Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 12. Психология о проблемах личности и индивидуальности. Проблема периодизации и развитие личности. Методы исследования. Личность в контексте психологического консультирования.




 

Личность – одна из наиболее сложных категорий в психологии. Говоря о личности мы подразумеваем своеобразное соединение социального и уникального в конкретном индивиде, целостную, системно организованную совокупность его интрапсихических (внутриличностных) и интерпсихических (межличностных) связей.

При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения:

1. личность предполагает совокупность индивидуальных, специфичных и уникальных характеристик человека, отличающих его от других людей. В конкретной личности всегда угадывается индивидуальность.

2. при всей уникальности личность представляет собой определенную форму социального бытия человека. Индивидуальные свойства личности являются одновременно и социально значимыми, а их формирование происходит в процессах социализации, взаимодействия и общения с другими людьми.

3. личность предстает как организованное целое, имеющее относительно устойчивую структуру. Отдельные черты личности существуют не автономно, но иерархически взаимосвязаны и интегрированы в сложную многоуровневую систему.

4. при постоянстве ее общей структуры, личность динамична и должна рассматриваться в аспекте ее закономерного развития и всестороннего взаимодействия с социальным окружением.

5. личность является особой формой самоорганизации, позволяющей реализовывать специфичные для человека индивидуальные и социально обусловленные формы поведения. С личностью связана непрерывность, преемственность и целесообразность психической деятельности, интегрированность ее компонентов.

В психологических теориях личности существуют два взаимодополняющих подхода к пониманию ее природы: 1 – личность представляет как уникальная и относительно автономная система интрапсихических свойств и особенностей поведения конкретного субъекта, включающая подсистемы характера, спосбностей, представлений, ценностных ориентаций и тд, 2 быть личностью значит быть включенным в интерперсональное пространство, активно и сознательно строить отношения с другими людьми.

На ряду с понятием личность в науке нередко употребляется термин индивидуальность. Его отличие от понятия личности состоит в следующем. Если понятие личность включает в себя всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того присутствует или отсутствуют они у конкретного человека.

Индивидуальность - это самая узкая по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которая данного человека отличает от других людей.

Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредствевзрослых, поэтому процесс воспитания – ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.

Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающий у человека с референтной группой (или лицом) – определяющий, ведущий фактор развития личности.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятных условиях проходит три фазы личностного становления:

1. адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответственными средствами и формами деятельности.

2. идивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между потребностью «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.

3. интеграция – характеризуется противоресием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция, и как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.

Вопрос о движущих силах психического развития является одним из самых важных и сложных в психологии. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. (Дж. Локк, направление социогенетическое – «душа ребенка подобна чистой доске, на которой можно написать все, что захочется»; противоположная точка зрения Р. Декарт Руссо – биологизаторское направление – наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы).

Теория конвергенции двух факторов (Штерн) психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Другой подход к решению вопроса о причинах развития с позиции влияния двух факторов сформировался в рамках психоанализа. Развитие рассматривается как результат конфронтации двух факторов – биологического (принципа стремления к удовольствию) и социального (принципа реальности).отечественный психолог Выготский выдвинул идею, что в развитии ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию)

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития.

Первая группа – периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. (С.Холл)

Вторая группа (по Л.С.Выготскому моносимптоматические) – периодизации, которые основаны на каком-либо одном отдельно взятом признаке развития (Блонский П.П (появление и смена зубов); периодизация психосексуального развития З.Фрейда; Ж. Пиаже в основе лежит развитие интеллектуальных структур и т. п.).

В третью группу включает в себя периодизацию, связанную с выделением существенных особенностей самого психического развития (Э.Эриксон)

Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические периоды. Линию В. продолжили А.Н.Леонтьев и Д.Б.Эльконин. их позиция в вопросах периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1. несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основание бралисть хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, в то время как основания для периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

2. периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3. при рассмотрении источников развития психики каждый период следует связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельности)

4. целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые возникают в нем впервые – новообразования.

 

Методы исследования.

Диагностика личности строится на ясных и точных представлениях о сущности этого явления.

Категории личности просвещено множество теорий; собран огромный экспериментальный материал, относящийся к исследованию личности.

