Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поручительство общественной организации

 

Поручительство общественной организации состоит в даче письменного обязательства в том, что общественная организация ручается за надлежа­щее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, проводящего дознание, следователя, прокурора и суда.

Общественная организация, дающая поручительство, должна быть по­ставлена в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.

Понятие общественной организации содержится в Федеральном законе (ФЗ) от 19.05.95 “Об общественных объединениях” 1. Общественная организация является одной из организационно-правовых норм общественного объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, неком­мерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединивших­ся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения 2 .

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объ­единение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

______________________________________

1 Российская газета № 14. 25.05.95. С. 43.

2 ст. 5 ФЗ.

Обязательным признаком общественной организации, в отличие от других форм общественного объединения, является наличие членства. Поэтому при примене­нии рассматриваемой меры пресечения представляется необходимым приобщение к материалам уголовного дела свидетельства о государственной регистрации и устава данной общественной организации.

Хотя комментируемая статья прямо не указывает, но из ее смысла вытека­ет, что общественная организация может дать поручительство только за обвиняемого (подозреваемого), являющегося ее членом.

Решение о поручительстве принимается на общем собрании (съезде) членов организации или ее выборным коллегиальным органом. Согласие большинства — обязательно.

Инициатива о поручительстве может исходить как от самой организации, так и по просьбе обвиняемого (подозреваемого), либо ЛПД, следователя, прокурора, суда, судьи.

Учитывая краткосрочность нахождения лица в качестве подозреваемого, данная мера пресечения в его отношении применяется исключительно редко.

Должностные лица и органы, решающие вопрос о поручительстве общественной организации, должны тщательно изучить побудительные мотивы принятия данного решения, а также может ли она положительно воздейство­вать на лицо. Их отсутствие, явная недостаточность или надуманность могут быть основанием для отказа в применении данной мерой пресечения.

Об уходе или выбытии обвиняемого (подозреваемого) из организации, а также о дальнейшей возможности осуществлять поручительство сообщается ЛПД, следователю, прокурору, суду, судье.

Общественная организация в любой момент вправе отказаться от пору­чительства через общее собрание или ее выборный орган. Представляется, что процедура должна быть обычной: собрание, наличие большинства голосов и письменная информация должностному лицу или органу, избравшему меру пресечения.

Общественная организация вправе поставить обвиняемому (подозрева­емому) и дополнительные условия, кроме обязательства являться по вызовам и вести себя надлежащим образом. Например, не появляться в определенных местах, находиться дома после работы, вести себя должным образом с соседями, не употреблять спиртных напитков и др.

Общественная организация может также уполномочить конкретных лиц для осуществления контроля за поведением обвиняемого (подозреваемого).

Письменное обязательство общественной организации может быть выражено в протоколе собрания или заседания выборного органа, который подписывается председателем и секретарем.

Предпочтительность этого документа состоит в том, что он позволяет более полно изучить личность обвиняемого (подозреваемого), оценить обста­новку, в которой проходило собрание, ознакомиться с мнениями выступаю­щих, их доводами.

Представление выписки из протокола собрания или просто письмен­ного обязательства об общественном поручительстве не является основани­ем для отказа в избрании меры пресечения. Из этих документов должно вытекать, что общественная организация поставлена в известность о сущности уголовного дела.

При личном и общественном поручительстве в материалах дела сначала появляются письменные обязательства, а уже потом выносится постановление об избрании меры пресечения. Именно их наличие и анализ позволяют окончательно решить вопрос о применении личного поручительства и поручительства общественной организации.

14. Форма уведомления" общественной организации о сущности дела может быть различной. Должностное лицо может лично выступить на собра­нии, может направить общественного помощника, не исключается и письмен­ная информация. Может быть информирован и представитель общественной организации как лично, так и по телефону. В любом случае сведения об этом должны найти отражение в протоколе, его выписке или письменном обяза­тельстве о поручительстве.

Об ответственности обвиняемого (подозреваемого) в случае уклонения от явки или ненадлежащего поведения 1.

 

Заключение под стражу

 

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется с соблюдением требовании статьи 11 настоящего Кодекса по делам о пре­ступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.

