Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язычно-задненебные согласные к, г, х.




Артикуляция этих звуков заключается в том, что язык своим высоко поднятым корнем образует смычку с задним отделом верхнего неба. При произнесении к и х смычка плотная и струей воздуха она взрывается; при произнесении х смычка неплотная и струя воздуха проходит в щель между корнем языка и небом.

Звуки к и х произносятся без голоса, звук г - звонкий: складки сомкнуты и вибрируют.

Положение губ определяется соседствующими звуками.

Следует отметить, что артикуляция этих звуков не видна, при больших снижениях слуха отличить фонемы к и г от т, д или п, б дети на слух не могут.

Безусловно, часть детей овладевает на первых годах обучения этими звуками по подражанию на слухо-зрительной основе в составе слова или в ходе упражнений по вызыванию звуков с помощью речевой ритмики. Но большинство детей с глубоким нарушением слуха к 4 - 4,5 годам заменяют звуки к и г на т или п, а звук х часто в речи вообще опускается, или на его месте совершается энергичный выдох.

Работа над этой группой звуков начинается с постановки звука к. Звук к ставится механически от имеющихся в речи т или п. Во время произнесения ребенком слогосочетаний папапапа или тататата педагог шпателем илипальцем надавливает на переднюю часть спинки языка. При этом палец помещается в ротовую полость примерно на длину первой фаланги взрослого. В результате корень языка поднимается и вместо татата или папапа начинает звучать какака. Если вместо ка звучит мягкое кя, то значит смычку с небом образовал не корень языка, а средняя часть спинки, следовательно, палец или шпатель следует продвинуть чуть глубже.

Также при постановке звука к можно использовать специальный логопедический зонд. Кончик языка помещается в петлю зонда, ребенка просят говорить татата. Во время произнесения зонд постепенно продвигают вперед, отодвигая тем самым язык кзади. Татата сначала переходит в кякякя, а затем и в какака.

После этого ребенка учат делать то же самое самостоятельно, т.е. помогать своим пальцем, самому держать зонд или шпатель. Затем из ряда слогов выделяется один - ка и, произнося его с помощью пальца или шпателя, вводят в слова типа каша, Катя, карандаш, карова (корова), мишка, зайка, пока, шапка, пакажи (покажи), и т.п. Механическое воздействие на язык постепенно уменьшается: через некоторое время ребенок овладевает самостоятельным произнесением слога ка. После этого звук к закрепляется в речи с помощью специальной системы упражнений.

После того, как звук к автоматизирован, следует начинать работу над звуками г и х.

Работа по вызыванию звонкого г аналогична работе над звуками б и д.

Звук х можно вызвать от звука к. Педагог произносит слоги ак и ах, указывая ребенку на разницу в характере струи воздуха. Затем он предлагает ему произнести слог ак и закончить его продолжительным выдохом. При этом получается звук, похожий на кх___. Затем ребенок опираясь на свой остаточный слух и вибротактильные ощущения, уточняет произнесение и начинает говорить х___. После этого проводится система упражнений по автоматизации звука в речи.

Если у ребенка в речи есть правильная артикуляция звука с, то х можно вызвать механическим путем от этого звука: во время длительного произнесения изолированного с_____ педагог пальцем или шпателем нажимает на спинку языка, отодвигая тем самым корень языка кзади - начинает звучать звук х______. После этого проводится система упражнений по автоматизации звука в речи.

К грубым дефектам звуков этой группы следует отнести замену глухих к и х звонким г, произнесение звуков на вдохе и слишком глубокое произнесение данных звуков, когда ребенок как бы давится звуком. Устраняются дефекты этих звуков постановкой их заново.

 

Система упражнений по автоматизации звуков в речи.

Звук к.

1. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

ка ко ку ке ки;

каша, карова (корова), калбаса (колбаса), калесо (колесо), карандаш, Коля, курица, куда? кисель, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: корова и курица, зеленый карандаш, Коля и Маша, мой карандаш; У машины колесо. Я люблю кашу. Коля, на карандаш. Куда положил карандаш?

2.Автоматизация звука в позиции между гласными:

ака, ако, аку, аке, аки, ока, ука;

молоко, рука, укол, руки, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у каво (кого), левая (правая) рука; У кого зеленый шар? У Вики молоко. Врач сделал укол. Я вымыл руки.

3.Автоматизация звука в позиции обратного слога:

ак ок ук

флак (флаг), как, сок, лук, жук, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: зеленый лук, черный жук; Я не люблю лук.

4. Автоматизациязвука в стечениях с согласными:

клоун, клюф (клюв), клей, кто, кукла, красный, красивый, круг, круглый, крылья, буква, сумка, булка, шкаф, школа, кошка, сколько, скоро, кисточка, шапка, юпка (юбка), краски, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: красная сумка, красивая шапка, круглая булка, сколько будет, кукла Оля, кошка Мурка, краски и кисточка; Вот клоун. Там шкаф. Тут кисточка. Это краски. Клоун в цирке. У птички крылья. Ребята идут в школу. Мяч круглый и красный. Булка в сумке. У куклы красивые волосы. Скоро праздник!

