Технология проблемного обучения
1. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность учащихся по творческому разрешению проблем. Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.
2. Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций: учитель сам подводит школьников к противоречию, предлагая им решить проблему; педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон; ставит конкретнее вопросы и др. К методам проблемного обучения относятся: проблемное изложение и исследовательские методы.
3. В ходе решения проблемных ситуаций ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия. Технология «Портфолио» 1. «Портфолио» – это технология аутеничного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим учащимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.
2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.
3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.
Итак, мы привели краткое описание традиционных и современных педагогических технологий. Теперь представим результаты сопоставительного анализа, которые можно получить на основе внимательного изучения вышеописанных технологий.
Традиционные педагогические технологии характеризуются: -ориентацией на научность в изложении материала; -организационной четкостью педагогического процесса; -упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала); -учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся); -ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти; -постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др. При этом: -шаблонное построение уроков; -отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся; -трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения; -уравнительный подход ко всем школьникам; -организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся; -субъект – объектный характер отношений между учителем и учениками; -ориентация на формирование личности с заданными свойствами. В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что: -обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; -обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями; -меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности; -формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда; -обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;
-являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями; -ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др. Следовательно, современные педагогические технологии, на наш взгляд, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.
Ссылки: 51 КБ ·v-sosh.narod.ru› Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
ТЕКСТ 4 Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации могут существовать как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития) так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития). Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются: - проектирование новых моделей образовательного процесса; - разработка концепций стратегий развития образования и образовательных учреждений; - обновление содержания образования, изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; - улучшение подготовки педагогических кадров; - обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье-сберегающих технологий обучения; - обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся; - разработка учебников и учебных пособий нового поколения. Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
К инновационным технологиям обучения относятся: интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии. Главная цель лекций интерактивных технологий обучения – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различны. Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью включения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяются свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Компьютерные технологии обучения _ это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучающему посредством компьютера. Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации многих педагогических задач. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях приближенным к реальным.
Ссылки: · http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/18/777/
ТЕКСТ 5
В традиционных форм организации учебного процесса (видов учебных занятий) относят: - лекции; - семинары; - практические занятия (лабораторные работы, лабораторный практикум); - самостоятельную аудиторную работу студентов; - самостоятельную внеаудиторную работу студентов; - консультации; - курсовое проектирование (курсовые работы); - дипломное проектирование (дипломные работы); - все виды практик. Для осуществления контроля за качеством знаний и умений студентов традиционно используются: - контрольные работы; - индивидуальные собеседования; - коллоквиумы; - зачеты; - экзамены; - защита курсовых и дипломных работ; - государственные экзамены; - комплексный экзамен по специальности. В высшем учебном заведении лекция традиционно занимает одно из наиболее важных мест в учебном процессе. Ссылки: ·http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_turkot_ti/traditsiyni_formi_metodi_navchannya_vischiy_shkoli.htm ·Формы обучения в высшей школе. Учебное пособие. http://www.vevivi.ru/best/Formy-obucheniya-v-vysshei-shkole-ref154000.html
Литература по теме: ·Вартазарян К. А. Педагогические инновации в условиях модернизации российского образования. Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 74-2 /2008 ·Хасия Т. В. Педагогические инновационные технологии в вузе [Текст] / Т. В. Хасия // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 120-122.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|