Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 3: Лекция в высшей школе: технология и техника подготовки и проведения. Проблемная лекция. Опорный конспект (образец). Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении лекции




 

ТЕКСТ 1

При планировании лекции следует:

- четко определить лекции в структуре учебного курса, ее тему и задачи (дидактические, воспитательные, развивающие) с учетом особенностей студенческой аудитории;

- согласно учебной программы составить план лекции;

- проработать источники информации (следует собрать больше материала, чем можете использовать, отделить основную и второстепенную информацию, систематизировать ее);

- продумать вступление к лекции (интересный вопрос, цитата, исторический факт т.д.);

- составить конспект (тезисы или развернутый план лекции);

- подчеркнуть в конспекте основное, что обязательно следует сообщить студентам;

- проверить по словарю содержание новых слов, определить ударения и правописание;

- продумать выводы: максимально содержание основных тезисов лекции;

- сформулировать советы студентам относительно самостоятельной работы над темой и материалами лекции;

- спрогнозировать возможные вопросы студентов и продумать ответы на них;

- проверить время выступления, проанализировать, какую информацию следует добавить или удалить из выступления

2) Перед началом лекции следует представить положительную реакцию аудитории появиться в аудиторию необходимо за 2-3 минуты до начала занятия

3) При проведении лекции необходимо:

- установить визуальный и эмоциональный контакт с аудиторией;

- обращаться к студентам, быть дружелюбным, говорить \"мы\", а не \"вы\";

- дать понять, что материал интересен, необходимый для профессиональной деятельности и понятный для слушателей;

- заинтересовывать аудиторию Развивать у студентов привычку сосредоточенно работать, сохранять высокий уровень внимания

Помните совет известного педагога П.Ф. Каптерева, который отметил, что обучать рассеянного это то же самое, что наполнять бездонную бочку

- следить за темпом речи (оптимальным темпом является 80-100 слов в минуту);

- предоставлять возможности студентам обдумать и записать основные положения;

- иллюстрировать сказанное;

- выражать свое отношение к сказанному;

- употреблять термины, привычные для аудитории, непонятные или впервые применяемые - объяснять и записывать на доске;

- не читать, а рассказывать;

- говорить уверенно, следить за культурой речи;

- следить за жестами, мимикой и визуальными сигналами слушателей, реагировать на них;

- быть воодушевленным и вдохновлять аудиторию на успешную работу;

- сориентировать студентов на самостоятельную проработку лекционного материала, напоминая известное правило о повторении

Еще один вопрос, который волнует преподавателей - начинающих: \"Следует студентам конспектировать лекции?\" и тезисы лекции, но преподаватель не должен превращать лекцию в диктант.

С целью усовершенствования методики проведения лекции желательно изучать и творчески использовать зарубежный опыт проведения лекционных занятий Так, практика высшей школы в Великобритании предусматривает следующие варианты обучения:

- основой являются лекции, а тьюторские (индивидуальные) занятия и семинары выполняют вспомогательную роль;

- тьюторские занятия являются основной формой обучения в высшей школе, тогда как лекциям и семинарам отводят вспомогательные функции

По мнению английских педагогов тьюторства (англ tutor-наблюдаю, забочусь) является ценным методом обучения в высшей школе, ведь это: во-первых, регулярные занятия преподавателя-наставника с 1-2 студентами (в определенных университетах 5-6 студентов), во-вторых, тьютор является консультантом студента, помогает молодому человеку в учебе, жизни, практике, формировании как специалиста.

Работа преподавателя после завершения екции - важный элемент самосовершенствования Сразу после лекции следует обозначить места, которые вызвали заинтересованность слушателей, или наоборот были восприняты холодно, были непонятными. Желательно зафиксировать вопросы, которые были заданы их необходимо затем систематизировать и, учитывая содержание вопросов, дополнить материал лекции или подготовиться к ответу на них Иногда на наступление них лекциях этими вопросами можно активизировать аудиторию, обратив внимание, что именно эти проблемы вызвали заинтересованность предыдущих слушателей систематизированные вопросы могут быть использованы преподавателями для семинаров, консультаций и коллоквиумов.

