Схемы сертификации продукции
Таблица 7.2. Схемы сертификации услуг
Сертификация систем менеджмента качества
Сертификация систем менеджмента качества в РФ проводится в рамках добровольного подтверждения соответствия, а следовательно в соответствии со статьей 21 ФЗ «О техническом регулировании», первый пункт которой гласит: «Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Орган по сертификации: · осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; · выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; · предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; · приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия».
Основными целями проведения сертификации СМК являются: · подтверждение соответствия системы менеджмента качества требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах; · создание благоприятных условий для улучшения деятельности организации;
· создание уверенности у потребителей и других заинтересованных сторон в возможности обеспечить стабильный результат (продукцию/ услугу), соответствующий установленным требованиям.
Сертификация СМК включает 4 основных этапа, которые во многом схожи с этапами, уже рассмотренными нами в предыдущем параграфе: 1. Организация работ (предсертификационный этап). Основанием для начала работ обычно служит письмо-обращение в орган по сертификации. Во многих случаях предсертификационный этап включает консалтинг организации по вопросам соответствия положениям стандартов. 2. Предварительная оценка СМК. Целью этапа является определение степени готовности проверяемой организации и целесообразности дальнейшего проведения работ по сертификации. Этап начинается с анализа документов СМК, после чего проводится подготовка к аудиту на месте. 3. Проверка и оценка СМК в организации, выдача сертификата. Данный этап проводится в ограниченные сроки; комиссия из органа по сертификации по утвержденной программе проверяет соответствие всем положениям стандарта непосредственно на предприятии. Работа ведется не только над документами, но и при наблюдении за выполнением процессов, используется опрос персонала и другие методы, предусмотренные стандартами по аудиту. После завершения работы комиссии составляется акт, и принимается решение о выдаче сертификата. Срок действия сертификата соответствия системы менеджмента качества составляет, как правило, 3 года. 4. Инспекционный контроль сертифицированной СМК. Осуществляется не менее 1 раза в год и выполняется в сроки, согласованные с заявителем. В случае существенных изменений проверяемой организации или поступления информации о претензиях к качеству продукции организации, возможны внеплановые проверки. При инспекционном контроле проверяются не столько уже проверенные участки системы, сколько работа, проведенная организацией после получения сертификата (исправление замечаний, ведение записей, предупреждающие действия и т. д.)
Следует отметить, что для некоторых стандартов – особенно международных, например ИСО 9001 –сертификация разными органами по сертификации может проводиться по-разному, с разным уровнем требований. Сертификат, подтверждающий соответствие немецкой или французской версии стандарта, может обойтись компании-заявителю в несколько раз дороже, чем сертификат, полученный в системе ГОСТ Р. Как правило, выбор органа по сертификации производится с учетом рекомендаций или требований потребителей или заказчиков.
Таблица 7.3.
Количество сертифицированных систем менеджмента качеством По стандарту ИСО 9000
Таблица 7.4.
Количество сертификатов ИСО 14001, выданных в некоторых странах мира, всего
Данные таблиц демонстрируют по меньшей мере ту тенденцию, что отставание России от развитых стран в области управления качеством на данный момент очень значительное. Тем не менее, Россия включилась в общемировые тенденции, во многом более успешно, чем ее партнеры по СНГ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|