Глава 2. Основные направления реформирования государственной службы в современный период.
Стартом очередного этапа реформирования государственной службы в РФ можно считать утверждение в 2001 году новой Концепции реформирования системы государственной службы РФ. На основе данной Концепции была разработана Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)». Первым практическим шагом, направленным на совершенствование законодательной базы по вопросам государственной службы, стало принятие Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Одним из важнейших положений данного закона является юридическое оформление системы государственной службы РФ, включающей в себя две подсистемы: федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации. При этом федеральная государственная служба включает три вида: федеральную государственную гражданскую службы, военную службы, правоохранительную службы. Тем самым законодатель устранил имевшиеся пробелы и «искусственные» противоречия по вопросу отнесения военной службы и службы в правоохранительных органах к разновидностям государственной службы Российской Федерации. В развитие данного закона предусмотрено принятие, в частности, трёх «видовых» федеральных законов: о государственной гражданской службе, о военной службе, о правоохранительной службе. По истечении 12 лет со дня принятия базового закона не были приняты ни закон о военной службе, ни закон о правоохранительной службе. 27 июля 2004 года был принят лишь Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ». Новый закон о гражданской службе, стремясь придать государственно-служебному законодательству антикоррупционную направленность, дополнил правовой статус государственного служащего некоторыми новыми элементами, например, получил нормативное закрепление термин «конфликт интересов»; введен запрет принимать на должности гражданской службы лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость; госслужащие, должны «декларировать» не только свои доходы и имущество, но и доходы, имущество членов своей семьи и т.д.. Однако говорить о каких-либо значимых успехах в борьбе с коррупцией в управленческом аппарате явно преждевременно.
Самые значительные новеллы в государственно-служебном законодательстве последних лет связаны с правовым регулированием процесса прохождения госслужбы. В последние годы уточнены и детализированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. На законодательном уровне провозглашены принципы конкурсного отбора как для лиц, поступающих на гражданскую службу, так и для служащих, желающих продвинуться вверх по карьерной лестнице. Данные положения, безусловно, способствует повышению открытости и прозрачности гражданской службы. Вместе с тем, практика применения нового государственно-служебного законодательства выявила ряд пробелов в части регламентации процесса прохождения гражданской службы. Необходимо совершенствовать конкурсные и аттестационные процедуры. В ходе конкурса должен, прежде всего, определяться уровень практических знаний, умений и навыков будущего юриста, бухгалтера, кадровика, управленца в области сельского хозяйства, промышленного производства, здравоохранения, образования и т.д.. Необходимо определять не столько знание претендентом общих положений Конституции РФ и законодательства о государственной службе, а, например, умение инспектора правильно составить протокол об административном правонарушении, юриста – разработать проект закона или подзаконного акта и т.п. Коренное изменение методики проведения конкурса, аттестации, квалификационного экзамена будет способствовать выявлению и, в дальнейшем, продвижению по службе наиболее подготовленных профессионалов.
В действующем законодательстве выработаны новые подходы к процессу формирования кадрового резерва в государственных органах. К нововведениям закона следует отнести возможность формирования кадрового резерва на гражданской службе не только из числа действующих государственных служащих, что, безусловно, способствует реализации конституционного права граждан России на равный доступ к госслужбе, повышению конкурентности при замещении должностей гражданской службы и повышению профессионализма государственных служащих. Кроме того, в данной статье достаточно определенно обозначена необходимость создания не только внутриведомственного резерва (кадрового резерва государственного органа), но и надведомственного резерва (как на федеральном, так и на региональном уровнях). Именно такой подход закреплен в законодательстве отдельных субъектов РФ[1]. Однако на федеральном уровне до настоящего времени Указ Президента РФ о кадровом резерве на гражданской службе не принят. При формировании высшего и среднего руководящего звена органов власти, с одной стороны, должна быть обеспечена возможность продвижения чиновника по служебной лестнице, с другой стороны, должен быть обеспечен на плановой основе доступ к руководящим должностям и высококлассных специалистов и управленцев из внеаппаратных сфер на достаточно высокие должностные уровни, помимо административной лестницы. Представляется возможным и целесообразным дальнейшее сближение, а, в перспективе, унификация кадрового резерва госслужащих и управленческого кадрового резерва, который был сформирован во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2008 году. Положения законодательства, закрепляющие права и обязанности гражданского служащего, также не лишены пробелов и противоречий. В частности, в ч. 14 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрена возможность осуществлять оплату труда служащего на основе обобщенных показателей эффективности и результативности его деятельности. Данная нормафактически не действуют, так как, во-первых, не определен перечень должностей с такой формой оплаты труда, во-вторых, не установлены обобщенные показатели эффективности и результативности государственных служащих, в-третьих, оценка труда большинства чиновников практически не увязана с тем, насколько качественно оказываются в органе власти государственные услуги гражданам и организациям.
