Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 «Зооморфизмы в русском языке»




 «Зооморфизмы в русском языке»

 

Введение

 

«Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало,

как метко сказанное русское слово».

( Н. В. Гоголь)

Обоснование темы исследования

Язык - важное и совершенное средство человеческого общения. Язык создан обществом и отражает его жизнь, поэтому изменения в языке обусловлены причинами социальными. Этому свидетельствует уже тот факт, что язык является средством общения, хранения, накопления информации.

Объектом данного исследования являются фразеологизмы, которые отражают культурные особенности жизни народа - носителя языка. К ним можно отнести фразеологические единицы, содержащие зоонимный компонент, т. е. названия животных, как домашних, так и диких.

Животные всегда были рядом с людьми. И в нашей речи накопилось немало фразеологизмов так или иначе упоминающих разных особей. Эти фразеологизмы метко отражают характерные черты тех или иных животных.

Гипотеза: считаю возможным предположить, что фразеологизмы (зооморфизмы) позволяют не просто познакомиться с каждым животным, но и перенять мудрость предков, нажитую веками взаимодействия человека и природы, наблюдения наших предков за животными.

На уроках литературного чтения мы работаем с «Фразеологическим словарём». Распределяем фразеологизмы на группы: фразеологизмы из мифологии; из устного народного творчества; профессиональные; фразеологизмы, характеризующие человека. Меня заинтересовали фразеологизмы с названиями животных. Мне захотелось разобраться, как они появились в нашей речи и что обозначают.  

Таким образом, появилась тема моего исследования «Зооморфизмы в русском языке».

Объект исследования: фразеологизмы.

Предметом исследования этой работы являются русские фразеологизмы, в состав которых входят лексические компоненты с названиями животных.

Целью данного исследования является изучение фразеологических единиц, содержащих в своей структуре названия животных.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Изучение литературу по теме исследования.

2. Выделение фразеологизмов, в состав которых входят лексические компоненты с названиями животных.

3. Категории зооморфизмов.

4. Классификация фразеологизмов.

5. Выявление стилистических особенностей фразеологизмов.

6. Проведение опроса.

7. Написание сочинения, используя зооморфизмы.

8. Подведение итогов и формулирование выводов и самостоятельных суждений о ходе исследовательской работы.

Изучение зооморфизмов, являющихся одной из самых многочисленных и разнообразных групп фразеологического фонда, на данное время очень актуально.

Актуальность исследования определяется их недостаточной разработанностью и неопределенностью. Важность исследования обусловливается тем, что узы между человеком и природой остаются достаточно крепкими и тем, что указанные фразеологизмы позволяют получить информацию об их культурно-информативной, социально-информативной, экспрессивной функциях.  

Для достижения поставленной задач я определила методы:

- изучение источников литературы и периодической печати;

- работа с Толковым словарем, этимологическим словарем;

- опрос;

- иллюстрирование.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения, классных часах, внеурочной деятельности.

 

 

План.

1. Введение ……………………………………………………………………….. ……….. 1-2

2. План………………………………………………………………………………. ……….. 3

3. Теоретическая часть:

- Что такое «фразеологизмы», «зооморфизмы»?.......................................... ……….. ……4-5

- Выделение фразеологизмов, в состав которых входят лексические компоненты с названиями животных…………………………………………………………………….. 5-9

- Категории зооморфизмов………………………………………………………………. 9-11

а)Классификация фразеологизмов с точки зрения их экспрессивно - стилистических свойств……………………………………………………………………. 12

б)Разговорные фразеологические обороты…………………………………………12

в) Наиболее часто используемые фразеологизмы о животных………………... 12-20

4. Практическая часть………………………………………………………………………. 21

5. Заключение ………………………………………………………………………………. 22

6. Список использованных источников и литературы…………………………………... 23

Приложение.

 

 

Теоретическая часть

 

Что такое «фразеологизмы», «зооморфизмы»?

 

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). [5]

Фразеологизм (от. греч. “фразис” - выражение) – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизмы (фразеологические обороты, сочетания, выражения) часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания образности, выразительности, шутливости.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «белая ворона», «стреляный воробей»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Изучение фразеологии – это внешний этап овладения языком и поэтому даётся этот этап нелегко. Дело в том, что во фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм. Должны понимать образную основу, заложенную в нём; какие оттенки он содержит, какую окраску он имеет.

Особенность фразеологических оборотов в том, что любому носителю языка они понятны и не требуют объяснений. Это говорит о том, что фразеологизмы несут в себе опыт предыдущих поколений, опыт нации, её культурное наследие. [5]

Фразеологизмы с названиями животных являются одной из самых многочисленных и внутренне разнообразных групп фразеологического фонда и отражают многовековые наблюдения человека над внешним видом и повадками животных, передают отношение людей к их«меньшим братьям».

Наших предков постоянно окружали животные, поэтому использовать названия в речи привычно. Человек переносил повадки, особенности из животного мира в свой собственный. Таким образом, происходило единение человека с природой. И даже превосходство природы над человеком. Двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок — написаны они русскими писателями или иностранными или созданы безвестными сочинителями. И не только из сказок. Очень много словосочетаний возникло из басен, песен, рассказов, романов, различных театральных пьес и киносценариев.

В современности фразеологизмы используются в речи, чтобы придать красочность, образность, выразительность. Когда мы называем животное, перед глазами сразу встаёт его облик, повадки. Говоря словами подростков: «Чтобы лучше дошло».

Вот, например, что нам известно о волке? Волк – это хищное млекопитающее семейства псовых. И что дает вам это научное определение? Ничего особенного, кроме смутной догадки, что с волком лучше не связываться, поскольку животное это хищное.

Обратимся к языковым средствам. Вспомним, сколько фразеологизмов, пословиц и поговорок связано с волком: «Не за то бьют волка, что сер, а за то, что овцу съел», «Волка ноги кормят», «Как волка не корми, он все в лес смотрит», «Волк в овечьей шкуре», «С волками жить, по - волчьи выть» и многие другие. Все эти фразеологизмы – результат длительного проживания человека на одной территории с волком, изучения его повадок, опыта взаимодействия с этим животным (пусть чаще всего отрицательного). [2]

Фразеологизмы с именами животных часто называют зооморфизмы или анимализмы. Зооморфизмы во фразеологии имеют ряд отличительных особенностей:
1. Зооморфизмы - это устойчивые словосочетания, содержащие прямое наименование животного.
2. Зооморфизмы всегда имеют переносное значение «человек».
3. Зооморфизм несет в себе оценку действий или поведения человека. [1]

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...