 

Ссылки:

· Формы обучения в высшей школе. Учебное пособие. http://www.vevivi.ru/best/Formy-obucheniya-v-vysshei-shkole-ref154000.html

· http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_turkot_ti/pri_pidgotovtsi_provedenni_lektsiyi_vikladachevi_bazhano_skoristatisya_nastupnimi_rekomendatsiyami.htm

 

ТЕКСТ 2

 

Рис. 2 Образец опорного конспекта

 

Опорный конспект можно сделать на бумажном носителе для себя, в качестве раздаточного материала — слушателям, в качестве электронной презентации.

 

 

ТЕКСТ 3

 

Проблемные лекции и лекции проблемного характера в образовательной системе

Лекции проблемного характера — один из важнейших элементов проблемного обучения студентов. Процесс усвоения учебной информации не может быть сведен лишь к ее восприятию, запоминанию и воспроизведению. Знания, полученные студен­тами, становятся глубокими только в результате их собственной познавательной активности. Формирование активности и составляет ядро проблемного обучения, в процессе которого резко возрастает роль таких видов познавательной деятельности студентов, как поиск ответов на проблемные вопросы, поставленные преподавателем, исследование определенных положений теории и практики, самостоятельное составле­ние и решение нестандартных задач, логический анализ текстов первоисточников и правовых актов, дополнительной литературы и т. п. Данная работа требует примене­ния накопленных знаний в различных ситуациях, чему не могут научить учебники.

В системе проблемного обучения необходимо различать проблемные лекции и лекции проблемного характера. Лекции первого вида освещают материал лишь по конкретным проблемам, после того как студенты усвоили основные положения учеб­ного курса. Они обеспечивают более углубленное изучение определенных частей того или иного предмета. Такие лекции целесообразно читать аспирантам, студентам вы­пускных курсов, практикантам. Лекции проблемного характера — ведущая форма обу­чения студентов всех курсов. В этих лекциях наряду с изложением теоретического, нормативного и практического материала, методических рекомендаций определяется круг проблем, т. с. дискуссионных вопросов, недостаточно разработанных в науке, но имеющих актуальное значение для теории и практики. Однако содержание проб­лемной лекции также может носить проблемный характер.

Лекции проблемного характера отличаются углубленной аргументацией излагае­мого материала. Они способствуют формированию у студентов самостоятельного творческого мышления, прививают им познавательные навыки. Студенты становятся участниками научного поиска и решения проблемных ситуаций, а также получают не­обходимую информацию.

Лекции проблемного характера достигают эффективности тогда, когда в них рационально располагаются и взаимоувязываются теоретическая, фактологическая и методическая информация, содержание и решение проблем, общие выводы. Необходи­мо обращать особое внимание не только на предметно-содержательную, но и познава­тельно-методологическую информацию. Лекционный материал должен стимулировать познавательные интересы студентов, развивать культуру научного мышления, форми­ровать умение самостоятельно ориентироваться в потоке научной и политической ин­формации».

При подготовке лекций проблемного характера возникает вопрос о соотношении ее содержания с программой соответствующего курса. У преподавателя всегда есть возможность изложить все программные вопросы по данной теме, но обычно лишь схематично, без глубокого их анализа. Поэтому при подготовке лекций необходимо тщательно отобрать лишь основные положения и проблемы. Остальной материал сту­дентам целесообразно изучить самостоятельно, на что следует обратить их внимание.

Лекции проблемного характера обязательно должны вызывать у студентов по­знавательный интерес, иначе они теряют свою целенаправленность. Учебная информа­ция в лекциях не может излагаться в виде готовых выводов, которые студентам надо запомнить. Информацию можно дать проблемно в такой последовательности: 1) по­становка учебной проблемы; 2) создание проблемной ситуации; 3) решение проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...