Диаграммы К.Ишикавы (диаграммы причин и результатов)
Диаграмма причин и результатов – диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. В 1953 г. профессор К. Ишикава впервые применил данный подход, суммируя мнения инженеров по проблемам качества. Диаграмма К. Ишикавы позволяет создать наглядное представление о совокупности факторов, влияющих на качество конечного результата (товара, услуги). Они широко используются для экспресс-анализа предметной области, выделения основных причинно-следственных связей. В основу первых диаграмм был положен принцип «4М», т. е. основных факторов, от которых зависит качество: · Мen – люди; · Machine – оборудование; · Method – методы и технология; · Material – сырье и материалы.
Позже к «M» добавились «Measure» - средства измерения и контроля и «Milieu» - среда, рабочее окружение. Поэтому сегодня при составлении диаграммы К. Ишикавы обычно сразу строят 6 главных стрелок, последовательно добавляя к ним факторы методом мозгового штурма. Общий вид диаграммы Ишикавы представлен на рис. 4.3. У диаграмм Ишикавы имеется альтернативное название: диаграммы «рыбьего скелета». Стрелки, обозначающие факторы, действительно имеют отдаленное сходство с костями в рыбьем скелете. Стрелки, которые сразу рисуют на новой диаграмме (из числа 4 или 6 «М»), называют «большими костями», стрелки, которые направлены на них – «средними костями», например, стрелка 1.2 на рис. 4.3. Стрелки, направленные на «средние кости», называют «малыми костями», например 1.2.1. Таким образом, можно углубиться в причины на 3 уровня и дальше. Существует принципиальная возможность добавлять стрелки и к «малым костям», но в этом случае диаграмма теряет удобство в использовании.
Рис. 4.3. Общий вид диаграммы К.Ишикавы
Методика построения диаграмм К. Ишикавы включает следующие шаги: 1. Формирование рабочей группы. Построение диаграммы Ишикавы дает важное преимущество: с ней будут согласны все участники этой группы. Рекомендуется, чтобы в группу вошли все сотрудники, от которых будет зависеть дальнейшая работа по данному направлению, хотя идеальное количество участников обсуждения – 5-9 человек. Общее время на построение диаграммы Ишикавы желательно сделать ограниченным, например, 20 минутами. 2. Выбор показателя качества и написание его название в прямоугольнике справа на чистом листе бумаги. На рис. 4.4. мы взяли для анализа показатель «Разброс в деталях». Затем к прямоугольнику проводится прямая горизонтальная линия – «хребет» диаграммы, к которому пририсовываются «большие кости», обычно по принципу «4М» или «6М». Соответственно, мы добавляем в диаграмму названия факторы по принципу «4М» и соединяем их стрелками с «хребтом». 3. Расположение вторичных причин, определяющих причины уровня «больших костей», в виде «средних костей», направленных на «большие кости». Вторичные причины выявляются всеми участниками рабочей группы в режиме мозгового штурма. Для выявления целесообразно отвечать на вопрос «Что именно в этой причине влияет (может влиять) на показатель качества?» Например, что в рабочих влияет на разброс в размерах обрабатываемых деталей? Состояние здоровья, ведь больной человек не сможет выполнять точные операции с одинаковой точностью. Так появляется «средняя кость» «Здоровье», направленная на «большую кость» «Рабочие» и т.д. Аналогично появляются «малые кости», третичные причины, уточняющие влияние вторичных причин. Что именно в состоянии З доровья Р абочих влияет на разброс в обрабатываемых деталях? Это могут быть как болезни, так и обычная усталость, влияющая на работоспособность. Так появляются «малые кости» «Усталость» и «Болезни» и т.д.
4. После выявления факторов и их отображения на диаграмме их целесообразно проранжировать по значимости и выделить наиболее значимые. Для этой цели удобно использовать диаграмму Парето.
Рис. 4.4. Пример диаграммы К.Ишикавы для анализа причин несоответствия в размерах
В настоящее время диаграмма Ишикавы широко используется, причем не только в области управления качеством. Поэтому возможно встретить такие примеры, которые построены не по принципу «4М».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|