ТЕМА 5: Методика проведения консультаций и индивидуальных занятий
ТЕКСТ 1 Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала. Они проводятся регулярно в соответствии с установленными на кафедрах графиками, в часы самостоятельной работы, и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, практических занятий, учебных игр, экзаменов (зачетов), могут проводиться групповые консультации. Название «консультация» происходит от латинского слова consultatio — совещание, обсуждение. Консультации по теоретической части курса проводятся в течение всего семестра, но посещаются они, как правило, только теми обучающимися, которые занимаются планомерно и систематически. Посещение консультаций значительной массой студентов начинается во второй половине и в конце семестра, когда они готовятся к сдаче зачетов и экзаменов. Наиболее ценны консультации, не связанные с учебными занятиями, относящиеся к самостоятельной работе обучающегося в интересующей его научной области. Такие консультации проводятся по курсовому и дипломному проектированию и приобретают характер индивидуальных занятий. Они помогают студенту избрать правильные методы работы, не снижая его ответственности за принятые решения. Консультации проводятся для всех желающих, но отдельные кафедры делают их обязательными, - в этом случае они посвящаются определенным темам, по которым требуется наиболее серьезная подготовка обучающихся. Формы проведения консультаций в вузе разнообразны. Наиболее распространена вопросно-ответная, когда один или несколько обучающихся задают вопросы, а преподаватель отвечает на них. Иногда консультация протекает в виде беседы преподавателя с обучающимися по затронутым ими вопросам учебного материала.
Чтобы определить педагогически правильный метод проведения консультации, следует исходить из характера вопросов, задаваемых студентами. Эти вопросы можно разбить на следующие основные группы: ♦ касающиеся организации и методики самостоятельной работы; ♦ выясняющие дополнительные литературные и другие источники; ♦ связанные с уточнением тех или иных научных данных, научно теоретических положений, новых понятий, методов решения задач; ♦ методологического характера, т.е. связанные с логикой организации, методами и средствами деятельности в данной науке. В зависимости от того, какого типа вопрос задан, следует и полнота ответа преподавателя. Не всегда нужно давать исчерпывающий ответ. Необходимо помнить, что ясными и прочными знания становятся только в результате самостоятельной работы, а не приобретенные исключительно в «разжеванном» виде. Педагогически целесообразно давать исчерпывающие ответы на вопросы первой группы. Обучающиеся часто не знают, как наиболее правильно распределить свое время, установить оптимальный режим работы. Нередко студенты, особенно первого года обучения, испытывают затруднения при работе по нескольким источникам. Одни, добросовестно прочитав и законспектировав рекомендуемую литературу, не могут сделать никаких обобщений, а некоторые даже не подозревают, для чего все это изучается и конспектируется, полагая, что лишь для того, чтобы лучше запомнить содержание прочитанного. Другие не имеют правильных навыков конспектирования, иногда даже не умеют читать научную литературу: читают торопливо, не обращают внимания на шрифтовые выделения в тексте, придают значения частностям, не понимая существа текста в целом или основных его идей, выводов и т.п. В результате искажается смысл прочитанного и создается превратное понятие о содержании источника. Хорошо, если обучающийся сам обращается к преподавателю и говорит о своих затруднениях в работе. Однако чаще всего студенты не просят о помощи, больше того, некоторые не понимают причин своих неудач и не видят недостатков в своей самостоятельной работе. Только близкое общение преподавателя со студентами позволяет раскрыть истинную картину самостоятельной работы и совместными усилиями найти необходимые пути устранения возможных затруднений. Задача педагога в таких случаях — выправить неверные навыки обучающихся, рекомендуя наиболее пригодные пути, способы и средства самостоятельной работы.
