Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология подготовки и проведения экскурсий.




Подготовка экскурсий реализуется в несколько эта­пов:

· выбор темы экскурсии;

· создание новой экскурсии под выбранную тему;

· подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии.

Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного соз­дания "банка" (портфеля) экскурсий. Тема экскурсии должна объединить все объекты посещения в единое це­лое.

Подготовка экскурсии ведется творческой группой, состав которой зависит от темы экскурсии. Здесь могут быть привлечены работники музеев, галерей, научных учреждений, специализированных туристско-экскурсионных организаций и т.д.

Работа начинается с подбора материала по теме и его изучение, отбора объектов, используемых в данной экскурсии, а также накопление знаний по всем разделам темы.

При сборе материалов по данной теме целесооб­разно составить библиографию литературных и иных ис­точников, а также использовать различные архивные ма­териалы, воспоминания участников событий и очевидцев, кино-видеохронику.

Значительную помощь в облегчении поиска и сис­тематизации материала экскурсий могут оказать компью­терные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (CD-ROM).

Одним из важных этапов создания экскурсии явля­ется правильный подбор объектов показа. В России на государственном учете находится более 100 тысяч па­мятников архитектуры, истории, археологии, культуры, а в музеях страны хранится около 40 миллионов экспона­тов.

В качестве объектов экскурсий могут быть:

· места, связанные с историческими событиями;

· природные объекты и заповедники;

· здания и сооружения;

· мемориальные памятники и комплексы;

· произведения архитектуры и градостроительства;

· оригинальные инженерные сооружения;

· объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей;

· технические экспонаты;

· памятники искусства;

· экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;

· археологические памятники.

 

 

Классификация экскурсий

 

 

                       
   
 
         
 

 


Рис. 15. Обобщённая классификация экскурсий.

 

 

При обилии таких объектов, связанных с темой, следует особое внимание уделить их правильному отбо­ру с учетом их аттрактивное, познавательной ценности, содержания, функционального назначения, степени со­хранности, доступности и безопасности.

Если по данной теме таких объектов мало или во­обще отсутствует, то следует это восполнить дополни­тельными возможностями, используя иллюстративный материал, макеты, воспоминания очевидцев, кино­видеоматериалы и др.

Целесообразно, чтобы у каждой экскурсии были свои объекты, присущие выбранной теме, в ряде случаев и экзотические.

Экскурсия не должна быть перегружена большим числом посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность. Длительные экскурсии утомительны и внимание и интерес туристов при этом ослабевают.

Оптимальная продолжительность городской экскур­сии составляет 2-3 часа, при этом экскурсанты с интере­сом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объек­тов.

При подготовке экскурсии целесообразно составить паспорта (карточки) объектов, включающие в себя:

· наименование объекта;

· события, связанные с этим объектом;

· даты совершения данных событий;

· местонахождение объекта;

· данные об авторах объекта (если таковые имеются);

· источники сведений о данном объекте;

· сохранность объекта;

· безопасность при его посещении;

· фотографии или видеосъемка объекта;

· другие сведения.

Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий. Процесс создания экскурсий также включает в себя:

· разработку экскурсионного маршрута;

· разработку текста экскурсии;

· создание методики проведения экскурсии;

· разработку и изготовление наглядного демонстраци­онного материала (фото, видео, плакат);

· определение перечня привлеченных средств на проведение экскурсии (транспорта, технических средств);

· калькуляция затрат на проведение экскурсии;

· определение нормы прибыли и расчет цены на данную экскурсионную услугу;

· контрольная обкатка экскурсионного маршрута путем его объезда или обхода;

· утверждение экскурсии в установленном порядке;

· рекламу экскурсионного маршрута.

Разработка туристского маршрута для автобусных путешествий подробно рассмотрена в разделе 7.

Создание городских экскурсионных маршрутов, в том числе пешеходных, имеет свои особенности.

