Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психологического тренинга




Успешность проводимого тренинга напрямую зависит от того, насколько разнообразными методами пользуется тренер (психолог). Самые распространенные методики это: Ролевые игры, Групповые обсуждения, Психогимнастика, Психодрама. Кроме этого, для работы с событиями, проходящими в разное время, существуют разные методы. Так, для работы с уже прошедшим используются методы регрессии, имитации и обмена опытом. Метод регрессии помогает еще раз пережить уже свершившуюся ситуацию и пересмотреть ее. Метод имитации позволяет сымитировать варианты своего поведения. Метод обмена опытом дает возможность обсудить свой собственный опыт по определенным событиям с участниками группы. Для работы с происходящим используются методы концентрации присутствия, групповой рефлексии и построения диспозиций. Метод концентрации присутствия заключается в том, что психолог задает вопросы, наводящие внимание участников на происходящие с ними явления. Метод построения диспозиций основан на ролевых играх. Метод групповой рефлексии – основная часть тренинга и применяется на последней стадии работы. Для работы с планируемыми событиями применяются методы: символического самовыражения, группового решения проблемы, операционализации. Метод группового решения проблем представляет собой обсуждение, направленное на выявление общего отношения к задаче. Метод операционализации представляет собой репетицию различных ситуаций. Метод символического самовыражения – это упражнения, позволяющие использовать полученные на тренинге навыки.

Виды психологических тренингов

Ролевые тренинги Эта группа тренингов основана на психодинамическом подходе. Подобные тренинги помогают проанализировать свои и чужие поступки, а также методы соотношения людей. Такие тренинги требуют очень профессионального подхода, так как они подразумевают коррекцию сценария жизни их участников. В процессе занятий участники начинают понимать истинную мотивацию, что называется «инсайтом». Во время тренингов участники могут разыгрывать различные уже готовые сценки иногда не имеющие окончания. Это позволяет посмотреть на разные ситуации с разных точек зрения и проиграть различные жизненные роли. Группы встреч и тренинг сензитивности. Эти тренинги основываются на гуманистическом подходе – осознании самоценности каждого человека, а также ответственности за свои деяния. На таких тренингах управление осуществляется свободно. Нередко тренер вообще никак не организовывает их, позволяя активизироваться членам группы. В процессе таких занятий устанавливаются отношения между членами группы, формируются маленькие группы. При этом главная задача тренингов в том, чтобы научиться общаться с людьми, стать более открытым. У участников снижаются барьеры психологической защиты. В группах сензитивного тренинга основной задачей является общее развитие личности. Главным методом сензитивных тренингов является психогимнастика. Психогимнастика – это ряд упражнений, которые выполняются в небольших группах или всеми участниками тренинга одновременно и направлены на развитие какого-либо психологического параметра (способность к концентрации, к запоминанию и другие). Некоторые упражнения воздействуют на психику более общо. Подобные упражнения позволяют по-разному рассматривать одно и то же событие. При выборе методик психолог должен учитывать в первую очередь задачи тренинга, а также особенности группы, конкретной ситуации и способности самого себя. Бихевирально-ориентированные тренинги Такие тренинги основываются на поведенческом подходе и ставят целью обнаружение недейственных методов поведения и отработку более эффективных в удобных для этого условиях. Согласно постулатам бихевиоризма опыт человека – это постоянное обучение. То есть от «неправильных» реакций человека можно отучить и приучить к более уместным. Главным методом тренингов являются репетиции. Участникам показывается «правильная» форма поведения в определенной ситуации и они ее проигрывают. Если член группы все сделал правильно, его коллеги и тренер оценивают опыт положительно. Если же попытка не удалась, другие участники группы сглаживают опыт своей реакцией.

