Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограничение свободы. Арест

Ограничение свободы — вид наказания, предусмот­ренный УК РФ. Оно назначается лицам, достигшим к моменту суда восемнадцатилетне­го возраста, кроме инвалидов I и II групп, женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, бере­менных женщин и женщин, имею­щих детей в возрасте до восьми лет, а также военнослужащих, проходя­щих военную службу по призыву. Это наказание может быть назна­чено за совершение

__________________________

1 см. комментарий к ст. 49, 50.

 

умышленных преступлений — на срок от одного года до трех лет лицу, не имеюще­му неснятых и непогашенных судимостей, а за совершение преступле­нии по неосторожности -- на срок от одного года до пяти лет.

Прави­ло о назначении ограничения свободы на срок не менее одного года объ­ясняется как относительно неболь­шим уровнем кары, так и тем, что в условиях исправительного центра, где отбывают наказание осужденные данной категории, проводится менее интенсивная воспитательная работа с отбывающими наказание, чем в местах лишения свободы. Если это наказание назначено взамен обяза­тельных работ или исправительных работ за злостное уклонение от их отбывания, его срок может быть и ме­нее одного года.

Срок ограничения свободы ис­числяется с момента постановки осужденного на учет в исправи­тельный центр. В срок наказания не засчитывается время самоволь­ного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток.

Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, находят­ся под надзором и обязаны:

1) вы­полнять требования правил внут­реннего распорядка в исправитель­ном центре;

2) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;

3) посто­янно находиться в пределах грани­цы исправительного центра, не по­кидать его территорию без разреше­ния администрации;

4) проживать, как правило, в специально предна­значенных для них общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра;

5) участвовать без оплаты труда в работах по бла­гоустройству здании и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нера­бочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.

К осужденным, нарушающим трудовую дисциплину, обществен­ный порядок, а также порядок от­бывания наказания, администра­цией исправительного центра мо­гут применяться меры взыскания. За злостное уклонение от отбыва­ния ограничения свободы (само­вольное, без уважительных причин оставление осужденным террито­рии исправительного центра; не­возвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания; оставление места рабо­ты или места проживания, а также нарушение порядка и условий от­бывания наказания, допущенное не менее трех раз при условии, что каждое последующее нарушение совершено после наложения взыс­кания за предыдущее) суд заменя­ет это наказание лишением свобо­ды из расчета день за день.

Арест является видом основного наказа­ния. Заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и назначает­ся на срок от одного до шести ме­сяцев. При назначении ареста вза­мен обязательных работ или ис­правительных работ срок этого наказания может быть и менее од­ного месяца.

Наказание в виде ареста не мо­жет быть назначено лицам, не до­стигшим к моменту вынесения при­говора шестнадцатилетнего возрас­та, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в воз­расте до восьми лет. Несовершенно­летним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет арест назнача­ется на срок от одного до четырех месяцев.

Осужденные к аресту будут отбывать это наказание по месту осуждения в арестных домах. На них распространяются условия со­держания, установленные для лиц, отбывающих лишение свободы на общем режиме в тюрьме. Кроме того, важное значение имеет ре   жим строгой изоляции. Осужден­ным к аресту не предоставляются свидания с родственниками и ины­ми лицами, за исключением адво­катов; не разрешается получение денежных переводов, а также по­сылок, передач, бандеролей, за ис­ключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону.

Общеобразовательное и профессионально-техническое обу­чение этих лиц с учетом весьма кратких сроков их пребывания под арестом не осуществляется, пере­движение без конвоя не разреша­ется. Осужденные ежедневно поль­зуются прогулкой продолжитель­ностью не менее одного часа, а несовершеннолетние — не менее одного часа тридцати минут. При исключительных личных обстоя­тельствах может быть разрешен те­лефонный разговор с близкими род­ственниками. Несовершеннолетним осужденным предоставляются крат­косрочные свидания продолжитель­ностью до трех часов с родителями или лицами, их заменяющими, один раз в месяц.

Осужденные к аресту не работают. Они могут выполнять лишь работы по хозяйственному обслуживанию арестных домов без опла­ты продолжительностью не более четырех часов в неделю. За хорошее поведение к осужденным могут применяться меры поощрения в виде благодарности, и досрочного снятия ранее наложенного взыскания или телефонного разговора.