Итак, по вопросам первой группы ответ преподавателя всегда должен быть исчерпывающим. Кроме того, ему самому необходимо проявлять активность в выявлении недостатков у обучающихся при организации и выполнении работы; Этим можно укрепить их самостоятельность и уменьшить необходимость оказания в дальнейшем помощи. Во всяком случае, преподаватель и обучающиеся должны стремиться именно к этому. Вопросы, касающиеся дополнительных источников, следует всемерно поощрять. Когда это возможно, необходимо направлять обучающихся к справочным пособиям, каталогам и т.п. Но если преподаватель убежден, что это не может быть выполнено, лучше сразу дать ответ, указать необходимую литературу, каталог, справочник. Чем больше у обучающегося источников, тем больше у него возможностей основательнее проработать учебный материал. На вопросы третьей группы далеко не всегда целесообразно давать готовый и тем более исчерпывающий ответ. В этом случае преподавателю лучше проявить большую осторожность и осмотрительность, чтобы не оставить без ответа ищущего, добросовестного обучающегося, оказавшегося в затруднительном положении. Педагог прежде всего обязан понять, задается ли данный вопрос после того, как студент ознакомился с рекомендуемыми учебниками и пособиями, или же он не читал их. В последнем случае необходимо сделать отсылку к рекомендуемой литературе, указав, что нельзя задавать вопросов, не поработав самостоятельно с книгой. Другое дело, если обучающийся не справился с вопросом, неправильно понимает учебный материал. Преподаватель в каждом конкретном случае должен решить, как следует поступить. Если есть более доступный источник, — возможно, его следует рекомендовать студенту, а если нет, то дать необходимое разъяснение. Иногда разъяснение не следует доводить до конца, убедившись в том, что обучающийся понял основное и может самостоятельно продолжать и успешно закончить работу.
Наибольшую сложность и важность имеют вопросы методологического характера. Они требуют особо внимательного подхода преподавателя: неправильное понимание их обучающимися может привести к неверным толкованиям предмета и к ошибкам в практической деятельности. Ошибки методологического характера чаще всего связаны с мировоззрением и поэтому особо опасны. Когда имеется хорошее пособие, прямо относящееся к поставленному вопросу, следует рекомендовать его. Независимо от этого целесообразно дать краткое разъяснение, направляющее дальнейшую самостоятельную работу студента по правильному методологическому пути. Устное разъяснение с конкретными примерами обычно хорошо помогает в этих вопросах и предостерегает от ошибок. Худшим видом консультаций являются те, которые предполагают лишь натаскивание и главным образом направлены на заучивание материала без особой заботы преподавателя о развитии мышления и интереса к науке, а также о самостоятельности суждения обучающихся. Такие консультации не отвечают задачам высшего образования. Разумеется, что вопросно-ответная форма консультации не единственная и не самая лучшая. Педагогический опыт показывает, что наилучшие результаты дает консультация, которая начинается с вопросов студентов, затем переходит в своеобразную беседу-дискуссию с преподавателем по наиболее важным проблемным вопросам, поднимаемым ими или же тактично выдвигаемым самим преподавателем. Педагог в этом случае быстро рассматривает вопросы, не имеющие существенного значения, дает краткие ответы и разъяснения, а затем переключает обучающихся на беседу по принципиальным научным вопросам. Чем проще обстановка, тем больше студенты чувствуют себя полноправными участниками такой беседы-дискуссии, тем ценнее ее результаты.
Важным элементом в работе преподавателя являются групповые и индивидуальные консультации, проводимые в предэкзаменационный период и в период непосредственной подготовки к зачетам и экзаменам. От методики проведения таких консультаций во многом зависит результат I успеваемости студентов. Предэкзаменационные консультации проводятся с целью: ♦ дать организационные указания о порядке работы при подготовке к экзамену (зачету), рекомендации по лучшему усвоению и приведению изученного материала дисциплины в стройную систему; ♦ ответить на непонятные, плохо усвоенные вопросы; ♦ ответить на вопросы, возникшие в процессе изучения дисциплины и выходящие за рамки учебной программы; ♦ помочь привести в стройную систему знания обучающихся. Организационные указания по подготовке к экзамену (зачету) обычно даются преподавателем заблаговременно, на одном из занятий. В дальнейшем на заключительной лекции нужно указать наиболее сложные и трудные места курса, обратить внимание на "подводные камни", выявленные на предыдущих экзаменах и зачетах. В день, когда обучающиеся приступают непосредственно к подготовке к экзамену, необходимо провести установочную консультацию. Во время подготовки рекомендуется организовать индивидуальные консультации, а за день до проведения экзамена — провести окончательную итоговую консультацию. Наиболее приемлемой формой в этом случае будет вопросно-ответная. Педагогически целесообразно, чтобы обучающиеся сами задавали вопросы, так как сформулированный ими вопрос является не менее ценным результатом учебы, чем понятое и воспроизведенное знание. По характеру и формулировке вопросов преподаватель также может судить об уровне и глубине подготовленности студентов. Консультации должны быть интересными с научной и методической стороны, тогда они привлекут к себе внимание и вселят в обучающихся уверенность в успешном результате экзамена. Ссылки: ·http://www.profile-edu.ru/konsultirovanie-kak-osobaya-forma-uchebnoj-raboty-v-vuze-page-5.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|