5. Дифференциация язычно-зубного звука т и язычно-задненебного звука к.

ка – та: каша – Таня, ком – Тома, курица – туфли, кисель – типло (тепло); Таня ест кашу. Тома лепит ком.

ака – ата: молоко – молоток, рука – у Тани, укол – у Томы; У Тани болит рука;

ак – ат: флаг – салат, Вот сок. Тут лук. Кубик стоит. Вот жук. Тут сок. По земле ползет жук.

6. Автоматизация звука к в различных позициях.

платок, фартук, капуста, кот, куст, утка, Катя, букет, так, букет цветов, платок и фартук; Вот корова. Тут курица. Там куст. Это колбаса. Вот руки. Это молоко. Там букет. Вика собрала букет. Что в руке? Там флаг. Это платок. Оля пьет сок. Как тебя зовут? Так нельзя!

Наша елка высока,

Наша елка велика,

Выше папы, выше мамы,

Достает до потолка.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слесть не мог,

Весь до ниточки промок.

Звук г.

1. Многократное, быстрое с постепенным урежением произнесение слогов:

гагагага-га-га-га - га - га - га - га

гогогого-го-го-го - го - го - го - го

гугугугугу-гу-гу-гу - гу - гу - гу - гу

2. Автоматизация звука в позиции между гласными:

ага аго агу аге аги;

угадай, испугал, угол, убегу, помоги, пироги, беги, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: быстро беги, волк испугал, быстрей беги; Вот пироги. Там угол. Я угадал. Угадай, что там. Мама, помоги.

3.Автоматизация звука в позиции прямого слога:

га го гу ге ги

Галя, голова, голубой, голубь, горка, гости, гусь, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: тетя Галя, большая горка, голубой шар, дорогие гости; Вот тетя Галя. Это голубь. Там горка. Тут голуби. Пришли гости. У Гали болит голова. У меня голубой шар.

4. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

глаз, глаза, глупый, глина, грязный, гроза Где?, ангина, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: два глаза, глупый заяц, грязное платье, шар голубой, сам говорит; Вот глаза. Там глина. Где тетя Галя?

5. Дифференциация звонких и глухих пар в позициях прямого слога и между гласными:

га - ка; ага - ака

Катя - Галя, каша - галава (голова), нога - рука, курица – гусь, голубой карандаш, громко, громко хлопаем; Там Катя, тут Галя. Коля идет в гости. Кот поймал голубя. Гоша любит молоко. Угадай, у кого...? Покажи ногу. Прыгай высоко. У коровы рога.

6.Автоматизация звука г во всех позициях:

Мы веселые лягушки,

Мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра:

«Ква, ква, ква».

Звук х.

1. Протяжное произнесение изолированного звука:

х_________

2. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

х______а ха, х______о хо, х_______у ху, х_______и хи;

халат, хачу (хочу), харашо (хорошо), ходит, холодно, худой, хитрый, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: новый халат, холодный ветер, хитрая лиса; У меня новый халат. Зимой холодно. Я говорю хорошо. Я хочу пить.

3. Автоматизация звука х в позиции обратного слога:

ах___ ох___ ух___ эх___ их___;

бах! горох, петух, пух, мех, орех, у всех, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: Вот орех. Тут петух. Там горох. Это мех. Я не люблю горох. Во дворе петух. У всех ребят бананы.

4. Автоматизация звука в позиции между гласными:

аха ахо аху ахе ахи;

уха (ухо), муха, уходи, сахар, неряха, плоха (плохо), тиха (тихо), похоже, орехи, петухи, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: два уха, три петуха, белый сахар, плохо рисует; Вот муха. Там петухи. Это сахар. Тут орехи. Летит муха. Не уходи один! Арбуз похож на мяч. Я люблю орехи. Ты неряха. У меня болит уха. Сиди тихо.

5. Автоматизация звука в стечении с согласными:

храбрый, хлопай, хлеб, лехко (легко), кухня; храбрый мальчик, хлопай тихо, черный (белый) хлеб, мама на кухне; Вот хлеб. Там кухня. Я люблю хлеб с маслом. Отнеси посуду на кухню.

6. Дифференциация звуков к и х:

ха – ка: Катя – халат, каша – хорошо, Коля – холодно, кубик – худой, кислый – хитрый; У Кати халат. Коле холодно;

аха – ака: сахар – пока, муха – рука;

ах – ак: горох – сок, петух – лук (жук).

7. Автоматизация звука х в разных позициях:

Шел по берегу петух,

Поскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Муха села на варенье.

Вот и всё стихотворенье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...