Вопрос 19. Психологические проблемы воспитания и обучения младшего школьника. Готовность к школьному обучению. Проблема ЗПР и работа ПМПК.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Младший школьный возраст 6 – 7 до 9 – 11 лет. Происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности – учебный. Социальная ситуация: 1. учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. 3. отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). 4. мотивация достижения становится доминирующей. 5. происходит смена референтной группы. 6. происходит смена распорядка дня. 7. укрепляется новая внутренняя позиция. 8. изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Ведущая деятельность – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность. Компоненты учебной деятельности: 1) мотивация; 2) учебная задача; 3) учебные операции; 4) контроль и оценка. Мотивы учения: - познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования); - социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); - узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Фактором развития личности является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка.
Готовность к школьному обучению. Формирование готовности к школе: 1)умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам 2)желание учиться, а не играть 3)эмоциональная устойчивость интеллектуальная сфера – концентрация внимания, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, способность к обобщению, логическое запоминание Предполагает высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Мотивационная сфера – стремление к новой школьной жизни (формирование внутренней позиции школьника); отношение к учению и учителю, сверстникам и самому себе (требования выполняются, на замечания не обижаются, подчинение школьным правилам). Сфера произвольности – выполнение правил, требований, задаваемых учителем, при работе по образцу (например, нарисовать треугольник по образцу). Интеллектуальная готовность – развитие мыслительных процессов (обобщение, сравнение, классификация и пр.), речевое развитие, познавательная активность. Методики: «Запоминание 10 слов», запомнить слова с помощью рис. /Лурия/, разрез. картинки). Проблема ЗПР и ПМПК. Детей млад. школьного возраста с ЗПР можно раздел. на 2 группы: 1) с несформированной регуляцией произвольных форм деятельности (эмоционально-волевая незрелость, несформированность внимания, импульсивность, преобладание игровых интересов над учебной. Неспоспособность к волевому напряжению и т. д.) 2). с несформированной познавательной сферой (память, восприятие, мышление, речь). ПМПК на базе образовательных учреждений:1) выявлениее и ранняя коррекция отклонений в развитии; 2) профилактическая работа с детьми и семьями; 3) выявление резервных возможностей развития; 4) определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи детям, находящихся в учреждении На заседании обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом и составляется коллегиальное заключение. Проводится не реже 1 раза в квартал. В трудных случаях ребенка направляют в ПМПК городского уровня.
Вопрос 20. Характеристика психического развития подростков. Основные проблемы подросткового возраста. Девиантное поведение подростков. Диагностика, социальная и психологическая реабилитация социально дезадаптированных подростков. Психологические особенности подросткового возраста: - интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма; - неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений; - самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; - ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе; - формирование самооценки, характера; - возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения; - формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы; - отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам; - развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстактными понятиями; - самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено; - склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения; - появление сексуальных влечений и интересов; - формирование самосознания своего «Я», эго-идентичности; - избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей. Личностное новообразование: появляется «чувство взрослости»; формирование самосознания; формирование самоопределения и самоотношения. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Изучением того вопроса занимались: Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Г. Гецер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л.И. Божович. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.
