Методы психологического тренинга
Успешность проводимого тренинга напрямую зависит от того, насколько разнообразными методами пользуется тренер (психолог). Самые распространенные методики это: Ролевые игры, Групповые обсуждения, Психогимнастика, Психодрама. Кроме этого, для работы с событиями, проходящими в разное время, существуют разные методы. Так, для работы с уже прошедшим используются методы регрессии, имитации и обмена опытом. Метод регрессии помогает еще раз пережить уже свершившуюся ситуацию и пересмотреть ее. Метод имитации позволяет сымитировать варианты своего поведения. Метод обмена опытом дает возможность обсудить свой собственный опыт по определенным событиям с участниками группы. Для работы с происходящим используются методы концентрации присутствия, групповой рефлексии и построения диспозиций. Метод концентрации присутствия заключается в том, что психолог задает вопросы, наводящие внимание участников на происходящие с ними явления. Метод построения диспозиций основан на ролевых играх. Метод групповой рефлексии – основная часть тренинга и применяется на последней стадии работы. Для работы с планируемыми событиями применяются методы: символического самовыражения, группового решения проблемы, операционализации. Метод группового решения проблем представляет собой обсуждение, направленное на выявление общего отношения к задаче. Метод операционализации представляет собой репетицию различных ситуаций. Метод символического самовыражения – это упражнения, позволяющие использовать полученные на тренинге навыки. Виды психологических тренингов Ролевые тренинги Эта группа тренингов основана на психодинамическом подходе. Подобные тренинги помогают проанализировать свои и чужие поступки, а также методы соотношения людей. Такие тренинги требуют очень профессионального подхода, так как они подразумевают коррекцию сценария жизни их участников. В процессе занятий участники начинают понимать истинную мотивацию, что называется «инсайтом». Во время тренингов участники могут разыгрывать различные уже готовые сценки иногда не имеющие окончания. Это позволяет посмотреть на разные ситуации с разных точек зрения и проиграть различные жизненные роли. Группы встреч и тренинг сензитивности. Эти тренинги основываются на гуманистическом подходе – осознании самоценности каждого человека, а также ответственности за свои деяния. На таких тренингах управление осуществляется свободно. Нередко тренер вообще никак не организовывает их, позволяя активизироваться членам группы. В процессе таких занятий устанавливаются отношения между членами группы, формируются маленькие группы. При этом главная задача тренингов в том, чтобы научиться общаться с людьми, стать более открытым. У участников снижаются барьеры психологической защиты. В группах сензитивного тренинга основной задачей является общее развитие личности. Главным методом сензитивных тренингов является психогимнастика. Психогимнастика – это ряд упражнений, которые выполняются в небольших группах или всеми участниками тренинга одновременно и направлены на развитие какого-либо психологического параметра (способность к концентрации, к запоминанию и другие). Некоторые упражнения воздействуют на психику более общо. Подобные упражнения позволяют по-разному рассматривать одно и то же событие. При выборе методик психолог должен учитывать в первую очередь задачи тренинга, а также особенности группы, конкретной ситуации и способности самого себя. Бихевирально-ориентированные тренинги Такие тренинги основываются на поведенческом подходе и ставят целью обнаружение недейственных методов поведения и отработку более эффективных в удобных для этого условиях. Согласно постулатам бихевиоризма опыт человека – это постоянное обучение. То есть от «неправильных» реакций человека можно отучить и приучить к более уместным. Главным методом тренингов являются репетиции. Участникам показывается «правильная» форма поведения в определенной ситуации и они ее проигрывают. Если член группы все сделал правильно, его коллеги и тренер оценивают опыт положительно. Если же попытка не удалась, другие участники группы сглаживают опыт своей реакцией.
Очень важна здесь роль тренера, который должен постоянно концентрировать внимание на положительном опыте и поддерживать обратную связь. К подобным тренингам относятся тренинги умения. Программа психологического тренинга Программа тренинга составляется в зависимости от цели, а также планируемых участников тренинга: их пола, возраста. Далее приведены несколько разновидностей программ, используемых на тренингах. Коммуникативные занятия. В ходе этих занятий участники учатся различными методами гасить конфликты, а также увеличивать доверие между членами группы. Учатся убеждать слушателей, подключать подсознательные механизмы для общения. Обычно на таких тренингах учатся производить приятное впечатление при найме на работу, представлять себя в наиболее выгодном свете при первом же знакомстве. Видеотренинг. Такие занятия проводятся с использованием записей прошедших занятий. Участники смотрят на свои поступки и слова глазами стороннего человека. Манипулятивные игры. Это психологические игры, инсценировки различных событий, в ходе которых участники имеют противоположные интересы и методом манипуляции коллегами продвигают их. Отбор Минус. Этот тренинг полезен для людей, которые планируют проходить кастинги для получения новой должности или поступать в институт. Готовим ребенка к школе. Создание у ребенка мотивации к учебе. Профориентационные занятия. Создание карьерного плана, выявление профессиональных возможностей, выбор профессии, усовершенствование необходимых для будущей профессии черт характера.
