Язычно-альвеолярный вибрант р .
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 При произнесении вибранта р язык принимает форму чашечка: своими боковыми краями он примыкает к верхним коренным зубам, передний край поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха. Положение губ и расстояние между зубами зависит от соседних звуков. Звук р звонкий: голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Произношение звука р вызывает значительные трудности у дошкольников (даже у слышащих). В то же время в русском языке этот звук весьма распространен. В связи с этим долгое время в речи детей-дошкольников звук р заменяется на другие. Допустимыми заменами этого звука является звук л или фрикативное р, т.е. р без вибрации языка. Часто вместо звука р в речи может быть пропуск. Обычно грубые дефекты р возникают при преждевременной форсированной попытке вызвать этот звук. Моторика ребенка еще не готова к столь тонким двигательным дифференцировкам, мышца языка недостаточно развита. В то же время р хорошо воспринимается на слух, и попытки ребенка произнести его приводят к дефектному воспроизведению. Среди грубых дефектов, требующих немедленной замены на допустимый вариант (л или фрикативное р), наиболее распространено горловое р. В этом случае звук образуется в результате многократных ударов корня языка о мягкое небо или об язычок мягкого неба. В результате получается звук как при полоскании горла. Кроме хорошо известного горлового р может сформироваться мелкодробное р, когда язык вибрирует не у альвеол, а у передних резцов. Произнесение такого звука требует от ребенка таких усилий, что он может воспроизводить его только изолированно. В результате нарушается слитность речи. Вибрацию могут образовывать и боковые края языка, ударяясь по коренным зубам. В этом случае образуется боковое р.
Иногда в речи детей встречается дорзальное р, которое образуется при вибрации не кончика, а спинки языка. При этом вибрирует вместе с языком и нижняя челюсть. Кроме этих грубейших дефектов встречается оглушение р, когда звук произносится без голоса. Этот дефект исправляется достаточно просто с помощью тактильного ощущения вибрации гортани при произнесении звонкого р. Во всех остальных случаях звук нужно ставить заново. Начинать постановку звука р можно только после того, как педагог убедится в том, что ребенок владеет правильной артикуляцией звуков т (д) или ш (ж), т.е., что он в состоянии поднять кончик языка к верхним альвеолам и удержать его там. Как правило, неудачные попытки механической постановки звука р связаны именно с тем, что педагог пытается «раскачать» пассивный, расслабленный язык, который ребенок не поднимает вверх. При механическом вызывании звука р педагог побуждает ребенка при широко открытом рте (чтобы рот не закрывался, между коренными зубами можно поместить ластики или соответствующего диаметра резиновую пробку) произносить длительно звук ж _____ или максимально долго слогосочетание дададада.... (тататата....). При этом необходимо следить, чтобы кончик языка все время был поднят. После того, как ребенок овладеет таким произнесением при широко открытом рте, педагог подводит под кончик языка специальный зонд с шариком на конце или свой указательный палец, или соску-пустышку, набитую ватой и начинает «раскачивать» кончик языка, быстро двигая зонд вправо-влево. Если при этом начинает получаться звук, похожий на л, то значит язык недостаточно напряжен, и следует вернуться к произнесению слогов дададада (тататата) при широко открытом рте. Если же кончик языка напряжен достаточно, то с помощью зонда он начинает вибрировать, и слышится звук, похожий на р. «Раскачивать» язык механически, как правило, приходится достаточно долго, много занятий. В ходе этих занятий педагог не только сам пользуется зондом (пальцем, соской), но и учит ребенка делать это самостоятельно.
