Крестово-купольная система православного храма. Особенности его устройства: экстерьер и интерьер. Связь архитектурных форм и храмовой декорации.
Крестово-купольный тип храма сформировался в Византии и странах христианского востока в 5-8 веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с 9 века и был принят православными странами в качестве основной формы храма. Сформировался из базилики (в которой появилось средокрестие, а, следственно, и купол). В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом. Самая первая крестово-купольная постройка на Руси – Десятинная церковь 996 г. Первые архитекторы, строившие такой тип храма, приезжали из Византии.
ЭКСТЕРЬЕР: - квадратное в плане здание (постепенно базилика укорачивалась и стала квадратом); - делится рядом столбов на нефы (в древнерусской традиции сформировалось трёхнефное пространство); ширина центрального нефа в два раза больше боковых; - точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагаются четыре главных столба, несущие купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф – поперечный неф или трансепт; - на четыре главных столба опирается барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов. - ориентация «запад-восток» (почему? ответ есть в 53); - вход в храм на западе, обрамлен порталом. Если хотели придать зданию более вытянутую прямоугольную форму, с западной стороны пристраивали нартекс. Нартекс обязательно отделялся от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
ИНТЕРЬЕР: - на востоке – алтарь, в области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами апсидами, крытыми полукуполами - конхами. В алтаре размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхаристии. Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой. - внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущность христианского учения в зрительных образах. Связь архитектурных форм и декораций: Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке. Все пространство храма мысленно делилось на две части - "небесную" и "земную". В "небесной" части, под куполом - царство Христа и небесного воинства. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах - четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). В апсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом. Северная, западная и южная части храма, как правило, расписывались в несколько ярусов, причем верхние ярусы заполнялись сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями. В нижнем ярусе, на высоте человеческого роста писали Отцов Церкви, мучеников и праведников, которые как бы вместе с прихожанами возносили молитву Богу.
Символика и семантика христианского храма. Символика куполов и деление храмового пространства. Специфика алтарной части. Сакрально-иерархическое расположение частей христианского храма и связь с храмовой декорацией. Православный храм выступает как прообраз рая. Храм – это архитектурное сооружение, несущее в себе некий смысл. Этот смысл православного храма отличается от античного. В Древней Греции храм был сакральным помещением, построенным для Богов; в православии храм – для молитвы.
Строительство храмов началось после того, как православие вышло из катакомб: в 312 году император Константин признал христианство. Первый тип храма – это базилика. Постепенно в базилике появляется средокрестие, а, следственно, и купол. В 5 веке появляется типичный для православия тип храма – крестово-купольный: прямоугольный объём, разделённый 4 столпами на ячейки. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом. Три пространственные зоны в храме: алтарь (место пребывания Бога), собственно храм (символ бытия небесного – сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире) и притвор (символ окружающего человека земного мира). Символика куполов: - один купол символизирует единство Бога; - два соответствуют двойному естеству Иисуса (богочеловек); - три символизируют Святую Троицу; - четыре – четыре Евангелия; - пять – четырех евангелистов и Христа; - семь – семь таинств церкви; - девять – число ангельских чинов; - двенадцать – апостолов и т.д. Специфика алтарной части: алтарь – одна из трёх частей храма (ещё: средний храм и притвор). Алтарь символизирует Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце (Божественный свет). Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются богослужения и находится главная святыня — престол. Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. Алтарная преграда отделяет церковь «земную» от церкви «небесной». Сакрально-иерархическое расположение частей христианского храма: Алтарь – восток, «страна живых», сторона райского блаженства; Иконостас – показывает становление и жизнь церкви во времени; Средняя часть храма – представляет собой всё земное пространство, символизирует «мира тварный», но уже очищенный. Общую идею храма выражает иконография средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе – от начала первозданной Церкви до Страшного суда – конца ее бытия – по эпохам.
Западная сторона храма – символизирует «страну мёртвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших. На западных стенах изображались сцены Страшного Суда или сцены из светской жизни, ведущей «к погибели». Притвор – символ мира не обновлённого, ещё лежащего в грехе. Здесь стояли те, кто только готовился войти в церковь, оглашённые. Купол – изображается глава церкви – Христос Вседержитель. Купол находится в средней части храма, в «новой церкви», «новой земле». Купол – символ неба. Столпы – на 4 столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто «поддерживал» слово Божие, кто распространял религию (апостолы, подвижники, епископы, мученики).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|