За нарушение порядка отбывания наказания разрешается применять взыскания в виде выго­вора или водворения в карцер на срок до десяти суток. Материально-бытовое обеспе­чение осужденных к аресту осу­ществляется в соответствии с нор­мами, установленными для лиц, от­бывающих наказание в тюрьмах на общем режиме, а для несовершен­нолетних — в соответствии с нор­мами, установленными для воспи­тательных колоний.

 

Содержание в дисциплинарной воинской части

 

 Содержание в дисциплинарной воинской части назначается во­еннослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также во­еннослужащим, проходящим военную службу по контракту на должно­стях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Осо­бенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисци­плинарной воинской части на тот же срок 1. При содержании в дисциплинарной воинском части вместо ли­шения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день со­держания в дисциплинарной воинской, части.

Статья 55 серьезно изменяет положения ст. 34 прежнего УК: расширяет круг лиц, которые могут быть подвергнуты этому виду наказа­ния, за счет группы контрактников; уменьшает срок лишения свободы, кото­рый может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет, снимает ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы.

Данный вид наказания назначается в случаях, прямо предусмотрен­ных санкциями статей Особенной части настоящего Кодекса, устанавливаю­щих ответственность за преступления против военной службы.

Также содер­жание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях возможности замены им предполагаемого лишения свободы осужденному, если характер преступления и личность виновного позволяют это сделать.

Отнесение лиц к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим. Проходящим военную службу по кон­тракту на должностях рядового и сержантского состава, а также определе­ние начального момента и момента прекращения прохождения службы осу­ществляется на основе специального законодательства.

__________________________

1 см. комментарий к ст. 55 Уголовного кодекса.

Понятие и цели наказания,

 анализ судебной практики

Наказание есть мера государственного принуждения, назначае­мая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотрен­ных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод это­го лица 1.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупрежде­ния совершения новых преступлений.

Данная статья содержит в себе ряд новых предписаний по сравне­нию с УК РСФСР. Новыми являются понятие наказания и определение его содержания, а также указание на применение наказания в, целях восстановле­ния социальной справедливости. Кроме того, снято упоминание о каре и устра­нена риторика, не отвечающая современным реалиям 2.

Предписания данной статьи основаны на действующей Конституции РФ. Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в настоящем У К, УИК и иных нормативно-правовых актах, должны соответствовать положениям Конституции РФ и данной статьи.           

Наказание рассматривается как ответ государства па совершение пре­ступления и регламентируется данной статьей как уголовно-правовой, спе­цифический способ правового реагирования па преступление.

Законодатель отграничивает его от иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Кодексом, а именно: принудительных мер воспитательного воздействия, ко­торые применяются к несовершеннолетним, либо в исключительных случаях в ограниченном объеме — к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет 3, а также от принудительных мер медицинского характера.

____________________________

1 с. 43 Уголовно- исполнительного кодекса

2 см. ст. 20 УК РСФСР.

3 см. комментарий к ст. 90 и 96 Уголовно- исполнительного кодекса

Не являются наказанием и, соответственно, не могут быть применены к лицу со ссылкой на совершение им преступления любые меры, не назначенные судом и не предусмотренные настоящим Кодексом.

Применение к граж­данину квазинаказания, т. е. наказаний, не предусмотренных уголовным законом, противоречит Конституции РФ и настоящему Кодексу.

Своим содержанием предписания данной статьи обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Законодатель обязан при установле­нии ответственности за отдельные преступления исходить из целей наказа­ния, сформулированных в ст. 43 УК, соблюдать порядок его назначения по приговору суда и применения только к лицу, признанному виновным в со­вершении преступления.

Правоприменитель обязан руководствоваться поло­жениями о природе наказания и его целях при назначении и исполнении наказания. Судебные органы несут в пределах своей компетенции ответст­венность за соответствие назначаемого и исполняемого наказания предписа­ниям данной статьи. Учреждения и органы, исполняющие наказание, исхо­дят из того, что наказание, назначенное судом, является справедливым и создаст необходимые условия для реализации, в частности предусмотренных п. 1 ст. 1 УИК таких целей уголовно-исполнительного законодательства РФ, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступ­лений осужденными и иными лицами.

 Данная статья наряду с положениями гл. 1 УК указывает на роль наказания как вспомогательного, а не главного средства борьбы с преступно­стью. При всем своем огромном потенциале воздействия на поведение людей наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применя­ется соразмерно преступному деянию, когда иные средства воздействия ока­зались либо заведомо могут оказаться неэффективными.

Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т. е. представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто невправе выходить за пре­делы количественных и качественных характеристик наказания, установлен­ных законом.

Только в рамках наказания как меры суд вправе на основе уго­ловного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количе­ственных, а в. ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входя­щих в уголовное наказание как меры государственного принуждения.

Содержание наказания как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 2 ст. 2 УИК "устанавливаются общие положения и принци­пы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового харак­тера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; поря­док и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств ис­правления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания; порядок участия органов государственной, власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объе­динений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобожде­ния от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам".

При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усили­вать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным за­коном.

Государственный характер меры принуждения означает, что нака­зание может быть назначено только от имени государства, и является публич­но-правовой, государственной оценкой деяния как преступного, а совершив­шего его лица как обязанного претерпеть наказание.

Государство обладает исключительной монополией на назначение уго­ловного наказания. Только оно определяет полномочия в сфере назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания. Действуя от имени государства, органы и должно­стные лица, полномочия которых установлены Конституцией, несут ответст­венность за соответствие практики назначения и исполнения наказания пред­писаниям Конституции РФ, имеющим высшую юридическую силу. В уста­новленных законом случаях должностные лица также могут нести уголов­ную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за наруше­ние законодательства об уголовном наказании.

Присвоение прав законодательной власти либо попытка подмены суда в области применения наказания является посягательством на правопорядок в Российской Федерации.

Уголовное наказание как мера воздействия на осужденного влечет материальные затраты со стороны государства, требующие значительных бюджетных ассигнований. Законодатель вводит новые виды наказания, а равно расширяет сферу применения наказания только при наличии необхо­димых для этого условий 1.

 Принудительный характер наказания как государственной меры оз­начает, что все участники публичного правового оборота обязаны подчинять­ся вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство впра­ве применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т. с. пре­дусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение

____________________________

1 см. ст. 4 Федерального закона о введении в дейст­вие Уголовного кодекса Российской Федерации относительно введения в действие положений настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года

 

лиц и органов такого рода решениям, включая необходимые меры физиче­ского воздействия.

Принудительный характер наказания также означает обязанность осу­жденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания.

 Наказание может быть назначено только по приговору суда и приме­няется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.  

Содержанием наказания является лишение или ограничение прав и свобод. Любое потенциальное лишение или ограничение прав и свобод лица, отбывающего наказание, или лица, к которому применено наказание, должно иметь правовое обоснование соответствовать закону.

Незаконным является лишение осужденного предусмотренных законом средств поддержания его существования, приводящее к нанесению вреда здоровью, распространению эпидемий, равно как и лишению осужденного государственной защиты от пося­гательств или иных форм негативного воздействия со стороны третьих лиц,

По смыслу данной статьи в содержание наказания, исходя из его государственно-правовой природы и целей, входят различные действия, про­водимые органами, исполняющими наказание, как для защиты тех прав и свобод, которых осужденный не лишался по приговору суда, так и для обес­печения эффективности наказания.

Целями применения наказания являются восстановление социаль­ной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Содержанием целей наказания по данной статье является правомерное поведение граждан и соблюдение установлен­ного правопорядка. Моральное совершенствование личности не провозгла­шается целью наказания.

Юридическая обязательность и социальная необходимость подчинять наказание целям, сформулированным в данной статье, не подрывается их неосуществимостью в отдельных случаях. Закон направляет наказание на достижение целей, по не может полностью гарантировать их достижение.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осуж­денного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности.

Социальная справедливость в обществе восста­навливается в возможных пределах: государство частично возмещает причи­ненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государст­во способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответ­ствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических сообра­жений, т. е. учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности.

По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах — соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления.

Исправление осужденного соответствует цели специального пре­дупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

По данной статье цель исправления осужденного не направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осуж­денного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общежития, хотя и предполагает использование лю­бых законных и разумных средств позитивного изменения личности и соци­альных связей осужденного.

Для достижения данной цели, т. е. специального предупреждения пре­ступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и неправовыми средствами. Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива.

Предупреждение совершения новых преступлении соответствует це­лям общего предупреждения и относится к тем лицам, к которым наказание не- применялось. При этом наказание остается мерой реагирования государ­ства на преступление, совершенное индивидом.

Соответственно, цель общего предупреждения преследуется лишь в рамках, установленных настоящим Кодексом.

Эффективность общего предупреждения должна предполагаться законо­дателем и судом. Степень достижения этой цели зависит от многих факторов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...