В дальнейшем следует добиваться, чтобы после того, как зонд извлечен изо рта, ребенок какое-то время сам по инерции произноси звук р____. Когда это будет достигнуто, можно подключить гласный звук (а). На этом этапе будет получаться так: раскачивание языка механически, затем самостоятельное, по инерции произнесение звука р, после этого - произнесение рррр_____а______. В таком виде этот слог можно ввести в слова. Затем таким же образом подключается гласные о и у. Через некоторое время нужда в предварительном механическом подталкивании языка пропадет. С этого времени звук автоматизируется в речи в разнообразных позициях. Система упражнений по автоматизации звука в речи. 1. Протяжное произнесение изолированного звука: р______ 2. Автоматизация звука в позиции прямого слога: ра ро ру ре ри ры; рак, расческа, работает, рад, рага (рога), рядом, рана ( рано), рот, роза, розовый, робот, рубашка, рука, рукав, ручка, рис, рисунок, рисует, рибята ( ребята), рыба, рынок, рыжий, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: моя расческа, твоя ручка, рыжий кот, рисунок Маши, рыба сом, ребята рады; Вот рак. Тут расческа. Там рубашка. Это ручка. Вымой рот. У меня ручка. У козы рога. У Вовы новая рубашка. Я ем рисовую кашу. Рисунок висит на доске. Мама (папа) работает. Таня рисует рыбу. Дима рисует робота. 3. Автоматизация звука в позиции обратного слога: ар ор ур эр ир шар, сахар, комар, удар, двор, забор, топор, мотор, коридор, помидор, мусор, шофер, шнур, дверь, кефир, зефир, сыр, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные словатипа: кефир и зефир, большой шар, вкусный сахар, меткий удар, мой двор, высокий забор, темный коридор, вкусный помидор, сахар в вазе; Вот шар. Там забор. Тут дверь. Это коридор. Я пью кефир. Вова ест зефир. Мышка ест сыр. У дядя топор. Я вынес мусор. Маша катит шар. Вот машина – там мотор. Это дядя-шофер. 4. Автоматизация звука в позиции между гласными: ара аро ару аре ари; Параход (пароход), аппарат, барабан, карандаш, харашо (хорошо), падарак (подарок), горат ( город), аккуратно, пирамида, карова (корова), варона (ворона), сарока (сорока), гарох (горох), варота (ворота), марос (мороз), бирёза (берёза), вирёвка (веревка), варенье, дерива (дерево), говори, двери, звери, сабири (собери), читыри (четыре), а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Дед Мороз, стучит в барабан, на работе, город Москва (…), дерево береза, четыре вороны, дикие звери, Ура! Включи (выключи) аппарат. У меня карандаш. Аппарат работает хорошо. Папа на работе. Зимой мороз. На дереве сидит ворона. На заборе сидит сорока. У Деда Мороза подарок. Я собираю пирамиду. У коровы рога. Дикие звери очень опасны.
5. Автоматизация звука в стечениях с согласными: фартук, горка, корка, Мурка, дырка, врёт, верно, неверно, черный, наверху, первый, дырка, трава, трамвай, трактор, троллейбус, трусы, трудно, три, правый, справа, праздник, привет, прыгай, сестра, матрешка, утро, метро, смотри, кровать, красный, красивый, кровь, крошки, круг, кружка, крыша, микрофон, экран, грабли, гриб, играет, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: высокая горка, кошка Мурка, черный кот, красивая кофта, правая рука, три круга, четыре матрешки, красная крыша, праздник Новый год, в руке; Вот фартук. Там трамвай. Тут матрешка. Это кровать. Посмотри в окно. Убери экран. Катя прыгает высоко. У Ромы рана, течет кровь. Три и четыре будет семь. 6. Дифференциация звуков р и л (упражнения проводятся в том случае, если в качестве заменителя звука р на определенном этапе выступал звук л): ла – ра ал – ар ала – ара; лапа - рак; ракета – лампа, рана – лапа, работа – лопата, лоб – рот, робот – лодка, Рома – ложка, лук – руки, руль – лужа, лето – репка, лиса – рисунок, рыба - лыжи; шар упал, комар – сломал, топор – пол; Тамара упала (устала), таракан – голова, Ира пила, кран – класс, кролик – клоун, грабли – глаза; ла - ра, ла - ра, ла - ра - под горой была нора, лы - ры, лы - ры, лы - ры - лиса с лисенком у норы, лу - ру, лу - ру, лу - ру - лиса спряталась в нору.
Взял Валерка тарелку, По реке плывет бревно. Взял Валерка поднос, Ох, и злющее оно! Мне Валерка тарелку Тем, кто в реку угодил, На подносе принес. Нос откусит крокодил.
7. Автоматизация звука р в разных позициях: ра-ра-ра - У лисы нора ры-ры-ры - У нас в руках шары. ро-ро-ро - На полу ведро ра-ра-ра - Начинается игра. ру-ру-ру - Я все уберу ру-ру-ру - Бью рукою по шару. ры-ры-ры - Ой, кусают комары ро-ро-ро - Шар упал в ведро.
Рано утром по утру Пастушок ту-ру-ру-ру, А коровы в лад ему Затянули му-му-му. Испугался грома Рома, Заревел он громче грома. От такого рёва гром Притаился за углом. Аффрикаты ц, ч. Звук ц. При произнесении звука ц губы разомкнуты, принимают положение, зависящее от следующего гласного, имеют тенденцию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или максимально сближены. Кончик языка упирается в десны нижних резцов; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвеолами, а затем отскакивает в положение, соответствующее артикуляции звука с. Большинство детей сравнительно хорошо воспринимает на слух различие между слитным ц и фрикативным с. Поэтому при работе над звуком ц необходимо прежде всего использовать остаточный слух ребенка. В случае неудачи следует объяснить, что звук ц получается из тесного соединения т и с, но при этом надо обратить внимание на то, что кончик языка все время должен оставаться у нижних резцов, и звук т должен произноситься путем смыкания передней части спинки языка с деснами верхних резцов. Надо следить также за тем, чтобы щель между верхними и нижними резцами в момент произнесения звука оставалась неизменной, и нижняя челюсть не отдергивалась при взрыве. Работать должна только передняя часть спинки языка, приближенная к зубам. Если ребенку трудно уловить характер работы языка и слитно воспроизвести смычный и фрикативный моменты звука ц, то в качестве вспомогательного приема, раскрывающего механизм образования слитного звука на хорошо видимой губной артикуляции, может быть рекомендован следующий. Ребенку предлагают дуть сквозь сближенные губы. Затем дутью предпосылается смычка губ и ее взрыв, так, что получатся нечто вроде сочетания пф - при звуке ф, образованном двумя губами. Это своего рода губная модель слитных согласных ц и ч. Ребенку следует дать возможность ощутить поднесенной ко рту рукой воздушный толчок и последующую плавную струю выдыхаемого воздуха. Можно поднести ко рту полоску бумаги, которая при взрыве отбрасывается толчком воздуха, а затем удерживается в отклоненном положении плавной струей. Повторив несколько раз это упражнение, можно вернуться к постановке звука ц. При этом ребенку надо дать понять, что звук ц сходен по своей артикуляции с только что воспроизведенным губным звуком. После того как звук ц получен, он автоматизируется в речи.
Звук ч. При произнесении звука ч губы слегка выдвинуты вперед. Зубы сжаты или максимально сближены. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с небом за альвеолами, затем смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артикуляции звука ш: весь язык имеет форму чашечки. В момент произнесения звука можно видеть положение губ, верхние и нижние резцы, а если приоткрыть рот, то и положение языка, его работу. Поднесенной ко рту рукой можно осязать резкий толчок теплой струи воздуха. При работе над звуком ч следует прежде всего использовать остаточный слух ребенка. Если же звук не удается получить на основе слухо-зрительного подражания, то при его постановке полезно исходить из уже усвоенного звука ц и показать ребенку, что артикуляция первого подобна артикуляции второго с той разницей, что смычка при ч образуется не спинкой языка, а его передним краем, соприкасающимся с альвеолами или несколько дальше - с передней частью неба. Звук ч можно получить от звука ц, положив (в момент произнесения последнего) под язык зонд. В случае необходимости можно также воспользоваться вспомогательным двугубным слитным согласным, который был описан выше, применительно к постановке звука ц. При вызывании аффрикат в качестве вспомогательного приема может служить указание на то, что первый момент артикуляции составляет звук т, поэтому можно написать букву ц или ч и обозначить над ней звуковой состав соответствующего этой букве слитного звука (тс__ или тш___). Наиболее распространенными дефектами слитных звуков являются: замена слитных ц и ч фрикативными с и ш. Эта замена считается регламентированной в дошкольный период, однако к концу обучения в детском саду в произношении слабослышащих детей должны быть аффрикаты; вместо ц слышится тыс, а вместо ч - тыш (иногда с шепотным ы). Это происходит потому, что нет тесного слияния смычного и фрикативного моментов. Кроме того, для звуков ц и ч характерны дефекты, описанные применительно к свистящим и шипящим звукам.
Система упражнений по автоматизации звуков в речи. 1. Автоматизация звуков в позиции обратного слога с выделением фрикативного элемента: ацс________ ачш_______ 2. Автоматизация звуков в позиции обратного слога: ац ец иц; маладец (молодец), прадавец (продавец), агурец (огурец), канец (конец), палец, ранец, дварец (дворец), заиц (заяц), а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: тетя продавец, зеленый огурец, большой палец, мой ранец, белый заяц; Вот палец. Там продавец, Тут огурец. Это дворец. Заяц кушает морковку. Продавец работает в магазине. Продавец продает хлеб. В салате огурец и помидор. Вова молодец. У Тани ранец. Я порезал палец. Я люблю огурец. Мы кормили синиц. ач оч уч еч ич; мяч, врач, грач, ночь, дочь, ключ, луч, обруч, меч, лечь, кирпич, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: мяч и обруч, большой мяч, дядя врач, летит грач, темная ночь, мамина дочь, потерял ключ, белый кирпич, грач и ворона; Вот мяч. Там печь. Тут врач. Это грач. Мама любит дочь. Я потерял ключ. Таня уронила мяч. Будем печь пироги. У дяди кирпич; он работает. Кинь мяч в обруч. 3. Автоматизация звуков в позиции между гласными: аца оца уца еца ица; курица, птица, синица, умница, улица, пуговица, пятница, гусеница, азарница (озорница), моица (моется), умываица (умывается), адеваица (одевается), яйцо, лицо, ножницы, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами: белая курица, птица-синица, широкая улица, большая пуговица, вареное яйцо, моет лицо, на цыпочках; Вот курица. Там птица. Тут пуговица. Это гусеница. Курица снесла яйцо. Таня умница. Кошка озорница. Пришей пуговицу. Дай ножницы. Дети умываются. Дети одеваются. Вымой лицо. Завтра будет пятница. У цапли лягушка. Царь живет во дворце. ача оча уча еча ича; дача, начало, горячо, хочу, не хочу, качели, очень, печенье, платочек, почему? вечер, намочил, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: дача далеко, холодно и горячо, большие качели, очень хорошо (плохо), белый платочек, намочила платье, очень горячая каша; Вот дача. Там платочек. Тут качели. Это печенье. Я хочу печенье. Дети качаются на качелях. Почему ты не хочешь гулять? Я промочил ноги. Вечером темно. 