Такой маршрут строится по принципу наиболее пра­вильной последовательности осмотра объектов. При этом следует учитывать:

· доступность объекта;

· наличие площадки для его осмотра;

· наличие парковки транспортного средства;

· безопасность осмотра объекта;

· ограничения посещения объекта по времени суток, дням, месяцам, сезонам;

· наличие по пути следования пунктов продажи турист­ских сувениров, связанных с данным объектом, пунк­тов питания, водоснабжения, туалетов и пр.

Для городских экскурсий наиболее важным является показ объектов в логической последовательности за сравнительно короткое время. Такие экскурсии строятся по тематическому, хронологическому или тематико-хронологическому принципу.

Многоплановые (обзорные) экскурсии базируются как на современном, так и на историческом материале. В данных экскурсиях материал подается в виде обзора крупным планом. Если это обзорная экскурсия по городу, то материал излагается последовательно в хронологиче­ских рамках времени от первого упоминания о городе до сегодняшнего дня, включая перспективы его развития. Аналогично проводятся обзорные экскурсии по предпри­ятиям, музеям, заповедникам.

Построение обзорных экскурсий при передвижении между городами (по стране) строится по принципу аттрактивности и значимости объектов, к которым привле­кается внимание туристов.

Здесь большое значение имеет умение экскурсовода в краткой фрагментарной форме рассказать об объек­те за минимальное время и успеть ответить на вопросы, ибо впереди по ходу движения появляется также новый объект. Здесь важную роль имеет глубокое знание мар­шрута, общая подготовка темы, элементы импровизации.

Интервал показа объектов при городских экскурсиях не должен быть менее 15 минут. Целесообразно один объект осматривать за один переход или переезд, не возвращаясь к нему еще раз. Следует выбрать время по­сещения объекта таким образом, чтобы по возможности, не ожидать доступа к нему, а если это неизбежно - дан­ное время используется как введение в тематику, связанную с данным объектом.

У экскурсовода должно быть несколько запасных вариантов маршрута, если основной перекрыт по причи­не дорожно-транспортного происшествия, ремонтных работ, загруженности трассы и т.д.

При пробном обходе или объезде маршрута экскур­совод обязан:

· ознакомиться с планировкой трассы и расположением улиц и площадей;

· выяснить места разрешенных стоянок транспортных средств;

· определить местонахождение объекта и различные способы пешеходной и транспортной доступности к нему;

· выбрать площадки для наилучшего показа объекта;

· провести хронометраж маршрута;

· выявить потенциально-опасные места для передвиже­ния по маршруту и обеспечить безопасность туристов;

· выбрать оптимальную методику ознакомления с объ­ектом.

После пробного обхода (объезда) создается кон­трольный текст. Контрольный текст экскурсии желатель­но смоделировать в лингафонном кабинете в режиме ре­ального времени.

Текст должен содержать вступление, основную часть, заключение и логические переходы.

На основании контрольного текста экскурсовод го­товит индивидуальный текст, а также различные вариан­ты данной экскурсии. По содержанию контрольный и ин­дивидуальный тексты должны быть одинаковы.

При проведении экскурсии любые факты следует

сопровождать датами и ссылками на источники инфор­мации. Наряду с индивидуальным текстом экскурсий экс­курсовод должен иметь свой "портфель" с комплектом наглядных пособий: фотографий, макетов, муляжей, про­ектов, эскизов, копий подлинных документов, записи го­лоса и др.

Методические приемы экскурсовода зависят от его квалификации, темы экскурсии, состава экскурсантов, содержания "портфеля".

На основании контрольного текста, "портфеля" экс­курсовода", контрольного обхода (объезда), хрономет­ража маршрута составляется паспорт (карточка) экскур­сионного маршрута. Методическая комиссия принимает данную экскурсию, которая утверждается в установлен­ном порядке. На основании приказа (или договора) про­ведение данной экскурсии поручается экскурсоводу, ко­торый, как правило, принимал участие в ее разработке и "защитил" ее на методическом совете.

