Особенности разработки гос социальных программ: цели и этапы разработки. Стратегии определения целевых групп. Формы и виды субсидирования. Определение размера предоставляемой помощи.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Россия как и многие совр страны является социально ориентиров гос-вом, а след-но наиб.внимание в деят-ти гос орг-в должно уделяться направлениям социальной политики. ГСП раз-ся с учетом констут и междунар норм и вкл в себя меры напр на 1) под-ку слабозащ кат нас, детей, инвалидов, безраб-х, малочисл нар и т.д. 2) раз-ку и реал прог-м в сфере обр, здр, мол., жил. Политики, культуры, спорта. 3) отсебятинка. Соц программы носят характер целевых и примен-ся на всех ур-нях упр. На фед. - утверждаются Государственной Думой по представлению Правительства РФ и финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных источников.Региональные и Местные - органами власти субъектов РФ или органами местного управления, и финансируются за счет соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Формирование различных комплексных программ для решения проблем социальной сферы проходит через целый ряд предварительных этапов: 1. Возникновение идеи, потребности. Первичная проработка материалов, подготовка к выдвижению в качестве нормотворческой инициативы правоспособным субъектом. Комплексная проработка проблемы. 2. Нормотворческая инициатива, работа над документами, проектом правового акта, обсуждение, экспертные оценки. 3. Утверждение целевой социальной программы Постановлением Правительства или органом управления соответствующего уровня. Этот этап должен быть соблюден непременно, поскольку именно орган управления занимается в дальнейшем формированием бюджета, который, как правило, является финансовой основой для таких программ. 4. Учет расходов на проведение мероприятий по реализации утвержденных программ в бюджете соответствующего уровня. Поиск и использование внебюджетных средств. 5. Принятие бюджета органом государственной власти Федерации, субъекта Федерации, региона или органом местного управления. В рамках принятого бюджета предусматривается выделение средств для решения соответствующих целевых программ. 6. Выполнение программ Правительством или иным органом управления в соответствии с уровнем этих программ. Проведение конкурсов или тендеров по размещению социальных заказов. Государственный контроль за их выполнением. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий: субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета; субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам. Субсидирование осущ-ся из федерального бюджета в нижестоящий с целью софинансирования расходных обязательств. Суб пред-ся в формесоглашений между соотв-щим министерством РФ и высшим исп.орг.Суб-та. Субсидия перечисляется в установленном порядке в бюджет Субъекта в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на счета территориальных органов Федерального казначейства, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Субсидия предоставляется при соблюдении Субъектом РФ условий предоставления субсидий: а именно, обяз-ся расх-ть их только в соотв с пост целью и в рамках той или иной подпрограммы, обяз-ся редоставить сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в законах о бюджете Субъекта РФ и (или) местных бюджетах, направляемых на реализацию мероприятий Подпрограммы и предоставить список претендетов, в случае осущ.матер выплат, отчитываться об исп-нии. Размер субсидии расчитывается по спец формуле, в основе кот лежит общий объем ср-в фед бюджета, предусм на реал программ и подлеж-х распред м/у суб РФ, величины потр-ти того или иного суб-та в суб-дии и общего чсла нужд-ся суб. Потр-ть суб расч-ся исходя из числти нас и объема собст ср-в. Про цел.группы см?23.
