Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религии удалось убедить людей, что на небе живет 25 страница




* Я приглашал к участию в передаче архиепископа Кентерберийского, кардинала-архиепископа Вестминстерского и главного раввина Великобритании. Все они, безусловно, имея на то достойные причины, отказались. Епископ Оксфордский согласился, и его участие, несомненно весьма и весьма далекое от экстремизма, доставило нам огромное удовольствие.

 

открыто требует установления в США христианской теокра­тии. Вот письмо, полученное от встревоженного американ­ского коллеги:

Европейцы должны знать о том, что существует теологический цирк на колесах, призывающий к буквальному выполнению запо­ведей Ветхого Заветаубийству гомосексуалистов и т. п.,а также к предоставлению права занимать государственные должности и даже голосовать одним лишь христианам. Средний класс в восторге от их риторики. Если сторонники светского госу­дарства не начнут действовать, реконструктивизм и "теология власти" вскоре станут господствующими течениями реальной американской теократии'.

Я также интервьюировал пастора Кинана Робертса, жителя того же штата Колорадо, что и пастор Тед. Особая разновид­ность сумасшествия пастора Робертса проявляется в так назы­ваемых "адских домиках". Родители или христианские школы привозят детей в "адские домики", чтобы до смерти напугать картиной того, что может произойти с ними после смерти. В сопровождении облаченного в красное, удовлетворенно ухмыляющегося дьявола актеры разыгрывают жуткие картины разнообразных "грехов", вроде абортов и гомосексуализма. Это прелюдия, за которой следует гвоздь программы: сама преисподняя, с реалистичным запахом горящей серы и прон­зительными криками обреченных на вечные муки грешников.

* Сначала я думал, что вышеприведенный отрывок — это очередная пародия из журнала "Луковица": www.talk2acti0n.0rg/st0ry/2006/5/29/l 95 855/959- Речь идет о компьютерной игре под названием "Покинутый: вечные силы"; ее на своем заме­чательном веб-сайте Pharyngula описал П. 3. Майерс: "Представьте, что вы — рядо­вой военизированной группы, цель которой — преобразовать Америку в христи­анскую теократию и установить власть Христову на земле во всех областях жизни... Ваша миссия — как религиозная, так и военная — обратить или убить всех като­ликов, евреев, мусульман, буддистов, гомосексуалов и выступающих за отделение церкви от государства лиц..." См.: http://scienceblogs.com/pharyngula/20o6/05/ gta_ meet_lbef.php; обзор см. на http://select.nytimes.com/gst/abstract.html?

 

Понаблюдав репетицию с участием вполне дьявольского, утрированного в стиле злодеев викторианской мелодрамы дьявола, я задал пастору Робертсу несколько вопросов в при­сутствии членов его труппы. Он поведал, что лучший возраст для посещения ребенком "адского домика" — лет двенадцать. Неприятно поразившись, я спросил, не боится ли он, что после подобного представления у двенадцатилетнего ребенка могут начаться кошмары. Он ответил, по-видимому, искренне:

Я полагаю, что для них важнее понять, что адтакое место, куда ни при каких обстоятельствах не стоит попадать. Пусть они лучше усвоят это в двенадцать лет, чем не усвоят никогда и не обратятся к Господу нашему Иисусу Христу. А если, как след­ствие этого опыта, у них начнутся кошмары, думаю, что наряду с кошмарами в их жизни появится и укоренится и еще что-то, гораздо более нужное и важное.

Полагаю, что если вы искренне веруете в то же, что и пастор Роберте, вы тоже посчитаете запугивание детей хорошим делом.

Пастора Робертса нельзя назвать дубоголовым экстреми­стом. Как и Тед Хаггард, в современной Америке он — пред­ставитель широких религиозных кругов. Но думаю, даже они поморщились бы от заявлений своих собратьев по вере, утверждающих, что, прислушавшись к доносящимся из дей­ствующих вулканов звукам, можно разобрать вопли грешни­ков140 или что обитающие в глубоководных океанских горячих источниках черви являются подтверждением стиха из Еван­гелия от Марка (9:43~44): "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает". Действительно ли эти энтузиасты геенны огненной полагают, что ад выглядит именно так, или нет, но они, похоже, разделяют ликующее злорадство и само-

 

с семьей и друзьями... Для них вы перестаете существовать". Здесь я упомянул о получаемых из Америки письмах, в кото­рых люди сообщали, что, прочитав мои книги, они сумели порвать с религией. К несчастью, многие далее пишут, что не решаются сказать об этом своим семьям или что их сообщение привело к ужасным последствиям. Ниже — типичное письмо от молодого американского студента-медика.