Ниже приведены примеры разработанных и дейст­вующих в 1996 году в Москве городских и пригородных экскурсионных маршрутов различной направленности.

1. Москва-столица нашей родины (обзорная экскурсия).

2. "Недаром помнит вся Россия" - Москва 1812 года.

3. Из истории монастырей Москвы.

4. Мировые религии в архитектурных памятниках Моск­вы.

5. Каменная летопись Москвы (архитектурный обзор).

6. 50-летию Победы посвящается (с посещением мемориала на Поклонной горе).

7. Москва-спортивная.

8. "Рюриковичи и Романовы в Москве" - с посещением музея восковых фигур.

9. "В гости к космическим братьям и сестрам" - с посещением музея ВВС или Звездного городка.

10. "Дворянские гнезда Москвы" - усадьба Кусково, Кузьминки.

11. "Литературные адреса Москвы" - Пушкины в Москве.

12. "Играй, театр, играй" - Москва театральная.

13. "Тайны имен Москвы" - топонимика Москвы.

14. "На семи холмах" - москвоведение.

15. Зарядье, Новодевичий монастырь, Московский Сити, Китай-город, Ваганьковское кладбище – пешеходная экскурсия по Москве.

16. Москва-река до Крылатского, Москва-река до Коломенского, Канал им. Москвы - водные экскурсии.

17. Калуга - Оптина Пустынь.

18. "Край древних озер" - оз. Киево, Долгое, Круглое.

19. "Щедрый лес" - поход за грибами.

20. "Восьмое чудо света" - Коломенское.

21. "Город сей пречист и пригож" - экскурсия в Суздаль.

22. "Виват, Петрофлот!" - экскурсия в Переславль-Залесский.

23. "Страницы летописи Российской" - экскурсия в Ростов Великий и др.

 

 

12. САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОХОДНЫЙ И СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ*

Самодеятельный туризм - это походы и путешествия по маршрутам, разработанным самими туристами или рекомендованным туристскими клубами.

Как правило, самодеятельный туризм характеризу­ется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристской группы, снаряжение, обес­печение продуктами питания, способ передвижения и финансирование организуются самостоятельно, так на­зываемыми, самодеятельными туристами. Такие маршру­ты могут быть и плановыми и готовятся туристскими клу­бами, бюро путешествий и экскурсий или туристско-спортивными организациями.

Особенностью такого туризма является его спор­тивный характер и участие в нем молодежной возрастной категории. Деятельность данного вида туризма регла­ментируется "Правилами организации и проведения са­модеятельных туристских походов и путешествий", а так­же ведомственными инструкциями Министерства обра­зования, Государственного комитета по физкультуре и туризму и рекомендациями Туристско-спортивного союза России, Центра детско-юношеского туризма и др.

В бывшем СССР в 96 тысячах туристских секций и 927 клубах регулярно занималось около 9 млн. самодея­тельных туристов.

 

12.1 Классификация походов и путешествий по само­деятельным

Туристским маршрутам.

 

Классификация самодеятельного туризма (рис. 16) носит условный характер и определяется основными формами туристских мероприятий с активными способа­ми передвижения, к числу которых относятся:

· походы и экспедиции;

· туристские слеты;

· туристско-спортивные соревнования;

· учебные туристские семинары и др.

 

 

 


Рис. 16. Классификация самодеятельного туризма.

Туристский поход - это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использо­ванием активных способов передвижения.

Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протя­женности маршрута, по категории сложности, по про­должительности.

Туристские походы можно также подразделить по признаку цели на:

· оздоровительные;

· спортивные (туриады);

· учебно-тренировочные;

· научно-познавательные;

· приключенческие (экзотические).

Экспедиция - путешествие в малоизученный район с конкретно выбранной целью: исследование района, ис­пытание снаряжения, выполнение научной или методиче­ской задачи.