27. Варианты привлечения частного сектора к реализации государственных программ. Критерии оценки различных вариантов привлечения. Выделяется 2 способа осуществления функций ГУ: 1) Прямое предоставление услуг государством предполагает отсутствие инвестиций от частного сектора и 100 % инвестиций государства. 2) Производство привлечение подрядчиков (об этом расскажу позже). Как показывает практика, обязанности по выполнению определенных функций могут быть распределены не только между различными уровнями власти, но и между общественным и частным сектором экономики. Правительства обычно сохраняют за собой регулирующие функции и привлекают частные организации к деятельности по эксплуатации, содержанию или инвестированию в рамках предоставления общественных благ и услуг Решение о привлечении частного сектора должно приниматься с учетом различных факторов практического и политического порядка. Преимущества привлечения: - частный сектор и некоммерческие организации все выступают партнерами государства, помогая улучшить качество услуг и/или снизить их стоимость. - конкуренция, которая может привести к значительному улучшению качества услуг при одновременном снижении их стоимости. Ведь государственные монополии обычно неэффективны. А у частных фирм есть значительные стимулы (получение прибыли) к тому, чтобы предоставлять качественные услуги с минимальными затратами, а во-вторых, они обладают значительной гибкостью, которая позволяет им структурировать капитальные и кадровые ресурсы и применять новые технологии. Основными формами такого привлечения являются: подряд, аренда, концессия, приватизация. Подряд: Привлечение подрядчиков открывает дорогу конкуренции, поскольку означает, что, вместо того чтобы напрямую производить услугу (выступая в качестве монополиста), государственные органы подписывают контракты на ее предоставление с одной или несколькими организациями. Не столь важно, кто предоставляет услугу, важен сам факт конкурсного отбора потенциальных поставщиков. В договоре, заключаемом администрацией с поставщиком услуг, указываются объем задач, оплата (в том числе график оплаты) за их выполнение, срок договора, условия невыполнения условий договора. В России подрядчики, реализующие функции органов государственной власти или местного самоуправления, привлекаются:
для предоставления коммунальных услуг (обслуживания жилых зданий); организации школьного питания; выполнения некоторых социальных функций; обслуживания пассажирских маршрутов на микроавтобусах (частные фирмы) и т.д.. Аренда: Существуют две модели аренды. 1. В первом случае государственное или муниципальное имущество передается частной компании для предоставления услуг. При этом частная фирма отвечает за эксплуатацию и содержание имущества, полученного в аренду, а государство (арендодатель) несет ответственность за инвестиции. Например, местная администрация может передать в аренду частной фирме предприятие по водоснабжению и очистке воды для его эксплуатации и обеспечения города услугами водоснабжения и санитарной очистки. 2. В рамках второй модели администрация города арендует имущество, например офисное здание, у частной фирмы-арендодателя. Объясняется это тем, что город не желает сразу выплачивать полную стоимость имущества по договору купли-продажи. При аренде же платежи распределяются в течение нескольких лет. Типичными примерами арендуемых объектов являются оборудование, транспортные средства, здания, земля. Для большинства российских муниципалитетов типичной практикой является сдача в аренду зданий и помещений, находящихся в муниципальной собственности. Концессия: При данной форме партнерства между органами государственной власти или местного самоуправления и частными организациями партнер берет на себя инвестиции, а также эксплуатацию и содержание имущества, право собственности на которое остается за государством. Концессионер может пользоваться имуществом в течение определенного срока, обычно достаточно длительного (20 и более лет) — для поощрения и инвестиций. Со своей стороны, концессионер надеется на получение прибыли, что создает значительные стимулы к повышению эффективности всей деятельности. Концессия может стать действенным способом привлечения инвестиций в условиях острой нехватки бюджетных средств. В концессию обычно передаются коммунальные предприятия, например водоснабжения. В договоре может быть предусмотрено обязательство концессионера по техническому переоснащению систем: замене части распределительных сетей или распространению услуги водоснабжения на новые территории. Приватизация: Приватизация является крайним случаем передачи полномочий, при котором частный сектор получает права и ответственность, связанные с правом собственности. Несмотря на то, что правительство оставляет за собой функции по регулированию использования приватизированного имущества, например защиту прав потребителей от монопольных цен или введение требований по охране здоровья и защите окружающей среды, по существу, оно передает все свои полномочия по непосредственному предоставлению данной услуги частному сектору. Успешной обычно считают приватизацию жилищного фонда. Критерии оценки: снижение стоимости услуг, сохранение позиций государства в управлении объектами, возм-ть получения доходов в пользу частного сектора и др.