Представляется, что действующее законодательство не содержит достаточно стимулов к постоянному профессиональному совершенствованию каждого служащего, к повышению мотивации государственных служащих исполнять свои должностные обязанности, прежде всего, в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, развития гражданского общества, экономики, повышения эффективности государственного управления. Указом Президента РФ от 10.03.2009 N 261 утверждена федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009 - 2013 годы)" (далее – Программа). Основными направлениями реформирования и развития системы государственной службы РФ являются: формирование системы государственной службы РФ как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой; внедрение на госслужбе РФ эффективных технологий и современных методов кадровой работы; повышение эффективности государственной службы РФ и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Целью Программы провозглашено создание целостной системы государственной службы РФ посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
В августе 2016 года Президентом Российской Федерации был принят новый Указ определяющий основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы. (Указ Президента РФ от 11.08.2016 N 403 "Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы"). Данные Указ продолжает развивать вышеуказанную федеральную Программу Согласно Указу основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы являются: а) совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и повышение качества его формирования; б) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности; в) повышение престижа гражданской службы; г) совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы. В целях реализации выше указанных, основных направлений должно быть обеспечено: а) совершенствование организационных основ управления кадровым составом гражданской службы. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить дополнительные механизмы, обеспечивающие сохранение кадрового потенциала гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, а также стандарты нормирования численности типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе по категориям и группам должностей гражданской службы; б) создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы. В этих целях необходимо: до 2019 года осуществить переход к использованию федеральными государственными органами единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы; до 2018 года внедрить в федеральных государственных органах электронный кадровый документооборот и обеспечить автоматизированную проверку сведений, представляемых гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу; в) повышение объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов. В этих целях необходимо: до 2018 года внедрить единую методику проведения конкурсов;
начиная с 2017 года обеспечивать кандидатам на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов возможность представления в электронном виде документов для участия в конкурсе; г) создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо создать единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации федеральных государственных гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию; д) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить новые формы профессионального развития государственных гражданских служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих исходя из потребности федеральных государственных органов; е) повышение престижа гражданской службы. В этих целях до 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания; ж) повышение эффективности антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы. В этих целях в деятельность федеральных государственных органов по противодействию коррупции необходимо внедрить современные технологии, в том числе до 2018 года методику оценки и систему мониторинга (контроля) эффективности деятельности подразделений этих органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений; з) предоставление гражданам доступа к актуальной информации по вопросам противодействия коррупции. В этих целях начиная с 2017 года необходимо обеспечивать ежемесячное обновление соответствующих разделов официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18 апреля 2011 года № 348 утверждена Программа «Реформирование и развитие государственной гражданской службы Волгоградской области (2011-2013 годы). Таким образом, несмотря на динамичное развитие законодательства о государственной службе в последние полтора десятилетия, законодателю не удалось избежать пробелов и противоречий в правовом обеспечении государственно-служебных отношений. Законодательство о государственной службе должно обеспечить решение задачи становления в России профессионального, некоррумпированного управленческого аппарата, ориентированного на эффективную реализацию задач и функций государства на основе принципов законности, приоритета прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Лишь после успешного решения обозначенной задачи можно говорить о достижении целей реформирования государственной службы. В этой связи все громче становятся сетования на неуспех административной реформы в России. Однако представляется возможным согласиться с позицией И.Н. Барцица о преждевременности такого рода выводов. По мнению ученого, административная реформа и реформа государственной службы как ее составная часть на современном этапе нуждаются в постановке новых задач, разработке новых методик осуществления и в новом политическом импульсе[2].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|