К лицам, обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105, 111, 117 частью второй, 126, 127 частью третьей, 131 частями второй и третьей, 132 частью второй, 158 частями второй, третьей, 159 частями второй и третьей, 160 частью третьей, 161 частями второй и третьей, 161 частями второй и третьей, 162, 164, 166 частями третьей и четвертой, 167 частью второй, 186, 188 частями второй, третьей и четвер­той, 189, 190, 199 частью второй, 205, 206 частями второй и третьей, 208—212, 213 частью третьей, 215 частью второй, 221 частями второй и третьей, 226 частями третьей и четвертой, 227, 228 частями третьей и четвертой, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частью второй, 238 частью третьей, 267, 268 частью третьей, 269 частью третьей, 275, 276—279, 281, 283 частью второй, 290, 291 частью второй, 295, 299 частью второй, 302 частью второй,

__________________________________

1 см. ком. к ст. 94 УПК.

305 частью второй, 317, 318 частью второй, 321 частями второй и третьей, 333 частью второй, 334 частью второй, 338, 340 частью второй и 355 Уголовного кодекса Россий­ской федерации, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заклю­чения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обви­няемого — во всех случая”.                              

Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору. Прокурору РСФСР, прокурорам автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и город­ским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах проку­роров областей.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 220 настоящего Кодекса, возможно лишь при открытии новых обстоя­тельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения может быть обжаловано в суд на общих основаниях.

Лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или изменении места содержа­ния его под стражей,

Конституция РФ (ст. 22) закрепила право каждого на свободу и личную неприкосновенность и предусмотрела арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению.

В ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер­шении преступлений” № 103 от 15.07.95 1 в ст. 5 основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве МП применено заключение под стражу, также является судебное решение.

Однако в п. 6 раздела второго Конституции указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями на­стоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стра­жей лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Аналогично решен вопрос и в ФЗ № 103 от 15.07.95 (ст. 52). Следует заметить, что на данном этапе уголовно-процессуальное законодательство ограничило судебный контроль за арестом, проверкой законности и обосно­ванности ареста, санкционированного прокурором.

В соответствии с законом 1  “Арест” — заключение под стражу в качестве МП, т. е. понятия тождественные.

ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” регулирует общие положения и вопросы порядка исполнения ареста как МП.

Международно-правовая регламентация исполнения заключения под стражу в качестве меры пресечения содержится в материалах сессий ООН, в международно-правовых актах по борьбе с международными преступления­ми, в конвенциях, соглашениях, договорах. В их числе: Всеобщая декларация прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах человека. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких видов обращения

______________________________________

1 Российская газета № 18. 25.05.95. С. 67.

и наказания, Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Кодекс (Поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Типовой договор о выдаче и др.

Для бывших республик СССР характерно заключение многосторонних и двусторонних соглашений на уровне министерств внутренних дел по порядку передачи, перевозки лиц, взятых под стражу.

МВД Азербайджанской Республики, Республик Армения, Беларусь, Гру­зия, Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республик Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,

Украины, руководствуясь положениями законодательства и международными договора­ми своих государств, основываясь на соглашении о взаимодействии минис­терств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступнос­тью, подписали Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 17 февраля 1994 года в г. Ашхабаде.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения допустимо приме­нять для достижения одной или сразу нескольких целей: лишить обвиняемого (подозреваемого) возможности скрыться от расследования или суда, поме­шать ему воспрепятствовать установлению истины по УД, предупредить про­должение им преступной деятельности, обеспечить исполнение приговора.

Избрание заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности совершенного преступления преследует эти же цели. Обвинение в преступле­ниях, перечисленных в ч. 2 ст. 96, грозит строгим наказанием, поэтому степень вероятности уклонения обвиняемого (подозреваемого) от расследова­ния и суда велика.

_____________________________

1 п. 16, ст. 34 Уголовно- процессуального кодекса

Перечень преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Заключение под стражу возможно лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.

Лишь в исключительных случаях эта МП может быть применена по делам о преступлениях, за которые закон предусматривает наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.

Закон не дает понятия исключительного случая. Практика показывает, что к исключительным случаям относятся факты ненадлежащего поведения обвиня­емого (подозреваемого), т. е. уклонение от явки по вызову, уничтожение доказательств, подкуп, запугивание свидетелей, потерпевших, продолжение преступной деятельности и др.

