Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая классификация и краткая характеристика методов разработки и принятия управленческих решений.




Методы принятия управленческих решений - это совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления). Классификация методов принятия УР:

1. Аналитические, основаны на работе руководителя с набором аналитических соотношений. Они определяют зависимости между условиями выполнения задачи и ее результатами (в виде формул, графиков, логических соотношений). К аналитическим методам относятся: а) метод сравнения (оценка по отклонению фактических показателей от плановых, а также выявление причин, последствий и резервов); б) балансовый метод (анализ взаимосвязей между отдельными подсистемами, частями, функциями, задачами и обеспечение динамичного равновесия); в) функционально-стоимостной метод (установление набора целесообразных функций объекта, обеспечивающих повышение эффективности на 1 единицу затрат); г) метод элиминирования (приоритетное выделение действия 1 фактора на результативный показатель при условии действия других факторов); д) метод цепных подстановок (последовательная замена базисных значений фактора на фактические); е) индексный; ж) СВОТ – анализ.

2. Статистические, основаны на использовании информации о прошлом положительном опыте организации, отраслей, стран. В их основе лежит выявление тенденций, закономерностей, взаимосвязей. Применяются на стадии разработки и частично на стадии выбора.

К статистическим методам относятся: а) корреляционный (отражают наличие, форму, тесноту связей); б) регрессионный (показывает взаимосвязь в динамике); в) «динамические ряды» (позволяют выявить тенденции, закономерности, построить тренды и сформировать прогнозы); г) вероятностно-статистические (предполагают использование вероятностей с математическими методами) и др.

3. Активизирующие. Методы психологической активизации и подключения новых интеллектуальных источников. К ним относятся: а) методы психологической активизации: «конференция идей», «мозговая атака», «вопросов и ответов»; б) методы подключения новых интеллектуальных источников (основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированных специалистов): теоретико-игровой метод, метод наставничества, работа с консультантами.

4. Экспертные, основаны на совокупном мнении специалистов в пересекающихся областях деятельности. Применяются при отсутствии норм, статистики, в условиях неопределенности, при среднесрочном и долгосрочном планировании, в условиях дефицита времени, экстремальных условиях.

К экспертным методам относятся: а) метод экспертных оценок; б) метод программного прогнозирования; в) эвристические методы; г) коллективной генерации идей («мозговая атака»).

5. Методы сценариев, основаны на предвидении вариантов решений и ожидаемых при этом последствий. К методам сценариев относятся: а) метод «дерева решений» (основан на анализе графических изображений связей вариантов решений, их результатов и ожидаемой эффективности); б) метод «прогнозный граф». 6. Имитационные: а) игровые; б) неигровые. 7. Экономико-математические: а) оптимизационные задачи (их назначение – найти оптимальное решение в условиях ограниченных ресурсов. В их основе лежат типовые задачи оптимизации: распределения (н-р, транспортная задача), массового обслуживания (н-р, задача запасов), упорядочения (н-р, составление расписания), замены оборудования, поиска (н-р, задача о диете и производственная задача); б) экономико-математическое моделирование. 8. Методы моделирования.