Чувствую потребность послать Вам электронное сообщение, потому что разделяю Ваше мнение о религии, а такая позиция в Америке, как Вам, безусловно, известно, приводит к изоляции. Я вырос в христианской семье и, хотя никогда не испытывал особого восторга перед верой, только недавно впервые набрался храбрости сказать об этом другому человекумоей девушке... Она пришла в ужас. Согласен, что признание в атеизме может шокировать, но с тех пор она относится ко мне как к совершенно другому чело­веку. Говорит, что не может мне доверять, потому что моя нрав­ственностьне от бога. Не знаю, сумеем ли мы в конце концов поладить, и, честно говоря, не уверен, что хочу сообщить о своих убеждениях кому-либо еще из близких, потому что боюсь встре­титься с таким же отвращением... Ответа я не ожидаю. Пишу только потому, что надеюсь встретить сочувствие и понимание моего несчастья. Представьте, что из-за религии Вы теряете любимого и любящего Вас человека. Если отбросить в сторону то, что я теперь безбожный еретик, мы созданы друг для друга. Это напоминает мне Ваш вывод о том, что люди совершают во имя веры самые большие безумства. Спасибо Вам за внимание.

В ответе несчастному молодому человеку я позволил себе заметить, что не только его девушка узнала новое о нем, но и он — о ней. Может, взаимопонимание не было таким уж полным с самого начала?

Выше я уже писал об американской комедийной актрисе Джулии Суини и ее уморительных и упорных попытках

 

отыскать в религии что-нибудь ценное и спасти своего дет­ского боженьку от растущих в зрелом возрасте сомнений. Для нее в конце концов все закончилось счастливо, и нынче она — прекрасный образец для всех молодых атеистов. Воз­можно, самым трогательным моментом ее спектакля "Отходя от бога" является момент развязки. Тщетно перепробовано все; и вдруг,

... направляясь из расположенной на заднем дворе рабочей студии в дом, я обратила внимание на тоненький, тихий, что-то нашеп­тывающий внутри меня голосок. Не знаю, когда он впервые по­явился, но, видимо, неожиданно прибавили громкость. Он шеп­тал: "А бога-то нет".

Я попыталась не обращать на него внимания. Но громкость снова возросла. "Бога нет. Бога нет. Боже ты мой, бога-то и нет... " Меня колотило. Было такое чувство, будто упала в пучину за борт корабля.

Но потом пришла мысль: "Постой, я так не могу. Не представ­ляю, как можно не верить в бога. Он мне нужен. Я с ним столько прошла... Как можно не верить в бога? Не умею я не верить. Как можно даже с постели подняться, не говоря уже о том, чтобы прожить целый день?" Земля под ногами заколебалась... Затем я подумала: "Ладно, успокойся. Давай попробуем всего лишь на секундочку взглянуть на мир сквозь неверующие очки, только на секундочку. Только нацепим эти очки, быстренько оки­нем все взглядом и тут же отшвырнем их обратно". Так я и сде­лала. Неудобно признаваться, но вначале меня мутило. Помню, в голову пришла такая мысль: "Ну как же Земле удается висеть в космосе? Мы что, просто несемся в пространстве? Но это же так ненадежно!" Было желание спрыгнуть с планеты и, уберегая от неминуемого падения, надежно обхватить ее руками. Но тут я вспомнила: "Ах да, у нас же есть сила тяжести и вращатель­ный момент; они еще долго-долго будут вращать Землю вокруг Солнца".

