Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности русского Просвещения.




Формирование русской национальной культуры (вторая половина XVIII в.)
Идеи Просвещения проникают в Россию в 40 –60-е гг. под названием «вольтерьянство» (синоним вольнодумства). Однако русское Просвещение отличалось своеобразием и отвечало на вопросы, вставшие перед русским обществом этого времени. Наряду с рационалистическим восприятием явлений природы и общества, критикой феодальных устоев, сословного неравенства и суеверий в русском Просвещении особо остро стоял вопрос о положении крестьянства в условиях крепостничества.
Проблема крепостного рабства стала предметом размышлений и дискуссий не только передовых людей своего времени, но привлекла внимание и императрицы Екатерины II, знакомой с философией Просвещения и состоявшей в переписке с Вольтером. Екатерина II, претендующая на звание «просвещенной императрицы», оказывала покровительство просветителям после начавшихся репрессий во Франции — по ее инициативе был приглашен в Петербург Дидро д’Аламбер, изгнанному из Франции Ж. Ж. Руссо графом Разумовским было предложено имение на Украине, в Гааге на средства князя Голицына печаталось запрещенное во Франции сочинение Гельвеция «О человеке», в России были изданы произведения французских просветителей и статьи из «Энциклопедии» (с 1767 по 1777 гг. — около 480 статей и заметок).
Между тем самый острый для России того времени крестьянский вопрос решен не был, несмотря на то что в 1766 г. по предложению Екатерины II было создано Вольное экономическое общество, объявившее конкурс на лучшую работу о собственности крестьян. Из 140 работ (в том числе Вольтера и Мармонтеля, требовавших отмены крепостничества) лучшая выбрана не была, а само общество прервало свою работу. Екатерина II обращалась к идеям Просвещения в целях укрепления абсолютизма, о чем, в частности, свидетельствуют слова Дашковой, произнесенные ей в беседе с Дидро: «Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы». Идеи укрепления абсолютизма красной нитью проходят и через «Наказ» Екатерины II, где обосновывается необходимость самодержавного строя для России.
Просветительство как течение русской общественной мысли было открыто М. В. Ломоносовым, академиком Петербургской академии наук, почетным членом Шведской и Болонской академий, считающим науку и просвещение ведущими силами в развитии общества и выступающим за независимость науки от церкви. Эти принципы ученый воплотил при создании Московского университета — нового центра культуры и науки. Открытия Ломоносова затрагивают многие, абсолютно разнообразные научные области — математику, физику, химию, историю. С именем Ломоносова также связывают подготовку основ общенационального литературного языка. В этот период формирования и утверждения капитализма в России складывается национальная культура, т.е. культура, отличающаяся значительной степенью общности.
В литературе утверждается классицизм, ставший к этому времени общеевропейским литературным направлением. Особенностью русского классицизма явились предпочтение национальной тематике, связь с традициями русского фольклора, а также более тесная, чем на Западе, связь с просветительством, а следовательно, и больший демократизм. Наибольшее распространение в данный период получают формы сатиры, оды, лирической песни. В русской литературе классицизм господствует до конца 60-х гг., и наиболее талантливым его поэтом и теоретиком является А. П. Сумароков (1717–1777).
Однако к концу XVIII столетия в литературе (особенно в драматургии) начинает складываться новый метод — реализм, представленный комедиями Д. И. Фонвизина. Разрушение замкнутости и ограниченности классицистской эстетики и усиление национальных черт культуры было обусловлено общественной активностью всех сословий. Решающий вклад в развитие реалистической лирики сделал Г. Р. Державин. Реализм, опираясь на идеи Просвещения, утверждал достоинство человека и его способность к великим свершениям. Характерно, что то же величие человека и право его на счастье утверждал и сентиментализм (его основоположником явился Н. М. Карамзин), ставший главенствующим направлением дворянской литературы последних десятилетий XVIII в.
