Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образы ангельских сил в составе иконы «Спас в силах».




«Спас в Силах» появляется в Византии в XII-XII в., позже распространяется в древнерусском искусстве в XIV в. Изображался в самом центре храма. Сложился и изображался после второго пришествия Христа.

На троне изображался Пантократор, восседающий на троне и одетыйв красный хитон и синий гематий. Иногда встречаются изображения в золотых одеждах, как символ божественной славы, и белой – в праздники.

Изображался на фоне геометрических фигур:

1. Квадрат с вытянутыми углами – символ земли в углах – ТЕТРАМОРФ.

1.1. Ангел – Матфей

1.2. Орел – Иоан

1.3. Лев – Марк

1.4. Телец – Лука

2. Сверху синий овал – символ Вселенной. В нем располагаются силы небесные:

2.1 Серафимы – высший ангельский чин (6-крылый, огнеподобный)

2.2 Херувимы – ангелы мудрости (голубо-зеленый)

2.3 Престолы – ангелы с весами.

3. Поверх синего овала – красный ромб – символ огня.

4. Внизу зрячие колеса.

Изображение открытой книги возникает достаточно поздно. Христа на иконе окружают многочисленные ангельские лики. Синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко небесный свод изображается как бы "сотканным" из парящих ангелов. Собственно, всё, что окружает Христа на иконе, - ангельские лики и крылья с глазами, подножие престола с крылатыми колесами и даже сам престол - не что иное, как символическое изображение различных небесных сил

 

26. Образ архангела Михаила в составе композиций: Собор Архангела Михаила, Чудо в Хонех, Архангел Михаил-воевода.

В новозаветные времена празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе, который отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Ангел - значит вестник, посланник. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил, низринувший с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия.Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы, таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Образ:

1. Архангел Михаил Воевода – появился в русском искусстве в XVI в. Изображается скачущим верхом на алом крылатом коне с пламенной трубой у губ. В одной руке книга, в другой – крест или трезубец, под копытами коня – низверженный дьявол («Архангел Михаил Архистратиг», Екатеринбургский музей изобразительных искусств).

2. «Чудо в Хонех» - связано с чудесами архангела. Изображается вручяющим поводья коней святым мученникам, братьям Флору и Лавру, которых он, по легенде, обучил искусству управлять лошадьми (Чудо Архангела Михаила в Хонах, Монастырь св. Екатерины, Синой, XII в.).

 

27. Образ Ангела-хранителя в русской иконописи позднего средневековья.

Изображения Ангела-хранителя появились в русской иконописи в конце XVI в. (Назарий Савин, кон. XVI - нач. XVII в.) со сложной иконографической программой. Указаны атрибуты Ангела-хранителя: «Носит Ангел Господень крестное ограждение, меч, душевное соблюдение, врагу оскудение. В одном из сюжетов он крестом осеняет человека, а мечом отгоняет беса.

Образ Ангела-хранителя получил распространение во 2-й половине XVII века, вероятно под влиянием западноевропейской художественной традиции. Обычно, он представлен стоящим на облаке, в зеленом хитоне и киноварном гиматии или в белом одеянии, с крестом в правой руке и мечом в левой: на московской иконе середины XVII века; в росписях церкви Воскресения Христова в Ростове, около 1675 г., - с благословляющей десницей; на паперти Троицкого собора Ипатиева монастыря, 1684 г. (артель костромичей Г. Никитина, С. Савина); на иконе «Спас Вседержитель» Г. Никитина (?), ок. 1680 г. (алтарь церкви Воскресения на Дебре в Костроме), - в молении Иисусу Христу, со скрещенными на груди руками, вместе с великомучеником Феодором Стратилатом; на южной двери иконостаса церкви Воскресения в Кадашах в Москве, выполненной в конце 80-х - начале 90-х гг. XVII в. иконописцем Оружейной палаты П. Ф.; на прорези с образа XVII в. из Сийского иконописного подлинника - в правой руке Ангела-хранителя, обнимающего древо креста, трость и копье, вверху в медальоне - оплечный образ Христа Эммануила.

