Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 13: Дидактические игры. Методика проведения дидактической игры. Выбор дидактических методов




 

ТЕКСТ 1

Дидактические игры

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активногообучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены

решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

 

Признаки дидактической игры

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или

регламент. Следует отметить,что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие,

например, социо-игровые технологии обучения.

Виды дидактических игр

Анализ конкретных ситуаций

Современные инженерно-технические системы и системы управления отличает высокая сложность,технологичность, многофакторность и возрастающая интенсивность обработки информации. Метод анализаконкретных ситуаций (АКС) наиболее эффективен для подготовки специалиста к работе в подобныхусловиях.

В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может бытьтехнической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения илиопределения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, вотличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметьоднозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носятпроблемный характер. В большинстве вузов страны проблемные, творческие задачи используются не тольков составе методов активного обучения, но и как самостоятельное средство активизации мыслительнойдеятельности студентов или как основной элемент реализуемого проблемного подхода к обучению. На ихоснове составляются сборники задач, разрабатываются элементы программированного обучения и контроляусвоения учебного материала, формируются тестовые программы для ЭВМ.

Специалисты выделяют около 35 модификаций метода (И. Г. Абрамова, 1988). Наиболее часто выделяюттри вида АКС по типу рассматриваемой ситуации.

Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности имеханизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или техническихрешений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.

Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.

Выделяют следующие признаки метода (В. Я. Платов, 1987):

· Наличие модели социально-экономической системы, рассматриваемой в некоторый дискретный момент времени.

· Коллективная выработка решения.

· Много альтернативность решения.

· Единая цель при выработке решения. В отсутствие ролей или различных ролевых функций, перед обучающимися ставится единая цель — найти решение проблемы, предлагается единая для всех задача.

· Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся. Метод предполагает коллективную деятельность обучающихся в процессе занятия. Оценивание их деятельности может осуществляться либовыборочно индивидуально, как поощрение наиболее активных, нашедших наиболее правильное решение,либо по группам, в случае формирования команд.

· Наличие управляемого эмоционального напряжения. Любая активизация обучения предусматривает наличие эмоционального напряжения, которое должно контролироваться преподавателем.

Подбор ситуаций для использования в этом методе отличается от традиционного, так как они должны отвечать ряду требований:

· В основе лежит конкретная реальная профессиональная ситуация;

· Описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для решения задачи, а существенно важной может не хватать. Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения.

· Ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов.

· Отсутствие четко сформулированного вопроса. Задача обучающихся может на первом этапе включать поиски формулирование проблемы, постановку задачи. Иногда это является целью всего занятия.

· Дополнительным источником много альтернативности решений является различный уровень компетентности обучающихся, различие их приоритетов, мировоззрений в сочетании с многогранностью предлагаемой модели.

Метод имеет множество вариантов реализации, но по основным признакам он относится к категории дидактической игры. Он может выступать так же частью деловой или дидактической игры, являясь одним изэлементов или этапов.

Игровое проектирование

В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование,разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода (И. Г. Абрамова, 1988):

· Наличие сложной инженерной или социальной задачи;

· Групповая работа;

· Имитация заседания научно-технического совета, на котором авторы проекта публично его защищают. Процесс игрового проектирования и особенно итоговое обсуждение часто проводят с функционально-ролевых позиций. Это позволяет формировать у слушателей более полное представление об изучаемомпроцессе и конструируемом объекте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...