Туристский слет - это сбор туристов в определен­ном месте на природе для выполнения предварительно намеченной программы. Обычно слеты проводятся по видам самодеятельного туризма (слет туристов-водников, велосипедистов, горных туристов и т.д.).

Туристско-спортивные соревнования - это ком­плексное мероприятие по технике определенного туриз­ма (по технике лыжного, горного, водного туризма, туристско-спортивного ориентирования на местности и др).

Кроме вышеперечисленных видов мероприятий са­модеятельный туризм классифицируется по видам ту­ризма:

· пешеходный;

· лыжный;

· водный;

· горный;

· велосипедный;

· автомототуризм;

· спелеологический и др.

Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видом преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.

 

12.2 Организация походного и спортивного туризма.

 

Организация походов и путешествий в рамках само­деятельного туризма проводится специально подготов­ленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифи­цированными специалистами, к числу которых относятся:

· туристский организатор;

· руководитель туристского похода;

· инструктор по туризму;

· судьи по туризму;

· методисты;

· работники контрольно-спасательных служб (КСС).

Данные специалисты являются как штатными работ­никами туристских учреждений, так и внештатными (общественный актив самодеятельного туризма).

Организация и проведение туристских походов регламентированы перечисленными выше документами, а также "Правилами проведения туристских спортивных походов", "Инструкциями по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащими­ся", "Разрядными требованиями по спортивному туриз­му" и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России.

В соответствии с данными требованиями туристские походы проводятся группами под руководством руково­дителя группы. Из состава группы назначаются завхоз по снабжению и питанию, ответственный по снаряжению. В составе группы должен быть врач или фельдшер.

В зависимости от цели похода рекомендуется вести его дневник и делать фотографии, видеосъемку. Числен­ность группы определяется категорией и сложностью маршрута и требованиями по безопасности. Оптималь­ной считается группа в количестве 10-12 человек. Участ­ник похода должен хорошо знать правила проведения спортивных и туристских походов, быть достаточно под­готовленным и тренированным, дисциплинированным и выполнять указания руководителя.

Руководителем группы может быть как штатный ин­структор туристского клуба, так и опытный, авторитетный участник похода, уже проведший несколько сложных по­ходов.

Существует несколько званий инструктора:

· инструктор по туризму;

· старший инструктор;

· инструктор-методист;

· инструктор-тренер.

Правила проведения туристских походов должны неукоснительно выполнять все его участники, а также люди, причастные к его организации.

Походы могут быть целевыми:

· для выполнения норм на значки "Юный турист" или "Турист";

· для получения спортивных разрядов в соответствии с "Единой спортивной классификацией".

Требования к походам различных категорий сложно­сти определяются в соответствии с таблицей нормативов - табл. 9.

Нормативы для выполнения соответствующих юношеских разрядов по туризму имеют показатели на 50 % ниже, как по протяженности, так и по длительности - табл.10.

Минимальный состав группы в походах низшей ка­тегории сложности для взрослых - 4 человека, для тури­стов школьников - 8 (кроме лыжных и горных).

Максимальное число участников похода зависит от его сложности:

· прогулки, одно-двухдневные походы, экспедиции, экскурсии - до 30 человек;

· походы 1, 2, 3 степени сложности(юношеские нормативы) - до 20 человек;

· походы 1 категории сложности - до 15 чел;

· походы 2-3 категории сложности - до 12 человек.

 

Таблица 9.

Виды туризма и характери­стики походов Категории сложности походов
           
Продолжительность похода в днях (не менее)            
Продолжительность походов в км (не менее) Пешеходные Лыжные Горные Водные (на гребных судах) Велосипедные На мотоциклах На автомашинах Спелео походы (число пе­щер)     130 130 100 150 250 1000 1500     160 160 120 160 400 1500 2000 4-5     600 2000 2500 1-2     220 250 150 180 800 2500 3000 1-2     250 300 160 190 1100 3000 3500     300 300 160 – – – –

 

Таблица 10.

