Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язычно-зубные свистящие с, з.




При произнесении с и з зубы сжаты, верхние резцы прикрывают передние, кончик языка прижат к нижним резцам, спинка языка несколько приподнята. На спинке языка образуется желобок. Воздух, проходя по желобку образует характерный свистящий звук. Губы чуть приоткрыты и растянуты в стороны. При произнесении звуков с и з можно ладонью ощущать сильную, холодную струю воздуха, направленную вниз.

С - звук глухой, при его произнесении голосовые складки разомкнуты. З - звонкий, при его произнесении голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Произнесение свистящих требует тонких двигательных дифференцировок, поэтому даже слышащие дошкольники овладевают ими достаточно поздно, а дефекты этих звуков весьма распространены.

Наиболее распространенным вариантом произнесения звуков с и з в речи является их межзубная артикуляция: язык находится между верхними и нижними зубами, выдуваемый воздух образует звук, похожий на с и з Этот вариант артикуляции, как правило, предлагается детям педагогом на первом этапе работы над звуками. Замена является допустимой в дошкольный период обучения.

Иногда вместо с и з в речи звучит т - это результат призубной артикуляции, когда кончик языка не опущен вниз, а упирается в верхние или нижние резцы. Призубная артикуляция допустима в дошкольный период обучения.

Встречается вариант боковой артикуляции этих звуков: воздушная струя идет не по желобку вниз, а по бокам языка в стороны. Это грубый дефект, значительно снижающий разборчивость речи. Его исправление планируется в ряду первоочередных.

Известен и такой дефект звуков с и з как сонантность. При сонантности вместо согласного звука, который образуется шумом или шумом и голосом, звучит гласный звук, который образуется только голосом. Если при произнесении свистящих кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка не поднята, или язык просто лежит на дне ротовой полости, то воздух свободно проходит через рот, не производя характерного свистящего шума. Звук, похожий на э или ы образуется в результате работы голосовых связок. Сонантность - очень грубый дефект и исправлять его нужно как можно скорее.

При исправлении межзубных с и з иногда достаточно сжать верхние и нижние резцы, чтобы получить правильную артикуляцию.

Во всех остальных случаях необходимо ставить звук заново.

Постановка звука с начинается с проведения артикуляционных упражнений. Ребенка перед зеркалом учат, зафиксировав кончик языка за нижними резцами, выдвигать вперед спинку языка при широко открытом рте. Затем губы медленно сближаются, одновременно приподнятая спинка языка отодвигается назад, при этом верхние резцы скользят по спинке языка. После того, как ребенок овладел этим упражнением, его учат в тот момент, когда начинают сближаться губы и язык отодвигаться назад, подключать воздушную струю, характер которой ребенок может контролировать ладонью у подбородка. Когда губы сближены, а зубы сомкнуты, звучит с____. Если же в производимом звуке нет характерного свиста, это означает, что не образован желобок. Желобок можно образовать механически, например, спичкой, нажав ею вдоль выгнутой спинки языка.

Когда ребенок в ходе этих упражнений научится произносить изолированный звук с, его учат произносить слоги с этим звуком с____а, с____о, с____у, затем эти слоги автоматизируются в словах, после этого звук отрабатывается в различных сочетаниях с гласными и согласными звуками в слогах, словах, словосочетаниях и фразах, т.е. проводится система упражнений по автоматизации.

Наличие голоса при произнесении изолированного звука з может контролироваться слухом ребенка, с помощью вибратора и тактильным ощущением вибрации гортани. Дифференциация звуков с и з проводится на специальном материале слогов, слов, словосочетаний и фраз.

 

Система упражнений по автоматизации звуков в речи.

Звук с.

1. Протяжное произнесение изолированного звука:

с_______,

2. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

с_____а, са

с_____о со

с______у су

с______э сэ

с______и си

сам, самолет, сабака (собака), сава (сова), санки, соль, сок, солнышко, сумка, суп, семь, серый, синий, сидит, сыр, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: самолет высоко, маленькие санки, белая соль, синяя сумка, серый волк; Я сам. Самолет летит. Собака лает. Сова кричит – ух-ух. У Оли санки. Дай соль. Я люблю сок. На небе солнышко. У мамы сумка. Я не люблю суп. Мышка любит сыр.

3. Автоматизация звука в позиции обратного слога:

ас_____ ос_____ ус_____ эс_____ ис_____;

у нас, нос, автобус, боюсь, умываюсь, лес и т.п., а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: У нас мяч. Болит нос. Я умываюсь. Вот лес. Лес далеко.