14. Методы прогнозирования и планирования при разработке управленческих решений в условиях риска. Методы стратегического планирования. Прогнозирование – это составная часть планирования, позволяющая с определенной точностью представить ожидаемый ход развития событий для принятия эффективного управленческого решения Успешность прогнозирования зависит от таких условий: - объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; - правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; - наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом. Методы прогнозирования – определенное сочетание приемов (способов) выполнения прогностических операций, получение и обработка информации о будущем на основе однородных методов разработки прогноза. 2 осн.группы методов: а) Изыскательское, от имеющихся сегодня возм-тей. Используется количественная информация.Сюда относятся: – экстрополяция (Прогнозирование на основе предположе-ния о неизменности тенденций в буду-щем); – моделирование (позволяет строить и изучать сценарии изменения интересующих показателей при помощи методов статистического, эконометрического, математического моделирования и визуализировать полученные результаты) - метод сценариев. б) Нормативное, от целей и задач орг-ции. Используется качественная информация. - метод «паттерн» (обоснование планирования посредством научно-технологической оценки количественных данных); - метод Дельфи; - метод «прогнозного графа». Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем. К основным методам планирования относятся: балансовый; опытно-статистический; нормативный; экономико-математический.Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета. Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности. Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом. Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов расхода для определения переменных величин. Примером могут служить широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др. Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Наиболее распространены в современных условиях методы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического программирования, методы имитации, теории графов и др. Реализация упр-ческих ф-ций орг-ции осущ-ется с использ-ем стратег-кого и тактического планир-ния, специально разрабатываемых программ, проектов и четко отслеживаемого хода их выполнения. Стратег-кому планир-нию предшествует опред-е целей и задач орг-ции, анализ внутренней и внешней среды. При стратег-ком планир-нии четко опред-ся цель, программа действий и налаженный процесс реализации стратег-кого плана. Для страт.планир. применимы как обычные методы планирования (экспертынй, эк-матем, древо целей), так и спец-кие (Бизнес-инжиниринг - Процесс разработки миссии предприятия как внутрифирменного регламент, м.качественного развертывания планов - обеспечение такого качества на каждом этапе, которое гарантировало бы получение максимально эф-го конечного результата, метод сетевого план-я – развиваем все и сразу). Наиболее распространенными на сегодняшний день методами являются: м-ды программно-целевого планир-ния, активно использ-ся м-д дерева целей.

15. Методы принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности. Морфологический анализ и синтез. Метод социально-экономических ящиков. Причинно-следственный анализ. Условия, в которых принимаются решения, подразделяются на три группы: опред-ти, неоп-ти и риска. Методы принятия решений в условиях неопределенности и риска. Главная цель этих методов – снизить степень неопределенности («снять»). К этим методам относятся: 1) Методы социально-экономического прогнозирования. а) современные математико-статистические методы б) экспертные методы прогнозирования; в) комбинированные методы прогнозирования (экономико-математические + эконометрические). 2) Вероятностно-статистические методы. 3) Методы прикладной статистики. 4) Методы «теории конфликтов» («теории игр»).

Метод морфологического анализа и синтеза состоит как видно из названия из морф анализа и морф синтеза. Морфологический анализ – совокупность средств, инструментов дающих возможность при поиске необходимого решения проработать все потенциально возможные варианты решения сложной проблемы. Проблема рассматривается со всех сторон, с максимальной детализацией. В основе морфологического анализа – построение потенциальных структур проблемы и всех возможных комбинаций этих стр-р. В процессе решения строится матрица, в которую вносятся все факторы и по их пересечению выбирается самый оптимальный или выигрышный вариант комбинации. В результате морфологического анализа могут быть получены новые необычные варианты, которые имеют практическую ценность. Однако отсутствует метод оценки эффективности применения данных вариантов. Этот недостаток призван решить метод морф.синтеза. Морфологический синтез

метод, который на основе оценки изучаемых систем обеспечивает отбор вариантов, удовлетворяющих поставленным целям. Синтез используется для усечения первоначального морфологического множества. Каждой альтернативе присваивается набор критериев, значимость которых определяется экспертным путем.Для решения сложных проблем прим-ся метод соц-эк ящиков, где оперируют, так называемыми, 3 «морфологическими ящиками»: - внешняя среда (ее морфология включает угрозы и возможности);- социально-экономическая система (ее морфология включает сильные и слабые стороны этой системы); - система целей (ее морфология включает корпоративные цели, функциональные цели, цели подразделений, прочие общие, частные и специфические цели). Эти 3 ящика рассматриваются как целостная система, в которой важно определить основные отношения и свойства. Метод причинно-следственного анализа. Назначение: обеспечит такой уровень научного анализа переменных, при котором можно четко определить причины и следствия и их прогнозные параметры. В ходе данного метода формулируется и описывается проблема, установл-ся очевид и предполагаемые следствия этой проблемы и только потом осущ-ся непосредственное выявление вероятных причин и их проверка. Данный метод используется в СВОТ - анализе, прогнозировании, а также в разработке механизмов реализации УР.

