Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии, получившие наиболее широкое распространение




  Название ПТ Характеристика
1. Модульно-рейтинговая технология и ее разновидности, МРТО Организует самостоятельную познавательную деятельность на основе модулей, шкалированных по рейтинговой системе.
а) Модульная технология обучения, МТО Основа организации - самостоятельная деятельность обучающихся. Результаты усвоения знаний оцениваются по стандартной системе.
б) Рейтинговая технология обучения, РТО Возможна традиционная организация учебного процесса, при котором все виды деятельности шкалируются. Часто интегрируется с другими видами технологий.
в) Рейтинговая интенсивно-модульная технология обучения, РИТМ Изменена структура модулей, обозначен временной показатель, отводимый на усвоение этих модулей. Шкалирование видов деятельности учитывает темп продвижения по усвоению модульных программ.
г) Кредитно-модульная технология обучения, КМТО То же самое, что и модульно-рейтинговая. Отличие заключается в том, что оценка усвоения модульных программ осуществляется по кредитной системе, которая интегрируется с рейтинговой, если речь идет о кредите не трудозатратном, а деятельностном.
  Технология естественного обучения, ТЕО Организация самостоятельной деятельности обучающихся в продвижении по индивидуальному маршруту осуществляется с помощью трех видов общения (естественного, парного, группового) при доминировании естественного вида общения.
  Контрольно-корректирующая технология обучения, ККТО Организация самостоятельной деятельности обучающихся в процессе продвижения по индивидуальной траектории осуществляется с помощью корректирующего контроля, корректирующих карточек.
  Парацентрическая технология обучения Самостоятельная деятельность обучающихся индивидуализирована, учебный процесс осуществляется с помощью средств обучения, которых обучающимся для выбора предлагается множество. Реализация принципа завершения осуществляется обязательным собеседованием с учителем.
  Технология индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) Для изучения предлагается несколько тем одновременно. За ними закрепляются учащиеся, успешно освоившие их, которые выступают в роли помощника учителя при опросе (все без исключения учащиеся должны ответить всю тему полностью ученикам-помощникам, а затем учителем осуществляется выборочный контроль по теме). Создается возможность продвижения по индивидуальным образовательным маршрутам.
  Технология полного усвоения знаний Предполагает выделение таксономии целей усваиваемого учебного материала и обеспечение завершенности усвоения при решении таксономических задач.
  Индивидуально-бригадная технология обучения, ИБТ Первоначально учащиеся самостоятельно осваивают учебный материал, затем в бригадах (4-6 человек) помогают друг другу в устранении пробелов, обнаруженных в ходе ответов на вопросы промежуточного контроля.
  Бригадно-индивидуальная технология обучения, БИТ Противоположная по организации индивидуально-бригадной технологии. Сначала учащиеся работают в бригаде (группе), затем индивидуально завершают процесс изучения до завершения.
  Технология диалоговой взаимопомощи, ТДВ Организация процесса обучения осуществляется в диалоге. Как правило, используется при решении задач закрепления изучаемого материала.
  Кооперативная технология обучения, КТО Предполагает совместное обучение как форму взаимопомощи.
  Индивидуальная технология обучения (Макарова), ИТО Организация индивидуального обучения осуществляется с помощью специально разработанных структур учебного материала.
  Технология индивидуального обучения (Ю. Драля), ТИО Организация индивидуального обучения осуществляется с помощью методического материала, позволяющего реализовывать принцип "педагогического дотягивания".
  Гибкая технология проблемно-модульного обучения, ГТПМО Предполагает организацию обучения на основе проблемы, но с индивидуальным образовательным маршрутом, позволяющим каждому ученику реализовать свой потенциал в удобном для него режиме.
  Интегративно-модульная технология обучения, ИМТО Сущность ее сводится к организации модульного обучения, которое интегрируется с элементами других технологий. Другой вариант технологии предполагает опору на интегративный подход при построении модульных программ.
  Дуальная технология обучения, ДТО Технология обучения, предполагающая обучение в контакте (интеграции) с зарубежными программами (апробирована на примере профессиональной подготовки). Осуществлялась через адаптацию стандартных требований к учебному процессу разных стран.
  Технология критического мышления, ТКМ В большей степени представляет собой модифицированную форму урока, которая по содержанию направлена на формирование собственной позиции учащихся, критического отношения к знанию.
  Метод проектов, ТМП Предполагает организацию процесса обучения в форме создания и осуществления совокупности проектов. Направлена на коллективную, самостоятельную деятельность в процессе обучения.
  Технология персонального обучения, ТПО Предполагает организацию индивидуального обучения с помощью совокупности учебных программ, видеозаписей, тестового материала, которые выбирают учащиеся персонально в процессе продвижения но индивидуальному образовательному маршруту.

