Исследование мотивов учения
Предлагаемая методика позволяет изучить мотивы учения по любому предмету. Вопросы утверждения подобраны и расположены так, что ответы учащегося группируются по 4-м видам отношений к учению, что и составляет мотивационную основу учебного труда учащегося, следовательно, они обнаруживают 4 вида мотивов учения: I - положительное отношение как мотив II - ответственное отношение как мотив III - престижное отношение как мотив IV - отрицательное отношение как мотив.
Ключ
Причины трудностей в учении Инструкция: если согласен с таким утверждением, то рядом с таким номером поставь знак "+", если нет – знак "–". Если точно не можешь ответить "0". Что мешает учиться лучше?
Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение. 1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто... 2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто... 3. Больше всего я люблю, когда учитель... 4. Больше всего я не люблю, когда учитель... 5. Больше всего мне школа нравится за то, что... 6. Я не люблю школу за то, что... 7. Мне радостно, когда в школе... 8. Я боюсь, когда в школе... 9. Я хотел бы, чтобы в школе... 10. Я не хотел бы, чтобы в школе... 11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе... 12. Если я невнимателен на уроке, я... 13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я... 15. Я всегда могу проверить, правильно ли я... 16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я... 17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я... 18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я... 19. Мне всегда интересно, когда на уроках... 20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках... 21. Если нам не задают домашнего задания, я... 22. Если я не знаю, как решить задачу, я... 23. Если я не знаю, как написать слово, я... 24. Я лучше понимаю, когда на уроке... 25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда... Обработка и анализ результатов: Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 – вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 – личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 – знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 – отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Методики исследования межличностных отношений (отношения с коллективом, в школе и семье) НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Методика незаконченных предложений представляет собой набор начал фраз, которые предлагается закончить самому испытуемому. По написанным им завершениям фраз можно в определенной степени судить о различных отношениях испытуемого или, по крайней мере, о том, какими он пытается их представить. 1. Думаю, что мой отец редко... 2. Если все против меня, то... 3. Я всегда хотел... 4. Если бы я занимал руководящий пост... 5. Будущее кажется мне... 6. Мои отметки в школе... 7. Знаю, что глупо, но боюсь... 8. Думаю, что настоящий друг...
9. Когда я был ребенком... 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является... 11. Когда мне говорят, что надо учиться... 12. По сравнению с большинством семей моя семья... 13. Интереснее всего мне... 14. Я и моя мама... 15. Сделал бы все, чтобы забыть... 16. Если бы мой отец только захотел... 17. Думаю, что я достаточно способен... 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы... 19. Если кто-нибудь будет под моим руководством... 20. Надеюсь на... 21. В школе мои учителя... 22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь... 23. Не люблю людей, которые... 24. В детстве я... 25. Считаю, что большинство юношей и девушек... 26. Моя жизнь кажется мне... 27. Моя семья обращается со мной как с... 28. Ребята с которыми я учусь... 29. Я думаю, что моя мама... 30. Моей самой большой ошибкой было... 31. Я хотел бы, чтобы мой отец... 32. Моя наибольшая слабость заключается в том... 33. Моим скрытым желанием в жизни... 34. Мои одноклассники... 35. Наступит тот день, когда... 36. Когда ко мне приближается преподаватель... 37. Хотелось бы мне перестать бояться... 38. Больше всего люблю тех людей, которые... 39. Если бы я снова стал ребенком... 40. Считаю, что большинство взрослых... 41. Когда я вспоминаю школу... 42. Большинство известных мне семей... 43. Люблю иметь дело с людьми, которые... 44. Считаю, что большинство матерей... 45. Когда я был ребенком, то чувствовал себя виноватым, если... 46. Мне очень не нравится, когда мои товарищи... 47. Думаю, что мой отец... 48. Больше всего я хотел бы в жизни... 49. Когда я о чем-нибудь прошу других... 50. Когда я буду взрослым... 51. Учителя, которых я признаю и уважаю... 52. Мои опасения не раз заставляли меня... 53. Когда меня нет рядом, мои друзья... 54. Моим самым живым воспоминанием детства является... 55. Мне очень не нравится, когда взрослые... 56. В школе я... 57. Когда я был ребенком, моя семья... 58. Считаю, что мои друзья... 59. Я люблю свою маму, но... 60. Самое худшее, что мне случалось совершить, это... Приведенный выше набор незаконченных предложений (не обязательно использовать его в неизменном виде) составлен так, что он охватывает следующие сферы жизни школьника:
Качественная обработка результатов ведется с учетом приведенной таблицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|