Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 15. Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов, их развитии в онтогенезе. Дигностика и формирование мотивов. Мотивация персонала в процессе управления организацией.




Мотивация – базовый объяснительный конструкт психологии личности, позволяющий выявить и описать те аспекты человеческой психики, которые связаны с побуждением субъекта к определенным формам активности. Единицей анализа мотивационной сферы личности служит потребность.

Потребность – это элементарное проявление интенциональной природы психики, благодаря которому живой организм побуждается к осуществлению определенных, качественно специфичных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Анализ потребностей следует начинать с их органических форм. Исходной биологической формой потребности является нужда. В организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ (предметов), необходимых для поддержания жизнедеятельности. Такие состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит за его пределами и составляет необходимое условие нормального функционирования, принято называть биологическими потребностями. К набору элементарных биологических потребностей необходимо добавить потребность общения и познавательную потребность. В первые годы жизни они неразрывно связаны друг с другом, и в единстве составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях ее развития.

В онтогенетическом развитии любой потребности выделяются два этапа: период до «первой встречи» с предметом, удовлетворяющим ее, и период после этой встречи. На первом этапе потребность еще не представлена в сознании субъекта: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, беспокойства. В результате поисков обычно происходит встреча потребности специфическим предметом, обеспечивающим ее удовлетворение. Этим и завершается первый этап. Процесс узнавания потребностью собственного предмета называется опредмечивание потребности. Его элементарная форма известна как запечатление (импритинг) – моментально устанавливаемая связь воспринимаемого предмета с актуализированной потребностью и наделение его биологическим значением.

Опредмечивание – это акт в котором рождается мотив.

А.Н. Леонтьев выделил две основные функции мотивов: побуждение и смыслообразование. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Другие, выполняя роль побудительных факторов – порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; такие мотивы А.Н. Леонтьев назвал мотивами-стимулами. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, - иерархию мотивов. (Маслоу: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребности в социальных связях; 4) потребности в самоуважении; 5) потребности самоактуализации).

Основные характеристики мотива: сила и устойчивость. Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива зависит от силы мотивационного возбуждения (физиологический фактор), а также от психологических факторов: знание результатов деятельности, вероятность ее успеха, значимость деятельности для личности. Устойчивочть мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека.

Основные функции мотивов: побуждающая (мотив обусловливает активность человека), направляющая (отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий), регулирующая (мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.

Под мотивационными свойственными личности понимают закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива. Классификация Мюррея: мотив достижения, мотив избегания неудачи, мотив власти, мотив аффилиации, альтруистические мотивы.

Вопрос 16. Предмет и историческое изменение предмета психологии. Современная психология и ее отрасли. Проблема редукционизма в психологии. Соотношение научной и практической психологии.

Психология прошла несколько этапов самоопределения.

  1. первоначально психология определялась как наука о душе. Душа – исходный предмет психологии – рассматривалась как нематериальное начало, тождественное духу по своей абсолютной природе и связанное с конкретным живим телом, зависимое от его свойств, а потому несовершенное. Традиционным оставалось аристотелевское противопоставление души разумной, характеризующей человека, и души животной, преимущественно аффективной.
  2. в свете разработанной В.Дильтеем теории познания, психология представляет в ряду «наук о духе». Назначение психологии как науки о духе он видел в изучении душевной подосновы истории духа и культуры, путем постижения объективных результатов духовной деятельности человека. Личность, по Дильтею, представляет собой духовную целостность, которая открывается научному познанию через различные формы самовыражения и предполагает не естественнонаучное объяснение, а скорее понимание как специфически гуианитарный способ постижения.
  3. эмпирическая психология возникает во второй половине ХIХ века как наука о сознании, его феноменах, закономерностях и внутренних механизмах. По примеру естественных наук, главные задачи психологического исследования к: а) выделению простейших элементов сознания; б) установлению принципов взаимосвязи между ними. Наиболее весомый вклад внес В.Вунд. психология сознания была по преимуществу интроспективной, поскольку признавала основным методом изучения психики интроспекцию – специально организованное наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.
  4. с выходом в 1900 г. «Толкования сновидений» З. Фрейда связывается рождение особой психологической дисциплины – глубинной психологии. Центральным предметом изучения выступает бессознательное. В глубинной психологии наблюдается устойчивая традиция усматривать за любым «текстом» сознания бессознательный «подтекст», трактовать различные психологические феномены, либо как кодированные сообщения бессознательного, либо как компромиссные образования – следствия столкновения бессознательных желаний и «цензуры», либо как результаты действия неосознаваемых психологических защит.
  5. в начале 20 в. – психология «наука о поведении»
  6. на рубеже 19 – 20 вв., в период установления тесных взаимосвязей психологии с клинической психиатрией, психодиагностикой предметом изучения и психологического анализа становится личность: всесторонне изучается ее структура, уровни функционирования, факторы развития, механизмы социализации, аномалии, защитные и адаптивные функции. (у.Джеймс) позднее представления о личности как первичной психической реальности, образующей предметную область психологии, оформились в единую теорию и составили основу самостоятельного научного направления – персонализм. Принципы персонализма наиболее последовательно реализовывались представителями гуманистической психологии.
  7. психология как наука о процессах, функциях и механизмах психики.