 

16. Методы оптимизации при принятии решений: сущность и общая характеристика. Линейное и целочисленное программирование. Типовые задачи оптимизации. Методы оптим-ции пред-т собой поиск оптимального решения в соответствии с целевой функцией при заданных ограничениях. Такое решение должно максимально обеспеч.исполнение целевой ф-ции и полностью расходовать ресурсы. К методам оптимизации относятся: 1. Линейное программирование. 2. Целочисленное программирование. 3. Теория графов. Линейное программир-е применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Данный вид модели наиболее распространен на промышленных предприятиях для разрешения производственных трудностей. Оно заключается в том, что помогает максимизировать прибыль при наличии одного нескольких ресурсов, каждый из которых используется для производства нескольких видов товара. Обычно при решении оптимизации данного типа моделей обычно используется Симплекс-метод. Типовые задачи ЛП: Производственная задача (получить макс прибыль при макс исп-нии ресурсов), Двойственная задача(опр-т макс возможный объем затрат), Задача о диете (самый дешевый рацион, отвеч. Треб.по кол-ву пит.вещ-в), Транспортная задача (задача об оптимальном плане перевозок продукта из пунктов наличия в пункты потребления). Целочисленное программир-е – метод, при кот. на все или некоторые переменные дополнительно накладывается ограничение целочисленности. Типовые задач ЦП: задача о выборе оборуд-ния (оптим вар-т обор, кот обеспечит максим произ-ть при заданных огран); задача о ранце (достижение максимальной полезности предметов, путем ранж-ния); задача о размещение (произв-ных О); теория расписаний, календарное оперативное упр-е. Метод теории графов служит средством описания связи между объектами, помогает строить оптимальные маршруты.. Типичные задачи ТГ: Задача коммивояжера треб-ся посетить все вершины графа и вернуться в исх. вершину, min-ровав затраты на проезд (/ min-вав t). Задача опт-ного пути (выбор маршрута с макс эффект при наличии ограничений на кол-во пунктов); Задача о max-ном потоке (переправить всех при ограничен. Пропускной воз-ти пунктов)

 

17. Вероятностно-статистические методы принятия решений: сущность и общая характеристика. Эконометрические методы. Высокие статистические технологии. Точки роста. Метод статистических игр. Метод стратегических игр. Суть вероятностно-статистических м-дов ПР в том что базой явл-ся вероятностная модель реального явл-я /процесса, т.е. матем-ческая модель. Этапы примен-я м-да (раскрыть как хар-ку): п ереход от эк-ческой и др. реальности к абстрактной матем-ко-статистич-кой схеме; провед-е расчетов и получ-е выводов мат. Ср-вами; интерпретация мат-ко – стат-ких выводов применительно к реальности, ПР. К наиб. практичным и эфф-ным эк-кие м-ды. эконометрика – изуч-ет конкретные кол-ные и кач-ные взаимосвязи эк-ких О и процессов с помощью матем-ких и статистических м-дов и моделей. Эконометрические м-ды — это прежде всего методы статистического анализа конкретных экономических данных. В настоящее время осущ-ся с помощью компьютеров. Суть состоит сначала в разработке моделей в соответствии с конкретными потр-ми, а затем в их применении для анализа конкретных данных. Один из способов построения эконометрич-х моделей – нейронные сети. Нейроны объединяются в слои (2-3), среди них выдел-ся входной и выходной слои. Перед началом реш-я задачи произв-ся настройка. 1-устан-ются связи м/у нейронами 2 ч/з нейронную сеть пропускаются обучающие выборки, д/эл-тов к-рых требуемые рез-ты расчетов известны. Затем параметры сети модифицируются так, чтобы получить max-ное соотв-вие выходных знач-й заданным вел-нам. С т.з. точности расчетов и опт-cти нейронные сети не имеют «+» перед другими адаптивными эконометрическими сис-ами, но они более просты д/восприятия. Высокие статистические технологии - метод опирается на последние достижения научно-технического прогресса в обл-ти статистического анализа данных. Позволяет обраб-ть нечисловые, нечеткие и промежуточные данные. Иными словами, это более глубокий, обширный, всеохватывающий анализ, который в силу ограниченности трудовых, интел-х и временных ресурсов невозможно выполнить традиц и привычным науч способом. Современной эконометрической технологией является «точка роста». Точки роста – ключевые этапы жизненно важных для развития процесса объекта. Виды точек роста: 1) тр, кот мб представлены в виде гипотезы, предположения.2) в виде тенденции. 3) в виде нтервала 4) в виде качественных признаков. Теория игр. Данный метод служит для моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Изначально была разработана военными с тем, чтобы в стратегии учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, модификацию и освоение новой продукции, предложения дополнительного обслуживания и т.д. Теория игр вкл в себя стат. И стратегич.игры. Под статистическими играми понимается образная игра двух лиц (человек и природа) с использованием человеком дополнительной статистической информации о состоянии природы. Человек это разумный игрок (у него всегда есть возм-ть выбора), а природа это пассивный игрок (не заинтерес в своем выигрыше или проигрыше). Смысл игры: четко определить выигрыши, потери и риски для человека. Ключевая цель: мах-ция матем-кого ожид-я выигрыша. В стратегических играх активны обе стороны, следовательно увеличивается доля неопределенности и уменьш.шансы на выигрыш. Поэтому ключевой целью в данном случае явл-ся -min-зация риска проигрыша(она представляется ЛПР более существенным ф-ром ПР, чем max-ция среднего выигрыша).