Очень важна здесь роль тренера, который должен постоянно концентрировать внимание на положительном опыте и поддерживать обратную связь. К подобным тренингам относятся тренинги умения. Программа психологического тренинга Программа тренинга составляется в зависимости от цели, а также планируемых участников тренинга: их пола, возраста. Далее приведены несколько разновидностей программ, используемых на тренингах. Коммуникативные занятия. В ходе этих занятий участники учатся различными методами гасить конфликты, а также увеличивать доверие между членами группы. Учатся убеждать слушателей, подключать подсознательные механизмы для общения. Обычно на таких тренингах учатся производить приятное впечатление при найме на работу, представлять себя в наиболее выгодном свете при первом же знакомстве. Видеотренинг. Такие занятия проводятся с использованием записей прошедших занятий. Участники смотрят на свои поступки и слова глазами стороннего человека. Манипулятивные игры. Это психологические игры, инсценировки различных событий, в ходе которых участники имеют противоположные интересы и методом манипуляции коллегами продвигают их. Отбор Минус. Этот тренинг полезен для людей, которые планируют проходить кастинги для получения новой должности или поступать в институт. Готовим ребенка к школе. Создание у ребенка мотивации к учебе. Профориентационные занятия. Создание карьерного плана, выявление профессиональных возможностей, выбор профессии, усовершенствование необходимых для будущей профессии черт характера.

Техники. На этих занятиях участникам дают упражнения, которые можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Тренинг в коллективе. Обучение ответственности за свою работу, бесконфликтному поведению на рабочем месте, подавлению агрессии, ведению переговоров, а также грамотному распределению собственного времени. Управление психическим состоянием. На этих занятиях участники обучаются снимать внутреннюю тревожность, устранять негативные настроения, расслабляться. В план занятий включаются упражнения по овладению дыхательными техниками и тонусом мускулатуры. Тренинги личностного роста. Совершенствуются навыки саморефлексии. Прорабатываются возможности личностного роста. Участники учатся самовыражению, уверенности в собственных возможностях, позитивности мышления. Устраняется отвержение собственного «Я». Кроме этого выявляются возможности для дальнейшего развития. Тренинги для развития умственной деятельности. На таких тренингах проводятся упражнения по развитию логики, способности к запоминанию информации, мышления, концентрации, наблюдательности, а также связной речи. Тренинги разминки. Используются в качестве знакомства и для презентации себя. Направлены на создание чувства коллективизма, раскрепощения, улучшение взаимодействий между членами коллектива. Психологические групповые тренинги и групповая психотерапия Групповую психокоррекцию используют как в качестве лечебного метода при нарушении психики, так и в качестве одного из методов работы практикующих психологов. Если групповую психотерапию начали применять в самом начале двадцатого века, то тренинги в современном их понимании появились лишь спустя пятьдесят лет. Групповые тренинги не направлены на лечение, а лишь на психологическую помощь участникам. Участниками тренингов могут быть как люди совершенно психически здоровые, так и страдающие неврозами. А вот сеансы психотерапии организуются только для людей, страдающих психологическими заболеваниями, причем схожими. На тренингах основной упор делается на гармоничное развитие личности, при психокоррекции же упор делается на какие-либо отдельные характеристики. К тому же, на тренингах обычно не используют понятие «норма», при коррекции же специалисты четко придерживаются понятия норм психического развития. На тренингах часто основное внимание уделяется эмоциональному опыту участников, а не обучению их чему-то конкретному. Хотя они и являются методом развивающего обучения.

У групповых тренингов существует ряд преимуществ перед индивидуальными консультациями психолога:

1. Групповые занятия помогают человеку отойти от собственных проблем и трудностей, понять, что такие же сложности возникают у многих, не дают замыкаться в себе.

2. Группа представляет собой маленький макет общества и позволяет отработать множество различных психологических взаимодействий. Что очень показательно и полезно для отработки схем поведения.

3. Обратная связь – это получение поддержки от членов группы, переживающих подобные сложности. Это очень полезное свойство групп, каждый член которых может увидеть свою проблему как в зеркале.

4. Только групповые методы работы позволяют «примерить» на себя различные схемы отношений. Ведь если попробовать подобные эксперименты в действительности, окружающие, скорее всего, просто не поймут их.

5. Работа в группе провоцирует мелкие конфликты, дающие возможность раскрыть полнее проблемы психики членов группы. От умения тренера зависит сдерживание напряженности под контролем.

6. В группе участникам легче исследовать самих себя и раскрывать свои способности. Это повышает самооценку и уверенность в собственных силах.

7. С точки зрения оплаты групповые занятия также предпочтительнее, так как индивидуальные тренинги стоят намного дороже.

Ссылки:

·http://www.tiensmed.ru/news/psihopomosh-2x.html

 

ТЕКСТ 3

Вариант психологического тренинга «Знакомство» для студентов первого года обучения. Цель: адаптация к обучению в ВУЗе.