Отрасли психологии. Соврем. психология представляет широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин:1.социальная (изучение социально-психологических проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой); 2.возрастная (изучение закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости); 3.психологи труда (рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека); 4. клиническая (изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время болезней психические изменения). В рамки клинической психологии входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии); 5.психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности; 6.дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей); 7.педагогическая психология (изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания); 8.юридическая психология. 9.военная психология; 10.психология рекламы; 11.экологическая психология - взаимовлияние природы и человека; 12.специальная психология.

Проблема редукционизма в психологии. Редукционисты сводят явления одного порядка к явлениям качественно иного порядка: например, психического – к физиологического, биофизическому. Редукционизм игнорирует или прямо отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов, лишая психологию статуса самостоятельной науки. Психика трактуется при этом как некое побочное явление, эпифеномен.

Развитие практической психологии определяется, с одной стороны, интенсивным развитием психологической теории, с другой – социальным заказом общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера. В круг основных задач практической психологии входят познание психической реальности и выработка средств практической помощи и психологической поддержки личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социальной и психологической адаптации. Среди направлений деятельности практического психолога: психодиагностическая работа; психологическое консультирование; психотерапия; коррекционно-развивающая деятельность; психопрофилактическая работа.

Вопрос 17. факторы, условия и закономерности психологического развития в онтогенезе. Проблемы, принципы и теории периодизации психического развития. Возрастно-психологическое консультирование.

 

Вопрос о движущих силах психического развития является одним из самых важных и сложных в психологии. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. (Дж. Локк, направление социогенетическое – «душа ребенка подобна чистой доске, на которой можно написать все, что захочется»; противоположная точка зрения Р. Декарт Руссо – биологизаторское направление – наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы).

Теория конвергенции двух факторов (Штерн) психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Другой подход к решению вопроса о причинах развития с позиции влияния двух факторов сформировался в рамках психоанализа. Развитие рассматривается как результат конфронтации двух факторов – биологического (принципа стремления к удовольствию) и социального (принципа реальности). Отечественный психолог Выготский выдвинул идею, что в развитии ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию).

Биологизаторский фактор включает в себя наследственность. Отечественные психологи считают, что наследуются два момента – темперамент и задатки способностей.

Следующий фактор – среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно – через традиционные в данной природной зоне трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На развитие ребенка посредственное влияние оказывает социальныая среда (общество, культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, ближайшее окружение) в связи с чем фактор среды часто называют социальным

Современные представления о соотношениии социального и биологического, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития». Когда ВПФ формируется в процессе обучения, совместной деятельности со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». После того как эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем», их можно будет продиагностировать. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими заданиями, определяется актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности – помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение по В. ведет за собой развитие.

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития.

Первая группа – периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. (С.Холл)

Вторая группа (по Л.С.Выготскому моносимптоматические) – периодизации, которые основаны на каком-либо одном отдельно взятом признаке развития (Блонский П.П (появление и смена зубов); периодизация психосексуального развития З.Фрейда; Ж. Пиаже в основе лежит развитие интеллектуальных структур и т. п.).

В третью группу включает в себя периодизацию, связанную с выделением существенных особенностей самого психического развития (Э.Эриксон)

Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические периоды. Линию В. продолжили А.Н.Леонтьев и Д.Б.Эльконин. их позиция в вопросах периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

5. несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основание бралисть хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, в то время как основания для периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

6. периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

7. при рассмотрении источников развития психики каждый период следует связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельности)

8. целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые возникают в нем впервые – новообразования.

Каждый психологический возраст можно рассматривать на основе следующих критериев:

  1. социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в общество. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит;
  2. основной (ведущий) тип деятельности в этот период;
  3. основные новообразования возраста: важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут ее к «взрыву» - кризису;
  4. кризисы – переломные точки, отделяющие один возраст от другого.

