Праздничный чин русского иконостаса. На примере иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Новозаветная церковь. Разные сцены. Нет определенного канона последовательности. состоит из икон двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников), образов Страстной и Пасхальной недель. Праздничный ряд, появляется в иконостасе с XIV в. (в XVII–XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисисом). В этом ряду изображена земная жизнь Христа.
Дополнительно к двунадесятым, праздникам (а иногда и взамен некоторых из них) в этот ряд включали: · иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были «Сошествие Святого Духа на апостолов» (, «Покров», «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Преполовение Пятидесятницы» и другие. · могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания (или «страсти») Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие «страстям» события; сюда входили такие композиции, как «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Водружение тернового венца», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие со креста», «Жены-мироносицы у гроба». · Иногда помещали «Евхаристию», то есть причащение апостолов. Иконы с изображением «Евхаристии» ставили в центре ряда, но чаще этот сюжет писали на сени царских врат.
Благовещенский собор: Праздничный ряд включал 14 икон: 1. «Благовещение», 2. «Рождество Христово», 3. «Сретение», 4. «Крещение», 5. «Преображение Господне», 6. «Воскрешение Лазаря», 7. «Вход Господень в Иерусалим», 8. «Тайная вечеря», 9. «Распятие», 10. «Положение во гроб», 11. «Сошествие во ад», 12. «Вознесение», 13. «Сошествие Св. Духа», 14. «Успение Богородицы» В наст. время принято считать, что древние иконы написаны разными мастерами 1-го десятилетия XV в. и появились в соборе после пожара 1547 г. Несмотря на изменение или утрату красочного слоя, иконы демонстрируют художественные признаки и то духовное содержание, к-рые были наиболее полно воплощены в творчестве прп. Андрея Рублёва. В состав ряда, по описям XVII-XVIII вв., входили иконы, вероятно XVI в., «Уверение Фомы», «Преполовение» и «Снятие с креста» (не сохр.; заменена в XVIII в. иконой «Омовение ног», к-рая также не сохр.).
Пророческий, праотеческий и местный чины русского иконостаса. Время их формирования, особенности иконографической программы и состава. Русский иконостас ХVII в на примере Ярославских или Костромских памятников. 6. Местный (время формирования14-15 в.) – нижний ряд иконостаса, иконы говорят о назначении храма. Центр - царские врата, символизирующие вход в Рай; на их створках изображаются Благовещение и фигуры четырёх евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея). Справа от царских врат -образ Спасителя, слева – Богоматери; (Христос и Царица Небесная встречают всех у входа в Рай). Икона, следующая за образом Спаса - храмовая икона (в Троицком соборе это икона Св. Троицы) и другие местночтимые иконы. (1, нижний ряд) 7. Пророческий (время формирования 16 в.)- моление Ветхозаветной Церкви от Моисея до Исуса Христа. Он состоит из изображений пророков, также с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении. По центру - икона Божьей Матери Знамение. (4 ряд) 8. Праотеческий (время формирования 17 в.) - представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева, период дозаконный, в лице ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на развернутых свитках. В середине этого яруса помещается образ Пресвятой Троицы. (5 ряд)
XVII в. – окончательное формирование иконостаса. Достигнуто единство, гармония. Реформа Никона:
· Добавляет элементы архитектурной декорации · Ряд праздников перемещается вниз (над местным рядом), чтобы лучше видеть · Появляется еще один ряд деисуса, вместо Богоматери, святых, могли изображать АПОСТОЛОВ. Про памятники Ярославля и Костромы говорить, что выше написано про ряд добавленный и перемещенный Ярославль: Церковь Ильи Пророка В Костроме: Церковь Воскресения Христова на Дебре Иконостас как феномен древнерусского культового искусства в понимании философов русского «серебряного века». (по работе П.Флоренского «Иконостас»). Работа Флоренского –опыт православного осмысления искусства.
В 20-ые годы, во время советского иконоборчества Флоренский пишет книгу "Иконостас". "Сочные краски, богатая светотень удивительна, как не православны, не говоря уже о раскрашенной скульптуре католиков. Наша иконопись есть схема, рисунок, но ни в коем случае не картина, не передача рельефа. Она есть и должна быть плоской ".Икона, доказывал философ, это окно в мир иной, духовный мир, и Флоренский делает важнейший вывод, открывает в русской иконописи обратную перспективу. Флоренский всегда очень уважительно и почтенно относился к иконописцам. По его мнению, иконописец - «кисть» в руках небесных Отцов. Иконописец видит икону за долго до её завершения, словно он пишет «с натуры». Но что бы «поймать сигнал» нужно приготовить себя, выдержать пост, пройти Таинство Исповеди и Таинство Причащения. По словам Флоренского, иконостас «не прячет что-то от верующих... а, напротив, указывает им, полуслепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них собственной косностью, кричит им в глухие уши о Царстве Небесном». Труд о. Павла Флоренского - это замечательная попытка выявить и обосновать сущность иконных изображений. Нельзя сказать, чтобы осуществление задачи удалось в полноте. Отчасти неудачи объяснимы новаторским положением автора. После долгого перерыва, когда казалось, что все и так ясно, о. Павел, наверное, одним из первых попытался заговорить об иконописи языком нового времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|