28. Мониторинг реализации государственных решений и его виды. Индикаторы мониторинга. Уровни мониторинга. Мониторинг результативности. Подготовка рекомендаций по вопросам социально-экономической политики. Мониторинг — это процесс текущего измерения и учета важнейших показателей деятельности программы и ее результатов, причем данные собираются и систематизируются в форме, позволяющей руководителям программы получить ответы на следующие вопросы: какой объем услуг предоставляется? сколько затрачено денежных средств, трудовых и других ресурсов? В большинстве программ, вне зависимости от наличия или отсутствия мониторинга, собираются большие объемы данных в соответствии с требованиями закона или в целях организации повседневной работы. Однако именно мониторинг дает руководителям программ и другим заинтересованным лицам систематизированную информацию о важнейших результатах работы. Это позволяет вносить улучшения в программу в процессе реализации, организовывать руководство персоналом, принимать политические решения, наилучшим образом распред ресурсы и предоставлять сведения о программе основным заинтересованным сторонам и широкой общественности. Преимущества, которые можно получить в результате введения системы мониторинга программы:
1)Раннее выявление и устранение недостатков. 2)Управление персоналом. данные о работе и потребностях персонала, которые дает мониторинг, помогают определять и ставить перед персоналом реалистичные цели, правильным образом мотивировать его и распределять ответственность за полученные результаты. 3)Определение наиболее эффективных путей использования ресурсов. 4)Создание мотивации для улучшения работы. Ни один сотрудник не сможет понять, что нужно работать лучше, если он даже не знает, насколько хорошо он работает в настоящий момент. 5) Укрепление доверия к программе. Успехи в достижении поставленной цели поднимают моральный дух коллектива и укрепляют чувство уверенности и гордости за свое дело. Виды индикаторов, используемых в мониторинге. Можно выделить четыре основных вида индикаторов: ресурсов (измерение количества потребляемых ресурсов), продуктов (измерение количества предоставленных услуг), результатов (измерение результатов от реализации программы для получателей услуг), эффективности (сопоставление полученных продуктов или результатов и затраченных ресурсов). Виды мониторинга: 1.Мониторинг реализации программы. Проводится мониторинг основных ресурсов продуктов: числа клиентов, численности персонала или объема других ресурсов, количества предоставленных услуг, соблюдения основных правил и процедур и т. д. 2. Анализ качества предоставленных услуг. Мониторинг направлен на получение данных о качестве услуг с использованием «обратной связи». Для этого клиентов могут попросить ответить на вопросы анкеты или провести интервью с ними; выводы также могут делаться на основании жалоб клиентов, а также различных проверок на местах. 3. Финансовый менеджмент. Базовый финансовый мониторинг отслеживает, как используются ресурсы и какой в результате получается эффект? Согласуется ли использование средств с бюджетом программы? Какова стоимость одной предоставляемой услуги? Какие механизмы контроля за использованием средств проекта применяются? 4. Определение степени удовлетворенности клиентов или граждан. Для этого применяются такие методы, как опросы, изучение книги жалоб, интервью и работа с объединениями граждан. Уровни мониторинга: 1. Отраслевой мониторинг. Поскольку национальные (федеральные) министерства интересуют общие тенденции в масштабе соответствующей отрасли, квартальные или годовые отчеты по важнейшим индикаторам могут дать им полезную информацию об общем состоянии отрасли и эффективности основных программ, а также могут быть полезны и как инструмент планирования. Такой отчет можно подготовить на основе стандартных мониторинговых данных, получаемых от регионов или городов, материалов периодических опросов и данных из других источников. 2- Мониторинг муниципальных или региональных программ. Чтобы проводить регулярный мониторинг на данном уровне, требуются в основном количественные данные, поэтому следует разработать стандартные формы отчетов. Представленные местными офисами отчеты могут затем сводиться в общий отчет по городу или региону. 3. Мониторинг отдельных функций или небольших программ. На этом уровне можно ограничиться недельными или месячными отчетами от каждого менеджера, содержащими сводные данные о числе обслуженных клиентов, предоставленных услугах, работе каждого отдельного сотрудника и другие основные характеристики. Мониторинг результативности — это регулярный систематический сбор количественных данных о результатах реализации программ органов государственной власти и местного самоуправления и использования ресурсов. Управление результативностью помогает более эффективно распределять имеющиеся ресурсы между программами и секторами, показывая какие программы работают недостаточно эффективно или действенно. Управление результативностью помогает определять приоритетность отдельных услуг и политику в сфере социальных инвестиций в соответствии с предпочтениями и мнениями граждан. Полученные данные могут быть использованы для поощрения персонала органов управления, если указывают на серьезные улучшения илисохранение достигнутого уровня обслуживания перед лицом неблагоприятных внешних факторов. Информационным источником мониторинга результативности могут являться не только отчеты ОГВ,протоколы проверок, но и опросы получателей услуг и клиентов программы.