Техники. На этих занятиях участникам дают упражнения, которые можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Тренинг в коллективе. Обучение ответственности за свою работу, бесконфликтному поведению на рабочем месте, подавлению агрессии, ведению переговоров, а также грамотному распределению собственного времени. Управление психическим состоянием. На этих занятиях участники обучаются снимать внутреннюю тревожность, устранять негативные настроения, расслабляться. В план занятий включаются упражнения по овладению дыхательными техниками и тонусом мускулатуры. Тренинги личностного роста. Совершенствуются навыки саморефлексии. Прорабатываются возможности личностного роста. Участники учатся самовыражению, уверенности в собственных возможностях, позитивности мышления. Устраняется отвержение собственного «Я». Кроме этого выявляются возможности для дальнейшего развития. Тренинги для развития умственной деятельности. На таких тренингах проводятся упражнения по развитию логики, способности к запоминанию информации, мышления, концентрации, наблюдательности, а также связной речи. Тренинги разминки. Используются в качестве знакомства и для презентации себя. Направлены на создание чувства коллективизма, раскрепощения, улучшение взаимодействий между членами коллектива. Психологические групповые тренинги и групповая психотерапия Групповую психокоррекцию используют как в качестве лечебного метода при нарушении психики, так и в качестве одного из методов работы практикующих психологов. Если групповую психотерапию начали применять в самом начале двадцатого века, то тренинги в современном их понимании появились лишь спустя пятьдесят лет. Групповые тренинги не направлены на лечение, а лишь на психологическую помощь участникам. Участниками тренингов могут быть как люди совершенно психически здоровые, так и страдающие неврозами. А вот сеансы психотерапии организуются только для людей, страдающих психологическими заболеваниями, причем схожими. На тренингах основной упор делается на гармоничное развитие личности, при психокоррекции же упор делается на какие-либо отдельные характеристики. К тому же, на тренингах обычно не используют понятие «норма», при коррекции же специалисты четко придерживаются понятия норм психического развития. На тренингах часто основное внимание уделяется эмоциональному опыту участников, а не обучению их чему-то конкретному. Хотя они и являются методом развивающего обучения.
У групповых тренингов существует ряд преимуществ перед индивидуальными консультациями психолога: 1. Групповые занятия помогают человеку отойти от собственных проблем и трудностей, понять, что такие же сложности возникают у многих, не дают замыкаться в себе. 2. Группа представляет собой маленький макет общества и позволяет отработать множество различных психологических взаимодействий. Что очень показательно и полезно для отработки схем поведения. 3. Обратная связь – это получение поддержки от членов группы, переживающих подобные сложности. Это очень полезное свойство групп, каждый член которых может увидеть свою проблему как в зеркале. 4. Только групповые методы работы позволяют «примерить» на себя различные схемы отношений. Ведь если попробовать подобные эксперименты в действительности, окружающие, скорее всего, просто не поймут их. 5. Работа в группе провоцирует мелкие конфликты, дающие возможность раскрыть полнее проблемы психики членов группы. От умения тренера зависит сдерживание напряженности под контролем. 6. В группе участникам легче исследовать самих себя и раскрывать свои способности. Это повышает самооценку и уверенность в собственных силах. 7. С точки зрения оплаты групповые занятия также предпочтительнее, так как индивидуальные тренинги стоят намного дороже. ·http://www.tiensmed.ru/news/psihopomosh-2x.html
ТЕКСТ 3 Вариант психологического тренинга «Знакомство» для студентов первого года обучения. Цель: адаптация к обучению в ВУЗе.
Ссылки: · http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1729-trening-qznakomstvo
ТЕКСТ 4 мозговая атака (брейншторминг) (от англ. brain storming — штурм мозга) —методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что приобычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуютконтрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных,стереотипных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, стрHYPERLINK "http://psychology.academic.ru/2481/страх"ахоказаться смешным и др. Чтобы снять действие этих факторов, проводится заседание группы, каждый изчленов которой высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оцениваяих как истинные или ложные, бессмысленные или странные и т. п., стремясь при этом побуждать других кподобным свободным ассоциациям идей. После первого тура «атаки на мозг» общая масса высказанныхидей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащихнаиболее удачные решения. Методика М. а. широко применялась в 50-х гг. в таких странах, как США,Франция, преимущественно при обсуждении технологических задач, а также проблем планирования ипрогнозирования. Практика использования этой методики привела к скептическим оценкам ееэффективности, а экспериментально-психологическая проверка не подтвердила ее преимуществ прирешении творческих задач. Ссылки: · http://psychology.academic.ru/3712/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0
ТЕКСТ 5 Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач. Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс. Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой. Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма. Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свойгибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий. Виды аналогий метода синектики ·Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал. ·Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д. ·Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения. ·Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий. То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений. Формирование синектического коллектива Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы: ·Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик. ·Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи. ·Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами. История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии. Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры: ·Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач. ·Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений. ·Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации. ·Проявление рациональности в суждениях. Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии. Яндекс.Директ Этапы проведения метода синектики Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом: ·Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект. ·Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы — проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач. ·Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе. ·Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше. ·Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рас
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|