Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция государственной службы в Российской империи (XVIII-нач.XX в.).




РАЗДЕЛ 1. Становление и развитие государственной службы в России.

Глава 1. Становление и реформирование государственной службы в России.

Эволюция государственной службы в Российской империи (XVIII-нач.XX в.).

В XVI – XVII в.в. в России основным критерием при приеме на службу и основным принципом при продвижении по службе являлась принадлежность к сословию служилых людей, объединившего бояр и дворян, как профессиональных «государевых слуг».

Утвержденная 24 января 1722 года Петром I «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» стала нормативным правовым актом, оформившим в России единую государственную службу и сформировавшим новые принципы её прохождения.

В соответствии с «Табелью о рангах» все чины подразделялись на три вида (воинские, статские, придворные) и 14 классов (рангов). Представителям низших сословий была предоставлена возможность приобретения дворянства, в том числе и потомственного, посредством выслуги до определенного чина. Необходимым условием для продвижения по государственной службе являлось последовательное замещение служащим (независимо от происхождения) всех ее «ступеней», начиная с 14 класса (ранга). В «Табель о рангах» неоднократно вносились изменения, однако данный документ действовал на протяжении двух веков и был отменен в 1917 году.

В течение XVIII века в законодательство, регламентирующее порядок прохождения государственной службы, были внесены некоторые изменения и дополнения, в частности, предоставлялось постоянное денежное жалованье государственным служащим всех категорий, дворянам обеспечивались преимущества при приеме на государственную службу и в процессе ее прохождения, кроме того, дворяне с 1762 года были освобождены от обязательной гражданской или военной службы.

В 1809 году Император Александр I подписал указ, согласно которому для п олучения чина коллежского асессора (VIII класс) и более высокого чина требовалась не только выслуга лет на государственной службе, но и получение высшего образования либо сдача экзамена по специальной программе. Однако в 1834 году экзамен как одно из условий получения чина коллежского асессора был отменен, затем, в 1956 году были отменен «образовательный ценз» и установлены общие для всех сроки выслуги в классном чине.

При составлении «Свода законов» 1832 году различные нормативные акты, регламентирующие гражданскую службу, были собраны и кодифицированы в «Устав о службе гражданской». В 1834 году было принято «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе». В дальнейшем в законодательство о государственной службе вносились многочисленные изменения и дополнения. В 1896 году Императором Николай II был утвержден обновленный Свод Уставов о службе гражданской. По сути, являлась кодифицированным нормативным актом по вопросам государственной службы, данный документ детально регламентировал процесс поступления на гражданскую службу, её прохождения, порядок выхода служащих в отставку, а также вопросы пенсионного обеспечения бывших чиновников.

В XIX веке было издано свыше 10 нормативных документов, направленных на искоренение взяточничества, либо содержащих отдельные нормы по противодействию различного рода коррупционным проявлениям. Правовой статус российских чиновников был дополнен новыми элементами. В частности, был установлен ряд ограничений и запретов для чиновников: запрет принимать подарки в связи со службой; запрет участвовать в приобретении имущества, продажа которого поручена им от правительства; запрет без дозволения руководства публиковать свои сочинения, касающиеся внешней или внутренней политики российского государства.

Были ограничены права высших чиновников на участие в торговых и промышленных товариществах и компаниях, а равно в общественных и частных кредитных организациях. Те служащие, на которых данный запрет не распространялся, обязаны были получить разрешение руководства на участие в коммерческой деятельности. Однако в любом случае запрещалось быть поверенными в делах частных лиц по месту службы, заниматься подрядами и поставками по месту работы лично либо через супругу или подставных лиц; входить в долговые обязательства с подрядчиками и поставщиками при заключении договоров по линии их ведомств и административных учреждений. Руководству вменялось в обязанность строго наблюдать, чтобы занятие чиновниками частной должности не наносило ущерба служебным интересам и не препятствовало исполнению обязанностей по государственной службе. Чиновники, нарушившие данные правила, подлежали увольнению со службы.

Чиновникам вменялось в обязанность добродетельное поведение в частной жизни, ведение образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, а руководители, дополнительно, обязаны были удерживать своих подчинённых « от безбожного жития, пьянства, лжи и обманов».

Чиновники, которые не справляется с исполнением возложенных на них обязанностей, «неблагонадежны» или совершили проступки, которые стали известны руководителям, но вина их не может быть доказана фактами, подлежали увольнению по усмотрению руководителя (аналог введённого в 2011 году увольнения «в связи с утратой доверия»). Данное правило ставило служащих в безусловное подчинение не только закону, но и воле вышестоящего руководителя.

Таким образом, для Российской Империи была характерна детальная регламентация организации государственной службы и правового статуса чиновника. В XVIII - XIX веках были приняты десятки нормативных актов, призванных способствовать борьбе со взяточничеством и волокитой, подробно регламентирующих прием на государственную службу, процесс ее прохождения, основания и порядок прекращения служебных отношений и некоторые другие вопросы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...