Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религии удалось убедить людей, что на небе живет 16 страница




 

свободная ниша для молочника. Пустующее место заполнит невидимая рука естественного отбора. Но это отличается от спуска "сверху" планового приказа о назначении тройки: сапожника, пирожника и молочника. Идея сотрудничающих, собранных "невидимой рукой" групп является ключевой для понимания сущности и работы религиозных мемов.

В разных генетических пулах возникают различные группы. В генетических пулах хищников присутствуют гены, програм­мирующие органы чувств и когти для обнаружения и поимки дичи, зубы и переваривающие мясо белки — для ее пожирания, а также огромное количество других, слаженно работающих друг с другом генов. Одновременно с этим в генетических пулах травоядных естественный отбор благоприятствовал дру­гим наборам совместимых, вместе работающих генов. Хорошо известно, что успех гена зависит от совместимости определяе­мого им фенотипа со средой обитания вида: пустыней, лесом и так далее. Но нужно также подчеркнуть зависимость его успеха от совместимости с другими генами данного генетиче­ского пула. Ген хищника не выживет в генетическом пуле тра­воядных, и наоборот. С точки зрения гена видовой генетиче­ский пул — набор генов, постоянно перемешиваемых в новые комбинации в процессе полового размножения, — представ­ляет собой генетическую "окружающую среду", в которой отбор гена производится на основе его способности к сотруд­ничеству с другими. И хотя меметические пулы менее упо­рядочены и систематизированы, чем генетические, их тем не менее можно считать важной частью "окружающей среды" каждого мема — участника мемплекса.

Мемплекс представляет собой набор мемов, необязательно приспособленных к успешному выживанию поодиночке, но успешно выживающих и работающих в присутствии других членов мемплекса.

В предыдущем разделе выражалось сомнение в том, что естественный отбор влияет на конкретные детали в эволю-

 

ции языков. Полагаю, что в эволюции языков главную роль играет случайный дрейф. Можно, конечно, предположить, что определенные гласные или согласные легче передавались в гористой местности и поэтому они получили распростране­ние в швейцарских, тибетских и андских диалектах, тогда как другие звуки, более удобные для шепота в густых лесах, харак­теризуют языки пигмеев и амазонских племен. Но вышеупо­мянутый пример естественного отбора в эволюции языков — теория о возможном функциональном значении Великого сдвига гласных — такими причинами не объяснишь. Скорее всего, сдвиг гласных произошел по причине группирования совместимых мемов в мемплексы. Сначала, по неизвестной причине, возможно — как подражание индивидуальным речевым особенностям популярного или влиятельного чело­века (существует мнение, что так появилась испанская шепе­лявость), изменилась одна гласная. Да и неважно, что вызвало изменение первой гласной; важно, что, по данной теории, изменение одной гласной вызвало неизбежное, каскадное изменение всех остальных, чтобы избежать неясности про­изношения. На следующей стадии произошел отбор мемов с учетом уже имеющихся в меметическом пуле, в результате чего образовались новые, состоящие из совместимых мемов, мемплексы.

Теперь наконец мы готовы обратиться к меметической тео­рии религии. Некоторые религиозные идеи, подобно неко­торым генам, могли выжить благодаря собственным достоин­ствам. Такие мемы выживают в любом пуле, вне зависимости от окружения (хочу еще раз сделать важное пояснение, что "достоинство" в данном контексте означает лишь "способность выживать в пуле"; никаких других оценок здесь не предпола­гается). Некоторые религиозные идеи выживают по причине совместимости с другими, уже широко распространенными в пуле мемами, то есть как часть мемплекса. Ниже приводится перечень религиозных мемов, выживание которых в мемети-

 

ческом пуле можно объяснить либо собственным "достоин­ством", либо совместимостью с имеющимся мемплексом.

■ Вы переживете собственную смерть.

■ Приняв мученическую смерть, вы попадете в самую луч­
шую часть рая и получите в свое распоряжение семьдесят
две девственницы (посочувствуйте судьбе несчастных дев­
ственниц).

■ Еретиков, богохульников и богоотступников нужно уби­
вать (или наказывать другим образом, например изгнанием
из семьи).