4. Автоматизация звука в позиции между гласными:

каса (коса), мяса (мясо), насок (носок), калесо (колесо), несет, пасуда (посуда), восемь, десять, рисует, писок (песок), красивый, усы, трусы, волосы, часы, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: в лесу, длинная коса, у куклы коса, желтый носок, большое колесо, чайная посуда, рисует дом, красивые волосы, длинные усы, на руке часы; Дети гуляют в лесу. Я потерял желтый носок. Я рисую мяч. Оля рисует дом. Вова нарисовал машину. У машины четыре колеса. Дети играют в песок. Я люблю мясо. Мама моет посуду.

сасаса - Вот идет лиса,

сососо - Лиса катит колесо,

сысысы - Хвост красивый у лисы,

сусусу - Видел я в лесу лису

5. Автоматизация звука в стечении с согласными:

спасибо, справа, спит, смотри, слон, сломал, слева, масло, вкусный, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: большое спасибо, серый слон, вкусное масло; Слон спит. Мама сварила вкусный суп. Положи круг справа, а овал слева. Света нарисовала справа дом, а слева машину. Слава спит. Малыш сидит на полу.

6. Дифференциация звуков с и т:

са – та

ас - ат

аса – ата

Саня – Таня, Соня – Тома, сумка – туфли, серый – телефон, синий – тихо, у нас – салат, нос – кот, автобус – тут, коса – лопата; Таня и Саня, Соня и Тома; Там самолет (собака). Вот нос. Тут лес. Тут автобус;

стоит, стол, стул, устал, пусто, лист, шесть, сломал стул; желтый лист, под стулом, в столе; Слон спит стоя. Мальчик сломал стул. Я устал. Мама устала. В кармане пусто. Дети смотрят кино. На деревьях листья. Стул стоит у стены.

Звук з.

1.Протяжное произнесение изолированного звука:

з_______

2. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

з____а за

з____о зо

з____у зу

зайка, забор запах, завут (зовут), забыл, занят, заапарк (зоопарк), Зоя, зонт, зубы, зебра, зеркало, зеленый, зима, зимля (земля), Зина; а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Зоя и Зина, зеленый бант, холодная зима, маленький зайка, длинный забор, белые зубы, меня зовут, зебра в зоопарке, забыла зонт, плохой запах; Вот зайка. Там забор. Тут зебра. Это зеркало. Пришла зима. Зоя и Зина гуляют. Мама забыла зонт. Зоя потеряла бант. Меня зовут ….

3. Автоматизация звука в позиции между гласными:

аз___а аза

аз___о азо

аз___у азу

аз___и ази

коза, ваза, глаза, роза, розовый, береза, узор, газета, Лиза, магазин, телевизор, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у Зои, у Зины, большая ваза, белая береза, рогатая коза, новый телевизор, нарядный узор, в магазине; Вот коза. Там ваза. Тут береза. Это газета. У Зины зеленый бант. У Зои болит зуб. Идет коза рогатая. У Зои голубые глаза. Лиза купила хлеб в магазине. Папа читает газету. Лиза и Зоя смотрят телевизор;

за-за-за за-за-за - тут привязана коза

зы-зы-зы зы-зы-зы - мало травки у козы

зу-зу-зу зу-зу-зу - отвязали мы козу

4. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

змея, знаю, грязный, ползет, корзина, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: маленькая корзина, грязные руки, большая змея; Вот змея. Это корзина. Ползи ко мне. У Зины грязные руки. Змея ползет. Я знаю. Я не знаю

5. Дифференциация звуков з и с:

за – са зо – со зу – су зе – се; аза –аса;

Соня – Зоя, сад - зайка; солнышко - зонт; суп - зубы, синий бант – зима; серый - зебра; оса - коза, коса – глаза, колбаса – ваза, Лиза - лиса, здесь - стрекоза, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: Зоя и Соня, У Зои коса. У Лизы лиса. Я боюсь змею.


6. Автоматизация звука в разных позициях:

Резиновую Зину Она была разиня Зайчишка - трусишка,

Купили в магазине, Резиновая Зина По полю бежал,

Резиновую Зину Упала из корзины, В огород забежал,

В корзине привезли. Измазалась в грязи.. Морковку нашел.

Капустку нашел

Сидит, грызет.

Иди прочь -

Хозяин идет!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...