 

Попав на представление "Отходя от бога" в Лос-Анджелесе, я был глубоко тронут этой сценой, так же как и той, где Джу­лия сообщает о реакции родителей на газетное сообщение об ее исцелении:

Первый звонок от матери можно скорее назвать воплем: "Ате­истка? АТЕИСТКА?!?!" Затем позвонил отец и заявил: "Ты пре­дала свою семью, свою школу, свой город". Это звучало так, словно я продала государственную тайну русским шпионам. Оба они сказали, что навсегда порывают со мной. Отец сказал: "Я даже не хочу, чтобы ты приходила на мои похороны". Повесив трубку, я подумала: "Интересно, как ты сумеешь меня остановить?"

Джулия Суини может заставить плакать и смеяться одновре­менно:

Думаю, когда я сказала родителям, что больше не верю в бога, они были слегка разочарованы, но атеисткаэто совсем, совсем другое!

В книге "Потеря веры в веру: от священника до атеиста" Дэн Баркер рассказывает о своем постепенном превращении из набожного священника-фундаменталиста и усердного стран­ствующего проповедника в нынешнего убежденного, уве­ренного в своих силах атеиста. Немаловажно, что, уже став атеистом, Баркер какое-то время продолжал под бременем социальных обязанностей выполнять функции христианского священника; да у него и не было никакой другой профессии. Нынче он знаком со множеством других, находящихся в ана­логичной ситуации американских священников, держащих свои мысли в тайне и написавших об этом только ему после выхода в свет его книги. Опасаясь возможной реакции, они не решаются признаться в своем атеизме даже собственным семьям. Баркеру повезло больше. Его родители, испытав вна-

 

чале глубокое, болезненное потрясение, согласились спокойно выслушать его доводы и со временем сами стали атеистами.

Независимо друг от друга мне написали два профессора одного американского университета: речь шла об их родителях. Один сообщал, что мать постоянно скорбит о его бессмерт­ной душе. Другой писал о своем отце, сожалеющем, что сын вообще появился на свет, — настолько твердо он верит в ожи­дающие того в аду вечные муки. Оба эти человека — блестяще образованные, уверенные в своих профессиональных знаниях и убеждениях университетские профессора, — по-видимому, обогнали родителей не только в вопросах религии, но и вообще в умственном развитии. Но представьте на их месте менее интеллектуально закаленных людей, хуже подготовлен­ных в плане образования и ведения дискуссий, чем упомяну­тые профессора или, скажем, Джулия Суини, — представьте, каково им отстаивать свою позицию перед лицом несгибаемых родственников. Могу поспорить, многим из пациентов Джилл Майтон пришлось через это пройти.

Почти в самом начале телефильма Джилл назвала такое религиозное воспитание формой психического насилия; воз­вращаясь к сказанному, я спросил: "Вы говорили о религиоз­ном насилии. Что вы можете сказать по поводу насилия при внушении ребенку веры в ад и травмы, получаемой в случае сексуального насилия? Можно ли сравнить причиняемый в этих случаях вред?" Она ответила: "Очень трудный вопрос... Думаю, что между ними существует немало сходства, потому что речь идет о обмане доверия, о лишении ребенка свободы чувствовать себя в мире нормально, легко и свободно... Это одна из форм унижения, в обоих случаях происходит подавле­ние личности ребенка".

 

В защиту детей

 

В 1997 ГОДУ, В САМОМ НАЧАЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ в рамках Оксфордских благотворительных лекций в пользу "Международной амнистии", мой коллега психолог Николас Хамфри, напомнив поговорку "Брань на вороту не виснет, слова — не дела", заявил, что это не всегда так, и в подтверждение своего мнения расска­зал о гаитянах — приверженцах вуду, которые иногда умирают от психосоматических последствий ужаса, испытанного при известии о наведенной на них "порче"'41. "Может быть, орга­низации "Международная амнистия", получательнице собран­ных во время этих лекций средств, стоит начать кампанию против вредоносных выступлений и публикаций?" — предло­жил он. И затем сам же ответил категорически отрицательно: "Свобода слова слишком драгоценна, чтобы хотя бы помыслить о возведении на ее пути препятствий". Однако в дальнейшем, наперекор своим либеральным убеждениям, он предложил сделать одно важное исключение, а именно — заявил о необ­ходимости цензуры, когда речь идет о