Архитектура. Специфика русской архитектуры середины века определялась параллельным сосуществованием стилей, на Западе последовательно сменявших друг друга: барокко, классицизма и рококо. Наиболее выдающимся архитектором этого времени был Ф.Б. Растрелли, автор проектов Екатерининского дворца в Царском Селе, Зимнего дворца в Петербурге, комплекса Смольного монастыря, Большого Дворца в Петергофе. Роскошь скульптурного убранства, игру светотени, красочность сочетаний интенсивно-голубого, белого цветов и позолоты он умело соединил с грандиозностью и одновременно лаконизмом основной композиции.
В 60-е гг. барокко сменяется классицизмом, основной становится наряду с дворцовой и административная архитектура. Центр Петербурга застраивают лучшие отечественные и иностранные зодчие — А. Ф. Кокоринов, Д. Кваренги, Н. А. Львов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, автор Казанского собора.
В Москве старомосковская традиция была сохранена, что выразилось в собственном понимании барочной формы. Московскую архитектурную школу в это время представляли крупнейший зодчий Д. В. Ухтомский и его ученики: А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.
В 60-е гг. барокко сменяется классицизмом, основной становится наряду с дворцовой и административная архитектура. Центр Петербурга застраивают лучшие отечественные и иностранные зодчие — А. Ф. Кокоринов, Д. Кваренги, Н. А. Львов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, Росси, Монферран, С. С. Пименов.
Живопись. Особенностью русской живописи рассматриваемого периода становится сочетание в ней западной традиции, которую представляют приглашенные елизаветинским двором иностранные художники, работающие в стиле рококо: итальянец П. Ротари, немец Г. Х. Грост и др., и национальной, составленной рядом русских художников, учившихся на родине и воспринявших русские традиции: И. Я. Вишняковым, А. П. Антроповым, И. П. Аргуновым. Поскольку направление развития русского искусства в данный период определяла Академия художеств, основанная в 1757 г., то естественно, что ведущим направлением академической живописи был классицизм, прославлявший гражданские и патриотические идеалы.
Его основные принципы наиболее последовательно воплотились в историческом жанре (его основоположником был А. П. Лосенко, наиболее известные работы которого — «Прощание Гектора с Андромахой» и «Владимир и Рогнеда»), позволяющем наполнять античные, библейские и национально-исторические сюжеты современным содержанием и идеологией.
Эстетика классицизма столь же последовательно воплотилась в жанре парадного портрета, первые образцы которого были представлены еще в первой половине века. Портреты же данного периода обладают большей реалистичностью и психологизмом, хотя и не лишены еще некоторой условности, диктуемой самим их назначением. К ним принадлежат в первую очередь полотна Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого, сумевших впервые в русской живописи увековечить черты своих современников. Здесь запечатлен не только визуальный облик модели, но и ее внутренний мир, тончайшие переживания. Последний выдающийся портретист века В. Л. Боровиковский свои лирические работы создавал под влиянием не только классицизма, но и сентиментализма.
Итак, середина XVIII – начало XIX в. — важный этап в развитии русской культуры, значительное влияние на которую оказывала просветительская философия. По сравнению с петровским временем, в этот период еще более возрастает значение науки, образования, делаются новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, а также литературе и искусстве. В это время продолжается процесс формирования русской национальной культуры и закладываются основы русского литературного языка, развивается реалистическая литература, профессиональный театр и национальная классическая музыка, осваивается эстетика художественной культуры Нового времени и утверждаются особенности ее национального варианта.