На основе мониторинга, с учетом выявленных проблем производится раз-ка рекомендаций. Ну и отсебятинка. 29. Оценка государственных программ: сущность и содержание. Субъектвы оценки. Оценка ходя реализации государственной программы. Оценка влияния государственной программы. Оценка достигнутой степени влияния госпрограммы на объект (процесс). Принимая политические решения, утвержадая госпрограммы необходимо учитывать ряд соображений как политического, так и практического характера: будет ли программа способствовать достижению общегос-х целей, каковы будут ее результаты, насколько она будет эф-ной и пол-ки приемлемой? Для этого прибегают к критериям оценки: административная простота (имеются ли ресурсы для разработки показателей результативности и мониторинга отдельных институтов процессе предоставления услуг? требуется ли обучение поставщиков услуг?); правовые вопросы (созданы ли равные правовые условия для конкурирующих поставщиков услуг, например не создают ли действующие налоговые законы барьеров для частных поставщиков услуг в конкурентной борьбе с муниципальными предприятиями?); политическая приемлемость (будет ли население испытывать доверие к частному поставщику услуг с учетом характера услуг?); уровень неопределенности (имеется ли опыт использования данного варианта другими органами власти в аналогичных ситуациях?); затраты ( какая часть затрат будет покрываться за счет платы за услугу, а какая — за счет налогоплательщиков? как изменится (увеличится или снизится) доля бюджетного финансирования данной услуги?); чистая выгода (если услуга платная, какой объем и какое качество ус получают за свои деньги потребители? нет ли других косвенных затрат потребителей (например, время, затраченное клиентом программ подачи жалобы)?); эффективность (действительно ли это наименее затратный путь производства требуемой услуги?); социальное равенство (как распределяются блага среди получателей и тех, кто ими в настоящее время не охвачен? сможет ли данную услугу оплатить большее число граждан? придется ли некоторым из них платить ее больше?). В основном, оценку проводят агентства, которые находятся в непосредственном подчинении у министерств. Осн НПА при оценке – Постан Пра-ва от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». На стадии рах\з-ки осущ-ся оценка: достаточности и оптимальности набора подпрограмм с точки зрения степени достижения целей и соблюдения баланса интересов; с точки зрения управления и мониторинга их реализации; оценка достаточности финансового обеспечения и т.д. После разр-ки и утв. ГП делегируются на ур-ни СубРФ полномочия и об-ва по ее реализации. Оценка хода реал основ.мероприят. ГП строится на основании годовых отчетов и на освании таких критериев как: а) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период; б) перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки согласно плану реализации; в) анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы; д) данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий. Оценка реал осущ-ся как отвест испол-лем, так и вышестоящими инстанциями. Оценка достиг степени влияния производится на основании степени достижения целей и кач изм сост объекта. Для нее могут исп-ся не только отчеты, но и рез-ты мониторинга, опроса населения и т.д.
30. Особенности принятия решений на муниципальном уровне. Субъекты принятия решений. Вопросы местного значения. Муниципальный правовой акт. Требования к содержанию решения: констатирующая и постановляющая части. Население как субъект принятия решений. Основн.особенностью ПР на мун ур-не является специфика сферы (это четко обознаенные в законе вопросы мест.знач). В наст.вр. набл-ся переход от централизованного государственного управления к более децентрализованной и демократичной системе управ мун-го. Основополагающий принцип, получивший название принципа субсидиарности, состоит в том, что общественные услуги должны предоставляться на максимально приближенном к населению уровне государственного (муниципального) управления, поскольку региональные и местные органы власти способны лучше распознать и удовлетворить потребности и интересы граждан. Перечень вопрсов местного значения определен в 131 ФЗ (формирование, утверждение и исполнение; установление и изменение местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; дороги; жилищ строительство; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и т.д.). Суб-ты принятия реш на мун ур-не служат: глава МО, нас, пред. ОВ, общ.объед. ПР по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных гос. полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется в виде мун-го правового акта. МПА принимается либо непоср нас и/или оМСУ и ДЛ. В систему МПА входят: 1) устав МО, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) норм и прав акты представительного органа муниципального образования; 3) прав акты главы МО, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. МПА подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Требования к решению: констатирующая часть – это суть решения, на основ чего оно принято и на что напр-но; постановляющая часть – пункты решения, сроки, перечень отв-х лиц. Население как субъект – см вопр. 23 СГМУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|