...моральном и религиозном воспитании детей и особенно об образовании, получаемом ребенком дома, где от родителей ожи­даетсяи даже требуетсяобъяснить детям, что хорошо, а что плохо; что есть истина, а что ложь. Я убежден, что у каж­дого ребенка есть право на то, чтобы его голову не забивали чужими дурными идеямивне зависимости от того, кому эти идеи принадлежат. У родителей нет богоданного права оболвани-

 

вать детей, как им вздумается; они не должны, ограничивать для малышей горизонты знания, воспитывать их в атмосфере догма­тов и предрассудков или настаивать на неуклонном следовании по узкой колее их собственной веры.

Короче говоря, дети имеют право на защиту своего разума от навя­зываемой им глупости, и каждый член нашего общества несет за это ответственность. Поэтому следует точно так же не раз­решать родителям прививать детям веру в буквальную правоту Библии или в определение судьбы ходом звезд, как не позволяется выбивать малышам зубы, или запирать их в чулан.

Несомненно, столь сильное заявление требует немало допол­нительных пояснений и оговорок, что впоследствии и было сделано. Разве не разнятся мнения людей по поводу того, что считать "глупостью"? Разве повозка ортодоксальной науки не опрокидывалась неоднократно у нас на глазах, уча осторожно­сти? Ученые не сомневаются, что убеждение в буквальной пра­воте Библии и астрологии иначе как глупостью не назовешь, но огромная масса людей считает по-другому, и что же, разве они не имеют права передавать свои убеждения собственным детям? Разве требование обязательного обучения детей наукам менее самонадеянно?

Я благодарен своим родителям за их убежденность в том, что детей надо учить не тому, что думать, а как думать. Если, в достаточной мере ознакомившись с объективными науч­ными фактами, они вырастут и решат, что Библия действи­тельно несет буквальную правду или что на их жизнь влияют Марс и Венера, это их личное дело. Самое важное здесь — чтобы выбор, какого взгляда придерживаться, делали они сами; чтобы он не был насильно навязан решением родителей. Важность этого становится еще очевиднее, если вспомнить, что нынешние дети — родители будущих поколений, в чьих руках — власть нести в будущее все то, что им внушили в дет­стве.

 

По мнению Хамфри, пока ребенок еще мал, уязвим и нуж­дается в защите, истинно нравственная позиция воспитателя заключается в том, чтобы попытаться как можно лучше угадать, что бы ребенок сам для себя выбрал, если бы возраст ему это позволял. Он трогательно рассказывает о маленькой девочке из племени инков, чьи пятисотлетние останки были найдены вмерзшими в лед в горах Перу в 1995 году. Нашедшие ее тело антропологи полагают, что она оказалась жертвой ритуального жертвоприношения. Хамфри сообщает, что фильм о "снегу­рочке" показали по американскому телевидению. Зрителям предлагалось

... восхититься духовной силой священников-инков и представить чувства девочки во время последнего пути: гордость и восторг, охватившие ее при известии о том, что на нее пал почетный выбор, она будет священной жертвой. Телефильм, по сути, убеж­дал зрителей в том, что человеческое жертвоприношение явля­лось своего рода важным культурным достижениемвот вам еще один перл нерассуждающего преклонения перед культурным многообразием.

Хамфри возмутился, и я вполне разделяю его чувства.

Как у них язык повернулся предположить такое? Как смеют они предлагать намсидящим в уютных домах, перед экра­нами телевизоров зрителямвосторгаться, проигрывая в уме акт ритуального убийства: казни беззащитного ребенка толпой недалеких, напыщенных, суеверных, глупых стариков? Как смеют они призывать нас искать в этом аморальном насилии над безза­щитной жертвой что-то положительное?

И опять же, у добропорядочного, либерального читателя могут закрасться сомнения. Конечно, с нашей точки зрения это был жестокий, бессмысленный обряд, но самим инкам так,

 

безусловно, не казалось. С их точки зрения жертвоприноше­ние было нравственным, далеко не бессмысленным действием, оправданным целым набором священных верований. Девчушка, без сомнения, также целиком разделяла религию своего народа. Какое право имеем мы судить священников-инков по законам нашей, а не их собственной, морали и называть их убийцами? Возможно, девочка действительно была до восторга счастлива своей судьбой; возможно, она и вправду верила, что отправля­ется прямиком в рай в компании ослепительного бога-Солнца. Или, может быть, — и это кажется гораздо более вероятным — она визжала от ужаса.