Степень сложности Вид маршрута Протяжен- ность мар- шрута, км Продолжи- тельность, дни Возраст уча- стников, лет (минималь- ный)  
  Пешеходный Лыжный Пешеходный в горах Велосипедный Водный (на байдарках)   6-8 6-8 6-8 6-8 6-8  
  Пешеходный Лыжный Пешеходный в горах Велосипедный Водный (на байдарках)   4-6 4-6 4-6 4-6 4-6  
  Пешеходный Лыжный Пешеходный в горах Велосипедный Водный (на байдарках)   3-4 3-4 3-4 3-4 3-4  

 

 

Если в категорийном и степенном походах участву­ют более 3-х групп с количеством участников не менее 35 человек, а их графики и маршруты совпадают, то на­значается для общего руководства дополнительно стар­ший инструктор.

К руководителю туристской группы предъявляются требования, изложенные в табл.11.

Таблица 11.

Сложность похо­да (степень, кате­гория) Минималь­ный возраст, лет Туристский опыт и практические навыки руково­дителя группы
Первая степень сложности   Руководство двумя двухдневными походами
Вторая степень сложности   Участие в походе второй степени сложности, ру­ководство походом первой степени сложности
Третья степень сложности   Участие в походе третьей степени сложности, ру­ководство походом второй степени сложности
1 категория сложности   Участие в походе 1 категории сложности, руково­дство походом третьей степени сложности - для пешеходного туризма. Доя всех видов туризма (кроме пешеходного): участие в походе 2 катего­рии сложности, руководство походом третьей степени сложности
2 категория сложности   Участие в походе 3 категории сложности, руково­дство походом 1 категории сложности
3 категория сложности   Участие в походе 4 категории сложности, руково­дство походом 2 категории сложности
4 категория сложности   Участие в походе 5 категории сложности, руково­дство походом 3 категории сложности
5 категория сложности   Участие в походе 5 категории сложности, руково­дство походом 4 категории сложности

 

Руководитель группы должен иметь достаточный ту­ристский и специальный (по видам туризма), опыт. Для походов второй степени сложности - в объеме 26 часо­вого семинара, третьей степени сложности - в объеме семинара начальной туристской подготовки.

Для 1 категории сложности необходима подготовка в объеме семинара инструкторов школьного туризма, 2 категории - в объеме средней туристской подготовки.

В числе дополнительных требований к руководите­лю группы следует отнести:

· знание основ психологии, педагогики и возрастной физиологии;

· способность оказать доврачебную медицинскую по­мощь.

Руководитель группы отвечает за безопасность, здоровье и жизнь ее участников, а также за проведение похода в соответствии с намеченным планом.

Подготовка похода требует выполнения следующих этапов:

· изучение трассы и ее особенностей;

· определение цели, вида и категории (степени) слож­ности;

· определение суммы расходов и возможные источники финансирования;

· расчет продолжительности похода в днях;

· разработка мероприятий по безопасности;

· комплектация и испытание необходимого снаряжения;

· заготовка продуктов питания;

· разработка плана графика по срокам и мероприятиям;

· подбор состава участников и распределение обязан­ностей;

· оформление туристской документации;

· медицинское освидетельствование участников;

· практическая и теоретическая подготовка участников к походу;

· упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и пр.

Перед походом 2 и 3 степени сложности и 1 -2 кате­гории за 10 дней до выхода группы следует направить сообщение контрольно-спасательной службе (КСС), в зоне действия которой проходит маршрут.

Во время похода следует предпринять все усилия, чтобы пройти маршрут в соответствии с планом-графиком.

Сложные и опасные участки маршрута следует про­ходить маленькими группами под контролем руководите­ля и его заместителя.