Тренинговая работаявляется одной из наиболее эффективных форм работы со студентами. Групповая форма тренинга позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные ситуации с учетом индивидуального уровня развития коммуникативной деятельности и уровня социально-психологической адаптации. Социально-психологический тренинг (СПТ) предполагает совмещение информационной подготовки и тренировочных («игровых») упражнений с последующим анализом ситуаций, возникающих в ходе их выполнения. Основной или стержневой целью СПТ является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры. Цели тренинга предполагают решение следующих задач: · - развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров психологической защиты и перехода на личностный уровень общения; · - осознание условий, влияющих на функционирование группы; · - овладение умениями анализа индивидуальных, групповых и организационных проблем; · - овладение приемами эффективного взаимодействия; · - расширение диапазона творческих способностей. Занятие «Знакомство» из цикла социально-психологических тренингов разработано Р.Р. Кутькиной и Т.Е. Косаревской на основе работ В.Ю. Большакова (1996), А.С. Прутченкова (1996), К. Фопеля (1999) и апробировано в рамках работы Психологической службы УО «ВГУ им. П.М.Машерова» (2001-2005). Контингент: студенты академической группы 1 курса (возможно участие куратора группы). Цель занятия: оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. Основные задачи: - знакомство с группой; - осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении; - отработка навыков эффективного взаимодействия; - возможность проявления себя в группе и получение обратной связи; - приобретение навыков совместной деятельности; - определение статусно-ролевой позиции в группе; - создание позитивного микроклимата; - установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку. Занятие рекомендуется проводить в определенной последовательности: 1. Введение · Вводная информация · Цели и задачи занятия · Прояснение запросов участников группы · Правила группы 2. Разминка · «Снежный ком» · «Доверие» · Упражнения на восприятие себя через восприятие другими людьми («механизм обратной связи») · «Интервью» · «Визитка» · «Я за тебя отвечаю» · «А еще я…» · Упражнения на совместную деятельность · «Рисунок вдвоем» · «Факс» · Заключительная часть · «Образ группы» · Рефлексия (подведение итогов работы) Введение Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности – общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, экспериментировать, проявлять творчество, искать более эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения». Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое поведение в последующих ситуациях. Важно помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении других людей, чем свои собственные. Рекомендации ведущему. Далее следует рассказать о целях и задачах тренинга и прояснить запрос каждого участника группы. Правила группы В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила. Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область рассуждений Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» - на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня». Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить. Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений. Упражнение «Снежный ком» Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех. При обсуждении обратить внимание на то, что помогало выполнить упражнение, в каких случаях возникало волнение, смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили, как использовали приемы для запоминания. Упражнение «Доверие». Время выполнения 10-15 минут. «Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования… В этой игре нельзя разговаривать. (1 мин.)Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом…А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие?.. Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти (2-3 мин.)Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве. (1 мин.)Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Понаблюдайте за остальными.» Обсуждение. · Как я себя чувствовал во время выполнения упражнения? · Когда я чувствовал неуверенность? · Когда я чувствовал себя уверенно? · Как я воспринимал руки разных людей? · Какую роль для меня играют прикосновения, если речь идет о вопросе доверия? · Изменилось ли что-нибудь в моем отношении к группе или к партнеру? Упражнения третий части занятия взаимосвязаны, вытекают одно из другого. Упражнение «Интервью» Выполняется в парах. «У вас есть 20 минут в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке». Упражнения «Визитка», «Я за тебя отвечаю» Для выполнения упражнения участники садятся в круг. Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе. По окончании рассказа группа задает уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной. Упражнение «А еще я…» «А сейчас каждый из вас может сказать насколько «визитка» совпадает с вашим собственным представлением о себе, с чем вы согласны, а что вам не соответствует. «Визитку» можно дополнить, начиная фразу словами: «А еще я…».Рекомендации ведущему. При выполнении данного цикла упражнений необходимо поддерживать в группе позитивный эмоциональный фон, интерес участников друг к другу. Упражнение «Рисунок вдвоем» «Для выполнения упражнения вам необходимо объединиться в пары. Постарайтесь выбрать человека менее знакомого вам. Все действия выполняются по инструкции и молча, т.е. разговаривать с партнером не разрешается. Инструкция. Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения – 3минуты.По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность. Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?». Во время выполнения упражнения в группе возникает много положительных эмоций, повышается активность. Обсуждение: · Какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете? · Что помогало и что мешало вам выполнять задание? · Как вы распределяли функции? Кто из вас был лидером? · Похоже ли ваше поведение сейчас на то, что обычно происходит с вами в группе? · Готовы ли вы брать на себя ответственность за принимаемое решение? · Какие собственные идеи вам удалось реализовать и что не получилось? Упражнение «Факс» Рекомендации ведущему. Для выполнения упражнения необходимо заготовить картонку с предложением «Мы лучшая группа!», ручку и бумагу. Все участники становятся в колонну один за другим. Последний участник получает неизвестное группе сообщение («Мы лучшая группа!»). Он передает сообщение по одной букве или символу (рисует пальцем на спине впереди стоящего). Каждый участник передает полученную букву (символ) следующему, выводя у него на спине. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы. Должно получиться предложение. Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то хлопает себя по плечу, значит ее нужно повторить. Буквы лучше использовать печатные. Обсуждение: · Довольны ли вы результатом работы? · Что помогало и что мешало выполнить задание эффективно? · Что можно сказать о слаженности работы группы? · Достаточно ли ответственно вы выполняли свои функции? Упражнение «Образ группы» «Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение группы как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например можно сказать: «Она похожа на клетку со львами, где прекрасные и могучие звери мало знакомые друг другу втиснуты в маленькое пространство. Прутья мешают им двигаться, теснота и тревога делают их агрессивными, и, помимо всего этого их еще кормят непривычной для них пищей». Другую группу можно было бы описать так: «Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед».Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы вашей группе». Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы: - Есть ли во всех этих образах что-то общее? - Все ли образы вам понравились? - Почему возникли те или иные образы? Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную группу, то есть такую, в которой они могли бы учиться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены группы. Рефлексия Эта процедура завершает занятие. Необходимо выслушать каждого члена группы, узнать о его эмоциональном состоянии, дать возможность высказать свое отношение к происходящему. Обсуждение может направляться следующими вопросами: - С какими чувствами вы заканчиваете занятие? - Что было для вас самым эффективным? - Что на занятии вам удалось, а что не получилось? - Какие вопросы или темы у вас вызывают наибольший интерес? Данная процедура (рефлексия) может выполняться и в виде анкетирования. «Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к происходящему. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для всей группы в целом.» Анкета «Откровенно говоря…» Мое имя · Если оценивать мое внутреннее состояние по 10-бальной шкале то: самочувствие - … активность - … настроение - … · Во время занятия я понял, что… · Самым полезным для меня было… · Я не смог быть более откровенным, так как… · На занятии мне удалось… · На занятии у меня не получилось… · На следующем занятии я хотел бы… · На месте ведущего я… Источник: Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с.

