Особенности русского Просвещения.
Формирование русской национальной культуры (вторая половина XVIII в.)
Идеи Просвещения проникают в Россию в 40 –60-е гг. под названием «вольтерьянство» (синоним вольнодумства). Однако русское Просвещение отличалось своеобразием и отвечало на вопросы, вставшие перед русским обществом этого времени. Наряду с рационалистическим восприятием явлений природы и общества, критикой феодальных устоев, сословного неравенства и суеверий в русском Просвещении особо остро стоял вопрос о положении крестьянства в условиях крепостничества.
Проблема крепостного рабства стала предметом размышлений и дискуссий не только передовых людей своего времени, но привлекла внимание и императрицы Екатерины II, знакомой с философией Просвещения и состоявшей в переписке с Вольтером. Екатерина II, претендующая на звание «просвещенной императрицы», оказывала покровительство просветителям после начавшихся репрессий во Франции — по ее инициативе был приглашен в Петербург Дидро д’Аламбер, изгнанному из Франции Ж. Ж. Руссо графом Разумовским было предложено имение на Украине, в Гааге на средства князя Голицына печаталось запрещенное во Франции сочинение Гельвеция «О человеке», в России были изданы произведения французских просветителей и статьи из «Энциклопедии» (с 1767 по 1777 гг. — около 480 статей и заметок).
Между тем самый острый для России того времени крестьянский вопрос решен не был, несмотря на то что в 1766 г. по предложению Екатерины II было создано Вольное экономическое общество, объявившее конкурс на лучшую работу о собственности крестьян. Из 140 работ (в том числе Вольтера и Мармонтеля, требовавших отмены крепостничества) лучшая выбрана не была, а само общество прервало свою работу. Екатерина II обращалась к идеям Просвещения в целях укрепления абсолютизма, о чем, в частности, свидетельствуют слова Дашковой, произнесенные ей в беседе с Дидро: «Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы». Идеи укрепления абсолютизма красной нитью проходят и через «Наказ» Екатерины II, где обосновывается необходимость самодержавного строя для России.
Просветительство как течение русской общественной мысли было открыто М. В. Ломоносовым, академиком Петербургской академии наук, почетным членом Шведской и Болонской академий, считающим науку и просвещение ведущими силами в развитии общества и выступающим за независимость науки от церкви. Эти принципы ученый воплотил при создании Московского университета — нового центра культуры и науки. Открытия Ломоносова затрагивают многие, абсолютно разнообразные научные области — математику, физику, химию, историю. С именем Ломоносова также связывают подготовку основ общенационального литературного языка. В этот период формирования и утверждения капитализма в России складывается национальная культура, т.е. культура, отличающаяся значительной степенью общности.
В литературе утверждается классицизм, ставший к этому времени общеевропейским литературным направлением. Особенностью русского классицизма явились предпочтение национальной тематике, связь с традициями русского фольклора, а также более тесная, чем на Западе, связь с просветительством, а следовательно, и больший демократизм. Наибольшее распространение в данный период получают формы сатиры, оды, лирической песни. В русской литературе классицизм господствует до конца 60-х гг., и наиболее талантливым его поэтом и теоретиком является А. П. Сумароков (1717–1777).
Однако к концу XVIII столетия в литературе (особенно в драматургии) начинает складываться новый метод — реализм, представленный комедиями Д. И. Фонвизина. Разрушение замкнутости и ограниченности классицистской эстетики и усиление национальных черт культуры было обусловлено общественной активностью всех сословий. Решающий вклад в развитие реалистической лирики сделал Г. Р. Державин. Реализм, опираясь на идеи Просвещения, утверждал достоинство человека и его способность к великим свершениям. Характерно, что то же величие человека и право его на счастье утверждал и сентиментализм (его основоположником явился Н. М. Карамзин), ставший главенствующим направлением дворянской литературы последних десятилетий XVIII в.
