Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.




Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности студентов:

·Определить цели и задачи занятия:

·какие знания студенты должны усвоить;

·какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;

·какие качества будут проявлять;

·какие чувства будут выражать;

·как будет осуществляться рефлексивная деятельность обучающихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.

·Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.

·Определить задания для групп студентов в соответствии с целями занятия.

·Продумать методы создания групп.

·Выбрать помощников (руководителей групп).

·Определить этапы работы групп.

·Продумать методы вовлечения обучающихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.

·Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).

·Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

·Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого студента, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:

Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

Список студентов Взаимооценка работы в группе Самооценка Оценка итоговая
       

Групповая работа на занятии может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней студентов.

Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы студентов, например, с учебным текстом, новым лексическим материалом,грамматическим материалом.

Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте студентов в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.

Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию студентов или самим преподавателем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на одно занятие (одну тему).

Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, преподавателю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого студента с тем, чтобы в группе были студенты с разными учебными возможностями.

Рекомендации по созданию групп:

·Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности,, уровня обученности и обучаемости, наличия учебных материалов, специфике задания.

·Состав групп и распределение студентов по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые студенты находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если преподаватель помогает им в работе.

·Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие студенты, пользующиеся авторитетом среди одногруппников

·Распределение заданий (подготовленного материала преподавателем для каждой группы и инструктаж

·Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы студенты могли видеть друг друга и спокойно общаться. Преподаватель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.

Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке:

· Преподаватель рассаживает студентов по группам за заранее подготовленные для групп столы.

· Преподаватель дает четкий инструктаж студентам, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.

·С началом работы студенты в группах преподаватель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных студентов.

·Необходимо выдерживать график работы групп.

·Выступление групп и их отчет о проделанной работе.

·Проводится анализ работы в каждой группе самими студентами:

·Что удалось сделать?

·Почему?

·Что не удалось сделать?

·Почему?

·Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.

·Работа преподавателя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого студента в группе).

·Результаты работы групп анализируются преподавателем, который оценивает деятельность всей группы, анализирует характер взаимодействия студентов, отмечает успехи и просчеты занятия.

Коллективная деятельность может быть организована не только на занятии, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, семестр.

С овладением студентами умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. обучающиеся будут искать сами.

Конечно, не на каждом занятии, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на занятиях изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

 

Ссылки:

 

kollektivnaya_forma_raboty_na_angliyskom.docx

 

ТЕКСТ 2

Психологические тренинги (общая характеристика)

Одной из разновидностей психологической помощи является психологический тренинг. Это очень востребованная на сегодняшний день услуга, так как тренинги позволяют решить как личные, так и профессиональные проблемы. Понятие и цели социально-психологического тренинга

Социально-психологическим тренингом называются занятия, на которых развиваются умения, качества и способности, помогающие человеку взаимодействовать с окружающими людьми. Цель тренингов – это достижение свободного общения. Компетентность общения может быть достигнута на профессиональном уровне или в семье. По окончанию тренингов у клиентов вырабатывается навык общения, а также корректируется их отношение к окружающей действительности. При работе с одной группой психолог ставит перед собой только одну конкретную цель. В противном случае результат не будет эффективным. Эффективность тренингов основывается на том, что человек – это общественное существо и все его личностные качества лучше развиваются во время взаимодействия в группе. Таким образом, работая в группе, человек вырабатывает такие формы взаимодействия, которые помогают ему видеть себя со стороны.

Основы и принципы психологических тренингов

Принципы психологических тренингов:

·Активность всех членов группы. При этом клиенты должны принимать участие в действии по установленным для них правилам. Для увеличения активности членам группы дается задание быть готовыми на любом этапе включиться в определенный процесс. В основе этого принципа лежит утверждение, что усваивается лишь 10% услышанного, половина увиденного, две трети пересказанного и девяносто процентов проделанного самостоятельно.

·Творческий исследовательский интерес. В процессе тренингов все участники должны делать для себя открытия, осмысливать и выявлять психологические законы, ранее уже открытые психологами. Одновременно с этим следует открывать новое и в самом себе. Задача психолога в данном случае заключается в том, чтобы смоделировать ситуации и задания, максимально раскрывающие способности в разных ситуациях. Необходимо создать атмосферу творчества, не пытаться оценивать действия окружающих и безоговорочно принимать их такими, как они есть. Иногда именно этот принцип сложно воспринимается членами группы, так как за плечами у каждого уже есть опыт обучения, основанный на установленных правилах. Но это очень важный момент, который в будущем поможет участникам более креативно относиться к своему поведению и окружающей действительности.

·Осознание поведения. Для осознания поведения среди участников группы создаются обратные связи. Иногда для этого применяются видеозаписи занятий, которые обсуждаются в группе. Обсуждение видеозаписей – это высший пилотаж, который обладает сильным воздействием на психику человека. Поэтому его применяют не всегда и лишь специалисты высокого уровня.

·Партнерское общение. При подобном общении принимаются во внимание и чувства коллег по группе. Подобный принцип дает возможность участникам почувствовать себя в безопасности в кругу единомышленников и не комплексовать по поводу своих неудач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...