Ограничение свободы. Арест
Ограничение свободы — вид наказания, предусмотренный УК РФ. Оно назначается лицам, достигшим к моменту суда восемнадцатилетнего возраста, кроме инвалидов I и II групп, женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Это наказание может быть назначено за совершение __________________________ 1 см. комментарий к ст. 49, 50.
умышленных преступлений — на срок от одного года до трех лет лицу, не имеющему неснятых и непогашенных судимостей, а за совершение преступлении по неосторожности -- на срок от одного года до пяти лет. Правило о назначении ограничения свободы на срок не менее одного года объясняется как относительно небольшим уровнем кары, так и тем, что в условиях исправительного центра, где отбывают наказание осужденные данной категории, проводится менее интенсивная воспитательная работа с отбывающими наказание, чем в местах лишения свободы. Если это наказание назначено взамен обязательных работ или исправительных работ за злостное уклонение от их отбывания, его срок может быть и менее одного года. Срок ограничения свободы исчисляется с момента постановки осужденного на учет в исправительный центр. В срок наказания не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток. Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, находятся под надзором и обязаны: 1) выполнять требования правил внутреннего распорядка в исправительном центре; 2) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
3) постоянно находиться в пределах границы исправительного центра, не покидать его территорию без разрешения администрации; 4) проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра; 5) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству здании и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю. К осужденным, нарушающим трудовую дисциплину, общественный порядок, а также порядок отбывания наказания, администрацией исправительного центра могут применяться меры взыскания. За злостное уклонение от отбывания ограничения свободы (самовольное, без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра; невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания; оставление места работы или места проживания, а также нарушение порядка и условий отбывания наказания, допущенное не менее трех раз при условии, что каждое последующее нарушение совершено после наложения взыскания за предыдущее) суд заменяет это наказание лишением свободы из расчета день за день. Арест является видом основного наказания. Заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и назначается на срок от одного до шести месяцев. При назначении ареста взамен обязательных работ или исправительных работ срок этого наказания может быть и менее одного месяца. Наказание в виде ареста не может быть назначено лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет арест назначается на срок от одного до четырех месяцев.
Осужденные к аресту будут отбывать это наказание по месту осуждения в арестных домах. На них распространяются условия содержания, установленные для лиц, отбывающих лишение свободы на общем режиме в тюрьме. Кроме того, важное значение имеет ре жим строгой изоляции. Осужденным к аресту не предоставляются свидания с родственниками и иными лицами, за исключением адвокатов; не разрешается получение денежных переводов, а также посылок, передач, бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение этих лиц с учетом весьма кратких сроков их пребывания под арестом не осуществляется, передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные ежедневно пользуются прогулкой продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетние — не менее одного часа тридцати минут. При исключительных личных обстоятельствах может быть разрешен телефонный разговор с близкими родственниками. Несовершеннолетним осужденным предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью до трех часов с родителями или лицами, их заменяющими, один раз в месяц. Осужденные к аресту не работают. Они могут выполнять лишь работы по хозяйственному обслуживанию арестных домов без оплаты продолжительностью не более четырех часов в неделю. За хорошее поведение к осужденным могут применяться меры поощрения в виде благодарности, и досрочного снятия ранее наложенного взыскания или телефонного разговора. За нарушение порядка отбывания наказания разрешается применять взыскания в виде выговора или водворения в карцер на срок до десяти суток. Материально-бытовое обеспечение осужденных к аресту осуществляется в соответствии с нормами, установленными для лиц, отбывающих наказание в тюрьмах на общем режиме, а для несовершеннолетних — в соответствии с нормами, установленными для воспитательных колоний.
Содержание в дисциплинарной воинской части
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок 1. При содержании в дисциплинарной воинском части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской, части.
Статья 55 серьезно изменяет положения ст. 34 прежнего УК: расширяет круг лиц, которые могут быть подвергнуты этому виду наказания, за счет группы контрактников; уменьшает срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет, снимает ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы. Данный вид наказания назначается в случаях, прямо предусмотренных санкциями статей Особенной части настоящего Кодекса, устанавливающих ответственность за преступления против военной службы. Также содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях возможности замены им предполагаемого лишения свободы осужденному, если характер преступления и личность виновного позволяют это сделать. Отнесение лиц к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим. Проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, а также определение начального момента и момента прекращения прохождения службы осуществляется на основе специального законодательства. __________________________ 1 см. комментарий к ст. 55 Уголовного кодекса.
