Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религии удалось убедить людей, что на небе живет 12 страница




 

вероятным, чем раньше, потому что полученные новые дан­ные уменьшают шанс события "большого хлопка". Похоже, что нашей Вселенной суждено расширяться бесконечно.

Другой физик-теоретик, Ли Смолин, разработал в выс­шей степени дарвиновскую версию теории мультивселен­ной, включающую и последовательные и параллельные эле­менты. Идея Смолина, более подробно изложенная в книге "Жизнь космоса", напоминает теорию рождения дочерних вселенных от материнских не в результате полного "большого хлопка", а посредством черных дыр. В этой идее присутствует нечто вроде наследственности: главные постоянные вели­чины дочерних вселенных представляют собой слегка "мути­ровавшие" варианты постоянных материнской вселенной. Наследственность — необходимый элемент дарвиновского естественного отбора, и, развивая свою теорию, Ли Смолин продолжает в том же духе. В мультивселенной начинают пре­обладать вселенные, имеющие признаки, необходимые для "выживания" и "размножения". К числу таких необходимых признаков относится способность существовать достаточно долго, чтобы "произвести потомство". Поскольку появление новых вселенных происходит в черных дырах, "успешные" вселенные должны обладать способностью образовывать чер­ные дыры. Данная способность требует наличия ряда допол­нительных свойств, например, материя должна собираться в облака и, далее, в звезды, необходимые для образования чер­ных дыр. Но звезды также необходимы для появления хими­ческих элементов и, следовательно, жизни. Таким образом, по предположению Смолина, в мультивселенной происходит дарвиновский естественный отбор вселенных, напрямую спо­собствующий возникновению черных дыр и косвенно способ­ствующий возникновению жизни. Не все физики в восторге от идеи Смолина, хотя лауреат Нобелевской премии физик Мюррей Гелл-Манн, как утверждают, заявил: "Смолин? Этот молодой парень с сумасшедшими идеями? Вполне возможно,

 

что он не так уж неправ"70. У лукавого биолога может поя­виться мысль, а не нуждаются ли другие физики в "пробуж­дении сознания", которого они могли бы достичь, поглубже познакомившись с дарвинизмом.

Иногда высказывается мнение, что гипотезы о существо­вании многочисленных вселенных — это ненужное сиба­ритство, прибегать к которому не следует. Сторонники этого мнения заявляют: если мы позволяем себе роскошь вообра­жать мультивселенную, стоит ли останавливаться на полпути; почему бы не позволить и бога? Разве обе эти концепции не являются одинаково расточительными, сформулированными с определенной целью и одинаково неудовлетворительными? Рассуждающие так люди не понимают до конца возможностей естественного отбора. Основным различием между реальной сумасбродностью гипотезы бога и кажущейся сумасброд-ностью гипотезы мультивселенной является статистическая невероятность. Несмотря на свою сумасбродность, мульти-вселенная проста. Бог же, как и любой мыслящий, принима­ющий решения и рассчитывающий их последствия сложный субъект, — исключительно невероятен — в том же самом ста­тистическом смысле, как и те объекты, которые он призван объяснить. Сумасбродность мультивселенной заключается в количестве предполагаемых в ней вселенных. Но каждая отдельная вселенная — проста с точки зрения управляющих ею физических законов, ничего исключительно невероятного мы не предложили. Но стоит ввести в гипотезу разумное суще­ство — и ситуация меняется на противоположную.

Некоторые физики верят в бога (из английских физиков я уже упоминал Рассела Станнарда и преподобного Джона Полкинхорна). Неудивительно, что они заявляют о мало-вероятности случайного попадания физических постоян­ных в довольно узкую зону Златовласки и утверждают, что настройку производил какой-то космический сверхразум. В ответ на подобные утверждения я уже говорил, что этот вари-

 

ант порождает больше вопросов, чем решает. А что возражают на это теисты? Как они отвечают на аргумент о том, что любой бог, способный создать Вселенную, а затем точно и предусмот­рительно отладить ее для зарождения нашей жизни, должен быть невероятно сложным объектом, объяснить существова­ние которого сложнее, чем изначальную проблему?

Как и ожидалось, теолог Ричард Суинберн полагает, что знает ответ; он обсуждает данную проблему в своей книге "Есть ли бог?". Сначала, демонстрируя наличие головы на пле­чах, он убедительно показывает, что всегда должно выбирать самую простую, согласную с фактами гипотезу. Наука объяс­няет сложные объекты взаимодействием более простых ком­понентов, из которых они состоят; на самом низшем уровне находится взаимодействие элементарных частиц. Я (и, наде­юсь, вы тоже) нахожу красоту и элегантность в идее, что все тела состоят из элементарных частиц; хотя количество частиц невероятно велико, каждая относится к определенному типу, число которых ограничено. Если мы и можем испытывать сомнение в истинности этой идеи, то только потому, что она кажется чересчур простой. Но для Суинберна она далеко не проста — совсем наоборот.

Поскольку количество частиц одного типа, скажем элек­тронов, невероятно велико, факт наличия у них одинаковых свойств, по Суинберну, представляется странным стечением обстоятельств. С одним электроном он еще готов согласиться. Но миллиарды и миллиарды электронов с одинаковыми свой­ствами вызывают у него недоумение. По его мнению, было бы гораздо естественнее и проще для объяснения, если бы все электроны отличались друг от друга. Более того, ни один элек­трон не должен естественным образом сохранять свои свой­ства более чем на миг — они должны постоянно непредсказу­емо и стремительно меняться. Это, с точки зрения Суинберна, простой, естественный порядок вещей. В случае же более упо­рядоченного хода событий (такого, который вы или я назвали

 

бы простым) требуется искать объяснение. "Только потому, что электроны, кусочки меди и другие материальные объекты имеют в двадцатом веке те же свойства, что и в девятнадцатом, мир в настоящее время таков, каков он есть".

Вводим бога. Бог спасает положение дел, намеренно и непрерывно поддерживая постоянство свойств каждого из миллиардов электронов и кусочков меди и нейтрализуя при­сущую им склонность к хаотическим бесконтрольным изме­нениям. Именно поэтому все электроны похожи друг на друга как две капли воды; именно поэтому все куски меди ведут себя как положено кускам меди, и именно, поэтому каждый электрон и каждый кусок меди не меняет своих свойств из микросекунды в микросекунду и из столетия в столетие. Все это — только благодаря тому, что бог постоянно держит руку на пульсе каждой частицы, усмиряя ее буйные выходки и заго­няя ее в один ряд с собратьями, от которых ей не надлежит отличаться.

Но как может Суинберн утверждать, что эта гипотеза бога, одновременно держащего бесчисленное количество рук на пульсах своенравных электронов, является простой? Это — сама противоположность простоте. Для оправдания своей позиции Суинберн выкидывает следующий, ошеломительный по интеллектуальному нахальству, трюк. Без всякого обосно­вания он утверждает, что бог представляет собой всего лишь одну-единственную, единичную сущность. Не правда ли, по сравнению с безобразно большим числом одиночных и так похожих друг на друга электронов количество требующих объяснения вещей блистательно уменьшилось!

Теизм утверждает, что каждый существующий объект по­явился и существует только благодаря одной-единственной сущности — богу. Он также утверждает, что каждое свойство каждого объекта существует лишь благодаря тому, что бог создал его таким или позволил ему таким быть. Объяснение считается тем более простым, чем меньше для него требуется

 

теоретически постулированных причин. Из этого следует, что наиболее простым объяснением будет такое, для которого тре­буется только одна теоретически постулированная причина. Теизм проще политеизма. И теизм делает только одно теоре­тическое допущение — о существовании субъекта с неограни­ченным могуществом (бог может сделать все логически воз­можное), с неограниченным знанием (бог знает все логически возможное) и неограниченной свободой.

Возникает желание горячо поблагодарить Суинберна за вели­кодушное согласие отказать богу в выполнении логически невозможного. Однако использование его всемогущества для объяснения природных явлений поистине не имеет границ. У науки возникла заминка с объяснением факта X? Не стоит волноваться. Забудьте про X. Стоит подпустить божествен­ного всемогущества — и проблемы X (да и всех прочих) как не бывало, и объяснение получается на редкость простое, потому что речь идет, не будем забывать, лишь об одном-единственном боге. Что может быть проще?