К настоящему времени создано огромное число личностных опростников самых различных типов. Классификации опростников:

1. типологические

2.черт личности;

3. мотивов

4. интересов

5. ценностей

6. установок (аттитюдов)

Общее представление о психосемантической диагностики

Она направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на выявления индивидуальных различий в процессах категоризации. Эти методы являются идеографическими и применяются для обследования индивидуальных случаев.

Среди психосемантических методик выделяют 2 группы:

1) списки дискрипторов (описание черт), с помощью которых испытуемый должен написать себя или других лиц:

2) шкальные техники предназначены для оценивания себя или других по определенным шкалам.

Проективные методики диагностики личности. Они основываются на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности. особенности проект. методик:

1) относительно не структурированная задача, допускающая не ограниченное разнообразие возможных ответов

2) неоднозначные неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного экрана, на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты.

3) глобальность подхода к оценки личности.

Консультирование

Это вид работы требует направленной рефлексии. Психолог работает в выбранном ключе собственной теории. Опора в практической работе на знания о внутреннем мире человека, использование их в прогнозах консультационной работы, в тех моментах интервью, где психолог работает с альтернативами, делают взаимодействие с клиентом реалистическим. Психолог должен владеть точными знаниями о природе человека.

В акцентуациях характеров клиента психологу предстоит работать с аномалиями.

При индивидуальном консультировании психолог должен проверить выраженность акцентуации характера у клиента и принять решения о работе с врачом.

В практике широко применяют тест - опростник Шмишека, который учитывает особенность проявлений акцентуаций, а также метод аутоидентификации акцентуации характера (Э.Г. Эйдемиллер). В практической работе с детьми и подростками широко используют классификацию акцентуаций характера, разработанные А.Я. Личко. Согластно этой классификации можно выделить следующие типы акцентуаций характера:

астеноневротический, сензитивный, психоастенический, эпилептоидный, неустойчивый, инфантильно зависимый, шизоидный, гипертивный.

Исследования акц. характера при индивидуальном консультировании позволяет психологу сориентироваться в выборе для клиента возможных альтернатив поведения, например при работе с гипертивной личностью нужно использовать для выработки альтернативных форм поведения его стремление применить энергию, инициативу.

Итак, индивид. консультирование ставит перед психологом проблемы осознания таких понятий, как норма псих. развития связанных с ним понятий пограничных состояний и психич. здоровья. Без рефлексии над содержанием этих понятий и связанных с ними психолог может быстро утратить профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить сним отношения в русле житейской, или обыденной психологии.

 

Вопрос 13. категория сознания в психологии. Сознание как уровень психического отражения в фило-и онтогенезе. Самосознание в структуре сознания. Проблемы профессионального самоопределения.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н.Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект деятельности.

Занчения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко).

1. бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий; чувственные образы.

2. рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: значение; смысл.

Эпицентр сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии; отражаете бытие; творит бытие.

Функции сознания:

  1. отражательная
  2. порождающая (творчески-креативная)
  3. регулятивно-оценочная
  4. рефлексивная. В качестве объекта рефлексии может выступать и отражение мира, мышление в нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии, свое личное сознание..

большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализовать. Выделяют 1) подсознательное – те представления, желания, действия, устремления. которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание.2) собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Другой аспект психологического анализа категории сознание в психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках. Этот путь исследования сознания представлен исследованием состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс психического отражения окружающего мира и деятельность. Традиционно в западной психологии выделяют два состояния сознания: сон и бодрствование. Выделяют ряд состояний, которые называются измененными состояниями сознания (медитация и гипноз).

Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:

1. неосознаваемые механизмы сознательных действий. – действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались (первичные автоматизмы: сосательные движения, мигание, ходьба), другие же прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные автоматизмы).

2. неосознаваемые установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

3. неосознаваемые сопровождения сознательных действий. В эту группу входят непроизвольные движения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действий и состояний человека. Данный аспект связан с именем Фрейда.

Самосознание. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. Образ «Я», или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С. Мерлину):

- сознание отличия себя от остального мира;

- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды; 2) осознание своей активности – «Я управляю собой»; 3) осознание себя через другого; 3) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:

  1. непосредственно-чувтвенный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности;
  2. целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего «Я».
  3. рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия.
  4. целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения..

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...