Понятие и цели наказания, анализ судебной практики Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица 1. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Данная статья содержит в себе ряд новых предписаний по сравнению с УК РСФСР. Новыми являются понятие наказания и определение его содержания, а также указание на применение наказания в, целях восстановления социальной справедливости. Кроме того, снято упоминание о каре и устранена риторика, не отвечающая современным реалиям 2. Предписания данной статьи основаны на действующей Конституции РФ. Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в настоящем У К, УИК и иных нормативно-правовых актах, должны соответствовать положениям Конституции РФ и данной статьи. Наказание рассматривается как ответ государства па совершение преступления и регламентируется данной статьей как уголовно-правовой, специфический способ правового реагирования па преступление. Законодатель отграничивает его от иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Кодексом, а именно: принудительных мер воспитательного воздействия, которые применяются к несовершеннолетним, либо в исключительных случаях в ограниченном объеме — к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет 3, а также от принудительных мер медицинского характера. ____________________________ 1 с. 43 Уголовно- исполнительного кодекса 2 см. ст. 20 УК РСФСР. 3 см. комментарий к ст. 90 и 96 Уголовно- исполнительного кодекса Не являются наказанием и, соответственно, не могут быть применены к лицу со ссылкой на совершение им преступления любые меры, не назначенные судом и не предусмотренные настоящим Кодексом. Применение к гражданину квазинаказания, т. е. наказаний, не предусмотренных уголовным законом, противоречит Конституции РФ и настоящему Кодексу. Своим содержанием предписания данной статьи обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Законодатель обязан при установлении ответственности за отдельные преступления исходить из целей наказания, сформулированных в ст. 43 УК, соблюдать порядок его назначения по приговору суда и применения только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Правоприменитель обязан руководствоваться положениями о природе наказания и его целях при назначении и исполнении наказания. Судебные органы несут в пределах своей компетенции ответственность за соответствие назначаемого и исполняемого наказания предписаниям данной статьи. Учреждения и органы, исполняющие наказание, исходят из того, что наказание, назначенное судом, является справедливым и создаст необходимые условия для реализации, в частности предусмотренных п. 1 ст. 1 УИК таких целей уголовно-исполнительного законодательства РФ, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений осужденными и иными лицами.
Данная статья наряду с положениями гл. 1 УК указывает на роль наказания как вспомогательного, а не главного средства борьбы с преступностью. При всем своем огромном потенциале воздействия на поведение людей наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применяется соразмерно преступному деянию, когда иные средства воздействия оказались либо заведомо могут оказаться неэффективными. Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т. е. представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто невправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик наказания, установленных законом. Только в рамках наказания как меры суд вправе на основе уголовного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количественных, а в. ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входящих в уголовное наказание как меры государственного принуждения. Содержание наказания как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 2 ст. 2 УИК "устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной, власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам". При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом. Государственный характер меры принуждения означает, что наказание может быть назначено только от имени государства, и является публично-правовой, государственной оценкой деяния как преступного, а совершившего его лица как обязанного претерпеть наказание. Государство обладает исключительной монополией на назначение уголовного наказания. Только оно определяет полномочия в сфере назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания. Действуя от имени государства, органы и должностные лица, полномочия которых установлены Конституцией, несут ответственность за соответствие практики назначения и исполнения наказания предписаниям Конституции РФ, имеющим высшую юридическую силу. В установленных законом случаях должностные лица также могут нести уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства об уголовном наказании. Присвоение прав законодательной власти либо попытка подмены суда в области применения наказания является посягательством на правопорядок в Российской Федерации. Уголовное наказание как мера воздействия на осужденного влечет материальные затраты со стороны государства, требующие значительных бюджетных ассигнований. Законодатель вводит новые виды наказания, а равно расширяет сферу применения наказания только при наличии необходимых для этого условий 1. Принудительный характер наказания как государственной меры означает, что все участники публичного правового оборота обязаны подчиняться вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство вправе применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т. с. предусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение ____________________________ 1 см. ст. 4 Федерального закона о введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации относительно введения в действие положений настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года
лиц и органов такого рода решениям, включая необходимые меры физического воздействия. Принудительный характер наказания также означает обязанность осужденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания. Наказание может быть назначено только по приговору суда и применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Содержанием наказания является лишение или ограничение прав и свобод. Любое потенциальное лишение или ограничение прав и свобод лица, отбывающего наказание, или лица, к которому применено наказание, должно иметь правовое обоснование соответствовать закону. Незаконным является лишение осужденного предусмотренных законом средств поддержания его существования, приводящее к нанесению вреда здоровью, распространению эпидемий, равно как и лишению осужденного государственной защиты от посягательств или иных форм негативного воздействия со стороны третьих лиц, По смыслу данной статьи в содержание наказания, исходя из его государственно-правовой природы и целей, входят различные действия, проводимые органами, исполняющими наказание, как для защиты тех прав и свобод, которых осужденный не лишался по приговору суда, так и для обеспечения эффективности наказания. Целями применения наказания являются восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Содержанием целей наказания по данной статье является правомерное поведение граждан и соблюдение установленного правопорядка. Моральное совершенствование личности не провозглашается целью наказания. Юридическая обязательность и социальная необходимость подчинять наказание целям, сформулированным в данной статье, не подрывается их неосуществимостью в отдельных случаях. Закон направляет наказание на достижение целей, по не может полностью гарантировать их достижение. Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, т. е. учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах — соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления. Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений. По данной статье цель исправления осужденного не направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общежития, хотя и предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного. Для достижения данной цели, т. е. специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и неправовыми средствами. Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива. Предупреждение совершения новых преступлении соответствует целям общего предупреждения и относится к тем лицам, к которым наказание не- применялось. При этом наказание остается мерой реагирования государства на преступление, совершенное индивидом. Соответственно, цель общего предупреждения преследуется лишь в рамках, установленных настоящим Кодексом. Эффективность общего предупреждения должна предполагаться законодателем и судом. Степень достижения этой цели зависит от многих факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|