Усвоение традиционных написаний
К традиционным относятся написания, которые не имеют способов проверки.
1 См.: Аксенова А. К. Русский язык: Учебник для 3 класса вспомогательной школы. —М.: Просвещение, 1987.
Слова с непроверяемой безударной гласной (собака, газета, тетрадь, заяц и др.). Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных, или, как принято говорить, «словарных» слов. Трудности усвоения их написания связаны с неотчетливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка. Лучшему усвоению написания этих слов будет способствовать прежде всего значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа можно рекомендовать выделение орфограмм другим цветом, шрифтом или подчеркиванием. Немаловажное значение следует придавать орфографическому проговариванию, т. е. соответствующему написанию. Рекомендуется следующая последовательность работы со «словарными» словами. 1. Прочитать напечатанное на таблице слово. Определить его значение. 2. Прочитать слово в учебнике (в рамке), уточнить его написание. 3. Проговорить слово по слогам, записать его в тетрадь, поставить ударение, выделить проверяемую орфограмму. 4. Написать строчку данного слова (для второго класса обязательно, для третьего и четвертого — по возможности).
5. Составить и записать с данным словом словосочетание и предложение. 6. Записать слово в индивидуальный словарик (во втором классе, иногда и в третьем рекомендуется подбирать к слову соответствующий рисунок). Выделить орфограмму. 7. Можно записать в словарик составленное с данным словом предложение. 8. В четвертом классе, наряду с ведением индивидуальных словариков, пользоваться школьным орфографическим словарем. Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Обязательным требованием является включение данных слов в различного рода упражнения при изучении других тем. Овладению написанием слов способствуют также «Орфографические пятиминутки», для которых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включить эти слова в серию других; комментированное письмо, требующее четкого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать «словарные» слова в качестве опорных. Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу) фактически относится к традиционным написаниям, однако, поскольку они не единичны, их можно подвести под обобщение, т. е. сформулировать правило. Правописание гласных после шипящих по сравнению с другими правилами усваивается умственно отсталыми школьниками довольно успешно, что связано, как уже говорилось, с характером самого правила, дающего конкретное указание на способ написания слова. Кроме того, немаловажное значение имеет соответствие этих написаний слоговому принципу русской графики. В то же время обобщенная формулировка правописания гласных после шипящих на первых порах не доступна умственно отсталым детям. Поэтому во вспомогательной школе изучается отдельно каждый конкретный случай, а затем делается обобщение: согласные ж, ш, ч, щ — шипящие, правописание гласных после шипящих надо запомнить. После этого опять идет, констатация: «жи-ши пиши с буквой и», «чаща пиши с буквой а», «чу-щу пиши с буквой у».
Как и все традиционные написания, правописание гласных после шипящих требует развития орфографической зоркости ученика, навыка всматриваться в написанное, умения выделить и запомнить характер сочетаний. Этому способствуют упражнения в зрительном анализе слов, выделении цветом или графически не одной буквы, а целого сочетания, которое выступает как орфограмма. В качестве основных упражнений можно рекомендовать все виды списывания — текстуальное, выборочное, творческое, а также списывание с орфографическим заданием, зрительные диктанты, объяснительные и предупредительные слуховые диктанты. Однако следует помнить, что умственно отсталые школьники вследствие особенности их познавательной деятельности овладевают написанием только тех слов, которые часто встречаются в их речевой практике. Новые слова, значение которых ученики не знают, они могут писать ошибочно, так как не в состоянии применить выученное правило в иных условиях. Это обязывает при обучении грамотному письму не забывать о таком направлении коррекционной работы во вспомогательной школе, как развитие речи учащихся, в данном случае обогащение и уточнение их словаря. Необходимо на всех годах обучения включать в речевую практику школьников новые слова, подводить их правописание под уже знакомые правила.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|