Архитектура. Специфика русской архитектуры середины века определялась параллельным сосуществованием стилей, на Западе последовательно сменявших друг друга: барокко, классицизма и рококо. Наиболее выдающимся архитектором этого времени был Ф.Б. Растрелли, автор проектов Екатерининского дворца в Царском Селе, Зимнего дворца в Петербурге, комплекса Смольного монастыря, Большого Дворца в Петергофе. Роскошь скульптурного убранства, игру светотени, красочность сочетаний интенсивно-голубого, белого цветов и позолоты он умело соединил с грандиозностью и одновременно лаконизмом основной композиции.
В 60-е гг. барокко сменяется классицизмом, основной становится наряду с дворцовой и административная архитектура. Центр Петербурга застраивают лучшие отечественные и иностранные зодчие — А. Ф. Кокоринов, Д. Кваренги, Н. А. Львов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, автор Казанского собора.
В Москве старомосковская традиция была сохранена, что выразилось в собственном понимании барочной формы. Московскую архитектурную школу в это время представляли крупнейший зодчий Д. В. Ухтомский и его ученики: А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.
В 60-е гг. барокко сменяется классицизмом, основной становится наряду с дворцовой и административная архитектура. Центр Петербурга застраивают лучшие отечественные и иностранные зодчие — А. Ф. Кокоринов, Д. Кваренги, Н. А. Львов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, Росси, Монферран, С. С. Пименов.
Живопись. Особенностью русской живописи рассматриваемого периода становится сочетание в ней западной традиции, которую представляют приглашенные елизаветинским двором иностранные художники, работающие в стиле рококо: итальянец П. Ротари, немец Г. Х. Грост и др., и национальной, составленной рядом русских художников, учившихся на родине и воспринявших русские традиции: И. Я. Вишняковым, А. П. Антроповым, И. П. Аргуновым. Поскольку направление развития русского искусства в данный период определяла Академия художеств, основанная в 1757 г., то естественно, что ведущим направлением академической живописи был классицизм, прославлявший гражданские и патриотические идеалы.
Его основные принципы наиболее последовательно воплотились в историческом жанре (его основоположником был А. П. Лосенко, наиболее известные работы которого — «Прощание Гектора с Андромахой» и «Владимир и Рогнеда»), позволяющем наполнять античные, библейские и национально-исторические сюжеты современным содержанием и идеологией.
Эстетика классицизма столь же последовательно воплотилась в жанре парадного портрета, первые образцы которого были представлены еще в первой половине века. Портреты же данного периода обладают большей реалистичностью и психологизмом, хотя и не лишены еще некоторой условности, диктуемой самим их назначением. К ним принадлежат в первую очередь полотна Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого, сумевших впервые в русской живописи увековечить черты своих современников. Здесь запечатлен не только визуальный облик модели, но и ее внутренний мир, тончайшие переживания. Последний выдающийся портретист века В. Л. Боровиковский свои лирические работы создавал под влиянием не только классицизма, но и сентиментализма.
Итак, середина XVIII – начало XIX в. — важный этап в развитии русской культуры, значительное влияние на которую оказывала просветительская философия. По сравнению с петровским временем, в этот период еще более возрастает значение науки, образования, делаются новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, а также литературе и искусстве. В это время продолжается процесс формирования русской национальной культуры и закладываются основы русского литературного языка, развивается реалистическая литература, профессиональный театр и национальная классическая музыка, осваивается эстетика художественной культуры Нового времени и утверждаются особенности ее национального варианта.
26) РОМАНТИЗМ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ.
Термин «романтизм» первоначально применялся к литературе, главным образом романо-германских народов, а позже охватил музыку и изобразительное искусство. Это позволило трактовать романтизм как преимущественно художественное направление. Однако уже в XIX в. начинают говорить о «романтических тенденциях» в философии, «экономическом романтизме», «романтических иллюзиях» в социализме, т.е. трактовать его как общекультурное движение, а не только направление или стиль, подобно классицизму, барокко и т.п.
То, что романтизм объединял многообразные явления, направления (прогрессивный и реакционный, «эпико-мифологический» и «лирико-иронический», национальные формы романтизма и т.д.) — затрудняют выделение в нем устойчивого инвариантного ядра. Однако имеются фундаментальные факторы целостности романтизма, нашедшие отражение в общности его существенных признаков. Это прежде всего — общность породившей его социокультурной ситуации, общность мировосприятия и миросознания.