Да почти все. Бог, способный постоянно контролировать и исправлять состояние каждой отдельной частицы Вселен­ной, не может быть простым. Его существование само тре­бует грандиозного объяснения. Что еще хуже (с точки зрения простоты) — другие уголки гигантского сознания бога одно­временно заняты делами, чувствами и молитвами каждого отдельного человека, а также всех инопланетян, возможно населяющих эту и другие сто миллиардов галактик. Согласно Суинберну, богу даже приходится постоянно принимать решение не излечивать нас чудесным образом от рака. Бог не может на это пойти, потому что: "Если бы бог отвечал на все молитвы об избавлении родственника от рака, рак бы пере­стал быть для человечества проблемой, над которой нужно работать". И что бы мы тогда делали с такой уймой свобод­ного времени?

 

Не все теологи заходят так далеко, как Суинберн. Но порази­тельное заявление о простоте гипотезы бога встречается и в других современных теологических трудах. В бытность про­фессором королевской кафедры богословия Оксфорда Кейт Вард откровенно писал об этом в 1996 году в своей книге "Бог, случай и необходимость".

Да будет известно, что теисты считают бога очень элегантным, экономичным и эффективным объяснением происхождения Все­ленной. Экономичность его заключается в том, что существова­ние и свойства абсолютно всех существующих в природе объектов объясняются одной-единственной первопричиной, создателем, дающим смысл существованию всего, включая самое себя. Эле­гантность состоит в том, что исходя из одной ключевой идеиидеи о самом совершенном существелогически развиваются все представления о природе бога и существовании Вселенной.

Подобно Суинберну, Вард неправильно понимает значение слова "объяснять", а также, похоже, не понимает, что под­разумевается под простотой. Не совсем ясно, действительно ли Вард считает бога простым либо вышеприведенный пассаж представляет собой предположение, сделанное в рамках дис­куссии. В книге "Наука и христианская вера" сэр Джон Пол-кинхорн цитирует более ранний критический отзыв Барда на размышления Фомы Аквинского: "Его главная ошибка заключается в предположении, что бог логически прост; не только потому, что его сущность неделима, но и в более глу­боком смысле — в том, что истинное для любой части бога истинно также и для всей его сути. Однако вполне логично предположить, что бог, несмотря на неделимость, имеет слож­ное внутреннее строение". В этом Вард прав. Действительно, в 1912 году биолог Джулиан Хаксли определил сложность как "гетерогенность частей", то есть своего рода функциональную неделимость7'.

 

Из других работ Барда очевидно, с какими трудностями сталкивается теологический ум при попытках объяснить про­исхождение сложных форм жизни. Он цитирует еще одного религиозного ученого, биохимика Артура Пикока (третьего члена упоминавшейся выше тройки религиозных английских ученых), выдвинувшего постулат о существовании в живой материи "предрасположенности к усложнению". Вард характе­ризует ее как "присущую эволюционным изменениям склон­ность к увеличению сложности". Далее следует предположение, что подобная склонность может "проявляться как изменение долевого соотношения результатов мутагенеза в пользу более сложных мутаций". Барду данное утверждение кажется неубе­дительным, и не зря. Склонность эволюции к усложнению в тех эволюционных линиях, где она проявляется, возникает не из-за какой-то предрасположенности к усложнению и не из-за смещенного мутагенеза. Она возникает по причине есте­ственного отбора, который, насколько нам известно, является единственным механизмом, способным производить сложные системы из простых. Теория естественного отбора гениально проста. Столь же просты и исходные посылки, на которых она основана. Жизнь же, которую она объясняет, головокружи­тельно сложна; она сложнее почти всего, что мы можем пред­ставить, за исключением бога, который был бы в состоянии всю ее сотворить.

 

Конференция в Кембридже

 

А НЕДАВНО ПРОХОДИВШЕЙ В КЕМБРИДЖЕ конференции по вопросам науки и религии я выдвинул аргумент, описанный в этой книге под названием "готовый к полету "Боинг-747"-При этом мне пришлось столкнуться с, мягко говоря, искренней неспособностью прийти к единому мнению по поводу простоты бога. В результате я понял много нового и посему хочу поделиться опытом с читателями.