■ Вера в бога является высшей добродетелью. Если она
пошатнулась, необходимо приложить все усилия для ее
восстановления, умоляя при этом бога искоренить неве­
рие. (В обсуждении пари Паскаля уже упоминалась стран­
ная уверенность в том, что богу больше всего импонирует
наша вера в него. Тогда это казалось странным, но вот вам
и объяснение!)

■ Вера (бездоказательная уверенность в чем-то) является
добродетелью. Чем крепче ваша вера перед лицом дока­
зательств обратного, тем больше ваша добродетель. Осо­
бенно высоко награждаются религиозные виртуозы, спо­
собные верить в совсем уж нелепые, неподтвержденные
и, по сути, неподтверждаемые вещи вопреки всем фактам
и здравому смыслу.

■ Любой, даже неверующий человек должен автоматически
и без рассуждений уважать религиозные верования больше,
чем он уважает любые другие убеждения (об этом говори­
лось в главе i).

■ Существуют странные вещи (такие, как Троица, пресу­
ществление, боговоплощение), которые нам не полагается
понимать. Лучше даже не пытаться, ибо попытка понять
может привести к их разрушению. Называйте их таинством
и научитесь удовольствоваться этим.

■ Прекрасная музыка, искусство и Священное Писание
являются самотиражирующимися выражениями религиоз­
ных идей'.

Некоторые из перечисленных идей, возможно, имеют доста­точную ценность для собственного выживания, чтобы пре­успеть в любом мемплексе. Но, по аналогии с генами, неко­торые мемы выживают только в группе с другими мемами, в результате чего образуются альтернативные мемплексы. В качестве двух альтернативных мемплексов можно рассматри­вать две альтернативные религии. Ислам, к примеру, можно сравнить с группой генов хищников, буддизм — с группой генов травоядных. Строго говоря, идеи одной религии не "лучше" идей другой, подобно тому как гены хищников не "лучше" генов травоядных. От религиозных мемов не требу­ется абсолютной способности к выживанию; им лишь нужно хорошо работать в присутствии других мемов своей религии, но не мемов других религий. Согласно этой модели, скажем, католицизм и ислам не обязательно должны быть плодом твор­чества отдельных индивидуумов; они могли развиваться как две альтернативные группы мемов, процветающих в присут­ствии других мемов данного мемплекса.

Художественные школы и жанры можно рассмотреть как альтернативные мем­плексы, поскольку художники копируют друг у друга идеи и сюжеты и новые выживают только в случае удачного смешения с предыдущими. Весь предмет истории искусства, с ее изучением сложных вопросов иконографии и символизма, можно рассматривать как углубленное исследование мемплексов. Определенные детали сохранялись или отсеивались на основе присутствия в меметическом пуле тех или иных мемов, часто религиозных.

 

Организованные религии организуются людьми: свя­щенниками, епископами, раввинами, имамами и айятол-лами. Но, возвращаясь к примеру с Мартином Лютером, хочу подчеркнуть: это не означает, что религии были людьми при­думаны и "спроектированы". Даже если власть имущие экс­плуатируют религию и манипулируют ею в собственных целях, существует значительная вероятность того, что боль­шая часть деталей каждой религии появилась в результате бес­сознательной эволюции. Причина этому — не генетический естественный отбор: он происходит слишком медленно и не может служить объяснением стремительной эволюции и раз­деления религий. Генетический естественный отбор играет в этой истории одну роль: он "обеспечивает" мозг, с его склон­ностями и погрешностями, — аппаратное средство, снабжен­ное системным программным обеспечением нижнего уровня, необходимое для протекания меметического отбора. Про­ходящий в данной среде меметический естественный отбор, по моему мнению, предлагает разумное объяснение деталей развития конкретных религий. На ранних стадиях эволю­ции религии, до ее формальной организации, простые мемы выживают благодаря их универсальной привлекательности для человеческой психики. На данном этапе меметическая теория религии и теория религии как побочного продукта работают параллельно. Для более поздних стадий, на которых появля­ются формальная организация и тщательно разработанные, специфичные для каждой религии особенности, можно с успе­хом использовать теорию мемплексов — групп совместимых мемов. При этом не исключается дополнительное воздействие намеренной манипуляции со стороны священников и других заинтересованных лиц. Не исключено, что религии, подобно школам и направлениям в искусстве, по крайней мере частично представляют плод "разумного замысла".