При прибытии группы на начальный пункт маршрута руководитель производит ее регистрацию на КСС, а так­же извещает свою организацию о выходе на маршрут. Участки маршрута преодолеваются в определенном по­рядке с выделением направляющего и замыкающего; ру­ководитель группы корректирует их действия.

Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуют специальные условия безопасности.

Особое внимание следует уделять движению во время плохой погоды, недостаточной видимости, сильного вет­ра и т.д. Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке.

Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства, близости к источнику воды. Ла­герь разбивается по установленным правилам с учетом пожарной и экологической безопасности, если на мар­шруте нет оборудованных стоянок.

Руководитель группы должен иметь подробную кар­ту маршрута, компас, средства связи, а также регулярно получать от КСС прогноз погоды. В конце маршрута про­изводится регистрация в КСС и сообщение в организа­цию информации об окончании маршрута и возвраще­нии.

После завершения похода руководитель оформляет требуемую документацию, сдает снаряжение и готовит справки участникам о прохождении маршрута, а выпол­нившим нормативы - представление на получение удо­стоверений и значков (типовая форма отчета утверждена туристско-спортивным союзом России).

Желательно организовать итоговый вечер для про­смотра фотографий, слайдов, видео-кинофильмов.

 

 

БИЗНЕС-ПЛАН ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ

Одним из важнейших этапов создания туристской фирмы является ее бизнес-план (бизнес-программа) бу­дущей деятельности. Он является основой финансового менеджмента как для вновь создаваемой, так и уже функционирующей фирмы.

Разработка бизнес-плана новой фирмы производит­ся поэтапным (итеративным) методом, а конечной целью данной разработки является обоснование целесообраз­ности создания данного предприятия или реализация его инвестиционных программ.

Первой составляющей бизнес-плана для нового предприятия является выбор основного вида уставной деятельности. Если предприниматель в силу вышеизло­женных причин (см. тема 2) выбрал туристскую деятель­ность как основной вид, то следует при этом решить еще две проблемы.

1. Выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу своего бизнеса для снижения финансовых рисков ввиду того, что туристский бизнес весьма чувствителен к целому ряду объективных или
форс-мажорных факторов: политических, экономических, инфраструктурных и пр. При самых благоприятных усло­виях для туристского предприятия не сегодня-завтра си­туация может стать прямо противоположной, не завися­
щей от предпринимателя (межнациональные конфликты, изменение налоговой политики, таможенных пошлин, транспортных тарифов, уровня инфляции и т.д.).

2. Желательно выбрать такие виды основной или дополнительной деятельности, которые бы были приори­тетными на длительный период, имели бы определенные налоговые льготы на федеральном или местном уровне,
т.е. заложить изначально в бизнес-план стабилизирующие финансовые факторы и факторы профилактики от банкротства.

Пример. В связи с резким падением доходов от ту­ристской деятельности в одной из крупных туристских фирм г. Москвы была разработана и реализована про­грамма диверсификации. Она включала в себя разработ­ку бизнес-программ организации малых мобильных про­изводств с приоритетными видами деятельности (производство продуктов питания: мясных продуктов и полуфабрикатов, пива, минеральной воды и других безалкогольных напитков, кондитерских изделий и пр.). Для этого были построены комплексы мясоперерабаты­вающего и пивоваренного производства и организованы новые точки реализации продукции: рестораны, кафе, бары, магазины. Производство данной продукции мало зависит от вышеперечисленных факторов риска. Тем са­мым были решены одновременно четыре основные зада­чи:

· сохранены объемы доходов фирмы на прежнем уровне за счет дополнительной деятельности;

· значительно снижены факторы риска за счет внедре­ния программы диверсификации;

· созданные производства входят в перечень приори­тетных и льготируются по налогу на прибыль в рамках малых предприятий (100 %-ная льгота на первые два года деятельности, 50 % и 25 % в последующие тре­тий и четвертый годы);

· обеспечена своей более дешевой, качественной и экологически чистой продукцией собственная турист­ская инфраструктура (гостиницы, рестораны, кафе, бары и т.д.), что положительно повлияло на фактор
конкурентноспособности основной (туристской) дея­тельности.