Прежде всего придется исповедаться (полагаю, это верное слово) в том, что финансировал конференцию Фонд Темплтона. Публику составляла горстка тщательно отобранных американ­ских и английских научных журналистов. Среди 18 пригла­шенных докладчиков мне отводилась формальная роль атеиста. Один из журналистов, Джон Хорган, сказал, что каждому из них, помимо оплаты всех расходов, заплатили за присутствие на конференции щедрый гонорар в15тысяч американских долларов. Меня это удивило. Имея большой опыт посещения академических конференций, я еще никогда не слышал, чтобы не только докладчики получали гонорар за выступления, но и публика — за присутствие. Узнай я об этом раньше, сразу бы заподозрил неладное. Уж не пытается ли Фонд Темплтона подкупить пишущих о науке журналистов и смутить их про­фессиональную честность? Подобные же мысли беспокоили и Джона Хоргана, который позднее написал об этом меропри­ятии статью72. В ней он, к моему огорчению, признался, что принять решение об участии ему и другим помогло разрекла-

 

мированное известие о моем присутствии в качестве доклад­чика:

Британский биолог Ричард Докинз, чье участие в конференции убедило меня и моих коллег в ее правомерности, был единствен­ным из выступающих, кто заявил о несовместимости религиоз­ных убеждений с научными. Другие докладчикитри агностика, один иудей и один деист и двенадцать христиан (мусульманский философ отказался от участия в последний момент)явно склонялись в сторону религии, христианства.

Располагающая в общем статья Хоргана противоречива. Несмотря на свои подозрения, он, безусловно, вынес из опыта конференции немало ценного (так же, как и я, о чем будет ска­зано ниже). Вот что он пишет:

Разговоры с верующими помогли мне глубже понять, почему неко­торые умные, хорошо образованные люди принимают религию. Один журналист обсуждал опыт дара языков, другой рассказы­вал о сокровенных взаимоотношениях с Иисусом. Мои убежде­ния не изменились, чего нельзя сказать обо всех остальных при­сутствующих. По крайней мере один участник заявил, что его вера пошатнулась под влиянием проведенного Докинзом анализа религии. И если Фонду Темплтона удалось хотя бы чуть-чуть продвинуть нас в сторону идеального, по моему мнению, мира без религий, может, это не так уж и плохо?

Статья Хоргана была впоследствии воспроизведена его лите­ратурным агентом Джоном Брокманом на веб-сайте "Острие" ("Edge"), часто называемом интерактивным научным салоном, и вызвала ряд комментариев, включая отзыв физика-теоретика Фримана Дайсона. Отвечая Дайсону, я привел цитату из его речи, произнесенной во время получения премии Темплтона. Согласие Дайсона получить премию Темплтона, нечаянно

 

ли, нарочно ли, стало для мировой общественности мощным сигналом. Его невозможно воспринять иначе как поддержку религии одним из самых уважаемых в мире физиков.

Меня устраивает моя, разделяемая огромным количеством хри­стиан, позиция человека, которого мало заботит учение о Троице или историческая достоверность Евангелий.

Разве не это же самое сказал бы любой ученый-атеист, пытаю­щийся прослыть христианином? Вот еще несколько высказы­ваний из той же речи в сопровождении выделенных курсивом воображаемых вопросов чиновнику Фонда Темплтона:

Хотите, чтобы я сказал теперь еще что-нибудь более глубоко­
мысленное? Может быть, попробовать вот так:

—Я не делаю четкого разграничения между разумом и богом.
Бог — это то, во что превращается разум, вырвавшись за пределы
доступного нашему пониманию.

Ну что, хватит? Можно, я пойду опять заниматься физикой?
Нет, еще не достаточно? Ну ладно, тогда вот:

—Даже в кровавой истории хх века можно наблюдать религиоз­
ный прогресс. Два злодея, в лице которых воплотились чудовищ­
ные деяния хх века, — Адольф Гитлер и Иосиф Сталин — оба
были атеистами".

Теперь можно идти?