 

ТЕКСТ 2

Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как человек учится и приобретает знания в новых социально-экономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения используются недостаточно широко, но именно новейшие сетевые технологии готовят для них почву.

Болонская декларация подписана в 1999 году 29 министрами образования европейских государств. Ее целью является создать единое европейское образовательное пространство, руководимое едиными принципами. Основные цели Болонского процесса:

- создать европейский образовательный проект;

- сделать европейское образование более конкурентоспособным по сравнению с образованием США;

- обеспечить реформирование и модернизацию системы образования.

Компетенции представляют собой сумму знаний, умений и личных качеств, которые позволяют человеку совершать различные качественные и продуктивные действия, в частности личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач, готовность к своей профессиональной роли в том или ином контексте. Под контекстом понимается спектр событий и ситуативных факторов, на фоне которых осуществляются коммуникативные действия.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса представляет собой такую модель организации учебного процесса, при которой имеет место объединение модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Кредитно-модульная организация учебного процесса обеспечивает возможность оперативного доступа студентов и преподавателей университета к учебно-методическим материалам, а существующие средства информационных и коммуникационных технологий являются инструментом, ориентированным на разработку и сопровождение механизмов такого доступа. При этом эффективность реализации индивидуально-ориентированного образовательного взаимодействия зависит от своевременного доведения информации, информационного освещения на соответствующем уровне.

Внимание к модулям появляется в системе высшего профессионального образования в немалой степени в связи с Болонским процессом, одной из характеристик которого является переход на модульную систему организации образовательных программ.

При трактовке понятия модуля наблюдаются достаточно существенные разночтения: модуль может характеризовать цикл учебных дисциплин, элемент учебной программы (например, практику), фрагмент учебной дисциплины и др. Общей характеристикой модуля, в независимости от широты распространения, является относительная самостоятельность, логическая завершенность, наличие контроля.

При модульном подходе к построению учебной дисциплины успешно решаются следующие задачи:

- адаптируемость содержания учебных дисциплин к конкретным задачам обучения, целевой аудитории или индивидуальным целям. Данная задача решается за счет возможностей построения как преподавателем, так и студентом уникальной траектории обучения, создавая различные комбинации из предложенных модулей;

- рационализация методического обеспечения процесса обучения, гармонизация в нем деятельности преподавателя и студентов. Модульный подход дает возможность для более гибкого распределения преподавателей по учебным дисциплинам, позволяя закрепление преподавателей за отдельными модулями, что может дать более профессиональное ведение курсов и их методическое обеспечение;

- повышение самостоятельности студентов и самоорганизации, стимулирование их к регулярной работе;

- рационализация системы контроля знаний студентов. Модульный подход позволяет снизить нагрузку как на преподавателей, так и на студентов во время сессии, создает основу для более объективного контроля знаний, так как базируется на результатах работы студента в течение всего учебного времени;

- создание дополнительных условий для привлечения к учебному процессу специалистов-практиков различного профиля.

Под модулем понимают последовательно задокументированную, логически завершенную часть дисциплины, которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Модуль может состоять из нескольких содержательных модулей.

Содержательный модуль это совокупность учебных элементов, которые объединены в единую систему по признаку соответствия определенному учебному объекту. Каждый модуль завершается итоговым контролем.