Изображения Ангела-хранителя с деяниями с 4 сюжетами: покаяние праведника перед смертью, смерть благочестивого христианина, трапеза праведника, пир грешника. На иконе нач. XVIII в. Ангел-хранитель изображен на облаке, с крестом в правой и огненным мечом в левой руке, вверху представлено поклонение Ангела-хранителя, держащего развернутый свиток, Иисусу Христу; внизу слева - молитва благочестивого христианина перед сном, Ангел-хранитель записывает на свитке его деяния; справа - Ангел-хранитель с крестом и мечом охраняет человека, осеняющего себя перед сном крестным знамением. В росписи южного и северного порталов Успенского собора Московского Кремля Ангел-хранитель представлен справа от врат сидящим и пишущим на свитке.

В XVIII и особенно в XIX в. - единоличные изображения Ангела - на его груди медальон с образом Младенца Христа), но наиболее часто образ Ангела-хранителя присутствует на «семейных» иконах нередко старообрядческого происхождения, в центре группы святых, соименных заказчикам, где выступает покровителем и хранителем семьи: «Ангел-хранитель и избранные святые» 1829 г. Нередко Ангел-хранитель представлен с почитаемыми святыми, как в меднолитом трехстворчатом складне «Деисус с избранными святыми», 1721 г. Образ Ангела-хранителя введен в группу избранных святых, предстоящих Распятию Христову.

 

29. Иконография св. Николая сформировалась в Византии, оттуда пришла на Русь и уже на русской почве получила свое законченное и совершенное развитие. Она многообразна и имеет широкий круг изображений. Святителя Николая воспринимают как «Архиерея Божьего», наиболее приближенного к престолу Вседержителя и непрестанно молящегося о помиловании людей. Об этом свидетельствуют тексты акафиста и молитв.

Среди наиболее известных иконографических типов следует выделить: поясные, оплечные и ростовые образы, «Никола зимний» и «Никола вешний», «Никола с Деисусом», Никола Можайский, Никола Зарайский, «Никола на Угреше», житийные иконы.

Древнейшими и самыми распространенными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. Такая композиция сложилась в Византии в IX–ХIII вв. и активно развивалась в домонгольской Руси.

К ранним изводам относятся двусторонние иконы Богоматери и св. Николая, неизвестные в Византии, но широко распространенные в России с XIV в.

Одеяние святителя Николая на иконах однообразно: это епископское облачение или белая крещатая фелонь, которая чаще всего изображается в ростовых изводах, но встречается и в поясных композициях. Различия в одеянии свт. Николая составили основу для двух исключительно русских иконографий: «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующих дням почитания святителя – 6/19 декабря и 9/22 мая. «Зимний» Никола представлен в митре, а «вешний» – с непокрытой головой.

Важной деталью иконографии св. Николая является красный поруч – символ уз Иисуса Христа, на благословляющей деснице, расположенной в поясных изводах строго по центру. Другим значимым компонентом иконографии и неотъемлемым святительским атрибутом является Евангелие в левой руке Николая Угодника. Закрытое Евангелие имеет обрез ярко-красного киноварного цвета, который выделяет его в композиции. Обычно рука св. Николая, поддерживающая Евангелие, прикрыта омофором, что указывает на священное назначение книги, возлагаемой на престол в алтаре храмов.

Другой тип иконографии – св. Николай с избранными святыми – демонстрирует моление Церкви Христовой перед Спасителем во главе с Ее «Архиереем Божьим», коим является Николай Чудотворец. Как правило, иконография включает Деисус с центральным образом Спаса Нерукотворного на убрусе в верхнем поле и образы святых по бокам и внизу, часто в соответствии с их иерархией: выше апостолы и Отцы Церкви, ниже мученики и целители.

Включение образов Спасителя и Пресвятой Богородицы известно с конца ХIII в., помещение их в круглые медальоны – с ХV–XVI вв., в небесных сегментах – с XVII в., а иногда они изображались стоящими на облаках в полный рост. Как правило, Богоматерь держит омофор распростертым на обеих руках. Исключением является икона «Никола Гостунский», в которой Божия матерь держит собранный в узел омофор одной левой рукой. На некоторых иконах медальоны с образами Христа и Божией Матери окрашены соответственно в красный, символизирующий высшую власть, и синий, обозначающий духовную чистоту, цвета.

Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в XIX в., у старообрядцев. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего».

В Деисусном чине св. Николай изображается в трехчетвертном повороте в сторону Спасителя, с Евангелием или воздетыми в молитве обеими руками, всегда с непокрытой головой. Парным ему может служить образ любого др. святителя, особо почитаемого в храме (районе), для которого писался Деисус.