Дайсон запросто мог бы отмести звучащие в этих цитатах подозрения, если бы решил ясно изложить, какие доказатель-

::" С этой напастью мы разберемся в главе j.

 

ства заставляют его верить в бога больше, чем только в эйн­штейновском смысле, с которым, как я объяснял в главе 1, мы все заведомо согласны. Если я правильно понял статью Хор-гана, в ней подразумевается, что деньги Фонда Темплтона используются на подкуп науки. Я уверен, что Фримена Дай-сона подкупить невозможно. Но прозвучавшая при получе­нии премии речь может оказаться соблазном для других. Пре­мия Темплтона на два порядка выше приманок, предложенных журналистам в Кембридже; ее сумма специально выбрана так, чтобы оказаться больше Нобелевской. Мой друг, философ Дэниел Деннет, как-то по-фаустовски пошутил: "Ричард, если для тебя когда-нибудь наступит черный день.."

Как бы то ни было, в течение двух дней я присутствовал на кембриджской конференции, сделал доклад и участвовал в прениях по ряду других выступлений. Мне хотелось услы­шать комментарии теологов на аргумент о том, что любой бог, способный сотворить Вселенную, сам должен быть сложным и статистически невероятным. Наиболее сильным из прозву­чавших возражений было обвинение меня в насильственном навязывании теологии научной теории познания". Теологи всегда говорят о простоте бога. Как могу я, ученый, заявлять теологам, что их бог должен быть сложным? Раз теологи всегда утверждали, что бог находится за пределами науки, научные аргументы, которые я привык использовать в моей профессии, не имеют силы.

У меня не возникло впечатления, что предлагающие такую уклончивую защиту теологи намеренно лгали. Похоже, они выражали свою точку зрения искренне. Однако я не мог не вспомнить строки Питера Медавара из рецензии на книгу отца Тейяра де Шардена "Феномен человека", рецензии, кото­рую, пожалуй, можно назвать самой негативной из когда-либо написанных: "Автору удастся избежать обвинений во лжи

* Данное обвинение напоминает гипотезу NOMA, чрезмерные претензии которой рассмотрены в главе 2.

 

только по той причине, что, прежде чем обманывать других, он приложил немало усилий, чтобы обмануть себя"73. Встре­ченные мною в Кембридже теологи укрылись в безопасном, недостижимом для рациональных аргументов гносеологиче­ском убежище, потому что они сами так постановили. И кто я такой, чтобы заявлять, что рациональные аргументы являются единственно правильными? Помимо научных методов позна­ния имеются и другие, и для познания бога нужно использо­вать один из них.

Самым важным из этих методов познания, как оказалось, является личный, субъективный опыт. Несколько участников кембриджской дискуссии утверждали, что в голове они ясно слышат, как бог собственной персоной разговаривает с ними. В главе з я уже обсуждал иллюзии и галлюцинации ("Доказа­тельство от личного "опыта"), но во время кембриджской кон­ференции мне на ум пришли еще два аргумента. Во-первых, если бог действительно разговаривает с людьми, данный факт бесспорно подпадает под научную теорию познания. Бог про­рывается из своей потусторонней обители в наш мир, где его послания воспринимаются обычным человеческим мозгом, — и вы говорите, что науке здесь нечего делать? Во-вторых, спо­собный одновременно посылать разумные сигналы миллио­нам людей и получать от них ответы, бог, кем бы или чем бы он ни был, никак не может быть простым. С таким-то рабочим диапазоном частот! Пусть у бога нет состоящего из нейронов мозга или кремниевого процессора, но если он действительно так всемогущ, как считается, то он должен быть устроен еще более сложно, еще более неслучайно, чем самый сложный известный нам мозг или компьютер.