Зачетный кредит - единица измерения учебной нагрузки студентов, необходимой для освоения содержания модуля программы учебной дисциплины. Кредит включает все виды работ студентов, которые предусмотрены в утвержденном индивидуальном плане, включая:

- аудиторные работы (лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия);

- самостоятельную работу;

- подготовку к государственной аттестации;

- государственный экзамен;

- учебную и производственную практики;

- участие в конференциях, доклады на научно-практических конференциях.

Впервые кредитные единицы были введены в университетах США в начале ХIХ в. в период начавшегося процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.

Модульная система организации обучения в высшей школе не тождественна форме учебного плана: скорее она является формой организации содержания и практик в обучении, способом формирования необходимых выпускнику профессиональных и социальных компетенций. Для модульной построения учебного процесса характерна специфическая организация деятельности студентов. Доминирующим видом работы становится самостоятельная работа с учебными материалами. Такая работа протекает по индивидуальной программе (для каждого студента может быть составлена своя программа с учетом уровня исходной подготовки и требований к результатам обучения), в индивидуальном темпе. Модульные программы обучения обычно подразумевают свободный вход в программу (обучающийся может начать обучение в удобное для себя время) и свободный выход (обучение заканчивается, когда обучаемый завершает освоение своей индивидуальной программы).

Одной из главных особенностей модульных систем обучения является такая компоновка учебных дисциплин в осмысленный учащимся образовательный путь, при которой реализуется принцип их организации в блоки по проблемно-тематическому направлению. Модуль позволяет студенту выбирать состав своего обучения свободно и осознанно. Всё это создаёт условия для формирования гибкой индивидуализированной системы обучения.

В учебных материалах, сформированных в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы, выделяются блоки:

- ориентационный блок, где описываются вводные требования, цели, рекомендуемые дополнительные материалы и литература;

- содержательный или информационный блок с учебными рисунками, тестовыми заданиями и задачами для выполнения в процессе изучения содержания материала;

- диагностический блок, содержащий тесты, практические задания, эталонные ответы);

- рефлексивный блок, включающий материалы для проведения самооценки, выявления самими обучаемыми трудностей и проблем в изучении материала и организацию обратной связи с преподавателем.

Все типы организации учебного процесса делятся на два больших класса: синхронные и асинхронные. Деление происходит по признаку наличия или отсутствия общего для учащихся и преподавателей расписания учебных занятий.

Асинхронная организация учебного процесса обеспечивает учащемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время, не устанавливаемое заранее расписанием.

Асинхронная организация учебного процесса характерна для дистанционной или заочной формы обучения. Здесь учащийся работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями. Это могут быть электронные учебные курсы, обеспечивающие обратную связь обучаемого с педагогом, учебные тренинги, задания в тестовой форме для самоконтроля и контрольные тесты, курсы лекций, записанные на электронные носители так и традиционные учебные курсы в виде учебников и учебных пособий, предназначенных для самостоятельного изучения и т.д. К асинхронным образовательным средам могут быть также отнесены доступные учащимся для занятий вне основного учебного расписания, лаборатории тестирования и контроля, компьютерные классы, библиотеки и т.п. Асинхронная организация учебного процесса, как правило, не является самодостаточной и на практике применяется в сочетании с синхронной организацией обучения.

Синхронная организация учебного процесса предполагает наличие предварительно составленного расписания учебных занятий, общего для преподавателей и учащихся. При поступлении в учебное заведение учащиеся могут объединяться или не объединяться в учебные группы (классы) и потоки. В зависимости от этого синхронную организацию учебного процесса предлагается подразделять на подтипы: поточно-групповую, групповую, индивидуально-ориентированную.

В условиях перехода российских университетов на новые принципы обучения особую остроту приобретает проблема эффективности и результативности организации учебного процесса. Чтобы учебный процесс отвечал, заложенным в болонской концепции требованиям, в его основе должен лежать принцип активности и самостоятельности обучающихся. Самостоятельная работа студента с организационной и содержательной сторон - это разнообразие типов учебных производственных и исследовательских заданий, выполняемых под руководством преподавателя (или самоучителя). Таким образом, самостоятельную работу можно рассматривать как средство организации познавательной деятельности, непосредственно связанное с её содержанием. Активность и целенаправленность в изучении студентами учебного материала обеспечивается за счет применения таких форм учебной деятельности, которые формируют у обучаемых осознаваемые приемы и методы самоуправления и самоконтроля.

