Работы, выполняемые при стандартизации
Приведем коротко основные работы, выполняемые при стандартизации: · систематизация объектов, явлений или понятий · кодирование и классификация технико-экономической информации; · унификация и симплификация деталей, узлов и т. д.; · типизация конструкций, изделий и технологических процессов; · агрегатирование машин и других изделий. Данный перечень больше применим к стандартизации продукции, а особенности стандартизации процессов мы рассмотрим в конце пункта, а также в гл.6.
Систематизация объектов, явлений или понятий преследует цель расположить их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для использования. Кодирование представляет собой образование - по определенным правилам – и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющее заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов. Коды бывают цифровые, буквенные и буквенно-цифровые. Коды должны удовлетворять следующим основным требованиям: · однозначно идентифицировать объекты и/или группы объектов, т. е. быть идентификаторами; · иметь минимальное число знаков (минимальную длину); · иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов; · быть удобными для использования человеком и компьютерной обработки; · обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.
Рассмотрим пример кодирования технических условий (ТУ), разрабатываемых предприятиями. Для обозначения технических условий используют код структуры ТУ XXXX-XXX-XXXXXXXX-XX, который включает: - первые 4 разряда – код класса продукции по ОКП (обще-российский классификатор продукции);
- трехразрядный регистрационный код (фактически порядковый номер ТУ, зарегистрированного данным предприятием); - восьмизначный код предприятия-держателя подлинника техни-ческих условий по ОКПО (общероссийскому классификатору предприятий и организаций); - две последние цифры года утверждения документа.
После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регистрации. Если ТУ утверждены предприятием, то они направляются в лаборатории государственного надзора за стандартами. Примеры ТУ: · Салат «Капуста Провансаль» ТУ 916-001-40322653-99, · «Ароматная приправа» КНОРР ТУ 9164-008-29083662-00, · Конфеты «Комильфо» ТУ 9123-011-18251777-03, · Балтика 3 ТУ 9184-005-01824944-97.
Мы привели ТУ для пищевых продуктов, которые всегда можно на любой упаковке. Обратите внимание, что первые цифры совпадают. Это означает, что продукты близкие по сущности, и расположены рядом друг с другом в общероссийском классификаторе продукции (ОКПО). В то же время, кодирование национальных стандартов (ГОСТ Р) полностью отличается, например: «Очаково Премиум Светлое» ГОСТ Р 51174-98.
Унификация – это приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости. Ограничительное направление в унификации в мировой практике получило название симплификации. Симплификация – форма стандартизации, цель которой уменьшить число типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей.
Типизация – разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и деталей.
Агрегатирование – принцип создания машин, оборудования, приборов и других изделий из унифицированных стандартных агрегатов, устанавливаемых в изделии в различном виде и комбинациях.
Рассмотрим два замечания в отношении стандартизации процессов. Систематизация начинается с формулы 5W+1H, что означает: 1. What? – Что должно быть сделано? 2. Who? – Кто должен это сделать (важны не только должность, но и квалификация)? 3. Why? – Почему это должно быть сделано (и для кого)? 4. Where? – Где это должно быть сделано (в каких условиях)? 5. When? – Когда это должно быть сделано (начаться и закончиться)? 6. How? – Как это должно быть сделано (с учетом последствий)?
Ответы на эти вопросы как раз и становятся стандартами деятельности. Существует расхожее мнение, что стандарт на процесс досконально определяет, что НУЖНО делать в определенной ситуации. Фактически ситуация обратная: напротив, стандарт определяет чего НЕЛЬЗЯ делать в конкретной ситуации, предлагая эффективную альтернативу.
В заключение главы приведу повседневный пример, встречи со стандартом на процессы. Я год назад оформлял документы в «Райффайзенбанк Австрия» для получения кредитной карты. Документы оформляла операционистка (кажется, ее звали Катя), которая, вероятно, не так давно начала работать и проходила обучение. На данном этапе, начальные знания были, очевидно, ею уже получены. Текущий этап обучения проводила сотрудница, которая предостерегала операционистку от ошибок. Персональная информация обо мне как о клиенте включала фамилию, причем дважды: до смены фамилии и после. Катя вводила данные из паспорта в базу данных на своем компьютере. Вероятно, она решила, что поскольку я мужчина, то фамилию не менял, и нет смысла дважды заполнять эти сроки. Я услышал, как она спросила у своей наставницы: «Можно это скопировать?» В ответ прозвучало: «Надо спросить». Катя спросила: «Вы меняли фамилию после рождения?» Я ответил: «Нет». «Вот теперь можно копировать» - получила разрешение Катя.
Этот неприметный пример вновь возвращает нас к главному в управлении качеством: изменчивости. Стандарты обучения и обслуживания клиентов в «Райффайзенбанк Австрия» сводили вероятность ошибки к минимуму. Поняв способ работы с данными, определяемый стандартом, операционист не только сам не допустит этих ошибок, но и сможет предостеречь от ошибок других. Если же твердых стандартов не установлено, ошибки только усиливаются, поскольку сотруднику не с чем сравнить свой способ работы, и его требовательность к самому себе снижается.
Методические указания: · изучить дополнительные материалы: Ø Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – Гл.7 с.280-290, гл.9 с.311-324, гл.10 с.340-351, 395-400; Ø ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.12.02 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Ø Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна. М.: Наука, 1977.
Контрольные вопросы: 1. Раскройте понятия стандартизации и стандарта. 2. Перечислите основные принципы стандартизации. 3. Объясните различия между стандартами и техническими регламентами. 4. Назовите основной закон в сфере стандартизации в РФ. 4. Объясните цели деятельности государственной системы стандартизации (ГСС) в РФ. 5. Объясните сущность различных категорий, видов и стандартов. Выполнить практическое задание из раздела 5.1. [1] В 19 в. фунт стерлингов состоял из 20 шиллингов по 12 пенсов в каждом (240 пенсов в фунте). Т. о., стоимость снизилась в 9,3 раза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|