3. Теория как предпосылка метода и его всеобщая логическая форма.
3. Теория как предпосылка метода и его всеобщая логическая форма. Теория в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной Т. Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. 4. Классификация методов и уровни методологии. С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем ямляются гносеологическими объектами самой психологической науки. Метод - это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин). Классификация(Г. Пирьов): 1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и т. д. ); наблюдение бывает объективное, непосредственно - опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический. 2. Методические приемы - вспомогательные методы (математические, графические, биохимические). 3. Методические подходы (генетический, психофизиологический). КлассификацияС. Л. Рубинштейна: 1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, , физиологический (или метод условных рефлексов). 2. Приемы изучения продуктов деятельности. 3. Беседа. 4. Анкета.
Классификация Б. Г. Ананьева: 1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный. 2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод. 3. Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания. 4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация). Структура методологич. знания 4 уровня: 1. философская методология. Те философские знания, которые лежат в основе получения научных знаний. Анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом. Функции: -определить условия и границы научности знания, определяет общие тенденции развития. -мировозренческая интерпритация результатов науки с т. зрения той или иной картины мира2. общенаучные принципы и формы познания (то, что общее для всех наук)-- К общенаучной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например- концепции стемного научного анализа; - структурно-уровневый подход; - кибернетические принципы описания сложных систем и др.; содержательные общенацчные концепции(кибернетика, концепция наосферы Вернадского. )-универсальные концептуальные системы (теория систем Л. фон Берталанфи)-методические концепции и методы (структурно-функциональный анализ, системный анализ, логческий анализ.. )Основная функция-скрепялть общие науки 3. уровень конкретно-научной методологии. Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы. На уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод. Уровень применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. Вытекающие из него рекомендации носят выраженный дисциплинирован. хар-р. Эти уровни необходимо различать, т. к. можно избежать: -переоценки меры общности знания, придания философского и мировоззренческого значения частным теориям-механический перенос общих принципов на содержательные модели В результате интеграции происходит выделение методологических подходов, и часто происходит противопоставление (дихотомический анализ) К эмпирическим методам относят: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качетвенный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).
4. уровень методик и техник исследования. Вся исследовательская практика, описание способов получения и сбору эмпирических данных, эксперементы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|