Одной практически полностью намеренно созданной рели­гией является сайентология, но полагаю, что это исключение

 

из общего правила. Другим кандидатом на роль намеренно созданной религии является мормонизм. Ее предприимчиво лживый изобретатель Джозеф Смит не поленился написать целую новую священную книгу, Книгу Мормона, в которой фальшивым английским языком xvn века изложил новую, высосанную из пальца фальшивую версию американской исто­рии. Со времени своего появления в xix веке мормонизм эво­люционировал и сегодня является в Америке одной из наибо­лее уважаемых и популярных религий — говорят, что число ее приверженцев растет самыми быстрыми темпами, и уже идут разговоры о выставлении кандидата на пост президента.

Эволюция свойственна большинству религий. Какой бы теории эволюции религий мы ни придерживались, она должна суметь объяснить поразительную скорость процесса религиоз­ной эволюции в благоприятных условиях. Рассмотрим это на примере.

 

Карго-культы

 

В фильме "Житие Брайана по Монти Пай-тону" одной из множества верно подмеченных деталей является то, с какой поразительной ско­ростью может возникнуть тот или иной религи­озный культ. Появившись буквально в одночасье, он закрепляется в культурной жизни и с пугающей быстро­той начинает играть все более важную роль. Самыми знаме­нитыми из реальных примеров подобных культов являются карго-культы тихоокеанской Меланезии и Новой Гвинеи. Еще свежа вся история этих культов — от появления до угасания. В отличие от культа Иисуса, достоверных свидетельств о про­исхождении которого не сохранилось, в данном случае все события разворачивались у нас на глазах (но даже здесь, как убедимся, некоторые детали оказались утрачены). Порази­тельно, что культ христианства почти наверняка зародился подобным же образом и распространялся вначале не менее стремительно.

Мой главный источник информации о карго-культах — книга Дэвида Аттенборо "Поиски в раю", любезно подарен­ная мне автором. Все культы — от самых ранних, девятнад­цатого столетия, и до более известных, возникших уже после окончания Второй мировой войны, — следовали одной и той же схеме. По-видимому, в каждом случае островитяне были глубоко поражены чудодейственными предметами, принад­лежавшими белым пришельцам — управляющим, солдатам и миссионерам. Возможно, они пали жертвами Третьего

 

закона Артура Кларка, который я приводил в главе 2: "Любая достаточно развитая технология неотличима от волшеб­ства".

Островитяне замечали, что владевшие этими чудесами белые люди никогда не изготавливали их сами. Для починки их отсылали прочь, а новые предметы появлялись в качестве "груза" на кораблях и, позднее, самолетах. Никто никогда не видел белого человека, занятого производством или почин­кой чего-либо; более того, белые люди вообще не занимались какой бы то ни было полезной деятельностью (сидение за столом и перебирание бумажек явно было каким-то религи­озным ритуалом). Сверхъестественное происхождение "груза" не вызывало сомнения. Словно в подтверждение этой гипо­тезы, некоторые действия белых людей можно было расценить только как религиозные церемонии:

Они строят высокие мачты и закрепляют на них проволоку; сидят и слушают маленькие коробочки, мигающие огоньками и испускающие загадочные звуки и сдавленные голоса; уговаривают местное население надевать одинаковую одежду и шагать взад-впередболее бессмысленного занятия и представить нельзя. И вдруг туземцы нашли разгадку тайны. Все эти непонятные действияи есть ритуалы, при помощи которых белый чело­век убеждает богов присылать "груз". Туземцу, чтобы получить "груз", тоже нужно совершать эти действия.

Поразительно, что похожие карго-культы независимо зароди­лись на островах, далеких друг от друга не только географи­чески, но и в культурном плане. Дэвид Аттенборо пишет, что

антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Кале­донии, четырена Соломоновых островах, четырена Фиджи, семьна Новых Гебридах и более сорокав Новой Гвинее, при­чем, как правило, они возникли совершенно независимо друг от

 

друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с "грузом" прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности чело­веческой психики в целом.