Хамфри и я вместе с ним пытаемся показать, что вне зави­симости от того, добровольно или нет приняла смерть эта девочка, ей, скорее всего, не захотелось бы стать жертвой, знай она известные нам сегодня факты. Представьте на секунду, что ей известна природа Солнца — огромного водородного шара с температурой, превышающей миллион градусов Кельвина, внутри которого происходит термоядерная реакция с образо­ванием гелия; что первоначально, наряду с Землей и другими планетами Солнечной системы, оно образовалось из газового облака... Вряд ли она тогда продолжала бы молиться ему как божеству, и принесение себя в жертву ради того, чтобы его умилостивить, тоже выглядело бы совсем по-другому.

Нельзя обвинять священников-инков в невежестве и обзы­вать их недалекими и напыщенными тоже, пожалуй, нечестно. Но в чем они действительно виновны — так это во внуше­нии своей веры ребенку, ум которого еще не созрел, чтобы решать, поклоняться солнцу или нет. Хамфри также вменяет в вину создателям телепередачи и нам, зрителям, взгляд на смерть маленькой девочки как на нечто прекрасное — "нечто, обогащающее наше коллективное культурное наследие". Эта тенденция возвеличивать эксцентричные этнические религи­озные обряды и оправдывать их жестокость проявляется снова и снова. В добропорядочных либеральных умах она служит

 

источником мучительного внутреннего конфликта: с одной стороны, они терпеть не могут жестокости и страданий, а с другой — пройдя выучку у постмодернистов и релятивистов, считают своим долгом уважать другие культуры не менее соб­ственной. Женское обрезание, несомненно, чудовищно болез­ненная процедура, лишающая женщину возможности наслаж­даться сексом (в этом, видимо, и заключается ее истинная цель), и одна половина добропорядочного либерального ума желает наложить запрет на этот обряд. Другая же половина "уважает" этнические культуры и полагает, что мы не должны вмеши­ваться, если им хочется увечить "своих девчушек". Но дело в том, что "их девчушки" на самом деле — свои собственные девчушки, и никто не имеет права пренебрегать их желани­ями. Сложнее найти правильный ответ, если девочка желает подвергнуться обрезанию. Но не передумала ли бы она, знай о жизни столько, сколько знает взрослая, опытная женщина? Хамфри отмечает, что ни одна женщина, обрезание которой в детстве по какой-либо причине не состоялось, не совершает эту операцию добровольно, будучи взрослой.

Коснувшись далее секты амишей и заявленного ими права воспитывать "собственных детей на собственный манер", Хам­фри ядовито высмеял энтузиазм, проявляемый нашим обще­ством в отношении

... сохранения культурного многообразия. Возможно, вы рассужда­ете: понятно, что детям амишей, или хасидов, или цыган прихо­дится нелегко, когда родители воспитывают их по своему образу и подобию, но благодаря этому удивительные культурные тради­ции не угасают. Разве вся наша цивилизация не обеднела бы с их исчезновением? Конечно, жаль, что для поддержания разнообра-

В Великобритании женское обрезание до сих пор совершается регулярно. Инспек­тор школ для старшеклассников рассказал мне, что в гооб г. лондонских девочек отправляли для обрезания к "дяде" в Брэдфорд. Власти, опасаясь обвинения в расизме со стороны диаспоры, делают вид, что ничего не происходит.

 

зия приходится жертвовать судьбами отдельных индивидуумов. Но что поделаешьтакую цену нам, как обществу, приходится платить. Только позвольте напомнить, что платить прихо­дится им, а не нам.