 

18. Метод экспертных оценок: сущность и общая характеристика. Организация и основные стадии экспертного опроса. Формы проведения экспертного опроса. Догмы согласованности и одномерности. Способы обработки экспертных оценок. Коэффициент «согласия». Сущность экспертных методов (всех) заключается в проведении интуитивно-логического анализа проблемы, выполняемого привлеченными для этих целей специалистами - экспертами, обладающими необходимыми профессиональными знаниями, опытом, интуицией. Когда прибегают к экспертным методам? В сложных ситуациях выбора ЛПР может не обладать всей необходимой информацией или опытом, что повышает степень риска принятия ошибочного решения. Кроме того, многие проблемы, требующие решения, полностью или частично не поддаются количественному анализу, и, следовательно, не дают возможности использовать методы моделирования. В подобных случаях значительный эффект приносят экспертные технологии.Экспертные методы делятся на группы: 1)Эвристические методы. Методы коллективной генерации идей (в т.ч. мозговой штурм). Эксперты ВЫРАБАТЫВАЮТ нестандартные оригинальные идеи решения проблем. 2) Методы экспертных оценок. Метод экспертиз.Эксперты ОЦЕНИВАЮТ, а не выдвигают (как в эвристических методах) решения, проекты, программы, соревнования, экзамен, обстановку и т.п. 3. Методы экспертного прогнозирования. Метод сценариев.Эксперты составляют СЦЕНАРИЙ будущего, определяют последствия вариантов решений и т.п Экспертные оценки получают в ходе экспертного опроса. Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Организация процедуры экспертного опроса предполагает: анализ исследуемой ситуации; выбор группы экспертов; выбор способа замера экспертных оценок; процедуру непосредственной оценки работы экспертов; анализ полученных данных. сновные стадии экспертного опроса с точки зрения его организации. Стадии ЭО: 1.ПР о необх-ти провед-я опроса и формулировка целей; 2. Подбор и назнач-е осн. сост-ва раб. группы, отвеч-щей за орг-цию эксп. опроса; 3. Разраб-ка раб. группой и утвержд-е тех. зад-я на провед-е; 4. разраб-ка подроб-го сценария, провед-я сбора, анализа, эксп-ных мнений; 5. подбор эксп-ов в соотв-и с комп-ю; 6. форм-е эксп. комиссии; 7.провед-е сбора эксп. инф-ции, предвар. обуч-е интервьюеров; 8. компьют. анализ эксп. инф-ции с помощью м-дов, включ в сценарий; 9. при провед-ии нескольких туров 7 и 8 повторяется; 10. итоговый анализ мнений, интерпретация получ-ных рез-тов, подгот-ка заключ. док-та д/ЛПР; 11. офиц. оконч-е деят-ти группы, утв-е заключ-го док-та, предоставл-е отчетности о проведении, роспуск эксп. комиссии. Необходимо организовать экспертный опрос таким образом, чтобы избежать догм согласованности и одномерности. Догма согласованности гласит: «решение может быть принято лишь на основе 100% - согласованных мнений экспертов». Поэтому исключают из экспертной группы тех, чье мнение отличается от мнения большинства. При этом отсеиваются как неквалифицированные лица, неимеющ достат проф уровня, так и наиболее оригинальные мыслители, глубже проникшие в проблему, чем большинство. Следовало бы выяснить их аргументы, предоставить им возможность для обоснования их точек зрения. Вместо этого их мнением пренебрегают. Догма одномерности: «объект экспертизы всегда можно оценить одним числом». На самом деле, это заблуждение, ведь практически все реальные объекты достаточно сложны, а потому сколько-нибудь точно описать их можно лишь с помощью многих и многих чисел, а также объектов нечисловой природы. Формы проведения: 1. Очный опрос (Свободное интервью экспертов. Анкетный опрос экспертов. Прямой обмен мнениями. 2. Заочный опрос (Почтовый анкетный опрос экспертов. метод Дельфи). Способы обработки: 1) непосред.колич.оценка в баллах 2) м.сред.точки (усредненное мнение) 3) метод Черчмена-Акоффа. Многотуровый, корр-емый процесс. все варианты ранжируются по предпочтительности, им присваивают ранги от 0,0 до 1. Затем эксперт расставляет варианты по предпочтительности, исходя и оставшейся суммы рангов. Если последовательность не совпадет с рангами других экспертов, то оценки корректируются. Согласованность мнений экспертов определяется по коэффициенту конкордации (согласия) Кендалла. В отношении него рассчитывается дисперсия (отклонение), кот отраж отклонение всех оценок каждого объекта экспертизы от среднего значения. Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1, причем 0 - полная несогласованность, 1 - полное единодушие. Значение коэффициента = 1, если мнения экспертов абсолютно совпадают