Следующим этапом бизнес-плана является выбор дислокации бизнеса (его географии). Если будущая ос­новная деятельность фирмы связана только с реализа­цией внутренних туров, то следует определить район (регион) приема-отправки туристов. Если фирма будет заниматься также международным туризмом, то следует выбрать те страны и регионы, куда будет реализовываться туристский продукт. Это связано с маркетингом рынка туристских услуг в выбранных регионах, изучением специфики их макро- и микроэкономики, налоговой по­литики, нормативно-правовой базы, инфраструктуры, коммуникаций и туристско-рекреационных ресурсов.

После этого необходимо приступить к следующему этапу бизнес-плана: исследованию рынка туристских ус­луг. Данный этап имеет своей целью:

· доказать конкурентноспособность выбранных регионов;

· выбрать в данных регионах свой сегмент (сегменты) туристского бизнеса.

Доказательство конкурентноспособности региона требуется не только самому предпринимателю, но и его будущим инвесторам.

Здесь требуется предельная объективность анализа и учет всех потенциально возможных факторов, ибо на этом этапе начинается формирование прогноза будущих источников дохода.

Определив регион рынка сбыта туристских услуг, следует провести расчет максимально возможной емко­сти данного рынка на перспективу по годам, месяцам, сезонам, дням недели.

Зная емкость данного рынка, приступают к анализу конкурентной среды. При этом изучается статистика чис­ла фирм, зарегистрированных в данном регионе, их объ­емы реализации туристских услуг, ценовые факторы, на­личие монополистов, отличий собственной туристской продукции от аналогичного продукта конкурентов. Если объем рынка и уровень конкуренции позволяют "вписаться" в туристский бизнес в данном регионе, то принимается решение по сегментации рынка услуг и разработке последующих этапов бизнес-плана. Если объем рынка недостаточен и на перспективу его расши­рение не прогнозируется, то следует отказаться от дан­ного региона или компенсировать дефицит сбыта тури­стских услуг другими видами деятельности. Однако, та­кое решение можно принимать при наличии достаточно­го стартового капитала или при наличии инвестора.

Если решение по выбору региона рынка сбыта тури­стских услуг определяется только условиями конкурен­ции, то принимается (после анализа конкурентной сре­ды) одно из трех решений:

· уход из данного региона рынка;

· выработка стратегии конкурентноспособности и работа на данном рынке путем "завоевания" своего сег­мента;

· разработка внеконкурентного набора туристских услуг и работа в этом заново созданном сегменте рынка.

Одним из важнейших рычагов выживаемости тури­стской фирмы в условиях конкуренции является ценовой фактор. Однако, для вновь создаваемой фирмы манев­рировать ценой услуги можно в ограниченных пределах (не считая случая создания нового внеконкурентного туристского продукта). Создать такой продукт можно при наличии:

· высококвалифицированной кадровой команды;

· достаточных туристско-рекреационных ресурсов;

· достаточного размера капитала.

В ряде случаев создание такого продукта связано с реализацией целевого инвестиционного проекта.

Следующим этапом бизнес-плана является марке­тинг-план. Он должен состоять из следующих состав­ляющих:

· технология реализации туристского продукта;

· способы стимулирования продаж;

· ценообразование;

· стратегия рекламной компании;

· работа по послепродажному обслуживанию клиентов;

· формирование общественного мнения о фирме.

Способ реализации туристского продукта включает в себя:

· реализацию продукта самостоятельно;

· реализацию через другие фирмы;

· комиссионную продажу через посредников;

· создание разветвленной дилерской сети по продаже и др.