 

Ссылки:

· http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1729-trening-qznakomstvo

 

ТЕКСТ 4

мозговая атака

(брейншторминг) (от англ. brain storming — штурм мозга) —методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что приобычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуютконтрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных,стереотипных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, стрHYPERLINK "http://psychology.academic.ru/2481/страх"ахоказаться смешным и др. Чтобы снять действие этих факторов, проводится заседание группы, каждый изчленов которой высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оцениваяих как истинные или ложные, бессмысленные или странные и т. п., стремясь при этом побуждать других кподобным свободным ассоциациям идей. После первого тура «атаки на мозг» общая масса высказанныхидей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащихнаиболее удачные решения. Методика М. а. широко применялась в 50-х гг. в таких странах, как США,Франция, преимущественно при обсуждении технологических задач, а также проблем планирования ипрогнозирования. Практика использования этой методики привела к скептическим оценкам ееэффективности, а экспериментально-психологическая проверка не подтвердила ее преимуществ прирешении творческих задач.

Ссылки:

· http://psychology.academic.ru/3712/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0

 

ТЕКСТ 5

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма. Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свойгибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

·Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.

·Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.

·Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.

·Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

·Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.

·Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.

·Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

·Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.

·Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.

·Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.

·Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Яндекс.Директ

 

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

·Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.

·Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы — проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.

·Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.

·Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.

·Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...