Снова и снова мои религиозные друзья возвращались к тому, что должна быть причина, почему все существующее существует, хотя могло бы и не существовать. Всему должна быть первопричина, и почему бы не называть ее богом. Хорошо, соглашался я, но первопричина должна была быть по

 

своей сути простой, и поэтому, если ей и нужно придумать имя, то "бог" здесь не подойдет (если только не оговорить спе­циально, что под этим термином мы не подразумеваем всего того, что наполняет головы большинства верующих). Искомая первопричина должна была просто предоставить исходный материал для самоуправляемого "подъемного крана", который постепенно поднял наш мир до нынешнего сложного состоя­ния. Заявлять, что первопричинный движитель был достаточно сложным, чтобы заниматься "разумным замыслом", не говоря уже об одновременном чтении мыслей миллионов людей, — все равно что сдавать себе идеальные карты при игре в бридж. Посмотрите на окружающую нас биосферу, амазонские джунгли с их густым переплетением лиан, корней и причуд­ливыми арками; с их армиями муравьев, ягуарами, тапирами и пекари, древесными лягушками и попугаями. Все вместе это статистически эквивалентно идеальной сдаче карт (задумай­тесь о мириадах других возможных способов смешать состав­ные части, ни один из которых не будет работать) — но теперь нам известно, как это все получилось: благодаря постепенной работе "крана" естественного отбора. Против безропотного согласия с идеей спонтанного появления столь невероятных вещей бунтуют не только ученые — возмущается сам здравый смысл. Заявление о том, что первопричина, то есть "великое неизвестное", благодаря которому вместо небытия имеет место бытие, представляет собой существо, способное спроектиро­вать Вселенную и разговаривать одновременно с миллионом людей, — это фактический отказ от попытки объяснения. Это безобразное проявление бездумной, самоублажающей склон­ности к фантазиям.

Я не пытаюсь пропагандировать узконаучный тип мыш­ления. Но любая честная попытка объяснить такие исключи­тельно маловероятные вещи, как джунгли, коралловый риф или Вселенная, должна по меньшей мере предлагать вниманию "кран", но не "небесный крюк". Таким "краном" необязательно

 

должен быть естественный отбор. Хотя, признаемся, лучшей альтернативы пока никто не предложил. Но могут существо­вать другие, еще не открытые "краны". Может быть, инфляци­онное расширение, которое, по словам физиков, происходило в течение доли первой йоктосекунды существования Вселен­ной, окажется, при лучшем понимании, космологическим "краном", аналогичным биологическому "крану" Дарвина. Или искомый космологами "кран" окажется сродни дарвинов­скому: модель Смолина либо что-то ей аналогичное. А может, это будет предсказываемая Мартином Ризом и другими муль-тивселенная плюс антропный принцип. В конце концов, "кра­ном" может оказаться даже сверхчеловеческий творец, но в таком случае он не мог появиться "просто так" или всегда существовать. Если наша Вселенная — продукт замысла (чему я ни минуты не верю) и если, аргумента ради, Мыслитель умеет читать наши мысли и снабжать каждого мудрым советом, прощением и искуплением, то такой Мыслитель сам должен быть конечным продуктом кумулятивного подъема "краном", вероятно аналогичным дарвиновскому и работающим в дру­гой вселенной.

Последним средством защиты для моих кембриджских оппонентов стало нападение. Они заявили, что мои взгляды принадлежат XIX веку. Этот упрек настолько нелеп, что я почти забыл его упомянуть. Однако, к сожалению, слы­шать его приходится нередко. Тем не менее согласимся, что заклеймить мнение как устаревшее не означает его опроверг­нуть. В xix веке было немало блестящих идей, включая — не в последнюю очередь — и опасную идею Дарвина. В любом случае бросающему подобный упрек господину не мешало бы вспомнить пословицу о соломинке в чужом глазу и бревне в своем, поскольку сам он (известный кембриджский геолог, безусловно достаточно овладевший фаустовской казуистикой, чтобы получить премию Темплтона) оправдывал собствен­ные христианские убеждения тем, что он называл "историч-

 

ностью" Нового Завета. Именно в XIX веке теологи, в осо­бенности немецкие, подвергли, на основании доказательных методов изучения истории, вышеупомянутую "историчность" серьезному сомнению. И присутствовавшие на кембридж­ской конференции теологи не преминули немедленно на это указать.

В любом случае ехидство по поводу "xix века" не ново. Оно сродни насмешкам над "деревенским атеистом". А также высказыванию: "Что бы ты о нас ни думал, ха-ха-ха, мы и сами не верим в старика с длинной белой бородой, ха-ха-ха". Все эти три шутки имеют скрытый смысл, подобно тому как во время моего пребывания в 1960-х годах в Америке выражение "поря­док и законность" прикрывало расизм полицейских в отноше­нии чернокожего населения'. Что же на самом деле означает фраза "Вы рассуждаете, как в xix веке" в контексте религиоз­ной дискуссии? Она означает следующее: "Вы так прямоли­нейны и недипломатичны, разве можно задавать такие откро­венные, недвусмысленные и грубые вопросы, как "Верите ли вы в чудеса?" или "Верите ли вы, что Иисус родился в резуль­тате непорочного зачатия?". Вы что, не знаете, что в прилич­ном обществе таких вопросов не задают? Они вышли из моды в xix веке". Но подумайте, почему невежливо в наше время задавать религиозным людям подобные вопросы? Потому что отвечать на них неудобно. Потому что положительный ответ ставит отвечающего в неловкое положение.

Вот мы и выяснили связь с XIX веком. В xix веке образо­ванные люди последний раз имели возможность заявить, не краснея, что они верят в такие чудеса, как непорочное зачатие. Нынче многие образованные христиане слишком преданы своей вере, чтобы отрицать непорочное зачатие и воскресе­ние, но они тем не менее испытывают неловкость, потому что

::" В Великобритании в аналогичном смысле используется выражение "внутригород­ские кварталы", что позволило Оберону Во однажды сделать остроумную ссылку на "внутригородские кварталы обоего пола".

 

рациональное сознание говорит им, что это нелепо. Поэтому им неприятны расспросы, и когда кто-нибудь вроде меня тре­бует от них прямого ответа, его начинают обвинять в том, что его идеи "взяты из XIX века". Ну разве это не смешно?

Конференция привела меня в бодрое рабочее настроение и укрепила уверенность в том, что аргумент "готового к полету "Боинга-747" является серьезным доводом против существова­ния бога, на который, несмотря на многочисленные просьбы, мне так и не удалось услышать от теологов убедительного ответа. Дэн Деннет справедливо называет его "неотразимым опровержением, не менее мощным сегодня, чем двести лет назад, когда в "Диалогах" Юма Филон громил с его помощью Клеанта. "Небесный крюк" в лучшем случае отодвигает реше­ние проблемы, но Юм не знал ни одного "крана", поэтому ему пришлось сдаться"74. Такой "кран" появился с открытием Дар­вина. Вот бы Юм обрадовался!

В данной главе приводятся центральные аргументы книги, и поэтому, опасаясь показаться назойливым, я все же сумми­рую основные идеи в шести пунктах:

1. На протяжении веков одной из главнейших проблем, сто­
явших перед человеческим разумом, было объяснение
появления во Вселенной сложных, маловероятных объ­
ектов, выглядящих так, как будто их нарочно спроектиро­
вали.

2. Возникает естественное желание заявить, что напоминаю­
щие продукты замысла объекты действительно были спро­
ектированы. В случае созданных человеком вещей, таких,
как, скажем, часы, их действительно спроектировал "разу­
мный творец" — инженер. Возникает искушение исполь­
зовать аналогичную логику для объяснения строения глаза
или крыла, паука или человека. •

 

3. Это искушение ведет в тупик, потому что гипотеза творца немедленно порождает еще большую проблему: кто спро­ектировал дизайнера? Наша исходная проблема состоит в необходимости объяснить статистическую невероят­ность. Очевидно, что, предложив в качестве решения нечто еще более невероятное, справиться с ней невозможно. Нам нужен "подъемный кран", а не "небесный крюк", потому что только при помощи "крана" можно постепенно и не прибегая к чудесам подняться от простоты к иначе не объ­яснимой сложности.

4- Самый элегантный и мощный "подъемный кран", извест­
ный нам сегодня, — это дарвиновская теория эволюции
путем естественного отбора. Дарвин и его последователи
показали, каким образом живые существа, явно стати­
стически невероятные и похожие на дело рук "разумного
творца", образовались в процессе медленной, постепенной
эволюции из более простых существ. В настоящее время
можно с уверенностью сказать, что иллюзия "замысла"
живых существ является не более чем иллюзией.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...