Главная социокультурная предпосылка целостности романтизма состоит в том, что он был детищем Великой Французской буржуазной революции. Подобно тому, как революция 1789 г. ознаменовала коренной поворот в социальной жизни, романтизм знаменовал собой революцию в культуре.
Однако романтизм возник не на пустом месте. Он имел предшественников в лице Руссо, который в век Разума заговорил о примате чувства, о своеобразии и неповторимости каждого человека. Его питали идеи литературно-общественного движения «Бури и натиска», творчества раннего Гете и Шиллера (Вертеровская тема и тема героя-разбойника). В качестве важнейших источников следует указать также на философию Фихте с ее абсолютизацией творческой свободы, и Шопенгауэра с идеей слепой, неразумной воли, творящей мир по своему произволу. Эти идеи были интересны и близки романтикам, так же как искания широкого круга музыкантов, живописцев, в творчестве которых пробивались ростки нового, отличного от классицизма видения мира и задач искусства (Жироде, Гро, Бетховен).
Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия. Двоемирие — то есть сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели. Причем, реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру. Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах — сущностная сторона романтизма.
Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествия во времени и пространстве. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно:
1) Уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживании, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выраженной в фольклоре).
2) Романтизм «заглядывает» в иные регионы, экзотические страны, не испорченные буржуазной цивилизацией (восточная тема в творчестве Байрона, полотнах Делакруа).
3) В случае отсутствия реального территориального адреса бегства он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Вагнера).
Второе направление бегства — уход от действительности в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен:
— идеализирует прошлое, особенно средневековое, его нравы, патриархальный образ жизни, ремесленный уклад, рыцарский кодекс чести;
— конструирует предполагаемое будущее, свободно манипулируя временным потоком.
Третье направление бегства романтика — уход в собственный внутренний мир, в сокровенные уголки своего «Я». В жизни сердца романтики видят противоположность бессердечности внешнего мирз (сказки Гофмана, Гауфа, романтический портрет).
Присущее культуре Нового времени признание высокого ценностного ранга личности выливается в романтизме в идею ее уникальности и неповторимости. Тем самым романтизм может рассматриваться как продолжение нововременной традиции и перенос принципов свободной конкуренции, личной свободы и инициативы в область морали, искусства, духовной жизни в целом. Особенно высоко ценится наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника. Не случайно в романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, его преимущественно художественное воплощение, контрастирующее с морализующим духом культуры Просвещения.
С эмоционально-личностной интонацией связана и другая сторона романтизма — чрезвычайное многообразие несхожих между собой форм и вариаций. Эта черта подпитывалась также историческим релятивизмом романтиков, живо интересовавшихся национальными истоками не искаженного социумом природного бытия.
Национальные формы романтизма при наличии общих черт, присущих этому культурно-историческому типу, весьма самобытны. Так, немецкий романтизм, серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе. Французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, проявил себя прежде всего и жанровой живописи — исторической и бытовой, жанре портрета, а также в романистике. Свои особенности были и в развитии английского романтизма. Сентиментальный и чувственный, он часто видел возвышенное в простых, обыденных вещах. Различные романтические движения в Англии сближало стремление к натурализму, что придавало весьма своеобразный характер романтическому индивидуализму, развитие которого не приводило к обособлению «Я» художника от реальной жизни. Не случаен поэтому интерес английских романтиков к политике (Шелли — выдающийся политический оратор, Водсворт и Кольридж после либеральных увлечений юности стали консерваторами и т.д.). В английском романтизме широко использовалось фантастически-утопическое, аллегорическое и символическое отображение жизни, ирония и гротеск как сочетание смешного и страшного, что Рескин считал национальной чертой англичан.
Таким образом, внутреннее единство романтизма реализовывалось с учетом национальной специфики необычайно многообразно.
Далеко не случайно, что именно в романтизме появляется идея «синтеза искусства». С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств — это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я» и человеческого общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: