Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язычно-зубной боковой согласный л.




При произнесении звука л зубы чуть разомкнуты, язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Спинка языка несколько приподнята, его боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего образуется проход для выдыхаемого воздуха. Положение губ зависит от соседних звуков. Согласный л звонкий: голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Для дошкольников характерно усвоение в речи на месте твердого л полумягкого l. Такое произнесение является следствием того, что кончик языка упирается не в десны верхних резцов, а чуть дальше - в альвеолы или небо, а спинка языка опущена. Такой вариант звука л не считается дефектным.

Часто, подражая утрированной артикуляции взрослых, дети выдвигают язык из ротовой полости и поднимают его к верхней губе. При этом звучит звук, похожий на л, но такая артикуляция нарушает слитность речи и подлежит исправлению.

На основе подражания возможно образование беззвучной артикуляции звука: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

Утрированная артикуляция и беззвучное л могут иметь место и как промежуточный этап при постановке этого звука.

Звук л является трудным для усвоения дошкольниками с недостатками слуха и на его месте в речи образуются многочисленные неадекватные замены.

Наиболее тяжелым и трудным для коррекции является такой дефект звука л как замена его на носовой согласный н. Причина дефекта - слишком широкий край языка, который, смыкаясь с верхними коренными зубами, полностью закрывает проход воздушной струе и она проходит не по бокам языка, а через нос.

Если при звукообразовании не приподнята спинка языка, то часто воздушная струя вместо того, чтобы пройти по бокам языка, разрывает смычку и образуется взрывной звук т (или д).

Характерным дефектом звука л является его гнусавое произнесение. В этом случае положение языка правильное, но часть воздушной струи идет через нос. Устранить этот дефект можно с помощью тактильного контроля вибрации крыльев носа: при дефектном произнесении вибрация есть, при правильном она отсутствует.

Устранение всех прочих дефектов звука л заключается в постановке звука заново.

На первом этапе постановки проводятся артикуляционные упражнения, направленные на то, чтобы научить ребенка сужать язык в виде жала и загибать его кверху. Для этого детей побуждают, например, лизнуть конфету, разместив ее на некотором расстоянии ото рта, потянуться языком к уху, попытаться дотянуться до носа.

После того, как ребенок научится вытягивать язык жалом, ему можно предложить удержать тонкую палочку (типа счетной) или тонкий карандаш узким концом языка, сомкнутым с верхней губой. Затем смычку переносят к верхним резцам с наружной стороны, после этого - за зубы при широко открытом рте. Когда язык в этом положении удерживает палочку, подключается голос (э______) и ребенка побуждают резко отпустить палочку, вытолкнуть ее изо рта. В этот момент звучит слог ла. В дальнейшем ребенка учат выполнять это движение языком и без палочки. На этом этапе артикуляционным движениям может помочь движение кисти руки, имитирующей движение языка при произнесении слога ла: кончик узкого языка зафиксирован у верхних десен - пальцы сложены «ковшиком»; в момент произнесения слога ла пальцы резко выпрямляются.

После того, как ребенок научится произносить слог ла, проводится система упражнений по его автоматизации.

 

Система упражнений по автоматизации звука в речи.

1. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

ла ло лу ле ли;

ляля, лапа, лави (лови), лампа, лашатка (лошадка), лоб, лёхкий (легкий), лужа, лук, любит, Лена, лепит, лиса, лицо, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: легкая сумка, чистое лицо, девочка Лена, лепит лису; Вот ляля. Там лиса. Тут лампа. Это лук. Лена лепит конфету. Лена моет лицо. У мишки лапа. Лови мяч. Лена ловит мяч. Лена любит маму.

2. Автоматизация звука в позиции обратного слога:

ал ол ул эл ил;

упал, спал, устал, встал, поймал, пол, стол, стул, мел, съел, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: упал стул, поймал мышку, на пол; Вот мел. Там стул. Это пол. Вова упал. Вова бежал-бежал и устал. Волк поймал зайца. Мел упал на пол. Я съел суп.

3. Автоматизация звука в позиции между гласными:

ала ало алу алэ али;

малако (молоко), упала, палажи (положи), галава (голова), окала (около), Юля, юла, бабуля, гулять, мыла (мыло), самалёт (самолет), зеленый, болит, маленький, белый, малыш, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: маленькая Юля, моя бабуля, белый бант, болит лапа (голова), пьет молоко; Юля упала. Положи книгу в сумку. Бабуля любит малыша. Малыш пьет молоко. У Юли белый бант. Самолет высоко. Малыш гуляет. У малыша юла. У бабули болит голова.

4. Автоматизация звука в стечении с согласными:

волк, хлеб, палка, большой, ёлка, колбаса, желтый, солнышко, сколько, мальчик, плачет, пляшет, люблю, кукла, сламал (сломал), масла (масло), плохо, злой, слушай, клей, туфли, глина, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: большая палка, большой мальчик, зеленая елка, хлеб с маслом (колбасой), сколько будет, злой волк, новые туфли; Там волк. Это хлеб. Светит солнышко. Мальчик плачет. Я слушаю. Кукла пляшет. Я люблю хлеб с колбасой. Я не люблю лук. У Оли клей и кисточка. У Вовы глина; Вова лепит самолет.

5. Дифференциация звука л со звуками т, д, н:

ла - та ал – ат ала – ата; Лёня и Тоня, лопата - тарелка, лук - туфли; Там лампа. У Томы ложка. Вот стол. Тут стул. Халат упал. Ната упала. Это голова. У Тани лопата. На улице тепло; ли – ти – летит;

ла - да ала - ада; лоб - дом; Там лошадка. Лес далеко. Даша упала. Дедушка в лесу. Люба, думай.

ла - на ал – ан ала – ана; лапа - Ната, лопата – Наташа, лошадка – носки, лоб – нос, стол – гармонь, лето – небо; Нарисуй лошадку. На лопату. На улице холодно. У Наташи лопата. Это лоб, а это нос. Лена лепит мяч.

6. Автоматизация звука в разных позициях:

телефон, дедуля, туалет, далеко, гулять, сделал, пластилин, платье, платок, устала, луна, летит, Лена, Леня; теплая погода, плакать нельзя, сделал зарядку, хочу в туалет, летит высоко; Кот поймал мышку. Леня встал и сделал зарядку. Я пошел гулять. Я хочу в туалет. Самолет летит высоко. У меня болит голова.

ла ла ла ла ла ла - У Лены кукла была; лылылы - стоят в комнате столы

ли ли ли ли ли ли - Кукле валенки малы лулулу - идет Мила к столу

ло ло ло ло ло ло - в пальто кукле тепло лалала - стоит Мила у стола.

Всю зиму белый снег белел Я люблю свою лошадку,

А в марте взял и почернел. Причешу ей шерстку гладко,

Почернел с досады, Гребешком приглажу хвостик,

Что люди солнцу рады. И верхом поеду в гости.

Лапки вверх, лапки вниз, Маленькой елочке холодно зимой.

На носочках подтянись, Из лесу елочку взяли мы домой.

Лапки ставим на бочок, Бусы повесили, встали в хоровод.

На носочках скок - поскок. Весело, весело встретим Новый Год!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...