Концепция Л.С. Выготского. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют неслучайно, а в определенной последовательности, направляемые конкретными влечениями, интересами. В подростковом возрасте отмирают старые интересы, развиваются новые, большей частью эти интересы непосредственно связаны с основной жизненной линией, избираемой подростком. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта», «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, которые иногда проявляется в упрямстве, хулиганстве, протесте и других негативных проявлениях), «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к героизму). Л.С. Выготский и Ж. Пиаже особое внимание уделяли развитию мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста – развитие рефлексии, и на ее основе - самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания, считал Выготский, зависит от культурного содержания среды. Концепция Д.Б. Эльконина. В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Подросток ищет ответ на вопрос «Что я такое?». Особенности развития подростков в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:
1) Возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие. 2) Детские компании (поиски друга, который может понять). 3) Подросток начинает вести дневник, в котором свободно выражает свои внутренние волнующие мысли. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке», подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Деятельность общения важна для формирования личности. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Выготскому это и есть самосознание. Концепция Л.И. Божович. Божович отмечала, что в подростковом возрасте появляются более широкие интересы, личные увлечения и стремления занять более самостоятельную, «взрослую» позицию в жизни. Она считала, что Расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьников, которое существенным образом изменяется именно в подростковом возрасте. Именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии. Еще одно новообразование, возникающее в этом возрасте, Божович называла «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Девиантное поведение подростков. Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Подростки проводят в семье меньше времени, чем они это делали в детстве, теперь возрастает роль сверстников в психологическом и социальном развитии. Выделяют социальные группы в среде подростков: 1) Группа социально компетентных, с высоким уровнем школьной успеваемости, – которые порой принимают участие в умеренно делинквентных действиях и употребляют психоактивные вещества. 2)«Сорвиголовы», которые хуже учатся и из психоактивных веществ предпочитают алкоголь. 3)«Интеллектуалы», отличники, избегающие девиантного поведения и употребления психоактивных веществ. 4)«Нормальные», избегающие девиантных действий, однако больше ничем не отличающиеся. 5)«Изгои», среди которых называют «наркоманов». Выбор подростком определенной группы в значительной мере зависит от особенностей самого подростка. Он стремится принадлежать к группе, имеющей характеристики, к которым стремится сам. В подростковом возрасте повышается мотивация согласовывать свое поведение с ценностями, характерными для подростковой субкультуры. Уровень потребности быть похожим на сверстников зависит от социально-экономической среды, отношений с родителями и другими взрослыми, от школьной обстановки и личностных особенностей. Кроме того, на выбор группы влияет характер воспитания, которое получил подросток. Диагностические критерии включают в себя совершение, по меньшей мере, 3-х, отклоняющихся от нормы поступков за 6-месячный период, в том числе воровство, хронические прогулы, частые драки, порчу имущества. Одни подростки совершают такие поступки в одиночку, другие – с кем-то сообща, например, в банде.
Вопрос 21. Психическое развитие в юношеском возрасте. Проблема эго-идентичности и профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора. Юношеский возраст – период жизни и развития человека от 15 до 18 лет. К концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период дальнейшего физического развития. Как правило, в этом возрасте полностью заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно – сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер. Для юношей и девушек становятся характерными тенденция к причинному объяснению явлений, умение аргументировать и доказывать, критичность мышления. Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная деятельность. Социальная ситуация развития – юноша - значимый взрослый. Возрастные новообразования – самоопределение, идентичность, формирование устойчивого образа «Я», полоролевая идентификация. На развитие эмоциональной сферы и характер проявления их значимо влияют потребности. Повышенно стремление к самореализации и индивидуальности. Главные новообразования – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.
Развитие «Я» и обретение идентичности в период взросления. Идентификационное поведенье и идентичность развиваются непрерывно, начиная с раннего детства, в течение всей жизни. Однако в период взросления достигается определенная консолидация этих свойств. Завершается развитие половых ролей, заимствование других ролей, присущих зрелому возрасту, достижение равновесия между зависимостью и независимостью, усвоение регламентированных форм поведения. Идентификация происходит всегда в рамках определенных отношениях. При этом существенно влияние родителей и других личностей. Важна также роль других взрослых, служащих примером общественного положения и т.д. Развитие «Я» и идентификация – взаимозависимые и дополняющие друг друга процессы. Развитие «Я» в период взросления можно рассматривать с двух точек зрения: созревания и выработки статуса. Первое представляет собой непрерывное развитие процессов, начавшихся в детстве (достижение большей независимости), второе включает особенности, еще скрытые в детском возрасте, впервые проявляющиеся у подростков и окончательно формирующиеся у взрослого человека Примерами служат половой и профессиональный статусы. Профессиональное самоопределение – процесс принятия решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой соц. группе принадлежать, где и с кем работать. Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей.
Проф. консультация – форма руководства профессиональным самоопределением личности путем оказания ей научно обоснованной психолого-педагогической помощи в самооценке способностей и выборе профессии. Стихийная П.к. осуществляется родителями, знакомыми. Научная П.к. дается психологом, прошедшим специальную подготовку. П.к. работающих преследует цель помочь «найти себя», адаптироваться к профессии, коллективу и обрести свой индивидуальный стиль в работе. П.к. включает ряд методов и среди них особенно важный – проф. беседа. Профотбор – организационная система мер диагностики и прогнозирования пригодности людей к овладению специальностью и последующей проф. деятельности. Каждая профессия – это вид труд. деятельности, для осуществления которой чел. должен иметь спец. знания, умения, навыки, способности, черты характера, и поэтому профориентация и весь последующий комплекс действий по профессиональному отбору основывается на выявлении конкретных требований той или иной профессии к личности. Профотбор осуществляется комплексом аппаратурных, бланковых и опросных методов. Объективная необходимость П.о. вытекает из того, что между людьми имеются устойчивые и существенные различия в физиологических, биологических, психологических и др. свойствах и качествах.