Главной целью самостоятельного изучения является приобретение не только умений понять текст, вычленить и переосмыслить постановки типовых проблем и рациональные образцы деятельности, составить на базе анализа учебных текстов предписания и алгоритмы для решения целевых задач, осмыслить и четко обрисовать в конспекте сущность теоретических построений, рассмотренных в тексте, и их место в системе профессиональных знаний, но и создание комплекса компетентностей, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного пространства. Этим определяется эффективность и качество познавательной деятельности студента.

Модульная структура учебного процесса оказывается востребованной и в расширении образовательных возможностей студента. Она подразумевает гибкую схему образования конкретного студента, но основанную на точном организационно-методическом планировании. Наиболее часто используются следующие варианты проектирования подобной структуры.

1. В основе модульной структуры может лежать такое понятие как компетенция. Компетентностный подход к образованию подразумевает не только когнитивную и операционно-техническую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Компетенции это важный личностный ресурс, обеспечивающий (и описывающий) не только профессиональную подготовку, но и социальные качества, желание и способность менять и повышать уровень своей профессиональной подготовки и общего образования. Новая концепция организации образования базируется на четырёх фундаментальных принципах обучения. Эти принципы сформулировал известный деятель образования Ж. Делор: "Уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться".

2. Второй подход основан на выделении из перечня дисциплин образовательного стандарта групп в зависимости от степени их важности и обязательности их изучения как в рамках направления, так и в рамках специализации. Из поделенных таким образом дисциплин формируются следующие модули:

- основные - формируют профессиональные компетенции, обязательны для всех, примерно соответствуют содержанию федерального и вузовского компонентов образовательного стандарта;

- поддерживающие - поддерживают изучение основных модулей, к ним относятся курсы по выбору, дисциплины специализации;

- специализированные - отвечающие конкретным научным интересам студента, формируются из спецсеминаров;

- переносимые модули включают в себя все виды практик (курсовые и магистерская работы, стажировки научно-педагогическую производственную практику и т.д.)

Таким образом, дисциплины изучаются не отдельно друг от друга, а включены в один модуль, интегрированы, что позволяет на практике осуществлять междисциплинарный подход, сочетать дисциплины теоретической и практической направленности, общие и специальные. Отличие от первого варианта состоит в том, что существует определенное количество модулей, изучение которых обязательно для всех студентов, обучающихся по данному направлению, за ними может следовать группа модулей смешанного типа (обязательные дисциплины в сочетании с избираемыми), за ними - целиком выборные модули.

Компетентностный подход был избран одним из ведущих принципов текущей реформы высшего профессионального образования и в настоящее время используется при разработке государственных образовательных стандартов нового поколения.

Основные этапы разработки модульного курса. К основным этапам проектирования модульного курса можно отнести следующие:

- Формирование рабочей группы по разработке модульного курса.

- Структурирование учебного курса.

- Определение разработчиков отдельных модулей.

- Выбор форм организации и методов обучения.

- Формирование системы контроля и оценки.

- Разработка учебно-методического обеспечения.

Важным этапом в разработке модульного курса является определение рабочей группы, которая будет структурировать курс, определять возможные траектории обучения, формировать общую систему оценки и рекомендации по выбору форм организации и методов обучения, а также разрабатывать или организовывать разработку учебно-методического обеспечения.

Структурирование модульного курса. Первый основной этап - это структурирование курса. Данный этап предполагает разделение учебного курса на самостоятельные и логически завершенные элементы - модули. К основным вопросам, относящимся к этому этапу, относятся:

- установление целевой аудитории/ целевых аудиторий курса и на этой основе формирование блоков целей курса;

- определение учебного содержания, включаемого в модуль;

- определение объема учебного материала, включаемого в модуль, и определение общего количества модулей.

