по формированию общественного мнения о фирме касается, в основном, уже функционирующих фирм. Что касается бизнес-плана вновь создаваемой фирмы, то данный аспект учитывается в затратной части финансового плана. Следующим этапом бизнес-плана является план производства туристских услуг и контроль качества туристского продукта. Здесь следует рассмотреть вопросы подготовки туров, их методическое обеспечение, разработку ваучеров, обеспечение страховки, подготовку договорной документации, а также разработку системы обеспечения и контроля качества предоставляемых услуг, формирование пакета документов на получение лицензии и др. Аналогичные операции проводятся при составлении бизнес-плана дополнительной производственной или иной деятельности. Одним из ответственных этапов бизнес-плана является планирование работы персонала. Кадры, наряду с тремя другими основными условиями, формируют модель функционирования туристского предприятия, рис. 17.
Рис. 17. Условия функционирования туристской фирмы Работа по формированию и управлению персонала включает в себя такие аспекты: · расчет требуемого количества работников по подразделениям; · формирование штатного расписания; · разработку квалификационных требований к персоналу; · разработку должностных инструкций; · разработку форм оплаты труда и системы найма; · разработку регламента работы фирмы; · разработку(при необходимости) кодекса фирмы и ее ритуалов. Работа по планированию деятельности персонала зависит от организационно-правовой формы предприятия, формы собственности, типа предприятия, организации или туристского учреждения. Для стартовых условий работы число штатных работников должно быть минимальным (или вообще отсутствовать). В этом случае необходимо иметь банк данных квалифицированного персонала, с которым вступают в контрактные отношения на требуемый период. В основном, к таким работникам относятся гиды, экскурсоводы, водители транспортных средств, руководители групп и др. При их найме следует обратить внимание на наличие лицензий на право деятельности (если это требуется). В настоящее время можно воспользоваться услугами специализированных рекрутинговых фирм, которые занимаются подбором квалифицированных кадров с использованием специальных методик. При оформлении штатных работников следует воспользоваться положениями КЗоТ РФ об испытательном сроке. Значительно укрепит имидж фирмы ее кодекс чести, а также кадровый регламент и принципы кадрового менеджмента, рис.18. Для крупных туристских предприятий в бизнес-план целесообразно также включить раздел "Юридическое планирование". В этом разделе следует указать: · форму собственности; · правовой статус предприятия; · схему подчиненности; · границы административного вмешательства в хозяйственную деятельность; · целесообразность выбора той или иной организационно-правовой формы предприятия в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Здесь же целесообразно разработать формы типовых хозяйственных договоров, контрактов, соглашений и т.д. Для небольших туристских фирм можно воспользоваться услугами специализированных юридических фирм или услугами квалифицированного внештатного юриста. Следует отметить, что юридическая служба фирмы в настоящее время относится к главному кадровому блоку, наряду с администрацией, технологической и финансовой службами. Желательно также в бизне
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|