Стандартизация процессов
Стандартизация процесса лежит в основе любой системы менеджмента качества как гарантия того, что ошибочные действия при выполнении процесса исключены. Стандартизация процессов включает: · описание процесса; · регламентацию процесса; · аудит процесса. При описании бизнес-процесса на верхнем уровне в обязательном порядке должны быть определены: · название бизнес-процесса; · входы бизнес-процесса; · выходы бизнес-процесса; · исполнитель, структурные подразделения Компании, отдельные работники Компании, внешние (по отношению к Компании) исполнители; · управляющие входы бизнес-процесса: нормативные, организационно распорядительные и методические документы, определяющие требования к бизнес-процессу. При описании бизнес-процесса разрабатываются следующие документы: 1. Положения, должностные и рабочие инструкции. 2. Спецификация операций бизнес-процесса. 3. Спецификации входов/выходов. 4. Спецификации на ресурсы. 5. Графические схемы бизнес-процесса и их текстовое описание. 6. Показатели бизнес-процесса. 7. Глоссарий. 8. Перечень документов бизнес-процесса. 9. Альбом документов бизнес-процесса.
Перечень документов может меняться в зависимости от системы менеджмента качества, принятой в организации.
Регламент бизнес-процесса - документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшениям. Регламентация проводится по итогам описания, когда появляется возможность систематизировать все документы. Одним из основных средств, определяющих ответственность и порядок взаимодействия является матрица ответственности, где строки – операции бизнес-процесса, а столбцы – должности штатного расписания.
Пример распределения и закрепления ответственности в матричной форме в табл. 6.1. для декомпозиции процесса на рис. 6.4. Буквы в Матрице ответственности означают следующее: О – ответственный за проведение и результат данного бизнес-процесса (работы, функции). У – участвует в проведении данного бизнес-процесса (работы, функции). И – получает информацию о результатах и/или ходе данного бизнес-процесса (работы, функции).
В каждой строчке Матрицы может быть только одна буква О. То есть, за каждую работу может быть назначен только один ответственный. Букв У и И может быть несколько, или не быть вообще, но, как правило, Хозяин Процесса должен участвовать или получать информацию обо всех бизнес-процессах. Ответственность, закрепленная в Матрице, должна быть внесена в Должностную инструкцию данного сотрудника. Пример. Из матрицы в табл. 6.1 в должностную инструкцию «Главного специалиста» должна быть перенесена ответственность за бизнес-процессы бп2, бп6 и участие в выполнение работ по бизнес-процессам бп5, бп7 и Подготовке кадров.
Рис. 6.4 Декомпозиция Процесса в сеть бизнес-процессов
Данный процесс выполняют 5 сотрудников во главе с Хозяином Процесса: Х – Хозяин Процесса, Г/с – главный специалист; С – специалист; и1 – исполнитель 1; и2 – исполнитель 2. Таблица 6.1. Матрица ответственности по Процессу N
Аудит бизнес-процесса (внутренняя проверка) - комплекс работ по изучению деятельности организации, направленный на получение информации о текущем состоянии заданного бизнес-процесса, позволяющей оценитьбизнес-процесс по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности, выходам и степени удовлетворенности клиента.
Аудит бизнес-процесс может проводится в трех случаях: 1) аудит после разработки и внедрения регламентирующей бизнес-процесс документации; 2) плановый аудит; 3) внеплановый аудит.
Аудит после разработки и внедрения регламентирующей бизнес-процесс документации выполняется с целью проверки соответствия состояния бизнес-процесса требованиям настоящего Стандарта. Плановый аудит бизнес-процесса проводится не реже 1 раза в год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|