Вопрос 22. Психология зрелости и старости. Проблема психологического консультирования. Подходы к разрешению типовых консультативных проблем в зрелом возрасте. Период зрелости характеризуется, во-первых, продолжением развития и формированием личностных (психических и социально-психологических) качеств, во-вторых, наибольшей активностью в проф. деятельности. К началу периода зрелости завершается половое созревание человека, дифференцированы его умственные способности и интересы. Сформирована определенная система ценностей (личное мировоззрение, жизненная позиция), целостный образ «Я», готовность к самообучению и саморазвитию личности, сформированы профессиональные намерения. Первая фаза периода зрелости длиться с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что чел. стремится к самостоятельности, независимости жизни, осознает себя взрослым и полноценным. Вторая фаза длится от 30 до 40 лет. Протекание этого периода зависит от многих факторов: степени и продуктивности соц. активности человека; достигнутого им статуса; особенностей протекания предыдущих стабильных и кризисных периодов. Третья фаза наступает в возрасте 40/45 – 50/55 лет. Основные черты этого периода: 1. Это упрочение системы социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других; 2. Уверенная жизненная позиция и стабильность; 3. Повышение соц. ответственности; 4. Реалистичность самооценки. Четвертая фаза наступает в возрасте 50/55 – 60 лет. Эта фаза хар-ся падением физических и умственных возможностей, ослаблением сексуальных функций и интересов. Также пиком соц. достижений – положения в обществе, власти, авторитета.
Старость в психологии – это заключительный период человечесой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст. Старость является динамичным процессом, она связана со специфичными изменениями условий жизни, многие из кот., имеют негативную окраску. К ним принадлежат изменение физических возможностей, утрата общественного положения, изменение функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, ухудшение экономических условий жизни, необходимость приспосабливаться к культурным и бытовым изменениям.
Проблема психологического консультирования. (П.к.) Рассмотрим основные направления П.к. 1. возрастно-психологические к. 2. семейное П.к.. 3. профориентационное П.к.. 4. индивидуальное П.к. Консультант при работе с пожилыми людьми должен: демонстрировать безусловное уважение к пожилым людям, подчеркивать искренний интерес к ним и подлинное желание помочь. Предоставлять возможность высказаться, говорить просто и понятно, ограничивать контакт 25-30 минутами, и самое главное в консультировании пожилого - создание корпоративной формы психологической работы, отведение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с консультантом. Возрастно – П.к. призвано решить две основные проблемы: помочь в подготовке к освоению «статуса пенсионера» и к принятию своего жизненного пути и старости как таковой с неизбежными изменениями образа жизни, физической невостребованностью и т.д. Семейное П.к. – основная задача помочь семье, имеющей пожилых людей, в создании оптимального внутрисемейного психологического климата. Также П. семейное к. предполагает и работу с самими стариками. В общении с консультантом старый человек уясняет свою роль в семье, свое значение для стабилизации семьи. Профориентационное П.к. – консультирование по вопросам профессионального самоопределения после выхода на пенсию. Индивидуальное П.к. пожилых предполагает передачу им знаний о разных моделях старения и о влиянии образа жизни на процессы старения, а также включает П.к. в особых ситуациях: в связи с потерями близких, в случае глубокой депрессии, в преддверии смерти.
