Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков. ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда. Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б. Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест. Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций. Время проведения субтестов.
Инструкция. "Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.
Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!". После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста, далее спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание и не создавать у них чувства напряженности). По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом "стоп", предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту. В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.
Стимульный материал. Описание и примеры набора заданий 1А. Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово. Пример: одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и....? а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель. Правильным ответом будет "жизнеописание". Поэтому оно должно быть подчеркнуто. Следующий пример: противоположным к слову "отрицательный" будет слово...? а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный. В этом случае правильным ответом является слово "положительный". Оно и подчеркнуто. Задание 1А. 1. Начальные буквы имени и отчества называются...? а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма. 2. Гуманный - это...? а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный. 3. Система взглядов на природу и общество есть...? а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия. 4. Одинаковыми по смыслу являются слова "демократия" и...? а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы. 5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...? а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология. 6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада -это...? а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект. 7. Начитанность, глубокие и широкие познания - это...? а)интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение. 8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это..? а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость. 9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности называется...? а) революцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.
10. Противоположностью понятия "лицемерный" будет...? а)искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный. 11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...? а)компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии. 12. Этика - это учение о...? а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве. 13. Противоположностью понятия "идентичный" будет...? а)тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный. 14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах -это...? а) закон; б) эмиграция; в) воззрение; г) действие; д) эмансипация. 15. Оппозиция - это...? а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение. 16. Цивилизация - это...? а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение. 17. Одинаковыми по смыслу являются слова "приоритет" и...? а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство. 18. Коалиция - это...? а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение. 19. Одинаковыми по смыслу являются слова "альтруизм" и...? а)человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм; д)нравственность. 20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...? а)демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д)анархистом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|