Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
Инструкция. Выберете и зачеркните цифру, наиболее точно отражающую Ваше самочувствие в данный момент.
Обработка данных: Самочувствие - № 1, 4, 7, 10, 13 Определить сумму зачеркнутых цифр, переведенных в баллы. Цифрам 3,2,1,0,1,2,3 соответствуют следующие баллы: 6, 5, 4, 2, 1, 0 Настроение - № 3, 6, 9, 12, 15 (подсчет тот же) Активность - № 2, 5, 8, 11, 14 (цифрам 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответствуют баллы 0, 1, 2, 3, 4,5, 6)
Среднее значение по всем трем параметрам 12 – 18 баллов, чем больше показатели, тем лучше.
Методики исследования мотивационной сферы и направленности личности Методика «Семантический дифференциал» (СД) СД – чрезвычайно простая в использовании информативная методика – представляет собой набор биполярных или униполярных шкал, с помощью которых испытуемый оценивает любые объекты. Обычно каждый исследователь составляет набор шкал самостоятельно, исходя из задач и условий исследования. При работе с учащимися удобнее использовать биполярные шкалы – содержащие на полюсах пары антонимов – со шкальными оценками, имеющими следующие значения:
+3 – максимальная выраженность качества; +2 – значительная выраженность качества; +1 – слабая выраженность качества; 0 – качество не выражено, не могу сказать; -1 – слабая выраженность противоположного качества; -2 – значительная выраженность противоположного качества; -3 – максимальная выраженность противоположного качества. Следует рекомендовать испытуемому как можно реже пользоваться нулевой оценкой. Испытуемому можно дать следующие указания: а) сравнение реального "я" и идеального "я". Инструкция: оцени себя по следующим шкалам сначала, какой ты есть (каким себя считаешь), потом – каким бы ты хотел быть. Оцениваем степень расхождения оценок по шкалам. Можно сосчитать среднее расхождение, которое определяется как сумма разностей оценок, деленная на количество шкал. Обработка качественная: выясняется, по каким шкалам и насколько различается реальный и желаемый образ себя – чем больше разница, тем значительнее внутренний конфликт личности. При совпадении оценок проявляется или завышенная самооценка или заниженная требовательность к себе, нежелание исправляться, совершенствоваться. В норме желаемая оценка несколько превосходит реальную. Б) сравнение оценок наиболее предпочитаемого и наиболее отвергаемого товарища. Инструкция: оцени по следующим шкалам сначала товарища, наиболее тобой ценимого (предпочитаемого), потом – наиболее нелюбимого и тебе неприятного (отвергаемого). Если данное задание предлагается после проведения социометрии, можно попросить оценить одноклассников, получивших у данного испытуемого первый положительный и первый отрицательный выбор. При обработке результатов также оцениваем степень расхождения оценок. Значительное расхождение говорит о том, что подросток сильно поляризует оценки людей, что свидетельствует о его склонности занимать заведомо неравное положение с людьми: приниженное – с сильными и доминирующее, подавляющее – со слабыми. Малое расхождение указывает на склонность к установлению демократических, равных отношений, основанных на взаимном уважении. Совпадение оценок бывает в случаях неумения дифференцированно оценивать людей.
В) сравнение ожидаемой оценки и желаемой оценки. Инструкция: оцени по следующим шкалам, сначала – каким тебя видят окружающие, потом – каким бы тебе хотелось, чтобы они тебя видели. Бланк для ответа
Разность полученных оценок говорит об уровне притязаний. Очень большая разность указывает на завышение уровня притязаний, очень малая – на заниженную оценку своего положения в коллективе.
Методика «Составь расписание на неделю» (выявление познавательных интересов, предметной направленности). Инструкция. Учащимся предлагается включить в расписание любое число уроков по различным предметам, предусмотренным и не предусмотренным программой обучения, а также не включать в расписание уроки по не интересующим их предметам. Данная методика выявляет наличие или отсутствие широких познавательных мотивов. Результаты обработки данных можно представить в виде следующей таблицы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|