4. Автоматизация звука в позиции прямого слога: ца цо цу це ци; цап-царап, цапля, царапина, царь, цирк, цифра, цыпленок, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами: цифра два, желтый цыпленок, белая цапля; Вот цапля. Там цирк. Тут цыпленок. Это царь. Я ходил в цирк. Я люблю цирк. Царь живет во дворце. У курицы цыплята. Кошка поймала мышку – цап-царап. Цапля живет на болоте. У меня царапина. ча чо чу че чи; чай, чайник, часто, чёрный, чёлка, чуть-чуть, через, человек, червяк, четыре, четверг, черепаха, чисто, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: горячий чай, чайная ложка, черный грач, длинная челка, выпил чуть-чуть, длинный червяк, четыре лапы, черный кот; Вот чайник. Там человек. Тут чай. Это червяк. На плите чайник. Будем пить чай с печеньем. У лошадки длинная челка. Четыре и один будет пять. Я вымыл руки чисто. Дай мне чайную ложку. Проползи через обруч. 5. Автоматизация звуков в стечениях с согласными: цветок, цвет, овца, блюдце, кольцо, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словамитипа: желтый цветок, цветные карандаши, белая овца, маленькое блюдце, большое кольцо, букет цветов, собирает цветы; Вот цветок. Там овца. Тут блюдце. Это кольцо. Дети собирают цветы. У меня цветные карандаши. Овца кушает траву. Дай мне блюдце. Надень кольцо. собачка, бабочка, мамочка, папочка, дочка, внучка, очки, девочка, печка, мальчик, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: маленькая собачка, красивая бабочка, любимая мамочка, дочка и внучка, мамочка и дочка, папочка и мамочка, девочка и мальчик, горячая печка; Вот собачка. Там бабочка. Тут девочка. Это очки. Девочка и мальчик играют в мяч. Собачка прыгает высоко. Бабочка летает. Девочка любит мамочку. Девочка - дочка, а мальчик – сын. У бабули очки. На даче печка. 6. Дифференциация звуков с и ц, ш и ч: ац – ас аца – аса ца – са; глаз - палец, лиса - улица, синий - цифра, сын - цыпленок, собака – цапля, царь – сахар, цифра – сыр, цирк - сын; Я сама оцарапалась. У курицы сын цыпленок; солнце, Солнце высоко; ца ца ца – белая овца са са са – рыжая лиса цо цо цо – я вымыла лицо со со со – у Вовы колесо цы цы цы – мы ели огурцы сы сы сы – у папы усы; ач – аш ача – аша ча – ша; карандаш - мяч, горячо – хорошо, дача – каша, чашка – шапка, чай – шар, шапка - чайник, нош (нож) - ночь, шишка – черепаха, ручка – подушка, дочка – кошка, внучка – лягушка, птичка - мишка; наша дача, черные шорты; Даша поехала на дачу. Ночью еж не спит. Врач взял карандаш. ач ач ач – мне купили мяч аш аш аш – у меня карандаш оч оч оч – наступила ночь ош ош ош – острый нож уч уч уч – где мой ключ? уш уш уш – иди в душ чо чо чо – очень горячо шо шо шо – летом хорошо чу чу чу – я гулять хочу шу шу шу – я письмо пишу ачка ачка – вот бежит собачка ашка ашка – новая рубашка; В детском садике у нас тихий час. В этот час нам нужна тишина. Все ребятки - на кроватки, все - молчок Потому что у нас - тихий час, Потому что нужна ти - ши - на.
7. Автоматизация звуков в разных позициях: ученица, учительница, причесал, почистил, причесала куклу, почистил зубы, на цыпочках, Лена умылась, почистила зубы и причесалась. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец. Цапля ходит по болоту, Цапля, стоя на крыльце, Ждут в гнезде ее птенцы.. Объясняет букву Ц: Цирк откроется в субботу Подойди, цыпленок Цып! Уж приехали борцы., Повторяй-ка: цып-цып-цып! Если выучишь урок Подарю тебе цветок! Идет бычок качается, Вздыхает на ходу: - Ой, доска кончается, Сейчас я упаду! Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола, И по четыре ножки У мышки и у кошки.
[1] При описании использованы материалы Ф.Ф.Рау и Н.Ф.Слезиной, 1981. [2] Здесь и ниже приведены лишь типы упражнений и речевого материала. Педагог подбирает слоги, слова и фразы, используя согласные и гласные звуки, которые ребенок произносит без дефектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|