Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззренческие основы эпохи просвещения




Вследствие социально-экономического и политического развития европейских государств, тенденции нового капиталистического развития образованная часть человечества стала осознавать как черты единого общеевропейского процесса. Движение к компромиссу с реальностью буржуазного хозяйства, а от него - к утверждению капиталистического способа производства - приносил реальные результаты. Промышленно-торговая деятельность с простого средства эксплуатации трудящихся постепенно превращалась в погоню за богатством для получения политической власти и наоборот. В новых социальных условиях, созданных благодаря разрушению традиционных патриархальных форм хозяйствования, расширению товарно-денежных отношений, расшатывание системы сеньйоральности сепаратистскими настроениями, новые прокапиталистические слои населения только сначала чувствовали свое неверное положение, но с осознанием обществом силы и значения власти денег, потребовали своего места в властных структурах. Встал вопрос о соответствии социального устройства страны новым реальностям жизни, в которых капиталистический способ производства вышел на передовые позиции,

В то время, когда прагматизм и меркантильность все больше охватывали все сферы жизни, достигая высших ступеней социальной иерархии, возникла идея новой формы государственного правления - абсолютной монархии, при которой сюзерену предоставлялась неограниченная верховная власть. Лицо монарха и присущие ему качества приобретали большое значение в дальнейшей судьбе своей страны. Таким образом, Просвещение - это политическая идеология, философия и культура, прогрессивная идейное течение эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического строя, охватывала конец XVII-XVIII ст. Гегель своего времени характеризовал Просвещение как рационалистическое движение XVIII в. в сфере культурной и духовной жизни, основанной на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, судопроизводства, религии, искусства, морали.

В то же время "Век разума" знало существенные перепады эмоций, обращение к мистике и суеверия. Реалистической ясности и трезвости в определенным образом, противостояло стремление к фантастическому, необычного, связано, прежде всего, с кризисом ортодоксальной религии. Признаком времени становится политическое масонство (франкмасонство, фр. Franc-maзonnerie, англ. Freemasonry) - морально-этический религиозное движение, возникшее в XVIII в. в виде тайной организации с ритуалами и символикой частично заимствованной из Каббалы. В XVIII в. масонские идеи распространяются и среди отдельных представителей малороссийского дворянства. Однако попытки создать свою мощную ложу в Украине прибегают лишь в конце XVIII в. В это же время появляется проект "Украина". Согласно одной из версий, "Украина" сначала называлась одна из лож на Левобережье, что вскоре стала пропагандировать это название вместо исторического названия «Малороссия». Претендуя на ведущую роль и влияние на общество, масоны сосредоточили внимание на развитии средств массовой информации, увеличение газетно-журнальной продукции на национальных языках. В результате такой деятельности усиливается значение публицистики, возникает популярная пропагандистская литература, художественная литература наполняется авторскими отступлениями, социально-политическими обобщениями, документально точными характерами. Популярным становится жанр эссеистики, способной быстро реагировать на любые общественные события, развивается памфлетно литература. В живописи эту линию продолжают политическая карикатура, злободневный лубок. Проводниками Просвещения на Украине были Г. С. Сковорода, Я. П. Козельский, Г. С. Винский, И. П. Котляревский, В. В. Капнист, А. А. Палицын, В. Н. Каразин, П. Д. Лодий и другие, в той или иной степени они выступали с критикой существующего строя и идеями построения нового общества.

 

25) РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Русское Просвещение

Российский XVIII век в историко-философской литературе оценивают по-разному. Некоторые исследователи считают, что это тоже век Просвещения, как и в Западной Европе, так как в этот период в России получили распространение просветительские идеи и гуманистические идеалы. По мнению других исследователей, XVIII век в нашей стране соответствует эпохе Ренессанса в Западной Европе в силу замедленности исторического процесса, а западноевропейской эпохе Просвещения в российской истории соответствует XIX век. Обе точки зрения имеют основания в противоречивой политико-экономической реальности России XVIII века. Так, в этот период здесь утверждается, с одной стороны, ориентация на Запад, в культуре которого складывались демократические и республиканские традиции, а с другой - осуществляется практическая политика, направленная на развитие абсолютизма, на создание сильной российской империи.
Русская философская и общественно-политическая мысль XVIII века испытывала сильное влияние западноевропейской духовной культуры. В первой половине XVIII в. на передний план выдвинулись вопросы социальной философии, на которую оказали влияние распространенные в западноевропейской социальнополитической мысли учения о договорной сущности государства, о зависимости форм правления от размеров и качества территории (Ш. Монтескье). Так, в работах Феофана Прокоповича (16811736), В.Н. Татищева (1686-1750), автора труда «История российская с самых древнейших времен», рассматривались вопросы о форме государственного правления, о взаимоотношении церкви и государства. Ф. Прокопович разрабатывал идеологию абсолютизма, В.Н. Татищев писал о необходимости создания в России культуры на основе светской власти.
В середине XVIII века во времена правления Екатерины II в условиях просвещенного абсолютизма появляется поколение мыслителей, воспитанных на гуманистических идеалах западноевропейского Просвещения, формируется философия русского Просвещения, создавшая основу для быстрого развития философии в XIX веке. С основанием Московского университета в 1755 году складывается традиция университетской философии (Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, Д.Н. Брянцев, И.А. Третьяков и др.), в рамках которой осуществлялась секуляризация философии, так как университет стал первой светской высшей школой. До этого развитие философской мысли в высшей школе осуществлялось в духовных академиях (в Киеве и Москве), где курсы философии читались по латыни, и возможности философского творчества были ограничены влиянием церкви. По проекту М.В. Ломоносова Московский университет должен был состоять из трех факультетов: юридического, медицинского и философского. И крайне примечательно, что на философском факультете предложено наряду с собственно философской тематикой, изучение физики, истории, поэзии и красноречия.
Благодаря книгоиздательской деятельности просветителя Н.И. Новикова (1744-1818) в России были опубликованы философские сочинения Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро, Даламбера и др. Наибольшей популярностью пользовался Вольтер. Выражение «вольтерианство» стало символом вольнодумства, свободомыслия, которое допускалось, правда, лишь в дворянской среде. Под влиянием Запада меняется отношение к официальной церкви, возникает идея углубления религиозной жизни и поисков истинного христианства.
В социальной философии второй половины XVIII века были распространены представления о совершенной просвещенной монархии, в которой государь правит на основе справедливых законов, ограничивающих его власть в общих интересах (Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин). В работах Козельского разработано также представление о республике как наилучшей форме правления, причем в этом вопросе он возражал Монтескье, согласно которому республика возможна лишь в маленьких странах.
Распад церковного мировоззрения, ослабление веры под влиянием процесса секуляризации приводит к тому, что историософские проблемы в XVIII веке остались без идейного обоснования, и, как следствие этого, возникает трактовка историософских вопросов в форме утопии. Так, князь М.М. Щербатов (1733-1790) в утопии «Путешествие в землю Офирскую» излагает свои взгляды на совершенное государство. Общество в Офире состоит из нескольких сословий: высшее из них - это закрытое сословие дворян-аристократов, которым принадлежит законодательная власть и руководящие должности. Первым среди дворян является царь, получающий власть по наследству. Он назначает чиновников, но не имеет права законодательной деятельности. Другие сословия - это средние помещики и кулачество, крепостные крестьяне. В Офирском государстве существует строгий контроль церкви за духовной и нравственной жизнью общества.
В русской философской мысли XVIII века под влиянием секуляризации духовной культуры зарождается материалистическая традиция, получившая наибольшее развитие в трудах М.В. Ломоносова (1711-1765). М.В. Ломоносов придерживался деистических взглядов и теории двойственной истины, что открывало возможности для разработки материалистического мировоззрения. М.В. Ломоносов утверждал, что человечеству Создателем даны две книги: природа и Священное Писание. Наука изучает природу, а Священное писание - принадлежность религии. Мир знания и мир веры не противоречат друг другу. Исходя из деистического убеждения, что «правда и вера суть две сестры родные», Ломоносов разрабатывает проект светского нерелигиозного толкования философии, базирующегося на научной основе. Светская философия отличается от религии, от богословия и предметным содержанием, и методологией. Если вера есть незыблемость, то «вольное философствование» скептично. В «республике науки» господствует дух критицизма, несовместимый с догматикой.
В философском учении М.В. Ломоносова материя и вещество не тождественны друг другу, в этом его взгляды отличаются от распространенного в западноевропейской натурфилософии отождествления материи и вещества. Материя - это «...то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Материя вечна, не- уничтожима и делится на два вида - «собственную», из которой состоят тела, и «постороннюю», которая заполняет промежутки, «поры» тела. В мире существуют только эти два вида материи, абсолютному пространству в нем нет места. Движение, которое М.В. Ломоносов трактует как перемещение тел в пространстве, существует в трех формах: 1) поступательное, 2) вращательное, 3) колебательное. Остальные виды движения сводятся к трем основным.
Главный объект философского исследования А.Н. Радищева (1749-1802) - человек. Радищева не случайно называют основателем традиции русской философской антропологии. Этой теме мыслитель посвятил трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». А.Н. Радищев убежден, что в познании человека главным является достижение его естественности. Человек и его душа подчиняются тем же законам, что и все существующее. А так как в природе все образуется из стихий, т.е. имеет предыдущее существование, то и человеческой жизни предшествует «предрождественное состояние». А.Н. Радищев рассмотрел и подверг критике материалистические доводы в пользу смертности души, показал, что душа человека отличается от его телесности, она проста, неделима, непротяженна и бессмертна. После смерти тело разрушается, и все его начала отходят к «стихиям», а душа продолжает совершенствоваться, обретая организмы, соответствующие новым ступеням своего развития.
Таким образом, в русской философии XVIII века был подготовлен следующий этап ее развития - зрелости и самостоятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...