Важным рычагом в конкурентной борьбе за клиента является разработка системы стимулирования продажи. Сюда относятся: конкурсы, аукционы, туристские лоте­реи, ярмарки, выставки, а также система льготирования (сезонные льготы, льготы для родителей с детьми, для постоянных клиентов, рекламные бесплатные туры и др.).

Стратегия рекламной кампании в рамках бизнес-плана фирмы будет представлена в последующих темах.

Работа с клиентами, которые уже воспользовались туристской услугой, ведется по основному принципу маркетинга: "Вы для нас - единственный!". При этом фирма информирует своих клиентов о новом туристском продукте, напоминает о себе рекламными проспектами, поздравлениями, приглашениями в специально создан­ный клуб на конкурсы, встречи, просмотр рекламных ви­деофильмов и др.

В ряде случаев такие клиенты становятся дилерами фирмы и ее эффективными рекламистами.

Работа по формированию общественного мнения о фирме касается, в основном, уже функционирующих фирм. Что касается бизнес-плана вновь создаваемой фирмы, то данный аспект учитывается в затратной части финансового плана.

Следующим этапом бизнес-плана является план производства туристских услуг и контроль качества тури­стского продукта. Здесь следует рассмотреть вопросы подготовки туров, их методическое обеспечение, разра­ботку ваучеров, обеспечение страховки, подготовку до­говорной документации, а также разработку системы обеспечения и контроля качества предоставляемых ус­луг, формирование пакета документов на получение ли­цензии и др.

Аналогичные операции проводятся при составлении бизнес-плана дополнительной производственной или иной деятельности.

Одним из ответственных этапов бизнес-плана является планирование работы персонала. Кадры, наряду с тремя другими основными условиями, формируют модель функционирования туристского предприятия, рис. 17.

 

 

 

 


Рис. 17. Условия функционирования туристской фирмы

Работа по формированию и управлению персонала включает в себя такие аспекты:

· расчет требуемого количества работников по подразделениям;

· формирование штатного расписания;

· разработку квалификационных требований к персона­лу;

· разработку должностных инструкций;

· разработку форм оплаты труда и системы найма;

· разработку регламента работы фирмы;

· разработку(при необходимости) кодекса фирмы и ее ритуалов.

Работа по планированию деятельности персонала зависит от организационно-правовой формы предпри­ятия, формы собственности, типа предприятия, органи­зации или туристского учреждения.

Для стартовых условий работы число штатных ра­ботников должно быть минимальным (или вообще отсут­ствовать). В этом случае необходимо иметь банк данных квалифицированного персонала, с которым вступают в контрактные отношения на требуемый период. В основ­ном, к таким работникам относятся гиды, экскурсоводы, водители транспортных средств, руководители групп и др. При их найме следует обратить внимание на наличие лицензий на право деятельности (если это требуется). В настоящее время можно воспользоваться услугами спе­циализированных рекрутинговых фирм, которые занима­ются подбором квалифицированных кадров с использо­ванием специальных методик.

При оформлении штатных работников следует вос­пользоваться положениями КЗоТ РФ об испытательном сроке.

Значительно укрепит имидж фирмы ее кодекс чести, а также кадровый регламент и принципы кадрового ме­неджмента, рис.18.

Для крупных туристских предприятий в бизнес-план целесообразно также включить раздел "Юридическое планирование". В этом разделе следует указать:

· форму собственности;

· правовой статус предприятия;

· схему подчиненности;

· границы административного вмешательства в хозяйст­венную деятельность;

· целесообразность выбора той или иной организаци­онно-правовой формы предприятия в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Здесь же целесообразно разработать формы типо­вых хозяйственных договоров, контрактов, соглашений и т.д.

Для небольших туристских фирм можно воспользо­ваться услугами специализированных юридических фирм или услугами квалифицированного внештатного юриста.

Следует отметить, что юридическая служба фирмы в настоящее время относится к главному кадровому блоку, наряду с администрацией, технологической и финансо­вой службами.

Желательно также в бизне

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...