При определении количества модулей можно руководствоваться следующими соображениями:

- количество модулей зависит от общего количества часов, предусмотренных учебным планом на освоение учебной дисциплины: чем больше количество часов, тем больше модулей можно выделить;

- количество модулей и, что более важно - их временные рамки, зависят от количества семестров, на которые рассчитано изучение учебной дисциплины. Модули должны вписываться в существующий учебный график таким образом, чтобы изучение одного модуля не разбивалось сессией, каникулами, практикой и т.п.;

- изучение каждого отдельного модуля предполагает использование комбинации разных форм и методов обучения и завершается контролем, поэтому следует предусмотреть достаточное количество времени, необходимое для полноценной реализации модуля.

Также к данному этапу относится определение траектории обучения по курсу, т.е. последовательность изучения модулей. Различают две основные формы траектории обучения: линейную и разветвленную.

Более распространенной является линейная траектория обучения, которая предполагает последовательное изучение всех предусмотренных модулей. Альтернативу ей составляет разветвленная траектория обучения, в рамках которой для отдельных студентов те или иные модули могут быть исключены или, наоборот, дополнительно включены в программу обучения, исходя из их исходной подготовки, индивидуальных интересов и т.п.

Выбор форм и методов обучения. Следующий ключевой этап заключается в выборе методов обучения и форм организации учебного процесса в рамках каждого модуля.

В общем случае здесь могут использоваться:

- традиционные (лекции, семинары, контрольные, лабораторные работы и т.д.) и активные формы (деловые игры, анализ кейсов, дискуссионные группы и т.д.);

- формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, программированное обучение, лабораторные работы по изучению специализированного программного обеспечения и т.д.);

- аудиторные и внеаудиторные формы.

- Выбор конкретных форм и методов обучения зависит от таких факторов, как:

- цели и содержание курса (модуля);

- степень готовности и опыта преподавателя использовать те или иные формы, методы или приемы обучения;

- состояние материально-технической базы.

Традиционные формы, к которым относят лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные работы и др., отличаются достаточно жесткой последовательностью рассмотрения материала, предполагают доминирующую роль преподавателя, преимущественно ориентированы на индивидуальную работу студентов. Активные формы (лекции-дискуссии, анализ кейсов, деловые игры, дидактические игры, дискуссионные группы, гобо-метод и др.) отличаются активной ролью студента, предполагают вовлечение в активную работу всех студентов и в значительной степени ориентированы на групповую работу студентов.

К преимуществам активных форм относят:

- развитие навыков работы в команде (развитие коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, поиск компромисса и т.д.);

- активное усвоение знаний студентами путем личной вовлеченности, включения личного опыта в решение задачи;

- возможность оценить работу всех студентов.

К недостаткам можно отнести:

- сложность формирования критериев оценки;

- дополнительные требования к аудиториям для проведения занятий;

- трудности при компенсации пропущенных студентами занятий.

Использование в рамках модуля (курса) только традиционных или только активных форм имеет, как это было указано выше, определенные недостатки. Поэтому рекомендуется соблюдение баланса между данными формами и, прежде всего, с позиций ориентации на групповую и индивидуальную работу студентов.

Использование форм обучения на основе информационных технологий способствует развитию навыков работы с компьютером, анализа информации (лабораторные работы, программированное обучение), улучшает восприятие новой информации с помощью использования изображения, звука и т.п., дает возможность передачи большего объема информации (мультимедийные лекции). Существенным недостатком данных форм является необходимость дорогостоящего материально-технического обеспечения, а также дополнительные требования к квалификации преподавателя.

Особого внимания заслуживает проблема выбора аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) форм обучения.

Самостоятельная работа включает в себя следующие этапы:

- предварительный - анализ материала, постановка проблем и задач, краткий устный или письменный инструктаж (осуществляется преподавателем в письменной или устной форме);

- основной - студенты самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.