Вопрос 23 Психология педагогической деятельности: структура и оценка сформированности. Психологический анализ урока. Участие психолога в аттестационной процедуре педагогов. Педагогическая деятельность по-разному рассматривается психологами: Митина, Дубровина – считают, что педагогическая деятельность складывается из нескольких видов деятельности: 1) деятельность самого педагога; 2) из рефлексивно-надстроечной деятельности – это деятельность обобщенного опыта обучения, т.е. деятельность учителя как методиста который конструирует приемы и методы обучения; собственно методическая деятельность, направленная на построение учебных средств; деятельность программирования – учитель как методолог который составляет учебные программы и особое внимание уделяет целям учителя; 3) результатом педагогической деятельности – выступает проект человека (личность выпускника). Выделяют: 1) мотивацию педагогической деятельности, педагогические мотивы, цели, задачи. Ядром мотивации педагогической деятельности является педагогическая направленность учителя. Поэтому, когда происходит оценка педагогической деятельности, психолог должен начинать работу с выявления мотивации; 2) профессиональная компетентность – от которой зависит средства и способы решения деятельности: профессиональные педагогические и психологические знания, профессиональные педагогические умения, позиции, установки, личностные особенности учителя. Выделяют качества необходимые для педагогической деятельности – они обеспечивают эффективность компонента педагогической деятельности: педагогические целеполагания, педагогическое мышление, которое определяет качества педагогической компетентности, педагогическая рефлексия – является механизмом рефлексивных перцептивных возможностей; педагогический такт, направленность от которой зависит педагогическая деятельность. Деятельность учащихся оценивается с точки зрения того, какие условия учитель дает ученику на уроке: а) психологическая цель урока – как средство психолого-педагогического воздействия, отвечает ли она психологическим целям; б) стиль урока – нагрузка на память, мышление учителем, соотнесение воспроизводимой и творческой деятельности, соотнесение усвоенных знаний в готовом виде и самостоятельный поиск, какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняет учитель и какие ученик, педагогический такт, психологический климат в классе, подготовка к уроку учителя, рабочее самочувствие в начале и конце урока; в) организационная познавательная деятельность ученика – в какой мере обеспечиваются условия для продуктивной работы, организационная деятельность мышления, воображения в процессе формирования ЗУН-ов, возрастные особенности, речевая культура педагога. Существуют два аспекта: 1) сам психолог входит в аттестационную комиссию – задача определить соответствие того что демонстрирует учитель в процессе аттестации и тем притязаниям с которыми он выходит на комиссию; 2) непосредственная работа психолога в образовательном учреждении с теми учителями которые выходят на аттестационную комиссию, в этом случае психолого реализует следующие направления: а) диагностическое – тестирование учителей, учеников, родителей, администрацию; б) проведение с ними консультаций по оказанию помощи в подготовке к аттестации.
Вопрос 24. основные понятия психологии обучения. Соотношение обучения и развития. Психологическая экспертиза нетрадиционных обучающих программ. Обучение – это узкий процесс. Это система целенаправленного развития личности в условиях в образовательных учреждениях. Учение – это целенаправленная деятельность одного субъекта, направленная на усвоение знаний, навыков, умений, выступающих средством развития личности. Образование – это та система целенаправленного воздействия детей и людей вообще, обеспечивает их развитие и становление как личность (это система целенаправленных воздействий на людей). Учебная деятельность – это деятельность учащегося, результатом этой деятельности является определение адекватных качеств психологических новообразований. Научение – это то, что ученик приобретает в процессе обучения, т.е. знания, умения. Проблема соотношения обучения и развития является одной из фундаментальных проблем педагогической психологии. В отечественной педагогике и психологии она нашла отражение в работах Ушинского, Каптерева, Веселя, Блонского, Выготского. Согласно первой теории Пиаже, Мэйман рассматривают обучение и развитие как независимые друг от друга процессы. Эта независимость выражается в том, что мышление ребенка проходит через стадии независимо от того, обучается он или не обучается. Для того, чтобы обучение стало возможным развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Сторонники данного подхода полагают, что детей можно и нужно учить лишь тому что они могут понять, к чему у них созрели определенные познавательные способности (принцип доступности обучения). Согласно второй точке зрения, обучение и развитие отождествляются (Торндайк). Ребенок развивается по мере того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, обучение и есть развитие. Третья теория К. Кафка. Развитие рассматривается как двойственный процесс возникновения новых структур и усовершенствование старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди, вызывая в нем новообразование. В процессе учебной деятельности учитель осваивает элементы индивидуального опыта, которые обеспечивает его умственное и личностное развитие. Такое обучение называется развивающим, этой проблемой занимались многие авторы: Эльконин, Давыдов, Занков, Якиманская, так она придает огромную роль факторам развития, субъективному опыту жизнедеятельности, которую ребенок приобретает до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Индивидуальность личности проявляется в избирательности к познанию мира, устойчивости этой избирательности, в способах прорабатывания учеником материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания. Цели: развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Ученик изначально является субъектом обучения, как носитель субъективного опыта. Учение понимается как самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый и действенный источник развития. Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучение как нормативно-сообразную деятельность общества, и как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Содержание, методы, приемы, направленные на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь в становлении значимых способов познания, путем организации целостной учебной деятельности. Для каждого ученика ставится образовательная программа, которая нести индивидуальный характер. Эта программа основывается на знании особенностей ученика как личности. Программа должна гибко приспосабливаться к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В способах учебной работы отражается субъективная переработка учеником программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Вопрос 25. основные понятия психологии воспитания. Психологическая оценка педагогического целеполагания. Особенности отбора воспитательных воздействий в работе с детьми разных возрастов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|