Исключительность заключения под стражу подозреваемого включает в себя, во-первых, неотложность его ареста, во-вторых, невозможность оставления на свободе до установления обстоятельств, входящих в содержание обвинения.

О случаях, когда для применения МП в виде заключения под стражу требуется согласие органов власти РФ 1.

Судья Конституционного суда РФ не может быть арестован без согласия Конституционного суда РФ 2.

Закон “О статусе судей в РФ” 3 предусматривает, что при заключении под стражу судьи требуется согласие квалификационной коллегии судей. Арест может санкционировать только Генеральный прокурор РФ или лицо, исполняющее его обязанности.

Судья может быть заключен под стражу и по решению суда, когда суд уже принял УД в отношении судьи к производству, и во время расследования

______________________________

1 см. ком. к ст. 4, 11 Уголовно- процессуального кодекса.

2 ст. 15 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”.

3 ч. 4 ст. 16 Закона о статусе судей

дела по материалам, представленным органом предварительного следствия, прокурором.

Закон не предусматривает, какой суд может принять решение об аресте на этапе ПР. Во всяком случае, не ниже уровня того суда, судья которого привлекается к ответственности. Процессуальный закон дает исчерпывающий и не подлежащий расши­рительному толкованию перечень должностных лиц, которые имеют право дать санкцию на арест.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключе­ния под стражу, и в необходимых случаях лично допросить обвиняемого (подозреваемого), а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемо­го — во всех случаях.

Отказ прокурора арестовать лицо должен быть мотивированным и пись­менным. Он может быть выражен в виде резолюции на постановлении ЛПД, следователя, прокурора либо в отдельном постановлении.

Копия постановления (определения) о заключении под стражу вручает­ся лицу, в отношении которого оно вынесено; направляется администрации места предварительного заключения; приобщается к надзорному производст­ву прокурора, санкционирующего арест; направляется вышестоящему проку­рору.

Первый экземпляр приобщается к уголовному делу.

Если арестованный является гражданином иностранного государства, копия постановления направляется в МИД РФ.

В случаях наличия у гражданина России двойного гражданства следует уведомлять консульство или посольство соответствующего иностранного госу­дарства.

Выплата пенсии арестованному пенсионеру не приостанавливается. Приостановка выплаты пенсии возможна только по приговору суда 1.

______________________

1 Закон РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”. Ст. 124.

Законность и обоснованность применения ареста может быть обжало­вана в суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным представителем 1.

Судебная проверка законности и обоснованности применения заключе­ния под стражу в качестве МП производится судьей по месту содержания лица под стражей 2.

Постановление судьи об освобождении лица из-под стражи, вынесен­ное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению.

Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно содержаще­гося под стражей свыше срока, предусмотренного законом 3.

Закон устанавливает правила повторного применения заключения под стражу в качестве МП в отношении того же лица по тому же делу после отмены ее судьей в порядке, предусмотренном статьей 220.

Это возможно при открытии новых обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Их понятия закон не дает. Представляется, что к ним следует отнести факты ненадлежащего поведения обвиняемого (подозре­ваемого), а именно: уклонение от явки в орган расследования, воспрепятствование установлению истины по уголовному делу, продолжение преступной деятель­ности.

Повторное применение ареста возможно и при изменении обвинения на более тяжкое, выявлении дополнительных эпизодов преступной деятельности.

Повторное применение ЛПД, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве МП может быть обжаловано в суд на общих основаниях. Если таких лиц нет, имущество должно быть описано, жилище закрыто, опечатано совместно с представителями ЖЭК или иной организации, в чьем ведении находится управление жилищным фондом.

______________________

1  см. ком. к ч. 2 ст. 220.

2 Там же.

3 см. комментарий к ст. 11 УПК.

При составлении описи присутствуют понятые. О сдаче жилья под присмотр берется подписка от представителя ЖЭК, ЖЭУ, КЭЧ и др. Деньги и ценности целесообразно сдать в учреждение Госбанка.

Труднее с передачей под охрану частного жилого строения. Общест­венные формирования — уличные комитеты — вряд ли возьмут ответствен­ность за охрану. На практике обычно находят заслуживающих доверие людей, которые с разрешения обвиняемого (подозреваемого) пребывают в данном месте и осуществляют присмотр. Целесообразно это оформить соответству­ющим договором.