К основным видам самостоятельной работы относятся следующие положения:

- курсовая работа;

- реферат;

- эссе;

- подготовка самостоятельных работ в рамках модуля (например, контрольная расчетная работа);

- подготовка к тестированию/ опросу;

- подготовка презентации работы (доклада по теме);

- подготовка к контрольной работе в аудитории.

Курсовая работа - студент в домашних (вне аудиторных) условиях выполняет письменную курсовую работу, используя полученные рекомендации преподавателя и методическое пособие по написанию курсовой работы. Для написания курсовой работы студенту предлагается список тем, список обязательной и дополнительной литературы, методическое пособие по написанию работы, задание на выполнение курсовой работы и образец оформления титульного листа.

Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме доклада, содержания научных трудов, литературы по теме. Для подготовки студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

Эссе - письменное изложение индивидуальной позиции студента на проблему, часто сочетающееся с изложением, ориентированным на разговорную речь. Для подготовки студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

Подготовка к тестированию - используя полученные рекомендации преподавателя и доведенный до студентов круг вопросов, которые будут на занятии предложены в виде тестов, студенты в домашних (вне аудиторных) условиях готовятся к тестированию. Для подготовки к тестированию студенту предоставляется список обязательной и дополнительной литературы.

Подготовка презентации работы - краткое изложение содержания темы и ее основных направлений. Презентация готовится студентами, как в компьютерном виде, так и на бумажных носителях. Для подготовки презентации используются рекомендации преподавателя, предоставляется список тем и список литературы.

Подготовка к контрольной работе - используя полученные рекомендации преподавателя и методические пособия, студент в домашних (вне аудиторных) условиях готовится к контрольной работе. Контрольная работа (проводимая в аудитории) может включать в себя различные варианты, в частности, решение задач, ответы на вопросы и др. Для подготовки студенту предоставляется список литературы и тематические вопросы.

Подготовка самостоятельных работ в рамках модуля - используя полученные рекомендации преподавателя и методические пособия, студент в домашних (вне аудиторных) условиях готовит самостоятельную работу и сдает ее преподавателю в обозначенные сроки. Для подготовки самостоятельной работы студент получает задание (требование по модулю), в котором подробно описывается характеристика модуля, в частности конечные учебные результаты, ключевые проблемы, организация работы, варианты заданий, требования к выполнению, оценка результатов.

При определении видов и объемов самостоятельной работы следует иметь в виду максимальную нагрузку студентов: на самостоятельную работу студентам по всем учебным дисциплинам в неделю отводиться 27 часов, т.е. в среднем 3 часа в неделю на учебную дисциплину. Вопрос о точных объемах самостоятельной работы должен решаться предметно-методическими комиссиями кафедр. Особенно эффективно это при определении объемов самостоятельной работы по дисциплинам специализации на 5-ом курсе, когда большинство дисциплин читается одной кафедрой и внутри специализации можно более-менее справедливо распределить часы на самостоятельную работу в зависимости от важности дисциплины, аудиторной нагрузки и т.д.

Если по модульному курсу предусмотрен достаточно большой объем самостоятельной работы, необходимо предусмотреть время на проведение индивидуальных консультаций. Рекомендуется планировать количество и продолжительность консультаций, исходя из 25% от аудиторного времени.

Безусловно, нельзя утверждать, что модульный подход предполагает обязательное использование тех или иных методов и форм обучения, однако определенные формы и методы обучения оказываются более эффективными. Так, например, модульное обучение предполагает уменьшение роли лекций и смещение акцентов в организации учебного процесса в сторону увеличения внеаудиторных форм работы. Это, в свою очередь, предполагает дополнительное введение такой формы организации учебного процесса, как индивидуальные консультации.

Формирование системы контроля и оценка. Одним из центральных вопросов, решаемым в рамках проектирования модульного курса, является формирование системы контроля и оценки, который предполагает следующие этапы:

- выбор видов и форм контроля, определение контрольно-измерительных материалов;

- разработка системы оценки.

Основу системы контроля и оценки знаний в модульном курсе составляет определение видов контроля, к ключевым из которых относятся:

- входной;

- текущий;

- промежуточный;

- итоговый контроль.