Закономерности развития: критический или сензитивный период, гетерохрония и асинхрония развития.

 

Вопрос 18. возрастно-психологические проблемы развития ребенка от рождения до школы. ЗПР в дошкольном возрасте, диагностика и коррекция.

Период новорожденности – до 1 месяца, младенчество – 1-12 мес.,раннего детства – 1-4 года, дошкольный период – 4-7 лет.

Сенсорная и эмоциональная психическая дипревация особенно в течение первого полугодья может привести к ЗПР, и моторного развития. Младенческий возраст заканчивается кризисом первого года жизни, обусловленный становлением ходьбы и речи. Характерно: акты протеста, оппозиции, противопоставление себя другим. Истерики, аффективно-респираторные судороги, припадки. Единство моторных и сенсорных функций, недостаточная дифференцированность аффектов и восприятия. Кризис 3-х лет: негативизм, строптивость, своеволие (обесценивание, принижение ценностей, деспотизм, ревность). Ущемление самостоятельности вызывает бунт. Кризис 7 лет: утрата детской непосредственности, манерничение, капризы в поведении (нелепость, вертлявость, клоунада), начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, логика чувств.

ЗПР. Внимание: неустойчивость, снижена концентрация, объем, избирательность, распределение, повышенная отвлекаемость. Ощущение и восприятие: нарушение взаимодействия ощущений приводит к нарушению формирования целостного образа предметов. Ограниченность знаний об окружающем мире, нарушение свойства предметности и структурности, страдает целостность восприятия, замедлен процесс переработки информации, пассивность восприятия. Память непроизвольная: недостатки в виду сниженной познавательной активности. Мышление: у большинства отсутствует к интеллектуальному усилию. Родовые понятия – носят плохо дифференцированный характер. Не владеют интеллектуальными операциями (анализ, синтез, сравнения) в полной мере, нужные к школьному обучению. Речь: бедный словарный запас, нарушение звукопроизношение, словотворчество не развито. Часто говорят: стулы, польты и т.д. Развитие личности, эмоциональной сферы: повышенная моторная активность, высокая отвлекаемость, низкая выносливость, нарушение настроение. Общение, ведущая деятельность: задержка в смене форм общения со взрослым и форм целостной деятельности. Ситуативно-деловые формы взаимодействия, ограниченные предметно-действенными операциями. Диагностика: 1) анкета на выявление детей группы риска (от 5-10 лет); 2) лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии (начало, эмоциональный настрой, поведение в начале, в процессе, после, наличие и реализация замысла, развитие мелкой моторики, особенности речевого развития.), заполняется карта лего-обследования.

Коррекция: система разработана для подготовке к школьному обучению детей с ЗПР 6-7 лет. 15 заданий разного содержания направленные на формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучения через развития основных психических процессов. Два раза в неделю по 30 минут. Подача материала в игровой форме. Блоки: 1) развитие двигательной, зрительной координации, моторики рук. 2) развитие внимание, зрительной памяти; 3) развитие восприятия; 4) мыслительные операции. Например: задание первое – продолжи узор; зад. второе – нарисуй точки как показано на рисунке (двигательная координация; 3) помоги Незнайке найти шляпу (лабиринт) – это развитие зрительно-двигательного восприятия; 6) найти отличие на картинке – внимание; 7) кто в каком домике живет, т.е. умение находить сенсорные эталоны по образцу.

ЗПР в дошк. возрасте, диагностика и коррекция. Характерные признаки ЗПР в дошкольном возрасте: нарушение внимания, двигательное беспокойство, нарушение. координации движений, нарушение восприятия, графомоторные нарушения невротические признаки, импульсивный, медленный темп работы Диагностика. Основным методом является комплексное, системное изучение ребенка разными специалистами и качественно-количественный анализ результатов изучения. В зависимости от характера диагностических задач используется тот или иной пакет методов, позволяющих выявить ту или иную степень своеобразия в развитии ребенка Необходимо проведение массовых скрининговых срезов, которые выявляют детей группы риска по интеллектуальным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Для этой цели применяются анкеты для предварительной оценки основных параметров психосоциального развития детей. Диагностика обучаемости (уровня актуального развития + собственно обучение + результат обучения). Диагностика разных форм мышления Коррекция. Работа с родителями – коррекция неправильных стилей воспитания, развитие двигательной координации, мелкой моторики рук, развитие внимания, развитие зрительной памяти, развитие восприятия (цвет, форма, величина), развитие умений сравнивать и обобщать. Уделять внимание ведущей деятельности – игровая, конструирование, рисование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...