Данный вопрос оказался в центре внимания общественности в 1972 году, когда Верховный суд США вынес постановление по памятному делу "Висконсин против Йодера", в котором рассматривалось право родителей не пускать детей в школу по причине религиозных убеждений. Амиши живут замкну­тыми общинами в разных уголках Америки, разговаривают в основном на архаичном германском диалекте под назва­нием "пенсильванский голландский" и чураются в большей или меньшей степени электричества, двигателей внутрен­него сгорания, пуговиц и других проявлений реалий. В этом островке старомодного быта трехвековой давности действи­тельно есть для современного глаза что-то притягательное. Разве не стоит сохранить его ради поддержания разнообра­зия человечества? А единственный способ его сохранить состоит в том, чтобы позволить амишам воспитывать детей по-своему, оберегая от соблазнов современности. Напраши­вается вопрос: а разве дети не должны иметь право голоса в этом вопросе?

Верховный суд вмешался в 1972 году, когда группа родителей-амишей из штата Висконсин забрала своих детей из старших классов школы. Продолжение образования далее определенного возраста противоречит религиозным взглядам амишей, в особенности когда речь идет о научном образова­нии. Штат Висконсин подал на родителей в суд, утверждая, что детей лишают права на образование. Пройдя через все инстанции, дело дошло до Верховного суда США, вынесшего неединогласное (6 против 1) решение в пользу родителей142. В записанном главным судьей Уорреном Бергером мнении большинства утверждалось следующее:

 

Как показывает опыт, обязательное школьное образование до шестнадцатилетнего возраста для детей амишей несет в себе вполне реальную угрозу подрыва социального и религиозного быта амишей в том виде, в каком он существует на сегодняшний день; им пришлось бы либо отказаться от своих верований и слиться с окружающим обществом, либо перебраться в другие, более тер­пимые регионы.

Единственным несогласным был судья Уильям О. Дуглас, кото­рый считал, что в данном случае неплохо бы спросить, что думают сами дети. Хотят ли они сами отказаться от дальнейшего образования? Хотят ли провести жизнь в лоне религии амишей? Николас Хамфри пошел бы еще дальше. Даже если, будучи опрошенными, дети проявят желание жить по религии амишей, нельзя ли предположить, что, имей они адекватное представ­ление о других существующих возможностях, выбор оказался бы иным? Если бы их образ жизни имел очевидные преимуще­ства, разве не наблюдали бы мы обилие воспитанных за преде­лами секты молодых людей, желающих стать ее членами? Судья Дуглас построил свой агрумент несколько иначе. Он заявил, что не понимает, почему родителям дается исключительное право решать, в какой мере они могут лишить своих детей образова­ния, только на основе их религиозных убеждений. Если рели­гия может быть поводом для игнорирования закона, что мешает претендовать на подобное право нерелигиозным убеждениям?

Большинство членов Верховного суда провели параллель с положительными ценностями монашеских братств, суще­ствование которых в обществе, возможно, обогащает его. Но, как указывает Хамфри, есть немаловажное различие. Монахи вступают в братство добровольно, по собственному желанию. Дети амишей никогда специально не выбирали амишское вос­питание; родившись в этой среде, они не имели выбора.

Есть что-то чудовищно высокомерное и негуманное в при­несении любой человеческой личности, а особенно детской,

 

в жертву "культурному многообразию" и сохранению рели­гиозных традиций. Нам замечательно живется в окружении машин, компьютеров, антибиотиков и прививок. А вы — странный маленький народец в шляпах и старомодных брю­ках, с упряжками лошадей, архаичным диалектом и деревян­ными туалетами, — вы обогащаете нашу жизнь. Конечно, мы должны разрешить вам удерживать в жизни, устроенной по канонам XVII века, и ваших детей, иначе мы навсегда потеряем что-то ценное: часть замечательного разнообразия человече­ской культуры. Крошечная часть моего сознания соглашается с вышесказанным. Но в целом меня от этой картины тошнит.