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности, где, после формирования на раннем этапе в XIII в. основных сюжетов: рождение, обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах активно добавляются новые.

Исключительным образцом иконописания является иконография «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе.

 

30. Иконография Иоанна Предтечи.

Иконописный канон

В иконописных подлинниках Иоанна характеризуют следующим образом:

«Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледно-смугловатый, борода чёрная, менее, чем средней величины, разделённая на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы (на голове, Марина, на голове!), также разделённые на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжьей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом».

Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон и гиматий.

В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи:

«Покайтеся приближибося Царстие Небесное»;

«Аз глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»;

«Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Нем же аз рех: по мне грядет Муж, иже предо мною быст, яко первее мене бе».

Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл:

Свиток в руках говорит о начале проповеди.

Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а, кроме того, является образным выражением Божественного дара предвидения.

Чаша, в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.

Может быть заменена другой чашей, в которой изображён Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10—11; Лк. 7:27—28).

Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается Царствие Небесное, уже бо секира при корене дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7:24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа.

Горки, на фоне которых изображён Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.

Житийные сюжеты

Зачатие Иоанна Предтечи (целование Захария и Елизаветы). Редкий сюжет, практически аналогичный Зачатию Богородицы («Целованию Иоакима и Анны»).

Рождество Иоанна Предтечи. Иконография основана на типе Рождества Христова. Сюжет приобрёл большую популярность в нидерландской живописи, поскольку, в отличие от рождения Иисуса (в яслях), позволял изображать богатые бытовые детали интерьера.

Характерные детали:

В правой части иконы Захария на дощечке пишет имя сына, к нему возвращается дар речи, и он начинает пророчествовать о сыне как Предтече Господа. Дополнительные сюжеты, которые также могут присутствовать (редко):

Во время избиения царём Иродом младенцев Елизавета укрывается с Иоанном в горах;

Захарию убивают в храме за то, что он не сказал, где укрыт Предтеча.

Иоанн Креститель в пустыне — популярный в иконописи и редкий на Западе сюжет.

Крещение Господне. Чрезвычайно распространён во всех конфессиях. Формирование иконографии началось в древнехристианский период вместе с установлением праздника Крещения во II веке. Главное лицо в сюжете Крещения — Иисус Христос, изображаемый стоящим глубоко в воде, в большинстве случаев, обнажённым (иногда с повязкой на чреслах, появившейся не ранее XII-XIII веков). Голова Христа обычно наклонена в знак смирения и покорности, правая рука — благословляющая (символ освящения Иордана и воды крещения). Предтеча представлен слева, возлагающим руку на голову Христа. Справа — ангелы, число которых строго не определено. Их задрапированные руки и покровы в руках указывают на реальную деталь ритуала крещения: они выполняют роль восприемников. Небо часто изображается в виде сегмента круга, Дух Святой — традиционно в виде голубя. Иордан изображается между двух утёсов; на дне реки иногда в иконах можно увидеть олицетворение Иордана и моря в виде человеческих фигур — редкая иконографическая деталь с античными корнями в искусстве христианского Востока (например, изображения в равеннских баптистериях православных и арианском).

Проповедь Иоанна толпе. Достаточно редкий в западноевропейской живописи сюжет, пользовавшийся любовью художников- пейзажистов.

Проповедь Иоанна Ироду (очень редко).

Усекновение главы Иоанна Крестителя — чрезвычайно популярный сюжет, позволяющий изображать «роковую женщину».

Честная глава святаго Иоанна Предтеси — сюжет иконописи и западноевропейской церковной скульптуры, архитектурного декора.

Обретение главы Иоанна Крестителя — встречается в иконописи.

Сошествие во ад: проповедь Иоанна в аду и Иоанн в числе других душ, выведенных Иисусом.

Внежитийные образы

Общим и для католической, и для православной традиции является канон изображения Иоанна предстоящим Иисусу вместе с Богоматерью в молении за души:
Страшный Суд: Иоанн вместе с Богоматерью по сторонам Христа в небесах.

Деисис: Иоанн вместе с Богоматерью предстоят Иисусу.

Основные типы изображения

Ангел Пустыни — эзоретическая составляющая образа Иоанна Крестителя, его «ангельского чина» породила тип иконографии «Иоанн Креститель Ангел Пустыни». Этот тип распространяется с XIII века в греческой, южнославянской и русской иконописи. Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия, как пустынножителя. На Руси этот тип приобрёл популярность в XVI-XVII веках.

Деисис — Деисис (Деисус) — одна или три иконы, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Основным догматическим смыслом деисусной композиции является посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя) от Спасителя, в пол-оборота к нему с молитвенно протянутыми руками. С другой, левой стороны изображается Богородица.

Агнец Божий — Агнец Божий является символом Иоанна Крестителя, поскольку этот эпитет он адресовал Иисусу. Зачастую Иоанн изображается с крестом-посохом в руках, указывающим на надпись Ecce Agnus Dei («вот Агнец Божий») или украшенным этой надписью. Также рядом может изображаться символ агнца — овечка, подчас с крестообразным нимбом. Таким образом, надпись и агнец стали общепринятыми атрибутами Иоанна. Кроме того, в надписях может встречаться другая цитата из Иоанна — Eg (o...) in Deserto («глас вопиющего в пустыне»).

Одет Иоанн, изображённый аскетом, во власяницу или звериные шкуры, в руках может держать медовые соты, тростниковый крест с длинным тонким стволом.

Святое семейство — Распространено изображение Иоанна в виде младенца вместе с младенцем Иисусом в сценах Святого семейства. При этом Иоанн предстаёт более старшим и держит в руках тростниковый крест. Подобного сюжета нет в Новом Завете, он впервые появляется в искусстве итальянского Ренессанса. Житийное обоснование было таково: пока Святое семейство после бегства в Египет проживало на берегах Нила, троюродный брат Христа Иоанн был перенесён туда из пустыни ангелом, чтобы познакомиться с родственниками.

 

31. Иконография великомучеников Георгия и Димитрия. Византийская и отечественная традиции.

Византия. Уже к VI в. были сформированы 2 основных типа изображения Георгия: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого, плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный). Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей (завитки волос часто в виде кружков, расположенных друг над другом рядами.

Древнейшие из известных изображений Георгия относятся к VI в., причем в них представлены оба иконографических типа.

Уже с VI в. Георгий часто изображается с др. воинами-мучениками – Феодором Тироном, Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским. С X в. известны изображения Георгия в числе др. св. Воинов. Наиболее устойчивым является парное изображение вмч. Георгия с вмч. Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.

Редко встречающийся иконографический извод – Георгий-воин, восседающий на троне,– возник не позже кон. XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне (престоле) и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой – придерживает ножны.

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и визант. традиции изображения триумфа императора. Различаются неск. вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо вмч. Георгия с отроком»).

В византийском искусстве образ Георгия-змееборца, основанный на апокрифическом источнике, встречается редко.

Композиция «Двойное чудо» объединила 2 наиболее известных посмертных чуда Георгия – «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня,– небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.

В поствизант. период появилось новое в иконографии Георгия изображение, получившее название Кефалофорос,– святой с усеченной головой в руке. Поясная или в рост фигура Георгия-воина в 3/4-тном повороте, в молении Спасителю. B левой руке Георгий держит усеченную голову, правая – в молении.


На Руси особое почитание Георгия связано с именем вел. киевского кн. Ярослава Мудрого, принявшего Крещение с именем Георгий.

В Новгороде в 1119 г. кн. Всеволод Мстиславич заложил в честь небесного покровителя своего отца Георгиевский собор Юрьева монастыря, откуда происходит ростовой образ Георгия-воина с копьем, которое он держит перед грудью в правой руке, и мечом в левой, у бедра, с круглым щитом за левым плечом; голову Георгия украшает драгоценный венец.

В Новгородской земле был распространен особый иконографический тип Георгия – воина-мученика: в воинском облачении, с мечом в левой и с крестом в правой руке.

В московских памятниках получил развитие иконографический тип Георгия-мученика (в хитоне и гиматии, с крестом в руке), вошедший с кон. XIV в. с развитием рус. высокого иконостаса в композицию развернутого Деисуса (в паре с вмч. Димитрием Солунским вмч. Георгий изображается, как правило, слева).

Тип Георгия-воина на коне (без змея) в рус. памятниках встречается редко.

С кон. XV – нач. XVI в. иконография «Чудо о змии» усложнилась, обогатившись новыми деталями. Появилась фигурка парящего ангела, возлагающего венец на главу Георгия, иногда ангел представлен дважды: получающим венец из рук Христа и несущим его георгию. Встречается редкий для иконографии Георгия атрибут – шлем, который падает с головы святого и заменяется небесным мученическим венцом. К нач. XVII в. изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с которой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом.

Изображение «Двойного чуда» встречается редко. Причем «Чудо с отроком» имеет особый, отличный от др. извод: пеший Георгий передает спасенного отрока отцу-священнику. В основе этого житийного сюжета лежат 2 разных чуда: чудо Георгия на о-ве Лесбос – возвращение отрока в родительский дом и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской церкви.


Димитрий Солунский

Изображения Димитрия Солунского имеют множество иконографических разновидностей, но тем не менее сохраняют ряд общих признаков. Как правило святой представлен безбородым юношей с короткими прямыми, изредка, кудрявыми волосами, не закрывающими ушей; встречаются произведения, в которых он показан с усами и короткой бородкой (в основном в образе воина). Изначально Димитрия Солунского изображали как мученика в патрицианских одеждах. С XI в. с атрибутами воина - в доспехах и с оружием, хотя продолжал использоваться и более ранний вариант иконографии; существовали также смешанные варианты (без доспехов, но с мечом, в доспехах и с крестом и т. д.). Часто встречается, но не является обязательным изображение мученического венца в виде узкого обруча.

Димитрий Солунский имеет устойчивые иконографические признаки: он представлен фронтально, часто на фоне апсиды или портика, в образе юноши с короткими прямыми русыми волосами; облачен в патрицианские одежды - орнаментированные хитон и плащ (хламиду) с крупным тавлионом.

Остальные композиции можно разделить на 2 основных типа. К 1-му принадлежат сложные сцены с Димитрия Солунского и детьми (или донаторами), вверяемыми его покровительству.

Композиции 2-го типа, относящиеся в основном к VII в. Представляют более офиц. изображения Димитрия Солунского с донаторами - высокопоставленными духовными и светскими особами, покровительствовавшими базилике.


Изображения Димитрия Солунского в средневизантийский период.
В X-XII вв. широко распространились изображения святого и существенно расширилась его иконография. В этот период продолжали создаваться образы Димитрия Солунского -мученика, связанные с развитием его почитания в Фессалонике. Там же сформировалось его почитание как целителя-мироточца, благодаря чему возникла устойчивая связь между изображениями Димитрия Солунского и его реликвиями, менее характерная для почитания др. мучеников.

Димитрий Солунский чаще всего изображается не отдельно, а вместе с др. мучениками.

В XIV в. на основе традиц. иконографии Димитрия Солунского-мученика возник новый вариант - изображение Димитрия Солунского в богато орнаментированных придворных одеждах того времени (длинный подпоясанный кафтан или плащ, высокая фигурная шапка-пилос и трость в руке).

32. Описание внешности святого князя Бориса дано в тексте раннего жития «Сказание, и страсти, и похвала святая мученику Борису и Глебу»: «…Телом бяше красьн, высок, лицьмь круглъмь, плечи велице, тънък в чресла, очима добраама, весел лицьмь, борода мала и ус млад бо бе еще, светяся цесарьскы, крепък телъмь, вьсячьскы украшен акы цвет цвьтый в уности своея». Сведений об облике князя Глеба не сохранилось. Но так как он был младшим братом Бориса, то его представляли юным и безбородым, с длинными кудрями, ниспадающими на плечи. Важными источниками иконографии святых князей стали их древние надгробные изображения, исполненные по инициативе князя Владимира Мономаха.

Русский народ почитал святых братьев Бориса и Глеба как защитников Русской земли от внешних и внутренних врагов и славил их как мучеников, исполнивших главную заповедь Христову «Да любите друг друга». Не желая вражды с братом, Борис и Глеб добровольно отказались от законного права на власть и предпочли земному княжескому уделу Царствие Небесное. Своим подвигом они освятили русскую княжескую, а затем царскую систему власти, предполагавшую смиренное послушание младших князей старшим и мудрое и справедливое отношение старших к младшим.

В ранних изображениях святые князья Борис и Глеб представлены вдвоем в княжеском одеянии и при оружии. Они изобразительно повторяют слова похвалы из «Сказания, и страсти»: «Ваю пособием и защищениемь князи наши противу въстающая державно побеждають… вы бо… земля Русскыя забрала, и утвьржение, и меча обоюду остра, имаже дьрзость поганьскую низълагаем и дияволя шатания в земли попираем».