Один хорошо известный культ на острове Танна архипелага Новые Гебриды (с 1980 года носящем название Вануату) существует до сих пор. Центральная фигура культамессия по имени Джон Фрум. Первые упоминания о Джоне Фруме в официальных доку­ментах датированы 194° годом, однако, несмотря на молодость этого мифа, никому не известно, существовал ли Джон Фрум на самом деле. Одна из легенд описывает его как одетого в пальто с блестящими пуговицами невысокого человека с тонким голосом и белесыми волосами. Он делал странные пророчества и прила­гал все усилия к тому, чтобы настроить население против мис­сионеров. В конце концов он возвратился к предкам, пообещав свое триумфальное второе пришествие, сопровождаемое изоби­лием "груза". В его видении конца света фигурировал "великий катаклизм": упадут горы и засыплются долины", старики вновь обретут молодость, исчезнут болезни, белые люди будут навеки изгнаны с острова, а "груз" прибудет в таких количествах, что каждый сможет взять сколько захочет.

Но более всего правительство было обеспокоено пророче­ством Джона Фрума о том, что во время второго пришествия он принесет с собой новые деньги с изображением кокосового ореха. В связи с этим все должны избавиться от валюты белого человека. В 1941 году это привело к повальной трате денег

Сравните с Книгой Исайи (40:4): "Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся..." Объяснение данного сходства вовсе не обязательно искать в осно­вополагающих свойствах человеческой психики или в коллективном бессознатель­ном Юнга — просто острова десятилетиями кишели миссионерами.

 

среди населения; все бросили работать, и экономике острова был нанесен серьезный ущерб. Администрация колонии аре­стовала зачинщиков, но никакие действия не могли искоре­нить культ Джона Фрума. Церкви и школы христианской мис­сии опустели.

Чуть позже распространилась новая доктрина, гласившая, что Джон Фрум — король Америки. Как нарочно, приблизи­тельно в это время на Новые Гебриды прибыли американские войска, и — о чудо из чудес — среди солдат были черноко­жие люди, которые не бедствовали, подобно островитянам, но

... имели "груз" в таком же изобилии, как и белые солдаты. Волна радостного возбуждения захлестнула Танну. Апокалипсис неиз­бежно должен был вот-вот наступить. Казалось, все готовятся к прибытию Джона Фрума. Один из старейшин объявил, что Джон Фрум прилетит из Америки на самолете, и сотни людей принялись расчищать кустарник в центре острова, чтобы его самолету было куда приземлиться.

На аэродроме установили диспетчерскую вышку из бамбука, в которой сидели "диспетчеры" с деревянными наушниками на головах. На "взлетно-посадочной полосе" соорудили макеты самолетов, призванные заманить на посадку самолет Джона Фрума.

В пятидесятые годы молодой Дэвид Аттенборо приплыл на Танну вместе с оператором Джеффри Муллиганом, чтобы исследовать культ Джона Фрума. Они собрали много фак­тов об этой религии и в конце концов были представлены ее первосвященнику — человеку по имени Намбас. Нам-бас по-приятельски называл своего мессию просто "Джон" и утверждал, что регулярно говорит с ним по "радио" ("радио­хозяин Джон"). Это происходило так: некая старушка с обмо­танными вокруг талии проводами впадала в транс и начинала нести околесицу, которую Намбас затем толковал как слова

 

Джона Фрума. Намбас заявил, что знал о приезде Дэвида Аттенборо заранее, потому что Джон Фрум предупредил его "по радио". Аттенборо попросил разрешения взглянуть на "радио", но ему (по понятным причинам) отказали. Тогда, сме­нив тему, он спросил, видел ли Намбас Джона Фрума.

Намбас страстно закивал:

Моя видеть его куча раз.

Как он выглядит?
Намбас ткнул в меня пальцем:

Похож как твоя. У него белый лицо. Он высокий человек.
Он жить в Южная Америка.