 

Скандал на ниве образования

 

Наш премьер-министр Тони Блэр исполь­зовал агрумент "разнообразия" в палате общин, отвечая на требование члена пар­ламента Дженни Тонге объяснить, почему правительство субсидирует школу на северо-востоке Англии, в которой (практически единственный слу­чай в Великобритании) преподают библейский креационизм буквалистского толка. Господин Блэр ответил, что было бы жаль, если бы наша озабоченность по этому поводу помешала создать в стране "как можно более разнообразную систему образования"43. Речь в данном случае шла о колледже "Эмма-ньюэл" в городе Гейтсхед, входящем в число основанных по инициативе правительства Блэра "городских академий". Бога­тых спонсоров приглашают внести относительно небольшую сумму (в случае "Эмманьюэла" — г миллиона фунтов стер­лингов), которая дает право на получение от правительства гораздо большей суммы (го миллионов на школу плюс бес­срочная оплата текущих расходов и зарплаты сотрудникам), а также право контролировать школьную программу, назначать большинство школьных попечителей, устанавливать правила приема и исключения учеников и еще многое другое. Десять процентов бюджета "Эмманьюэла" поступает из кармана сэра Питера Варди, преуспевающего торговца автотранспортом, горящего весьма похвальным желанием дать современным детям образование, которого ему получить не удалось, и менее похвальным — вбить детям в головы собственные религиоз-

 

ные убеждения*. К сожалению, Варди связался с группой фундаменталистски настроенных, по американскому образцу, учителей во главе с Найджелом Маккуойдом, который одно время работал директором "Эмманьюэла", а нынче возглавляет всю группу школ Варди. Уровень научного образования госпо­дина Маккуойда можно определить по его уверенности в том, что мирозданию не более 10 тысяч лет, а также по следующей реплике: "Взглянув на сложность человеческого организма, невозможно поверить, что мы возникли из Большого Взрыва или что мы были обезьянами... Если внушать детям, что их жизнь не имеет цели, что они — просто химические мутации, уверенности в себе у них не прибавится"'44.

Ни один ученый никогда не утверждал, что ребенок — это "химическая мутация". Использование данного выражения в приведенном контексте — невежественная чепуха, анало­гичная напечатанному в "Гардиан" 18 апреля 2006 года заявле­нию главы Церкви христианского быта в восточном Лондоне, район Хакни, "епископа" Вейна Малколма, который "оспари­вает научные доказательства эволюции". Насколько Малколму удалось понять оспариваемые им доказательства, можно судить по следующему его утверждению: "Наблюдается отсутствие ископаемых остатков промежуточных стадий эволюции. Если лягушка превратилась в обезьяну, разве не должны мы нахо­дить множество ископаемых лягузьян?"

Поскольку господин Маккуойд не является по профес­сии ученым, думается, будет справедливее обратиться к его начальнику, заведующему отделом естествознания Стивену Лейфилду. 21 сентября 2001 года господин Лейфилд прочитал в колледже "Эмманьюэл" лекцию на тему "Преподавание есте­ствознания: взгляд с библейской точки зрения". Текст лекции был опубликован на христианском веб-сайте (www.christian. org.uk). Однако сегодня вы его там не найдете. Христиан-

>:" Г. Л. Менкен оказался в данном случае пророком, заявив: "В глубине души каждого евангелиста живет несостоявшийся торговец автомобилями".

 

ский институт удалил ее в тот самый день, когда я позвонил им, чтобы обратить их внимание на напечатанную 18 марта 2OO2 года в газете "Дейли телеграф" статью, в которой тща­тельным образом разнес эту лекцию в пух и прах45. Однако в наше время из Интернета трудно удалить что-либо насовсем. Скорость работы поисковых систем частично обеспечивается кэшированием информации, что неизбежно означает сохране­ние данных в буферной памяти какое-то время после удаления первоисточника. Корреспондент газеты "Индепендент" по религиозным вопросам, расторопный английский журналист Эндрю Браун успел отыскать лекцию Лейфилда и, загрузив ее из буферной памяти Гугла, вывесил, защитив от удаления, на собственном веб-сайте: http://www.darwinwars.com/lunatic/ liars/layfield.html/. Наблюдательный читатель заметит, что выбор эпитетов в адрес URL сам по себе занимателен. Однако улыбка исчезает, стоит обратиться к содержанию самой лек­ции.

Кстати, когда кто-то из любопытствующей публики обра­тился в колледж "Эмманьюэл" с просьбой объяснить, почему лекцию удалили с веб-сайта, он получил из школы следующий увертливый ответ, записанный тем же Эндрю Брауном:

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...