Так как Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской Православной Церковью, то важным признаком их иконографии являются национальные черты, особенно ярко отраженные в княжеском одеянии. Святые братья облачены в длинные рубахи и воинские плащи, тогда как другие святые воины и мученики изображались в древнеримском хитоне и гиматии (иногда в доспехах). В некоторых случаях Бориса и Глеба изображали в мантиях, характерных для норманнских королей Сицилии. На головах Бориса и Глеба русские шапки, отороченные мехом. В руках братья держат крест и меч – символы мученичества и воинской доблести.

В иконописном подлиннике XVIII в. князья описаны так: «Борис подобием рус, власы мало с ушей, брада невелика аки Космина, на главе шапка, опушка соболья, ризы на нем княжеские, шуба бархатная, выворот черной соболей, исподняя риза зеленая камчатная, в руке крест, в другой меч в ножнах…Глеб подобием млад, лицем бел, власы с ушей кратки мало, очень кудреваты, на главе шапка, опушка соболья, ризы княжеские, шуба камчатная, выворот соболей, исподняя риза лазоревая камчатная, в руке крест, в другой меч в ножнах».

В монгольский период и последующую эпоху возрождения русской культуры XIII–XV вв. иконография святых Бориса и Глеба не изменялась. С XIV в. распространение получили иконы, где князья представлены на конях, препоясанные мечом и с копьями в руках. В правом углу таких композиций в небесном сегменте показана благословляющая десница Господа или Сам Иисус Христос. Такая иконография восходит к образам «Чудо Георгия о змии», святых Димитрия Солунского, Федора Стратилата и Федора Тирона. Как правило, Борис изображается смотрящим вперед, а Глеб обращенным к старшему брату. Этим изографы подчеркивали духовное единство братьев.

Во 2-й половине XIV в. появились житийные иконы. В их клеймах внимание изографа сосредоточено на показе кротости, смирения и любви братьев, а также прославлении их подвига. Редкий сюжет «Увенчание Бориса и Глеба мученическими венцами» представлен в клейме иконы «Святые Борис и Глеб в житии» из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне (конец XIV в.). Позже иконография житийных икон усложнилась. В среднике вместе с Борисом и Глебом может изображаться их отец – святой равноапостольный князь Владимир, а в клеймах – сцены великокняжеских приемов у князя Владимира, совместного моления Бориса и Глеба перед образом Спаса Нерукотворного, предыстория мученичества святых князей от Крещения Руси до крещения каждого из братьев. Особое место в житийных изводах отведено изображению посмертных чудес, происходивших на их могиле. Иногда в клейма житийных икон включают сюжеты небесной помощи Бориса и Глеба «своим сродникам» – славным защитникам Русской земли. Согласно преданию, братья помогли благоверному князю Александру Невскому в битве на Чудском озере, князю Андрею при взятии Ландскрона, князю Димитрию Донскому на Куликовом поле, царю Иоанну Грозному в Казанском походе.

В конце XIV–XV вв. сложилась иконография святых Бориса и Глеба, стоящих по обе стороны от отца. Все трое представлены в богатых княжеских шубах с крестами и мечами в руках. Так в Византии изображали императоров. В России эти иконы получили распространение в княжение великого князя Василия II и последующую эпоху формирования Московского царства. Они знаменовали концепцию «Москва – Третий Рим», которая легла в основу Русской государственности. Образ князя Владимира – крестителя Руси соотносился со святым императором Константином Великим, а Борис и Глеб – славные потомки великого отца – свидетельствовали о богоизбранности России – достойной преемницы Византийской империи.

С XVI в. образы Бориса и Глеба включают в иконографии, посвященные прославлению Богоматери: «О Тебе радуется» и «Покров Пресвятой Богородицы», а в царствование Бориса Годунова иконы святых князей-страстотерпцев становятся особенно популярными. Мастера годуновской школы изображали святых князей вместе с небесными покровителями членов семьи царя Бориса: равноапостольной Марией Магдалиной (святая жены), священомучеником Федотом Киринейским (второй покровитель царя), великомучеником Федором Стратилатом (святой покровитель сына), преподобной Ксенией (святая покровительница дочери). Такие изводы нередко подвергались критике, так как в них нарушен принцип парности Бориса и Глеба (иногда Глеб вообще отсутствовал). Изображая святых порознь, художники разрушали догматический и морально-нравственный смысл их иконографии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...