 

26) РОМАНТИЗМ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ.

 

Термин «романтизм» первоначально применял­ся к литературе, главным образом романо-германских народов, а позже охватил музыку и изобрази­тельное искусство. Это позволило трактовать ро­мантизм как преимущественно художественное направление. Однако уже в XIX в. начинают гово­рить о «романтических тенденциях» в философии, «экономическом романтизме», «романтических ил­люзиях» в социализме, т.е. трактовать его как об­щекультурное движение, а не только направление или стиль, подобно классицизму, барокко и т.п.

То, что романтизм объединял многообразные явления, направления (прогрессивный и реакци­онный, «эпико-мифологический» и «лирико-иронический», национальные формы романтизма и т.д.) — затрудняют выделение в нем устойчивого инва­риантного ядра. Однако имеются фундаменталь­ные факторы целостности романтизма, нашедшие отражение в общности его существенных призна­ков. Это прежде всего — общность породившей его социокультурной ситуации, общность мировос­приятия и миросознания.

Главная социокультурная предпосылка целос­тности романтизма состоит в том, что он был дети­щем Великой Французской буржуазной революции. Подобно тому, как революция 1789 г. ознаменова­ла коренной поворот в социальной жизни, роман­тизм знаменовал собой революцию в культуре.

Однако романтизм возник не на пустом месте. Он имел предшественников в лице Руссо, кото­рый в век Разума заговорил о примате чувства, о своеобразии и неповторимости каждого человека. Его питали идеи литературно-общественного дви­жения «Бури и натиска», творчества раннего Гете и Шиллера (Вертеровская тема и тема героя-раз­бойника). В качестве важнейших источников сле­дует указать также на философию Фихте с ее аб­солютизацией творческой свободы, и Шопенгауэ­ра с идеей слепой, неразумной воли, творящей мир по своему произволу. Эти идеи были интересны и близки романтикам, так же как искания широко­го круга музыкантов, живописцев, в творчестве которых пробивались ростки нового, отличного от классицизма видения мира и задач искусства (Жироде, Гро, Бетховен).

Специфической для романтического искусст­ва является проблема двоемирия. Двоемирие — то есть сопоставление и противопоставление ре­ального и воображаемого миров — организую­щий, конструирующий принцип романтической ху­дожественно-образной модели. Причем, реальная действительность, «проза жизни» с их утилита­ризмом и бездуховностью расцениваются как не­достойная человека пустая «кажимость», проти­востоящая подлинному ценностному миру. Утвер­ждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах — сущностная сторона романтизма.

 

Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествия во времени и про­странстве. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основ­ных формах, а именно:

1) Уход в природу, которая была либо камерто­ном бурных душевных переживании, либо ино­бытием идеала свободы и чистоты (отсюда ин­терес к деревне, критика города, интерес к ду­ховности народа, выраженной в фольклоре).

2) Романтизм «заглядывает» в иные регионы, эк­зотические страны, не испорченные буржуаз­ной цивилизацией (восточная тема в творче­стве Байрона, полотнах Делакруа).

3) В случае отсутствия реального территориаль­ного адреса бегства он выдумывается из голо­вы, конструируется в воображении (фантасти­ческие миры Гофмана, Вагнера).

Второе направление бегства — уход от дей­ствительности в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен:

— идеализирует прошлое, особенно средневе­ковое, его нравы, патриархальный образ жизни, ремесленный уклад, рыцарский кодекс чести;

— конструирует предполагаемое будущее, сво­бодно манипулируя временным потоком.

Третье направление бегства романтика — уход в собственный внутренний мир, в сокровенные уголки своего «Я». В жизни сердца романтики видят противоположность бессердечности внешнего мирз (сказки Гофмана, Гауфа, романтический пор­трет).

Присущее культуре Нового времени призна­ние высокого ценностного ранга личности вылива­ется в романтизме в идею ее уникальности и не­повторимости. Тем самым романтизм может рас­сматриваться как продолжение нововременной традиции и перенос принципов свободной конку­ренции, личной свободы и инициативы в область морали, искусства, духовной жизни в целом. Осо­бенно высоко ценится наряду с великими, незау­рядными личностями, личность художника. Не случайно в романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, его преимущественно худо­жественное воплощение, контрастирующее с морализующим духом культуры Просвещения.

С эмоционально-личностной интонацией свя­зана и другая сторона романтизма — чрезвычай­ное многообразие несхожих между собой форм и вариаций. Эта черта подпитывалась также исто­рическим релятивизмом романтиков, живо инте­ресовавшихся национальными истоками не иска­женного социумом природного бытия.

Национальные формы романтизма при нали­чии общих черт, присущих этому культурно-исто­рическому типу, весьма самобытны. Так, немецкий романтизм, серьезный и мистический, систе­матически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе. Французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, проявил себя прежде всего и жанровой живописи — исторической и бытовой, жанре портрета, а также в романистике. Свои особенности были и в развитии английского ро­мантизма. Сентиментальный и чувственный, он часто видел возвышенное в простых, обыденных вещах. Различные романтические движения в Ан­глии сближало стремление к натурализму, что придавало весьма своеобразный характер роман­тическому индивидуализму, развитие которого не приводило к обособлению «Я» художника от ре­альной жизни. Не случаен поэтому интерес анг­лийских романтиков к политике (Шелли — выда­ющийся политический оратор, Водсворт и Кольридж после либеральных увлечений юности стали консерваторами и т.д.). В английском романтизме широко использовалось фантастически-утопичес­кое, аллегорическое и символическое отображение жизни, ирония и гротеск как сочетание смешного и страшного, что Рескин считал национальной чер­той англичан.

Таким образом, внутреннее единство роман­тизма реализовывалось с учетом национальной специфики необычайно многообразно.

Далеко не случайно, что именно в романтизме появляется идея «синтеза искусства». С одной сто­роны, так решалась конкретная задача обеспече­ния максимальной живости и естественности ху­дожественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она служила глобаль­ной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств — это прообраз пре­одоления разорванности человеческого «Я» и че­ловеческого общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...