Это описание противоречит упоминавшейся выше легенде о том, что Джон Фрум был небольшого роста. Так эволюцио­нируют легенды.

Считается, что Джон Фрум возвратится ц февраля, но год его возвращения неизвестен. Ежегодно 15 февраля верующие собираются на религиозную церемонию, чтобы поприветство­вать его. Возвращение еще не состоялось, но они не падают духом. Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:

Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон
Фрум сказал, что "груз" придет. Он обещал и обещал, а "груз" все
равно не приходит. Девятнадцать лет
не слишком ли долго вы
ждете?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не
приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнад­
цать лет.

В книге Роберта Бакмана "Можно ли быть хорошим без бога?" цитируется тот же восхитительный ответ почитателя Джона

 

Фрума, данный канадскому журналисту примерно через 40 лет после встречи Сэма и Дэвида Аттенборо.

В 1974 Г°ДУ острова посетили королева Елизавета и принц Филип, и принц был впоследствии обожествлен в рамках культа "Джон Фрум — дубль два" (и снова заметьте, как быстро меняются детали в религиозной эволюции). Принц — импо­зантный мужчина, без сомнения выглядевший впечатляюще в белой форме военно-морских сил и шлеме с плюмажем, и, пожалуй, неудивительно, что объектом почитания стал именно он, а не королева, — не говоря уже о том, что особенности местной культуры не позволяли островитянам принять в каче­стве божества женщину.

Не хочется делать из карго-культов Южной Океании далеко идущие выводы. Тем не менее они представляют крайне интересную современную модель зарождения религии почти на пустом месте. Что особенно важно — они указывают на четыре особенности происхождения религий вообще, которые я кратко изложу здесь. Во-первых, это поразительная скорость, с которой может возникнуть новый культ. Во-вторых, ско­рость, с которой теряются подробности возникновения культа. Джон Фрум, если он вообще существовал, жил совсем недавно. Несмотря на это, трудно установить, жил ли он вообще. Тре­тья особенность — независимое возникновение похожих культов на разных островах. Систематическое изучение этого сходства может обнаружить новые данные о человеческой психике и ее подверженности религиозной вере. В-четвертых, карго-культы похожи не только друг на друга, но и на более ранние религии. Можно предположить, что христианство и другие древние религии, ныне распространенные по всему миру, зародились как местные культы, подобные культу Джона Фрума. Некоторые ученые, например, профессор еврейской культуры Оксфордского университета Геза Вермес, высказы­вали предположение о том, что Иисус был одним из многих появившихся в то время в Палестине пылких проповедников,

 

которых окружали похожие легенды. От большей части этих культов не осталось и следа. Согласно данной точке зрения, сегодня мы имеем дело с тем из них, которому удалось выжить. В течение столетий в результате дальнейшей эволюции (или меметического отбора, если вам импонирует этот термин) он преобразился в сложную систему — или даже в разветвленный набор потомственных систем, господствующий в настоящее время на большей части земного шара. Гибель таких обаятель­ных фигур современности, как Хайле Селассе, Элвис Пресли и принцесса Диана, также позволяет исследовать быстрое воз­никновение культов и их последующую меметическую эволю­цию.

Вот и все, что мне хотелось сказать об истоках возникнове­ния религии как таковой, за исключением небольшого добав­ления в главе ю, где, анализируя удовлетворение религией психологических "нужд", мы обсудим распространенный среди детей феномен "воображаемого друга".

В следующей главе мы рассмотрим широко бытующее убеждение в том, что нравственность обязана своим проис­хождением религии. Хочется с этим поспорить. Я считаю, что происхождение нравственности также можно исследовать с эволюционной точки зрения. Подобно тому как мы спра­шивали, "в чем состоит ценность религии для выживания", зададим теперь тот же вопрос о нравственности. Нравствен­ность, скорее всего, старше религии. Рассматривая религию, мы, отрешившись ненадолго от проблемы, перефразировали постановку вопроса; занимаясь нравственностью, мы также увидим, что она является побочным продуктом другого фено­мена.

 

Глава шестая

Корни нравственности

почему мы хорошие?

Наше положение на Земле поистине удивительно. Каждый

появляется на ней на короткий миг, без понятной цели,

хотя некоторым удается цель придумать. Но с точки

зрения обыденной жизни очевидно одно: мы живем для

других людейи более всего для тех, от чьих улыбок

и благополучия зависит наше собственное счастье.

Альберт Эйнштейн

 

Многие религиозные люди не могут представить, как можно без веры быть хорошим или даже хотеть быть хоро­шим. Этот вопрос будет обсуждаться в данной главе. Порой подобные сомнения усугубляются, вызывая у верующих парок­сизмы ненависти в отношении тех, кто не разделяет их веру. Это важно, поскольку моральные соображения часто опреде­ляют отношение верующих ко многим вопросам, не имеющим прямой связи с нравственностью. Значительная доля возраже­ний против преподавания эволюции в школе никак не связана с эволюцией и научными проблемами, а подстрекается оскорб­ленными моральными чувствами. Возражения варьируют от наивных: "Если вы будете учить детей, что они произошли от обезьян, они и вести себя будут, как обезьяны", — до более изощренных аргументов, входящих в стратегию "расклини­вания", применяемую сторонниками "разумного замысла", беспощадно выставленных напоказ в книге Барбары Форрест и Пола Гросса "Троянский конь креационизма: "расклинива­ние" как стратегия "разумного замысла".

Читатели моих книг присылают мне множество писем, большую часть — с дружеской поддержкой, некоторые — с полезной критикой, но порой попадаются злобные и даже угрожающие. С горечью отмечаю, что самые мерзкие выпады, почти без исключения, связаны с религией. Подобные гру­бые нападки часто становятся уделом людей, зачисленных во

'" Хочу воспользоваться случаем и извиниться, что не всегда удается достаточно полно ответить на каждое.

 

враги христианства. Вот, к примеру, помещенное в Интернете письмо, адресованное Брайану Флемингу, автору и режиссеру искреннего и трогательного, защищающего атеизм фильма "Бог, которого не было"86. Его опубликовали 21 декабря 2OO5 года под заголовком "Гори, а мы посмеемся":

Ну вы наглые до предела. С какой радостью я взял бы нож, вспорол вам, дуракам, брюхо и завопил бы от радости, когда ваши кишки вывалятся вам под ноги. Вы пытаетесь разжечь священную войну, и тогда я и другие, мне подобные, с радостью сделаем все, о чем я написал выше.

Тут автора, видимо, наконец осенило, что его язык не очень вяжется с идеалами христианства, и он продолжает более миролюбиво:

Но БОГ учит нас не мстить врагам, а молиться за таких, как

вы.

Увы, милосердия хватило ненадолго:

Меня утешает мысль о том, что БОГ подвергнет вас наказанию в юоо раз худшему, чем все, что я когда-либо смогу сделать. Самое лучшее, что вы БУДЕТЕ вечно мучиться за грехи, о которых вы и понятия не имеете. Гнев БОЖИЙ не знает пощады. Ради вас самих надеюсь, что вы увидите истину до того, как напоретесь на нож. Счастливого РОЖДЕСТВА!

PS. Вы, люди, даже представить себе не можете, что вас ожи­дает... Слава БОГУ, я не такой, как вы.

Не устаю поражаться тому, как разница мнений в теологиче­ском вопросе может породить такую ненависть. Вот еще при­мер (с сохранением оригинальной орфографии) из почтового

 

ящика редактора журнала "Свободная мысль сегодня", опубли­кованный Организацией за свободу от религии (Freedom from Relogion Foundation — FFRF), мирно протестующей против нарушения конституционного отделения церкви от государ­ства:

Привет, извращенцы-сыроеды. Нас христиан намнога больше чем вас подонки. Разделения церкви и государства НЕТ и вы езычники проиграете...

Против сыра-то что они имеют? Мои американские друзья предположили, что, возможно, это намек на известный сво­ими либеральными умонастроениями штат Висконсин, центр молочного животноводства, в котором базируется FFRF, -— но, разумеется, должен быть еще какой-то смысл? И далее:

Сатанинское отродье... Чтоб вы сдохли и горели в аду... Надеюсь вы подцепите какую-нибудь страшную болезнь типа рака пря­мой кишки и после долгой мучительной агонии встретитесь со своим богом, САТАНОЙ... Эй, парни, ваша свобода от религии атдает дерьмом... Вы все там пидерасы и лесбиянки не парьтесь и думайте что делаете патамушто как только зазеваетесь Бог вам такое устроит... Если вам не нравится наша страна и на чем и зачем она устроена у... те отсюда прямо в ад...

PS. На... вас всех коммунячьи проститутки... Увозите свои чер­ные ж... из США... Никакого прощенья вам не будет. ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС уже доказал созданием свое всемогущество.

Почему не Аллах доказал всемогущество? Или не господь Брахма? Или даже не Яхве?

Мы не собираемся сидеть и молчать. Если в будущем разразиться драка, то из-за вас. Моя винтовка заряжена.

 

Не устаю поражаться, ну зачем богу такая свирепая защита? Казалось бы, уж он-то может сам за себя постоять. Да, кстати, редактор, на чью голову обрушились такие злобные и жуткие угрозы, — милая и воспитанная молодая женщина.

Видимо, потому, что я живу не в Америке, большая часть адресованных мне писем не может сравниться по выразитель­ности с процитированными выше, но в них трудно обнару­жить и милосердие, которым славился основатель христиан­ства. Нижеприведенное письмо, полученное в мае 2005 года от английского врача, несмотря на всю неприязнь, кажется мне скорее раздраженным, чем злобным; читая его, понима­ешь, что стоит затронуть вопросы нравственности — и тут же обнаруживается враждебность к атеизму. Разнеся в первых же строках в пух и прах эволюцию (саркастически поинтересо­вавшись при этом, "продолжают ли эволюционировать негри­тосы"), оскорбив лично Дарвина, искаженно процитировав Гексли и придав его словам видимость антиэволюционизма, походя посоветовав мне прочитать книгу (читал я ее), в кото­рой доказывается, что миру не больше 8 тысяч лет (неужели автор — действительно врач?), он заключает:

Ваши собственные книги, Ваша репутация в Оксфорде, все, чем вы дорожите в жизни и чего Вам удалось достичь, все этосплошная суета сует... Никуда не деться от вопрошающего вызова Камю: почему все мы не покончим с собой? Ваш взгляд на жизнь оказы­вает на студентов да и на многих других людей именно такое влияние... что мы появились по воле слепого случая, из ниоткуда, и в никуда вернемся. Даже если бы религия была неправа, лучше, гораздо лучше верить, подобно Платону, в благородный миф, если он дает живущему мир в душе. Ваше же мировоззрение приводит к тревожности, наркомании, насилию, нигилизму, гедонизму, соз­данию монстров Франкенштейна, аду на земле и третьей мировой войне... Удалась ли Вам, интересно, личная жизнь? Вы, наверное, разведенный? Млн вдовец? Или голубой? Такие, как Вы, никогда

 

не бывают счастливыми, иначе Вы не старались бы так упорно доказать, что в мире нет ни счастья, ни надеждыничего.

Особенность данного письма заключается не в тоне — такой тон не редкость. Автор убежден, что дарвинизм по своей при­роде является нигилистическим учением, утверждающим, что мы появились благодаря слепому случаю (уже в который раз повторю, что естественный отбор — это полная противопо­ложность случаю) и исчезаем, умерев. Из такого негативного взгляда на жизнь якобы проистекают все виды зол. Хочется верить в несерьезность предположения о прямой связи вдов­ства с эволюционистскими убеждениями, но к этому вре­мени письмо уже достигает знакомого по другим посланиям верующих уровня яростного злопыхательства. В прошлом я посвятил целую книгу ("Расплетая радугу") мироощуще­нию и поэзии научного мировоззрения, а также подробному, объемному ответу на обвинения в нигилистической негатив­ности, поэтому полагаю ненужным продолжать обсуждение этого вопроса здесь. В этой главе мы будем говорить о зле и его противоположности — добре, о нравственности — откуда она появилась, зачем она нужна и так ли необходима религия, чтобы быть нравственным человеком.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...