Курс направлен на формирование базовых знаний и практических навыков для решения стратегических и аналитических задач в сфере маркетинга.
В структуре курса предусмотрены методические материалы: прикладные задачи, творческие работы в формате эссе, позволяющие магистрантам оперировать концепциями и категориями маркетинга для последующей разработки дизайна и методической стратегии маркетинговых исследований, маркетинговых стратегий, плана маркетинга
В курсе предполагается использование новых форм практических занятий - предусмотрена разработка презентаций по темам курса в формате Power Point с последующей защитой.
№ п/п
| Раздел, тема
дисциплины*
| Содержание
|
| Раздел I. Маркетинг как наука и стратегия управления.
|
Тема 1. Маркетинг: система знаний о функционировании рынка, стратегия управления, идеология предприятия.
| Социально-экономические и методологические основы маркетинга. Смежные экономические и социальные дисциплины: основные понятия рынок, коммерческий обмен, основные агенты рынка, продукт, товар, внешняя и внутренняя среда рынка и т.д.
Понятие концепции маркетинга. Три аспекта концепции маркетинга: идеологический, стратегический, аналитический.
Эволюция концепций маркетинга как стратегии управления от маркетинга производителя к маркетингу потребителя: концепция совершенствования производства, концепция интенсификации продаж, концепция совершенствования товара, концепция клиентоориентированного маркетинга, концепция социально-этического маркетинга.
Маркетинг по видам товаров и услуг. Маркетинг в некоммерческой деятельности. Социальный маркетинг.
Этапы становления маркетинга в отечественных экономических и социальных науках, роль маркетинга в развитии российской экономики.
|
Тема 2. Маркетинговая информация как инструмент маркет-менеджмента.
| Понятие и структура информационной среды рынка. Информация как экономический ресурс и конкурентное преимущество предприятия. Типология маркетинговой информации по содержанию, по источникам, по функциональной направленности и т.д. Требования к информации о рынке, принципы ее предоставления.
Маркетинговая информационная система (МИС), принципов ее построения и функционирования. Направленность МИС в зависимости от принятой концепции маркетинга.
Классификация источников получения информации о рынке: внутренние и внешние источники, первичные и вторичные. Проблема доступности источников и достоверности маркетинговой информации.
|
| Раздел II. Маркетинговый анализ потребительского рынка
|
| Тема 3. Методы маркетингового анализа поведения потребителей
| Теории потребительского поведения и социальные техники управления поведением потребителя.
Понятие потребителя, типология потребителей (по типу потребляемых товаров, по характеру потребления (Матрица вовлеченности Фута, Коуна, Белдинга), по наличию опыта потребления и потребительской активности, по стилю жизни).
Потребление как вид деятельности: характеристики процесса потребления товара, услуги.
Внешние социально-культурные и социально-экономические факторы, определяющие поведение потребителей. Роль социального окружения потребителя: группы устремления и диссоциативные группы. Влияние информационной и конкурентной среды рынка на поведение потребителей.
Внутренние факторы, определяющие поведение потребителей.
Мотивация и потребительские ожидания; ценностный ориентации, стиль жизни, ресурсы (организационные, временные, финансовые и т.д.)
|
| Тема 4. Покупательское поведение: типология, стратегии управления
| Покупательский спрос как «концентрированное денежное выражение потребностей» И.К. Беляевский. Мотивация покупательского поведения.
Цикл покупки. Типология поведения покупателей. Понятие лояльности покупателей, виды лояльности. Лояльность покупателей как конкурентное преимущество предприятия. Методы исследования уровня лояльности покупателей и программы лояльности.
|
| Тема 5. Теории сегментации. Построение и анализ сегментов потребительского рынка.
| Понятие, сущность и задачи сегментации потребительского рынка.
Макро сегментация и микро сегментация.
Особенности и способы проведения сегментации различных типов рынков: потребительских товаров, промышленных товаров. Гнездовой подход к сегментированию рынков промышленных товаров.
Критерии сегментации потребительского рынка: социально-демографические, экономические, поведенческие, социо-куР3льтурные (стиль жизни, ценности. Модель жизненного стиля VALS).
Понятие «ключевого» сегмента рынка. Сравнительный анализ сегментов и критерии выбора привлекательных сегментов.
Влияние сегментации рынка на выбор маркетинговой стратегии позиционирования предприятия и его продукции на потребительском рынке.
|
| Раздел III. Маркетинговый анализ и стратегии рынков товаров и услуг
|
| Тема 6. Понятие и стадии жизненного цикла товара. Информационное обеспечение продуктовой политики компании
| Жизненный цикл товара, марки.
Стадии жизненного цикла, стратегические задачи маркетолога в зависимости от стадии ЖЦТ
Особенности продуктовой политики на каждой стадии ЖЦТ
Информационное обеспечение продуктовой политики компании в зависимости от стадии жизненного цикла товара
|
| Тема 7. Цена, ценовая политика как инструмент маркетинга.
| Цена как монетарное выражение ценности товара и специфический атрибут товара. Связь между ценой и другими составляющими концепции товара.
Понятие ценовой политики предприятия и принципов ценообразования. Внешние факторы, влияющие на ценообразование. Методы ценообразования: на основе издержек (предельная цена, техническая цена, целевая цена), в зависимости от цен конкурентов, на основе восприятия потребителей. Ценовые стратегии предприятия, факторы, их определяющие.
|
| Тема 8. Концепция марки в маркетинге. Брэндинг как маркетинговая стратегия
| Определение марки, торговой марки и ее основных атрибутов.
Концепции позиционирования марки. Понятие и роль брэнда, брэндинга в современном маркетинге. Оценка уровня брэндированности рынка, покрытия рынка брэндами различных марок.
Показатели и методы анализа силы марки (брэнда).
|
| Тема 9. Маркетинговый подходы к анализу конкуренции
| Понятие конкурента; конкурентной среды, конкурентоспособности предприятия, товара; конкурентной борьбы в маркетинге.
Типы конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Расширенная концепция соперничества М. Портера.
|
| Тема 10. Направления и методы анализа политики распределения
| Понятие политики распределения, факторы, определяющие выбор предприятием каналов сбыта продукции.
Функции распределения. Производитель и продавец как конкурентные силы: грани взаимодействия.
Каналы распределения, понятие длины канала распределения. Прямые и косвенные каналы распределения: преимущества и слабые стороны. Критерии выбора длины канала распределения.
Типология предприятий розничной торговли.
Концепция магазина как предмет анализа, критерии выбора торговой точки для сбыта продукции. Понятие и методы исследования распределения продаж, покрытие рынка, эффективности продаж. Правило 6 σ.
|
| Тема 11. Роль маркетинговых коммуникаций в функционировании и развитии рынков.
| Структура информационного пространства рынка. Направления и методы мониторинга
Характеристика составляющих процесса коммуникации.
Характеристика особенностей различных инструментов продвижения.
Процесс коммуникаций, модели коммуникации. Инструменты продвижения, понятие комплекса коммуникации. Виды коммуникаций: реклама, связи с общественностью, BTL- акции, личные продажи.
Стратегии и программы продвижения. Понятие рекламной кампании.
|
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