Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

23. … о рыбах. 24. … о собаках. 25. … о червях. Практическая часть. Заключение




23. … о рыбах

Как рыба молчать – абсолютно ничего не говорить, не произносить ни единого звука. Имеется в виду, что лицо не участвует в разговоре, не раскрывает секрета, тайны, демонстрирует молчаливость, не разговорчивость.

В основе фразеологизма лежит древнее представление о том, что рыбы якобы лишены слуха и способности говорить.

Как рыба в воде – чувствовать себя свободно, непринуждённо, хорошо. Имеется в виду, что лицо уверено в себе, ощущает себя естественно и просто, комфортно, словно пребывая в привычной для себя обстановке, и ведёт себя со знанием дела. Речевой стандарт.

Фразеологизм содержит метафору, в которой человек уподобляется рыбе.

24. … о собаках

Собака на сене – ни себе, ни другим. Имеется в виду, что лицо имеет в своём распоряжении что – либо, но не использует это и не даёт пользоваться другим. Говорится с неодобрением. Речевой стандарт.

Выражение восходит к басне древнегреческого баснописца Эзопа о собаке, которая рычит на лошадей, не подпуская их к сену, хотя сама сена не ест.

25. … о червях

Червячок сомнения гложет – подозрение, недоверие, опасение мучает, не даёт покоя. Имеется в виду, что лицо охватывает беспокойство, тревога за кого – либо, за что – либо.

Червь символизирует нечто пагубное. В религиозном мировосприятии червь является символом греха: образ червя ассоциируется с образом змея, твари, вид которой принял дьявол, прельщая Еву вкусить запретный плод и нарушить долг повиновения Богу.

Фразеологизм символизирует нравственные мучения человека, связанные с недоверием к кому – либо, чему – либо.

Червячок сосёт – какая – либо мысль или чувство мучает, угнетает, причиняет нравственные страдания кому – либо. Имеется в виду, что негативное чувство (раздражение, самолюбие и т. д. ) не даёт покоя лицу, подтачивает его нравственные силы. Говорится с неодобрением. Книжный.

Фразеологизм выступает как стереотип нравственного, душевного дискомфорта.

Можно сделать вывод о том, что большинство фразеологизмов, в состав которых входят названия животных, выполняют экспрессивную функцию, так как они не только называют предметы, явления, но и характеризуют их. Они заостряют внимание читателя или говорящего на тех или иных особенностях, проявляя эмоциональное отношение автора к описываемому.

Если обратиться к оценочной составляющей зооморфизмов, то можно выделить две основные оценки: положительную и отрицательную. Причем подавляющее большинство зооморфизмов несут в себе отрицательную оценку, т. е. человека путем сравнения с животным хотят побудить изменить свое поведение. Как правило, речь идет о сравнении с дикими животными. Лишь небольшая часть зооморфизмов содержит положительную оценку, т. е. поощряет человека за хорошее поведение: комар носа не подточит – «ни к чему не придерёшься», морской волк – «опытный, испытанный моряк», подковать блоху – обнаружить необыкновенную изобретательность, выдумку, мастерство в каком-нибудь деле», собаку съел – «приобрёл большой опыт, основательные знания в чём-либо; мастер на что-либо».

 

 

Практическая часть

 

С целью привлечения внимания учащихся к теме нашего исследования, мы провели опрос учеников 4 «б» класса, который проводился посредством «Лексического задания», которое приведено в Приложении I. В опросе приняли участие 25 человек.

По результатам лексического задания:

- все опрошенные понимают значение следующих фразеологизмов: «Как рыба в воде»; «Делать из мухи слона»; «Болтлив как сорока»; «Как кошка с собакой»; «С высоты птичьего полета».

Значение и происхождение следующих фразеологизмов учащимся не знакомы:

«Как с гуся вода» (7 человек ответили неверно);

«Собаку съел» (22 человека ответили неверно);

«Денег куры не клюют» (11 человек ответили неверно);

«Надут как индюк» (5 человек ответили неверно);

«Как уж на сковороде» (7 человек ответили неверно).

Это обусловлено тем, что учащиеся мало читают художественную литературу.

Для более подробного и детального изучения значений фразеологизмов, в названиях которых есть животные, мы предложили учащимся ознакомиться с брошюрой, которую мы для них подготовили (Приложение II) и попробовать составить словарь зооморфизмов. Для лучшего запоминания зооморфизмов, мы также придумали игру «Морфологический зоопарк».

 

 

Заключение

В своей работе мы собрали, систематизировали и изложили информацию о большой группе фразеологизмов о животных. В результате удалось выяснить их значение с помощью различных источников: словарей, справочников, Интернета. Общие выводы достаточно пессимистичны. Ребята младшего школьного возраста мало знают фразеологизмов и редко употребляют их в речи.

Нам было интересно работать над выбранной темой реферата. У Антона Павловича Чехова есть интересные строчки: «Я был щенком, когда родился, гусем лапчатым, когда вступил в жизнь. Определившись на государственную службу, я стал крапивным семенем. Начальник величал меня дубиной, приятели — ослом, вольнодумцы — скотиной. Путешествуя по железным дорогам, я был зайцем, живя в деревне среди мужичья, я чувствовал себя пиявкой. После одной из растрат я был некоторое время козлом отпущения. Женившись, я стал рогатым скотом. Выбившись, наконец, на настоящую дорогу, я приобрел брюшко и стал торжествующей свиньей». Мы осознали, что фразеологизмы – это тоже культурное наследие языка. Надо помнить об этом, изучать их, применять в речи.

Мы считаем, что фразеологизмы надо изучать, сохранять, использовать в речи, так как «они приобретают характер культурного наследия и могут стать объектом специального изучения. Так происходит в последние годы с анекдотами, преданиями, песнями и пр. жанровыми разновидностями, бытующими в разных социальных группах, сообществах различного масштаба» [5]

Нельзя допустить, чтобы все технические новшества вытеснили фразеологизмы, присущие народной культуре, из речи.

Именно они позволяют передать эмоции, неоднозначность высказывания, особую прелесть живого общения, а знание зооморфизмов не только сделает речь более яркой и богатой, но и даст понимание животных и их особенностей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...