19. Эвристические методы генерирования альтернативных вариантов решений: сущность и общая характеристика. Метод мозговой атаки. Метод Дельфи. Метод коллективного блокнота. Метод конференции идей. Под эвристический м-д - способ реш-я, какой либо поставленной задачи, вкл-ющий совок-ть приемов мыслительной деят-ти, а также операций по сбору, анализу, обработке и хранению инф-ции. Эксперты ВЫРАБАТЫВАЮТ нестандартные оригинальные идеи решения проблем. Цель: поиск как можно большего числа new рац-ных реш-й. М-д Дельфи – органичивает обсужд-я и общение экспертов др. с др. 1)опред-ся проблема->к-дый член группы анонимно и незав-мо отвечает на анкету->рез-ты 1-ой анкеты обраб-ся в центре, и к-дому члену группы выдают копию рез-та->после просмотра рез-тов экспертов просят снова дать реш-я, обычно поялв-ся new вар-т реш-я, повт-ся цикл пока не достигнется консенсус. «+» м-да в том что присут-ет незав-ть мнения экспертов; «Мозговой штурм» процесс генерир-я альтн-ых вар-тов. эфф-вен, прежде всего, при реш-и не слишком сложных задач общего организационного хар-ра, когда проблема хорошо знакома всем уч-кам задания и по рассматриваемому? имеется достаточная инф-ция. Нельзя критиковать мнение других. Метод коллективного блокнота - метод, сочетающий индивидуальные выдвижения идеи с коллективной ее оценкой. При этом каждый участник процесса поиска идеи получает специальный блокнот, в котором изложена сущность решаемой проблемы. В течение определенного времени (например, одного месяца) каждый участник обсуждения записывает в блокнот собственные идеи по решению проблемы. Затем руководитель группы участников обобщает накопленный материал, организует творческую дискуссию, по результатам которой и принимают соответствующее решение. Конференция идей («творческое совещание», «круглый стол») — хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике (по целевой направленности похоже на мозговую атаку). Разрешена только доброжелательная критика. Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

20. Методы моделирования в принятии решений: сущность и общая характеристика. Экономико-математические модели. Имитационное моделирование. Метод сценариев. Моделирование – процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.