Следует отметить, что на практике необоснованно редко используется входной вид контроля, несмотря на его необходимость для реализации индивидуального подхода к студентам.

Данный вид контроля предполагает определение исходных знаний и особенностей мышления студента, на основании которых может проводиться корректировка состава учебного курса (формирование траектории обучения). Проверка исходных знаний проводится, с одной стороны, для установления наличия знаний и навыков, без которых процесс обучения крайне затруднен или вообще невозможен, а с другой - для выявления таких тем курса, которыми студент уже хорошо владеет. В первом случае в программу курса могут быть добавлены отдельные модули (компоненты модуля), а во втором - исключены. Таким образом, для каждого студента может быть сформирована индивидуальная программа обучения по курсу.

В отношении других видов контроля можно сказать, что в модульном обучении, в отличие от традиционной формы обучения, основной акцент делается на текущий и промежуточный контроль, а роль итогового контроля является незначительной.

Каждый из выше названных видов контроля может быть реализован с помощью различных форм (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Формы контроля

Виды контроля Формы контроля
Входной контроль Тестирование (письменное/ компьютерное) Собеседование
Текущий контроль Письменный опрос/ контрольная работа Устный (фронтальный) опрос Оценка активности на практических занятиях (семинарах) Решение задач, упражнений Защита реферата Защита лабораторной работы Защита группового или индивидуального проекта
Промежуточный контроль Тестирование (письменное/ компьютерное) Контрольная работа Защита группового или индивидуального проекта Коллоквиум
Итоговый контроль Экзамен (устный/ письменный/ комбинированный) Тестирование (письменное/ компьютерное) Защита курсовой работы

Выбор форм контроля зависит от используемых методов обучения и форм организации учебного процесса, что, в свою очередь, зависит от целей и содержания курса (модуля), степени готовности и опыта преподавателя использовать те или иные формы, методы или приемы обучения, а также от состояния материально-технической базы.

Любая система контроля предполагает наличие системы оценки, с помощью которой и осуществляется проверка соответствия знаний, умений и навыков предъявляемым к ним требованиям, т.е. контроль.

В модульном обучении, как правило, используется непрерывная рейтинговая (балльная) оценка, которая позволяет оценить работу студента в течение всего семестра с использованием различных форм контроля и поэтому считающейся более объективной. Основная суть рейтинговой системы оценки заключается в том, что каждому заданию в рамках курса (так называемой контрольной точке) присваивается определенный рейтинг (количество баллов), и на основании суммарного рейтинга по итогам выполнения всех видов заданий определяется итоговая оценка по курсу.

Определение количества заданий (контрольных точек) и распределение баллов между ними является достаточно индивидуальным и зависит от особенностей конкретного курса. Тем не менее, рекомендуется придерживаться нескольких правил:

- разумная минимизация и регулярность установления контрольных точек (заданий не должно быть слишком много, и они должны быть относительно равномерно распределены в течение семестра/ учебного года);

- определение сроков выполнения каждого задания;

- предоставление вариантов заданий;

- соблюдение баланса между оценкой за разные модули;

- соблюдение баланса между оценкой за внеаудиторную и аудиторную, групповую и индивидуальную работу.

Полученная итоговая оценка по курсу переводится в традиционную систему оценки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", а также "зачтено" и "не зачтено") на основе специальной шкалы, разработка которой также допускает варианты.

Достаточно распространенной является следующая шкала:

- более 90% - отлично;

- 80-90% - хорошо;

- 70-80% - удовлетворительно;

- менее 70% - неудовлетворительно.

Данная шкала часто используется на программах MBA в американских университетах. А, например, в вузах Германии, также использующих рейтинговую оценку, применяется следующая шкала:

- более 90% - отлично

- 90-75% - хорошо

- 75-60% - удовлетворительно

- менее 60% - неудовлетворительно.

Еще одним сложным вопросом в формировании системы оценки является определение по каждому предусмотренному заданию критериев, на основании которых будет выставляться то или иное количество баллов.

Например,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...