Орган дознания, следователь, прокурор, суд и судья обязаны уведо­мить заключенного под стражу о принятых мерах о попечении детей и охране жилища и имущества. Форма уведомления может быть как устной, так и письменной.

 

Залог

 

Залог состоит в деньгах или ценностях, вносимых в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или организацией в обеспечение явки обвиняемого, подозреваемого по вызовам лица, произ­водящего дознание, следователя, прокурора, суда. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю 1.

Сумма залога определяется органом, избравшим данную меру пресе­чения, в соответствии с обстоятельствами дела.

При внесении залога залогодатель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.

В случае уклонения обвиняемого, подозреваемого от явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда внесенный залог обращается в доход государства определением суда, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 323 настоящего Кодекса.

Залог стал чаще применяться как мера пресечения, особенно в условиях, когда нельзя применить арест, а других мер пресечения, без лишения свободы, недостаточно, чтобы предотвратить возможное ненадлежащее поведение обвиняемого (подозре­ваемого). В том числе:

— по делам о преступлениях, которыми причинен имущественный вред;

— по делам о преступлениях, за которые может быть назначено наказание не более одного года лишения свободы или не связанное с лишением свободы, а вероятность ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) высока;

— по уголовным делам в отношении иностранных граждан.

Законодатель не устанавливает конкретной суммы залога, оставляя решение о ней органу или должностному лицу, применившему эту МП.

Решение о размере залога зависит от целого ряда обстоятельств: матери­ального состояния залогодателя; суммы гражданского иска по делу; характе­ра преступления, личности обвиняемого (подозреваемого) и др.

Уголовно- процессуальный кодекс связывает применение залога с обеспечением явки обвиняемого (подозреваемого) по вызовам. Вместе с тем, анализ ст. 89 УПК позволяет сделать вывод о том, что он может применяться и для достижения целей, с которыми закон связывает применение меры пресечения.

Залог по степени интенсивности принуждения — самая строгая из мер пресеяения, не связанных с заключением под стражу, поэтому он применяется только с санкции прокурора либо по определению суда или постановлению судьи.

Залогодателем может быть как сам обвиняемый (подозреваемый), так и другое лицо (в т. ч. родственники) или организация.

Ими не могут быть государственные предприятия, учреждения, организа­ции, так как они не имеют права расходовать деньги в этих целях.

Могут являться залогодателями любые организации, которые имеют воз­можность по своему усмотрению и в этих целях распоряжаться своими средствами.

Полномочия их в этой части требуют удостоверения.

Кроме постановления, при принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю, что удостоверяется подписью пос­леднего.

В протоколе должно быть указано, что залогодателю известно о сущности дела, разъяснена его обязанность обеспечить явку обвиняемого (подозревае­мого) по вызову и его надлежащее поведение, а также об ответственности в виде обращения залога в доход государства, если обвиняемый (подозревае­мый) не выполнит своих обязательств.

Закон не требует при передаче залога участия понятых, но и их присутствие также не будет ему противоречить.

Объектом залога могут быть деньги и ценности. Деньги — это россий­ские денежные знаки, иностранная валюта, ценные бумаги.

Ценности — драгоценные металлы и камни, изделия из них, картины выдающихся художников и др.

Иностранная валюта, ценные бумаги и ценности обязательно проверяют­ся. Для этих целей используются специалисты, консультанты, эксперты. Оплата их труда производится за счет залогодателя. Номера банкнот, вид иностранной валюты, ценных бумаг, ценности подробно описываются в протоколе.

По закону, деньги и ценности должны вноситься в депозит суда, которо­му подсудно уголовное дело. Как правило, они это делают, когда дело находится в суде.

Органы расследования чаще сдают их на хранение в финансовые части, бухгалтерии, отделы органов внутренних дел.

Недопустимо хранение денег и ценностей, внесенных в виде залога, в рабочих сейфах.

Если мера пресечения достигла своей цели, а обвиняемый (подозреваемый) вел себя надлежащим образом, залог возвращается залогодателю.

Закон не регламентирует процедуры возвращения залога. Но в материа­лах дела должны быть расписки залогодателя о получении денег и ценностей. Более целесообразно оформить это протоколом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...