При моделировании необходимо учитывать следующие элементы: ситуацию; время для ПР; необходимые ресурсы для ПР; имеющиеся ресурсы у орг-ии для ПР; система управляемых факторов; система неуправляемых факторов; система связей между ними; альтернативные варианты решения; система критериев оценки ПР. Моделир-ние процесса ПР позволяет произвести колич-ный анализ и дать оценку рез-тов реш-й. Реш-е найденное с помощью моделир-я необх-мо проанализировать с т.з. полноты учета ф-ров, и при необх-ости внести измен-я. Окончательное реш-е принимается путем сопоставления рез-тов различных моделей. Принято различать след. методы моделирования: - концептуальное моделирование, т.е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих наши представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой; - математическое моделирование, т.е. процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений. Математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа, позволяют не только получить решение для конкретного случая, но и определить влияние параметров системы на результат решения; - имитационное моделирование, т.е. воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях. Экономико-математическая модель – матем-кая модель, д/ исслед-ния эк-кой проблемы.Применение матем-ких моделей необх-мо в тех случаях, когда проблема сложна, зав-т от большого числа фак-ров, по-разному влияющих на ее реш-е. М-т осуществить предварительный выбор опт-ных/ близких к ним вар-тов реш-й по опред-ным критериям. Реш-я научно обоснованы, и ЛПР м-т руководствоваться ими при выборе окончательного реш-я. Реш-й опт-ных «вообще» несущ-ет, любое реш-е, полученное при расчете матем-кой модели, опт-но по одному/неск-ким критериям, предложенным постановщиком задачи и исслед-лем. В наст. t мат-кие модели примен-ся д/анализа, прогнозир-ния и выбора опт-ных реш-й в различных областях эк-ки (планир-ние и оперативное упр-е произв-вом, упр-ние трудовыми рес-сами, упр-ние запасами, распред-е рес-сов, планировка и размещение О, руководство проектом, распред-ние инвестиций и т.п. Метод имитационного моделирования, позвол-ет формировать обобщенную модель сис-мы на основе единого списка данных, описывать слабоструктурированные соц-ные сис-мы в усл-ях неопред-ости, действия стохастических ф-ров различной природы, осущ-ть анализ динамических процессов, исслед-ть большое кол-во альтернатив, сценариев развития. М-д сценариев предст собой набор прогнозов по каждому решению, ее реализации, по возможным положительным и отрицательным последствиям. Метод сценариев применяется в ситуациях, когда необходимо обеспечить высокую вероятность результата и свести к минимуму потери. Предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспеч-щих более высокую вероятность выработки эффективного реш-я.

 

21. Теория принятия государственных решений: основные положения. Государство как объект принятия решений и его специфика. Разрабатываемое УР д-но удовлетворять опред-ным треб-ям и включать усл-я их достиж-я. При выборе УР к нему предъявляют треб-ния: обоснованность реш-я (соотв-е законодательству), опт-ность выбора; правильность реш-я; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям (исп-лям д-но быть ясно, на что направлено разрабатываемое реш-е и какие ср-ва будут исп-ться); оперативность выполнения; наличие параметров д/внешн./внутреннего контроля его выполнения; своевременность. Для принятия госрешений классическая схема раз-ки и ПР не подходит в силу след.особ-тей: 1) любое реш., принимаемое ОГВ, осущ-ся не в усл.конкуренции, а в условиях ограничений (в основном бюджет), и как следствие порождает необх-ть расставления приоритетов. 2) Любое реш дб полит-ки приемлемым, учитывать интересы всех заинтересованных сторон. 3) сложная полит среда принятия решения – все С-ты учавствуют в борьбе за бюдж ср-ва, сл-но возник необх оптимал распред ресурсов. 4) решения разрабатываются в ходе длител процесса переговоров, согласований, обсуждений – теряется оперативность реагирования на факты внеш и внутр среды. 5-7) отсебятинка. Вывод: для принятия госреш необх исп-ть спец методы (соц-эк-кие), уменьшающ неопр-ть и спос-щие быстр и эф раз-ке рац-го реш. Гос-во как объект (с т.з. отлич.особ-тей) - бла-бла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...