ТЕМА 13: Дидактические игры. Методика проведения дидактической игры. Выбор дидактических методов
ТЕКСТ 1 Дидактические игры Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активногообучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Признаки дидактической игры Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить,что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо-игровые технологии обучения. Виды дидактических игр Анализ конкретных ситуаций Современные инженерно-технические системы и системы управления отличает высокая сложность,технологичность, многофакторность и возрастающая интенсивность обработки информации. Метод анализаконкретных ситуаций (АКС) наиболее эффективен для подготовки специалиста к работе в подобныхусловиях.
В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может бытьтехнической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения илиопределения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, вотличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметьоднозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носятпроблемный характер. В большинстве вузов страны проблемные, творческие задачи используются не тольков составе методов активного обучения, но и как самостоятельное средство активизации мыслительнойдеятельности студентов или как основной элемент реализуемого проблемного подхода к обучению. На ихоснове составляются сборники задач, разрабатываются элементы программированного обучения и контроляусвоения учебного материала, формируются тестовые программы для ЭВМ. Специалисты выделяют около 35 модификаций метода (И. Г. Абрамова, 1988). Наиболее часто выделяюттри вида АКС по типу рассматриваемой ситуации. Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности имеханизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или техническихрешений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся. Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники. Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.
Выделяют следующие признаки метода (В. Я. Платов, 1987): · Наличие модели социально-экономической системы, рассматриваемой в некоторый дискретный момент времени. · Коллективная выработка решения. · Много альтернативность решения. · Единая цель при выработке решения. В отсутствие ролей или различных ролевых функций, перед обучающимися ставится единая цель — найти решение проблемы, предлагается единая для всех задача. · Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся. Метод предполагает коллективную деятельность обучающихся в процессе занятия. Оценивание их деятельности может осуществляться либовыборочно индивидуально, как поощрение наиболее активных, нашедших наиболее правильное решение,либо по группам, в случае формирования команд. · Наличие управляемого эмоционального напряжения. Любая активизация обучения предусматривает наличие эмоционального напряжения, которое должно контролироваться преподавателем. Подбор ситуаций для использования в этом методе отличается от традиционного, так как они должны отвечать ряду требований: · В основе лежит конкретная реальная профессиональная ситуация; · Описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для решения задачи, а существенно важной может не хватать. Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения. · Ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов. · Отсутствие четко сформулированного вопроса. Задача обучающихся может на первом этапе включать поиски формулирование проблемы, постановку задачи. Иногда это является целью всего занятия. · Дополнительным источником много альтернативности решений является различный уровень компетентности обучающихся, различие их приоритетов, мировоззрений в сочетании с многогранностью предлагаемой модели. Метод имеет множество вариантов реализации, но по основным признакам он относится к категории дидактической игры. Он может выступать так же частью деловой или дидактической игры, являясь одним изэлементов или этапов.
Игровое проектирование В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование,разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода (И. Г. Абрамова, 1988): · Наличие сложной инженерной или социальной задачи; · Групповая работа; · Имитация заседания научно-технического совета, на котором авторы проекта публично его защищают. Процесс игрового проектирования и особенно итоговое обсуждение часто проводят с функционально-ролевых позиций. Это позволяет формировать у слушателей более полное представление об изучаемомпроцессе и конструируемом объекте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|